Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профстандарт руководитель образовательной организации 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Хотя профстандарты и становятся обязательными с 1 июля 2016 года, к профессиональному стандарту руководителя образовательной организации это пока не относится. Проект документа, разработанный еще в 2013 году, пока не принят и не имеет обязательного статуса, хотя первоначально его, как и все остальные, относящиеся к работникам образования, планировалось ввести в действие еще в 2015 году. Однако после консультации с организациями работников образования было решено сначала провести апробацию стандартов в реальной практике школ и других учебных заведений.
Когда будет принят профстандарт руководителя образовательной организации?
Связана такая отсрочка в основном с тем, что образовательная деятельность, как и руководство ею, очень сильно отличается от бизнес-процессов, происходящих в обычных организациях. К тому же компетенция руководителей образовательных организаций весьма различается в зависимости от типа такой организации: сложно сравнивать между собой заведующего муниципальным детским садом и ректора государственного университета, хотя и тот и другой руководят образовательным учреждением.
С учетом информации, которая была получена в ходе апробаций, проведенных обсуждений и изучения мнений педагогов-практиков, производилась доработка профстандарта. Окончательное принятие его приказом Минтруда РФ ожидается во второй половине 2016 года. Введения же документа в действие как обязательного к применению следует ждать, скорее всего, с января 2017 года — вместе с другими профстандартами, разработанными для работников педагогической сферы.
Требования к педагогу в профстандарте
Чтобы быть педагогом, необходимо соответствовать определенному уровню требований по квалификации и иметь нужную подготовку. Ориентир указан в профессиональном стандарте. Инструкция описывает требования в виде функций, которые связаны с возрастом учеников, самим предметом и общей картиной воспитательной системы.
Педагогический работник обязан обладать компетенциями в разных сферах: обучения, воспитания, саморазвития. В обязанности педагогического работника входит:
- безупречное владение своим предметом;
- применение в преподавании самых передовых методик;
- показывать достойный пример подрастающему поколению;
- умение рассказывать о пользе самообразования;
- объяснять о необходимости саморазвития как неотъемлемой части образовательного процесса.
Как пример можно привести специальность педагога-психолога. Он должен обладать знаниями в области базовых приемов психодиагностики, обязан понимать, как с возрастом меняется мировоззрение и жизненные принципы. Помощь педагога-психолога заключается в поддержке при «вливании» в сложившийся коллектив.
Учитель начальных классов помогает детям дошкольного возраста плавно перейти к «взрослой жизни». На него возлагается ответственность за организацию учебного процесса после игровой паузы. Также учитель должен уметь наладить контакт с родителями, создать доверительный образ педагога, иметь компетенцию внятно объяснять учебный материал.
Пошаговое внедрение профессионального стандарта педагога
Администрация учебного заведения имеет право на внедрение профстандарта для своих сотрудников. Специального алгоритма в нормативных актах не прописано, поэтому руководство может действовать на свое усмотрение.
Примерный пошаговый план действий по внедрению профстандарта для педагогов:
Шаг 1. Для того чтобы применить в учебном заведении новые стандарты, необходимо создать рабочую группу или комиссию по этому вопросу.
Шаг 2. Необходимо четко определить перечень стандартов, которых будут придерживаться в заведении и неукоснительно их исполнять. В процессе составления списка очень важно сверить штатное расписание, указать все должности, которые в нем отображаются. Итоги проведения этого этапа нужно зафиксировать в отчете, который составляет и подписывает комиссия.
Шаг 3. На данном этапе следует подробное изучение документооборота в организации: исследуются трудовые договора и локальные нормативные акты. Документы приводят в соответствие требованиям профстандартов. Если нужно, то в соглашения с педагогами вносятся необходимые коррективы.
Шаг 4. В этот период происходит проверка уровня подготовки педагогов. Их квалификация должна соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Когда все этапы проверки будут пройдены, комиссия по результатам должна будет составить акт. Подробный отчет предоставляется руководству учебного заведения.
Важно! Законодательная база в сфере образования не имеет никакого основания для увольнения педагога, чьи трудовые навыки не соответствуют установленным профстандартам. Максимум, на что способен работодатель в этой ситуации, это сообщить сотруднику о сложившейся ситуации.
Все действия по повышению стандартов обучения должны быть максимально прозрачными и понятными для всех участников образовательного процесса: учителей, детей, родителей, профсоюза, администрации.
