Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рейтинг лучших производителей газового оборудования на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В баллоны закачивается топливный газ — пропан-бутан или метан. Большинство легковых машин в России ездят именно на пропан-бутановой смеси, которая получается при переработке нефти. Хранится газ в специальных баллонах в сжиженном состоянии под давлением 1,2-1,6 мПа (12-16 атмосфер). Обычно баллон устанавливают за сиденьями или в нише для запасного колеса.
Все узлы газового оборудования подбираются к каждому автомобилю индивидуально. Главный элемент такой установки — газовый баллон. Обычного его объем не уступает бензиновому баку в машине. Чаще всего баллоны устанавливают в нишу для хранения запасного колеса. Остальные узлы ГБО подбирают в зависимости от мощности двигателя. По такому принципу, например, устанавливают редуктор, газовые магистрали и мультиклапан.
При этом специалисты настоятельно рекомендуют приобретать для установки на машину все узлы и детали ГБО от одного производителя. Проводить установку рекомендуют в профильных сервисах, зарегистрированных в налоговых органах. Также нелишним будет узнать, есть ли у них необходимые сертификаты и другие бумаги, которые могут понадобиться в дальнейшем при регистрации в ГИБДД.
Впрочем, некоторые водители решаются на самостоятельную установку оборудования или отправляются к гаражным умельцам. Однако в этих случаях гарантий безопасности и качества никто не даст.
Что собой представляет ГБО на автомобили
Под аббревиатурой скрывается газобаллонное оборудование, устанавливается на легковые машины. Подобная система позволяет использовать альтернативное топливо.Переключаться с бензина на газовый источник энергии несложно прямо во время движения, а скорость и динамика автомобиля не теряется.
Важный элемент оборудования – баллон. Емкости бывают композитные, металло-композитные или цельнометаллические. Внутри находится топливо – природный газ метан или пропанобутановая нефтяная смесь.
Установки практически одинаковые, но различаются баллонами:
- метановые цилиндрические, больше весят и толще, поскольку газ в них находится под высоким 200-атмосферным давлением;
- в емкостях для пропана сжиженная форма топлива, дающая всего 15 атм.
Преимущества и недостатки
К положительным свойствам газового оборудования 1 поколения относят:
- простота конструкции;
- сравнительно дешевые компоненты;
- небольшое количество электронных составляющих;
- возможность установки своими силами;
- возможность применения на простейших инжекторных ДВС.
Недостатками газовой установки 1 поколения считают:
- отсутствие возможности автоматического переключения между газом и бензином;
- провалы в работе ДВС в отдельных случаях;
- снижение мощности и скоростных характеристик автомобиля;
- несоответствие нынешним требованиям безопасности.
Основной алгоритм работы ГБО 1 поколения на карбюраторном автомобиле такой:
- Кнопка-переключатель находится в положении «Бензин» при этом на кнопке светится соответствующий индикатор.
- Бензин от бензонасоса, через открытый бензиновый электро клапан, поступает в поплавковую камеру карбюратора.
- Электро клапан газа закрыт.
- Автомобиль заводится в привычном для него, так сказать, штатном режиме на родном топливе.
- По мере прогрева двигателя (обычно при достижении охлаждающей жидкостью температуры в 40 градусов Цельсия), водитель переводит переключатель топлива в нейтральное положение при котором оба электро клапана (бензиновый и газовый) закрыты.
- В это время двигатель вырабатывает остатки бензина в поплавковой камере. Далее когда только двигатель выработает все топливо из поплавковой камеры и попытается заглохнуть водитель переводит переключатель вида топлива в положение «ГАЗ» и двигатель начинает работать на пропан-бутане.
Применение поколений по типу двигателя
Модификация топливной системы бензинового двигателя прошла три важных этапа. На каждом этапе конструкторы улучшали процесс подачи топлива в камеры сгорания цилиндров. Долгие годы использовалась карбюраторная система, основанная на механическом управлении подачи бензина в двигатель. На старые карбюраторные двигатели ставятся газовые установки с первого по третье поколение.
Развитие моторостроения выявило недостатки карбюраторной подачи топлива, поскольку невозможно было достичь желаемых параметров мощности. Для модернизации карбюраторной топливной системы инженеры разработали инжекторный распределительный механизм, что позволило увеличить мощность двигателя и получить экономию бензина за счет электронного управления подачей топлива. Газовое оборудование пришлось переработать, добавив электронные блоки управления. На инжекторные двигатели устанавливаются системы со второго по четвертое поколения.