Преимущества для пользователей клиентов
- Формирование/подтверждение собственной позиции по практическим вопросам на основе самостоятельно найденной в КонсультантПлюс информации с обоснованием судебной практикой и финансовыми консультациями для принятия решений, обсуждения с сотрудниками, планирования и контроля выполнения стратегических решений;
- В решающий момент системы и сервис не подведут: нужная информация будет найдена оперативно;
- Минимизация рисков – работа с системой позволяет избежать ошибок и штрафов, грамотно подготовиться сотрудникам к сдаче отчетности и обоснованию финансовых предложений;
- Знание изменений в нормативных актах, особенностей бухгалтерского учета и налогообложения, применения льгот и использование с выгодой для компании, в том числе при стратегическом планировании;
- Обеспечение конфиденциальности информации о бизнесе;
- Экономия затрат и времени на информационно-правовое обслуживание
Комментарии к должности
Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция заместителя руководителя образовательного учреждения, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).
При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.
Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).
В новом стандарте профессии, который описали в Минтруде РФ, речь идет не о единоличном гендиректоре, а о члене коллегиального органа управления юрлица: совета директоров, наблюдательного совета или ревизионной комиссии.
Должностная инструкция зам.директора по УВР
195.3 ТК РФ тот или иной профстандарт является обязательным только в том случае, когда о необходимости его соблюдения сказано в определенном законе. Например, профстандарт «Бухгалтер» обязателен, так как его соблюдать требует Закон о бухучете.
Что же касается руководителей компании, то ни ГК РФ, ни Законы об ООО и АО не содержат положений, которые бы говорили о необходимости соответствия директоров обществ профстандарту.
Поэтому разработанный Минтрудом документ носит рекомендательный характер для руководства организаций. Каждая компания вправе самостоятельно решать, использовать ли его для описания трудовых обязанностей того или иного директора в своих локальных актах.
Требования к руководителю и его правовой статус
Основные требования, которым должен отвечать руководитель, следующие:
- Иметь высшее образование.
- Проходить по утвержденному графику профессиональную подготовку.
- Осуществлять прохождение дополнительного обучения по утвержденным на федеральном уровне профессиональным программам подготовки. Периодичность таких действий устанавливается минимально возможной раз в три года (не реже).
- При руководстве высшим учебным заведением иметь определенную ученую степень и звание.
- Не иметь ограничений по праву заниматься педагогической деятельностью.
- Иметь предварительный опыт работы на должностях, связанных с педагогикой или относящихся к руководящим.
Последствия от несоответствия
В связи с тем, что принятый и на данный момент действующий стандарт носит обязательный характер, необходимо отметить последствия, которые могут иметь место по причине несоответствия сотрудника, занимающего должность руководителя, отраженным в документе нормам и требованиям:
- Трудовым кодексом не предусмотрено наличие несоответствий стандарту для их рассмотрения в качестве оснований для расторжения заключенного трудового договора.
- В том случае если руководитель учреждения не имеет достаточный уровень допустимой для конкретной организации квалификации, он может быть уволен. Для того чтобы работающего руководителя оставить на должности, имеется возможность прохождения определенной аттестации.
- При наличии факторов, которые свидетельствуют о несоответствии руководителя занимаемой должности, сотруднику могут предложить переход на другую должность.
Мастер-класс в рамках данного профессионального стандарта представлен ниже.
Профстандарт руководителя образовательного учреждения 2021
Должностные обязанности. Организует текущее и перспективное планирование деятельности образовательного учреждения. Координирует работу преподавателей, воспитателей, мастеров производственного обучения, других педагогических и иных работников, а также разработку учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности образовательного учреждения. Обеспечивает использование и совершенствование методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных. Осуществляет контроль за качеством образовательного (учебно-воспитательного) процесса, объективностью оценки результатов образовательной деятельности обучающихся, работой кружков и факультативов, обеспечением уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований. Организует работу по подготовке и проведению экзаменов. Координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики. Организует просветительскую работу для родителей (лиц, их заменяющих). Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Организует учебно-воспитательную, методическую, культурно-массовую, внеклассную работу. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся, воспитанников.
Основные требования, которым должен отвечать руководитель, следующие:
- Иметь высшее образование.
- Проходить по утвержденному графику профессиональную подготовку.
- Осуществлять прохождение дополнительного обучения по утвержденным на федеральном уровне профессиональным программам подготовки. Периодичность таких действий устанавливается минимально возможной раз в три года (не реже).
- При руководстве высшим учебным заведением иметь определенную ученую степень и звание.
- Не иметь ограничений по праву заниматься педагогической деятельностью.
- Иметь предварительный опыт работы на должностях, связанных с педагогикой или относящихся к руководящим.
В зависимости от того, в какой организации будет выполнять свои обязанности руководитель, требования к сотрудникам могут несколько отличаться. В частности, отдельно выделяются различные категории учреждений:
- дошкольное образование (детские садики);
- начальное, среднее и основное общее, общее среднее (школы);
- профессиональное;
- бакалавриат и специалитет;
- магистратура;
- подготовка специалистов высших квалификаций;
- обучение проф. характера;
- дополнительное для граждан любого возраста.
В положении о профессиональном стандарте указываются также возможные наименования должностей, которые могут занимать руководители:
- ректор;
- директор;
- заведующий;
- начальник.
Трудовое законодательство предусматривает 2 случая, в которых профессиональный стандарт зама должен применяться в обязательном порядке:
- Если это прямо предусмотрено законом.
- Если с трудовой деятельностью данного работника связаны установленные государством льготы, либо, напротив, ограничения.
Если в качестве примера рассмотреть должность заместителя директора школы или другого образовательного учреждения, актуальными будут оба пункта. Во-первых, законодательство об образовании прямо предусматривает для работников таких учреждений использование профессиональных стандартов. Во-вторых, работа в системе образования предполагает как предоставление льгот (например, в виде увеличенного отпуска и возможности более раннего выхода на пенсию), так и наложение ограничений (в сфере образования не может работать человек, имеющий судимость по ряду статей УК РФ). Это означает, что заместитель директора школы непременно должен соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов.
Стандарт включает подробное описание выполняемых функций, что предписываются руководителю в зависимости от того, в каком именно учреждении он осуществляет свою трудовую деятельность. В целом функции сводятся к осуществлению общим руководством обеспечения развития учреждения.
Также руководитель наделяется полномочиями приема на работу и увольнения, имеет право подписи и утверждения всех внутренних документов и приказов.
Также функциями, выполнение которых требуется от руководителя организации, являются:
- Осуществление прямого руководства организацией.
- Принятие мер в пределах своей компетенции для обеспечения развития образовательного учреждения.
- Управление ресурсами, которые входят в состав учреждения.
- Представление интересов конкретного учреждения, руководителем которой является работник.
- При необходимости решение вопросов с представителями власти, а также учреждениями за пределами РФ, если идет речь о международном сотрудничестве.
- Осуществление функций по обеспечению проведения исследований научного характера за исключением школ и детских садов.
Какие профстандарты примут в 2021 году?
Основной законодательный акт по профстандартам был принят в 2015 году. Им является Федеральный закон ФЗ-122, который дополнил трудовое и образовательное законодательство положениями о действии должностных стандартов. Так, в Трудовом кодексе появились статьи 195.2 и 195.3, в которых документировались процедуры их написания и использования нанимателями. Также были внесены соответствующие изменения в ФЗ об образовании.
Другими важными нормативными актами являются Постановления Правительства №23 и 584. Первое из них было принято в 2013 году и посвящено порядку одобрения профстандартов, а Постановление №584 регулировало аспекты их действия в государственных организациях.
Практические аспекты использования профстандартов в делопроизводстве и области управления персоналом были разобраны в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253 и Приложении к письму Общероссийского Профсоюза образования №122.
Профстандарты носят обязательный характер?
Они используются в обязательном порядке, если:
- Должности, для которых они составляются, обладают нормативно установленными требованиями по квалификации (статья 195.3 ТК).
- Для специалистов актуальным законодательством установлены ограничения или права на льготы и компенсации (статья 57 ТК).
- В качестве нанимателя выступает бюджетное учреждение или организация из частного сектора, более 50% которой находится в государственной собственности (Постановление Правительства РФ №584).
За исключением этих ситуаций использование должностных стандартов происходит в добровольном формате.
Зачем компаниям добровольно переходить на систему профстандартов?
Для них открывается ряд возможностей в области управления персоналом:
- Появляется документарная основа для создания показателей KPI.
- Улучшается качество трудовой документации.
- Готовится база требований для аттестации сотрудников.
- Появляется возможность формально оценить трудовую нагрузку работников.
Все перечисленные возможности реализуются с минимальными юридическими рисками, поскольку опираются на продвигаемые Минтрудом должностные стандарты.
Как корректно перевести документацию работодателя на профстандарты?
Обычно такой переход состоит из нескольких этапов:
- Публикация директором приказа о переходе на систему профстандартов.
- Создание регламента, описывающего ключевые аспекты перехода: затрагиваемые позиции, нужные документы и т.д.
- Выполнение анализа аспектов управления персоналом: порядка подчинения, требований к квалификации и пр.
- Рассмотрение используемых в организации документов: инструкций, норм внутреннего распорядка, трудовых договоров.