Помимо распределенного впрыска в инжекторах используется непосредственный впрыск топлива в камеры сгорания. Такой подход в подаче топлива позволяет повысить экономичность расхода и мощность двигателя. Использование непосредственного впрыска топлива вызвало очередную волну перестройки питания газового оборудования. С такими двигателями используется шестое поколение ГБО.
Недостатки газобаллонного оборудования
- Система требует обслуживания, слива конденсата и проверки фильтра.
- ГБО отнимает полезное в автомобиле место.
- Бензин все равно надо будет заливать, прогрев двигателя рекомендуется производить на бензине.
- Заправочных станций меньше.
- Необходимо периодически проверять герметичность системы.
- На высоких оборотах двигатель на газе будет перегреваться, да и экономии никакой не будет.
-
Нарушения требований установки или неисправность автомобиля может привести к возгоранию. Но это касается тех автомобилей, на которых ездить уже просто опасно.
- Если газ установлен на карбюратор, то нужна будет регулировка.
Эволюция поколений ГБО для автомобилей
Некоторые автолюбители ошибочно считают, что существует газовое оборудование, например, поколения «Евро-3» или «Евро-4». Но это не правильно. Такого понятия, как «ГБО Евро-4», нет.
«Евро-3», «Евро-4», «Евро-5» – это нормы токсичности выхлопных газов в Европе, и они не имеют никакого отношения к эволюции поколений автомобильного газобаллонного оборудования. На сегодняшний день существует шесть поколений газового оборудования для установки на автомобили.
ГБО 1-го поколения
Газовое оборудование первого поколения было самым примитивным по своему устройству. Оно устанавливалось на автомобили с карбюраторными двигателями, и на инжекторные моторы с подачей газа через впускной коллектор.
Дозировка газа в ГБО первого поколения производилась через регистр мощности (грубо говоря, через краник подачи), который был установлен на шланге, идущем к смесителю на впускном коллекторе.
История использования газа как топлива в автомобилях, начинается вместе с историей создания самого автомобиля. В те далекие времена не было бензина и дизельного топлива. Первые двигатели работали на осветительном газе или вырабатывали газ для двигателя в установленных газогенераторах, вырабатывавших газ, из дров.
Первые газобаллонные системы, в СССР начали устанавливать еще в 30-е годы прошлого века. В настоящее время устанавливается газобаллонное оборудование с первого до шестого поколения. Хотя точной классификации по поколениям нет и отличия ГБО 1 и 2 поколения незначительны. Устанавливается такое оборудование на все карбюраторные моторы. Монтируется газовое оборудование первого поколения и на инжектор и двигатели с центральным впрыском.
Газовое оборудование 1 поколения активно используется. По дорогам страны разъезжает много автомобилей, более 30% их них карбюраторные и почти все они работают на газе. Выпуск автомобилей с карбюраторным двигателем, прекращен чуть более 10 лет назад.
Характеристики третьего поколения
Данная система известна индивидуальной подачей газа, к каждому отдельному цилиндру, с помощью специального дозирующего устройства. Обычно это газовый инжектор. Порция газа имеет одноуровневое управление, за это отвечают специальные электронные блоки. Механические форсунки способствуют подаче газа во впускной коллектор. Открытие системы происходит за счёт избыточного давления в общей магистрали у ГБО 3 поколения.
Топливные карты, вычислительные мощности в третьем поколении практически не используются. Работа осуществляется в так называемом «параллельном» режиме. То есть, система организует создание собственных карт.
Третье поколение ГБО отличаются невысокой скоростью реакции на любые регулировки, связанные со смесью.Это связано с тем, как работает шаговый дозатор-распределитель.
Спрос на газовые системы 3 поколения упал, как только появились экологические стандарты нового поколения. Устанавливаются такие варианты на инжекторные автомобили. Но есть отличия от стандартных вариантов – вместо бензоклапана, отсекающего подачу бензина, используют так называемые «эмуляторы форсунок». Эмулятор имитирует работу форсунок, когда организуется подача газа. Это защищает штатный компьютер от перехода в аварийный режим. Эмулятор лямбда-зонда устанавливается в связи с этой же причиной.
Для оформления надо устанавливать газобаллонную систему у сертифицированных специалистов.
- После установки выдадут заключение и копии сертификатов на ГБО.
- Надо пройти ТО на безопасность и взять диагностическую карту.
- Собрать пакет требуемых документов и предоставить их в ГИБДД, чтобы получить свидетельство соответствия внесенным изменениям. Без него регистрация ГБО в Госавтоинспекции невозможна.
- Официально оформить установку газа на ТС нужно в течение 10 суток.
Перерегистрация ничем не отличается от обычной процедуры, просто в заявлении указывается, что вносятся изменения из-за переоборудования конструкции.
Стоимость оформления складывается из нескольких статей расходов:
- затрат на предварительную проверку;
- стоимости монтажа ГБО и сертификатов, диагностических карт и пр.;
- оплаты техосмотра после установки;
- госпошлинного сбора за переоформление документов в ГИБДД.
Рейтинг лучших производителей газового оборудования (ГБО)
Номинация | место | производитель | рейтинг |
Рейтинг лучших производителей газового оборудования (ГБО) | 1 | Lovato | 5.0 |
2 | BRC | 4.9 | |
3 | ALPHA | 4.8 | |
4 | Prins | 4.7 | |
5 | STAG | 4.6 | |
6 | OMVL | 4.5 | |
7 | AEB | 4.4 | |
8 | Tomasetto | 4.3 | |
9 | Atiker | 4.2 | |
10 | Digitroni | 4.1 | |
11 | SEC | 4.0 | |
12 | ZENIT | 3.9 | |
13 | Tamoha | 3.8 |
Лада 2106 Адам › Бортжурнал › Оптимизация ГБО 1-го поколения. Часть 1 (теоретическая).
Данная запись будет полезна тем, кто эксплуатирует ГБО 1-го поколения, желает приобрести такое, или просто интересуется газотопливными системами. Часто автомобили, оснащённые указанными ГБО, ругают за плохие динамические показатели. Вызвано это, по моему, не худыми свойствами пропан-бутана как топлива, но примитивностью указанных систем питания (особенно первого поколения). Действительно, представьте, как бы работал бензиновый карбюратор, лишенный всех систем (экономайзеров, эконостатов, ускорительных насосов, переходных систем) всех, кроме главной дозирующей (даже без системы холостого хода). Машина с таким карбом была бы крайне вялой и неудобной в управлении. Как ни странно, газовая система питания 1-го поколения работает именно так. То есть машина просто «курит» газ через единственную трубку (или две трубки). Это не есть та ситуация, когда простота является достоинством. Вообще, это упрощение делалось производителями систем ГБО осознанно, дабы ими можно было оснастить максимальный спектр модельного ряда различных автопроизводителей. Один из таких недостатков простых ГБО и методику его устранения я и хочу с Вами обсудить. Как известно, многие из советских и российских автомобилей оснащаются двухкамерными карбюраторами. Соответственно газ в эти камеры подает различными способами, часто, с помощью особенной проставки (см. рис. 1) или врезок.
Рис. 1. Газовая проставка (фото не моё).
Распределяется газ между камерами с помощью обыкновенного тройника (см. рис. 2). Это тупо раздвоенная труба с регулируемыми ограничителями потока.
Рис 2. Газовый тройник (и это фото, к сожалению, тоже не моё).
И всё было бы хорошо, если бы обе камеры открывались синхронно, как на ГАЗ-53, и каждая камера «курила» бы газ с той же силой, что и соседка. Но, на автомобилях классического семейства ВАЗа применена иная схема — последовательное открывание камер (см. рис. 3). Из за этого, при работе, образуется конфуз следующего характера: когда открыта первая камера, но закрыта вторая, в первую поступает не только газ, но и воздух из второй, который свободно циркулируя (через тройник) из области с относительно более высоким давлением в область с более низкими, значительно обедняет смесь, приводя к перегреву мотора, слабой тяге и прочим нехорошим последствиям. В итоге машина «тупит» при резком нажатии на гашетку, а пневмопривод второй камеры не может открыть её вовремя в виду наличия подсоса воздуха опять же через тройник, что нарушает работу карба даже на бензине.
Рис. 3. Подсос воздуха из второй камеры в первую через тройник.
Водители и гаражные Кулибины в своей бесконечной коллективно-бессознательной мудрости выработали множество методов борьбы с этим явлением. Вот один из них: оснастить ветку, подающую газ во вторую камеру, обратным клапаном от вакуумного усилителя тормозов ВАЗ 2108 (см. рис. 4). Это клапан не даст воздуху из второй камеры течь обратно и обеднять смесь в первой. Откроется он только тогда, когда дроссельная заслонка во второй камере распахнётся и разрежение начнёт вовсю полноту своей мощи «курить» газ в правильном направлении (см. рис. 4 доп.).
Рис. 4. Устранение указанного недостатка с помощью обратного клапана от вакуумного усилителя тормозов ВАЗ 2108.
Рис. 4. доп. Работа системы в тот момент, когда заслонка второй камеры распахнута.