- Корректировка этой документации на основе профстандартов с использованием сведений о деятельности персонала.
После получения обновлённой документации менеджмент может приступать к мероприятиям по совершенствованию управления персоналом.
Если критерии профстандарта требуют повышения уровня сотрудника, например, директора школы, то кто должен оплачивать его дополнительное образование?
Действующее законодательство не устанавливает требований в этой области. Предполагается, что порядок и форма оплаты будут оговариваться в индивидуальном порядке между сотрудником и его нанимателем. Нужно подчеркнуть, что сотрудник не может быть уволен с работы за его отказ оплачивать дополнительное обучение.
- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления;
- образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
- Определить трудовой функционал работника.
- Разработать ФГОСы для профессионального образования.
- Создать программы профессионального обучения.
- Провести независимую оценку квалификации.
— Это важный пункт, призванный создать доверительные отношения сферы труда и профессионального образования, — прокомментировал Блинов. — Сейчас такого взаимодействия нет. Расхожая фраза — «забудьте всё, чему учили в школе (университете)» перешла на уровень законодательных актов. Работодатели сами хотят проверять квалификацию работников.
Больше всего вопросов у участников вебинара вызвали 2 аспекта: уровень образования, необходимый педагогам при введении профстандартов, и перенос даты введения профстандарта для педагогов.
Профстандарт заместитель директора
директора?В каких профессиональных стандартах упоминается должность заместителя директора?Существует ли профстандарт заместителя директора по общим вопросам?Структура профстандартов для заместителейВ каких случаях обязательно использование профессиональных стандартов для заместителей директоров?Профстандарты директораХарактеристика профессиональных стандартовОсобенности профстандарта заместителя директораОсобенности профстандарта директора по персоналуОсобенности профстандарта генерального директораПрофессиональные характеристики для заместителей руководителяНормативная базаДля чего нужны профстандарты?Сфера применения и обязательность использованияТрудовые обязанностиТребования к соответствию сотрудниковПовышение квалификации и аттестацияОтветственность
Профессиональный стандарт заместителя директора по учебной работе
Исходя из пожеланий чиновников, в трудовой функционал руководителя колледжа вошла задача развития профессиональной образовательной организации. – Что в первую очередь хочется от руководства профессиональной образовательной организации, так это видеть перспективу – выстраивать планы развития, стратегии развития и так далее, – пояснил Владимир Блинов.
Руководители ПОО обладают седьмым уровнем квалификации, и выполнение всех трудовых функций требует этого уровня квалификации. Всех, кроме одной – трудовая функция «Управление ресурсами ПОО», которая относится к шестому уровню квалификации. Блинов отметил, что речь идёт об управлении, а не конкретно о директоре, поэтому весь этот набор функций ориентирован не только на первое лицо образовательной организации.
Отсюда в управлении ресурсами снижается уровень квалификации, так как распоряжаться ресурсами могут также заместители директора и бухгалтеры.
Что такое профстандарт педагога
Работа с детьми в образовательных и дошкольных учреждениях требует от специалистов определенных знаний и навыков. С 2016 года они закрепляются в специальном нормативном акте.
Профстандарт педагога представляет собой документ, в котором перечислены все требования, которым должен отвечать современный учитель, чтобы продолжать заниматься своей деятельностью. Также на него опираются при переаттестации для присвоения следующей квалификационной категории, при расчете заработной платы и при формировании должностных инструкций.
Требования нового профстандарта к педагогу школы
Согласно утвержденным изменениям, учителям будут присваиваться либо пятый, либо шестой квалификационный уровень. Соответственно, А, В и С. Предпоследний — для обучающих начальные классы, последний — средние и старшие.
Новшества профстандарта, связанные с цифровизацией
Жизнь не стоит на месте, поэтому процесс обучения также подлежит пересмотру. В соответствии с новым приказом о профстандарте педагога каждый школьный преподаватель обязан уметь применять цифровые технологии в рамках занятий.
Профстандарт руководителя образовательного учреждения 2021
- Пожарная безопасность в школе
- Инструктажи по ПБ в школе
- Видео пожарной безопасности
- Перечень инструкций по ПБ
- Должностные инструкции для пришкольного лагеря
- Инструкции по охране труда для пришкольного лагеря
- Инструкции школьного лагеря
- Инструкции для детей лагеря
- Инструктажи для детей
- Положения ДОУ
- Документация по коронавирусу
- Журналы по охране труда
- Акты и протоколы по ОТ в ДОУ
- Нормативные документы ОТ
- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления;
- образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.