В ларьке на рынке, где продавали эти клапаны, мне предложили купить оптом сразу два, после чего, мне пришла в голову идея оснастить и подающую ветку первой камеры своим клапаном, что позволит отсечь ударную волну при непредвиденном хлопке в карбюраторе и, тем самым, сберечь мембраны редуктора. Выглядеть это должно так (см. рис. 5),
Рис. 5. Добавление второго клапана на первую камеру.
а работать так (см. рис 6).
Рис. 6. Работа системы при взрыве газа (хлопке).
Почему стоит установить газобаллонное оборудование
- Цена на газ существенно ниже и не так резко меняется от ситуаций на мировом экономическом рынке.
- Пропан, бутан и метан чище бензина.
- Газ практически полностью сгорает и не оставляет после себя вредных выбросов.
- Октановое число газа выше, детонация при его использовании не возникает, нагрузка на мотор меньше.
- При полной заправке топливных баков машина сможет проехать на 200-500 километров больше.
После установки ГБО машина сможет проехать на 200-500 километров больше
- Мощность двигателя повысится.
- Конструкция автомобиля не изменится. Вес увеличится незначительно, развесовка не поменяется.
- Газовое оборудование можно поставить на любой двигатель, даже оснащенный турбиной. Инжектор или карбюратор, все равно.
- Установка газовой системы не скажется на безопасности машины.
- ГБО очень надежно и ломаться там нечему.
- Не сокращает ресурс двигателя.
На какие модели стоит поставить ГБО
Если приводить лучшие машины для установки ГБО, этот список будет большим. В частности, газобаллонную аппаратуру можно ставить на все автомобили с обычными двигателями (кроме тех, на которые нельзя устанавливать систему). В эту категорию входят как отечественные автомобили, так и продукт зарубежного автопрома.
Если говорить о машинах, которые пригнаны с Америки, почти на все можно ставить ГБО. При этом больше всего для этого подходят следующие модели:
- Форд Фьюжин;
- Тойота Камри;
- Хонда Сивик;
- Фольксваген Джетта;
- Хендай Элантра;
- Киа Оптима Гибрид;
- Джип Чероки;
- Ниссан Рогу;
- Митсубиси Аутлендер;
- Хендай Туссан.
При желании можно обратиться на СТО, которая занимается установкой газобаллонной аппаратуры и уточнить, можно ли ставить ГБО на машину или нет. Если этого нельзя сделать, они обязательно скажут.
Теперь вы знаете, на какие авто можно и нельзя ставить ГБО. В комментариях поделитесь своим опытом и рекомендациями в отношении монтажа системы.
Ничего не понял. А в чем тогда реальная выгода?
Вероятно ту возник разумный вопрос, возможно в разных формах, но сводится он к одному и тому же: а начерта же тогда это всё надо?
- Если у вас Газель для работы, то вкладывать в нее 110-120 тысяч только для перехода на пропан — идея очень сомнительная. Скорее всего ваша бывалая Газель сама стоит каких-то соизмеримых денег. Ради мифических 5л.с выгоды по сравнению с 4ым поколением? Да ладно, уж лучше тогда за 250 тысяч сунуть туда двигатель от «крузака», поставить обычное ГБО 4го поколения — на выходе будет реально машина зверь (так делают, и даже регистрируют двигатели). До кучи еще можно будет на крышу поставить спалку, т.к. выходить и такого авто вообще не захочется, даже за ночь. Ну или за те же деньги поставить метан, если есть доступные заправки на маршрутах.
- Если же у вас уже какой-нить мощный джип с объемом двигателя выше среднего, то опять же — при установке ГБО 4го поколения самой бюджетной версии, с подходящим редуктором и форсунками — вы просто не почувствуете потерю мощности, ее можно будет замерить только на специальных стендах. Реально если кто-то за вас будет переключать кнопку газ\бензин то вы сами не поймете на каком топливе едите.
Кто вообще тогда придумал это 5ое поколение и зачем оно кому-то понадобилось? И у нас для вас есть ответ! Следите за руками.
Чтобы понять в чем дело, надо вспомнить в каких странах это самое ГБО 5го поколения разрабатывается и производится. И какие там цены на бензин, газ и ну и до кучи сравним всё это с нашими российскими ценами(цены на начало 2021года):
- Италия (родина BRС, Lovato) Бензин: 1.53Euro (137 рублей) Газ: 0.62Euro (55 рублей)
- Нидерланды (родина Vialle) Бензин: 1.78Euro (160 рублей) Газ: 0.88Euro (79 рублей)
- Россия(тут родились мы) Бензин: 0.54Euro (49 рублей) Газ: 0.30Eoro (27 рублей)