Неустойка по КАСКО — расчет и взыскание

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Неустойка по КАСКО — расчет и взыскание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При наступлении страхового случая по КАСКО водитель должен сообщить о нём в страховую компанию и передать пакет документов, предусмотренных условиями страхования. Страховщик обязан принять документы и направить транспортное средство на ремонт или выплатить владельцу денежную компенсацию. В обоих случаях страховая компания должна соблюдать сроки.

Досудебное урегулирование

Первое, что должен сделать владелец пострадавшего ТС при нарушении сроков исполнения обязательств, — написать заявление в страховую компанию на имя руководителя. В документе необходимо указать:

  • марку, модель и номер транспортного средства;
  • номер договора;
  • обстоятельства, предшествовавшие подаче заявления;
  • обязательства, которые нарушила страховая компания;
  • сроки исполнения обязательств, прописанные в договоре или предусмотренные законодательством;
  • дату обращения;
  • сумму страховой выплаты;
  • предложения по досудебному урегулированию — оплатить неустойку, компенсировать моральный вред и затраты на юридические услуги;
  • предложение исполнить обязательства по страховому случаю — произвести ремонт автомобиля или выплатить страховое возмещение;
  • предложение информировать о принятом решении по указанному адресу.

Но существуют случаи, когда отказ страховой компании в выплате по КАСКО поступает без всяких объяснений либо ответ вообще неизвестен. В таких ситуациях лучше предпринимать соответствующие меры, в частности:

  1. Нужно добиться письменного отказа в проведении платежа. Если владелец авто неправильно оформил документацию либо обратился не в ту организацию, то причина очевидна. Но когда страховщик нарушает условия договора стоит бороться за свои права.
  2. Проведение независимой экспертизы по факту полученного урона в результате страхового случая. Если объект был утрачен, например похищен, то потребуется подготовить доказательную базу, это могут быть материалы уголовного дела.
  3. Подготовить и предъявить в организацию, выдавшую полис, претензию в письменном виде. В ней необходимо изложить обстоятельства дела и свои требования. Обращение нужно направлять в количестве двух экземпляров, один из них возвращается с отметкой о регистрации сотрудника автостраховщика и входящей нумерацией. Срок подготовки ответного письма должен устанавливаться заявителем самостоятельно. В среднем он занимает от двух до трех недель. Если же он давно прошел, пора переходить к следующему этапу.
  4. Составить обращение в суд. Оно должно содержать обстоятельства дела и требования о выплате денежных сумм, включая:
  • Возмещение страхового обеспечения;
  • Выплата морального вреда;
  • Штрафные санкции;
  • Неустойку за несвоевременное выполнение обязательств.

Страховая отказала в выплате по КАСКО, что делать?

Если страховая отказала в выплате по КАСКО или же сумма возмещения значительно занижена, то не стоит пускать ситуацию на самотек. Важно действовать правильно и не упустить шанса оспорить решение страховщика в суде.

Правильно сориентировать клиента может юрист, который специализируется по страховым спорам. Услуги адвоката стоят денег, но они оказывают реальную помощь. Самостоятельно выступать против опытных юристов страховщика будет очень сложно.

Многие страховые компании при составлении страхового договора допускают грубые нарушения закона. Клиент, если даже и читает условия договора, то многое упускает и впоследствии договор подписан, никаких претензий предъявить нельзя. Оспорить некоторые пункты договора можно в суде, только в этом случае отказ в страховых выплатах будет признан неправомерным.

Водитель не вписан в полис

Отказ в выплате по КАСКО если человек не вписан в страховку однозначно необходимо оспаривать в суде, поскольку подобная мотивировка отказа незаконна.

Тот факт, что в момент наступления страхового случая водитель, управлявший поврежденным автомобилем, не включен в договор страхования (страховку), не освобождает страховую компанию от страховой выплаты.

Ни гражданский кодекс, ни иные законы не содержат подобного основания для отказа в страховой выплате, и на это четко указал Пленум Верховного суда РФ в п. 34 Постановления от 27.06.2013 № 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан».

И тем не менее, автовладелец может столкнуться с тем, что в договор страхования включен такой пункт, что безусловно должно быть оспорено в суде.

Таким образом, отказ в выплате по КАСКО, если человек не вписан в страховку, является незаконным.

Отказ в выплате по КАСКО если человек не вписан в страховку однозначно необходимо оспаривать в суде, поскольку подобная мотивировка отказа незаконна.

Тот факт, что в момент наступления страхового случая водитель, управлявший поврежденным автомобилем, не включен в договор страхования (страховку), не освобождает страховую компанию от страховой выплаты.

Ни гражданский кодекс, ни иные законы не содержат подобного основания для отказа в страховой выплате, и на это четко указал Пленум Верховного суда РФ в п. 34 Постановления от 27.06.2013 № 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан».

Изучив основные законы, становится ясно, что на основании Президиума Верховного Суда РФ, который был 30 января 2013 года установлено, что возмещение УТС по КАСКО относится к реальному ущербу. Поэтому клиент обязан получать средства с общей суммой компенсации, сразу после наступления аварийного случая.

Если же страховая произвела выплату без учета УТС, то она признается не полной. В таком случае автолюбитель имеет полное право обратиться в суд с претензией и получить недостающую часть компенсационной выплаты.

Если верить судебной практике, то для получения выплаты по утере товарной стоимости следует сначала воспользоваться услугами независимого эксперта. Для подачи претензии должен быть официальный документ, подтверждающий тот факт, что страховщик нарушил условия договора.

Оценщик обязан:

  • произвести оценку всех поврежденных деталей;
  • указать точную стоимость ремонтных работ;
  • проверить наличие скрытых повреждений и указать стоимость их восстановления;
  • вычислить разницу между стоимостью транспорта до наступления аварийного случая и после (УТС);
  • выдать официальное заключение, в котором будут указаны все параметры полной проверки.

После следует:

  • подготовить досудебную претензию и обратиться в офис страховой организации;
  • при получении отказа подготовить судебную претензию;
  • приложить отказ, экспертизу и обратиться в суд.

Говоря про неустойку, важно понимать, что ее компенсировать фирма обязана, если сроки выплаты или ремонта были нарушены. Также обратиться с таким требованием может автолюбитель при задержке сроков рассмотрения пакета предоставленных документов.

Размер неустойки:

  • В случае, когда страховщик не предоставляет письменный ответ, на досудебную претензию, размер пени может составить до 50% от размера страховой премии по КАСКО.
  • Если в судебном порядке вынесено решение, но организация отказывается перечислять средства, то дополнительно выставляется неустойка в размере 1/3 от размера ставки рефинансирования.

Многие страховые компании оснащены современной технической базой для проведения быстрой и качественной экспертизы. Это значительно упрощает процесс и экономит время.

Благодаря столь точной экспертизе, легко восстановить полную картину произошедшего. Компания получает все основания для страховой выплаты или отказа в ней. Существует несколько случаев, когда возмещение просто невозможно.

Страховщик имеет все законные основания отказать в выплате по КАСКО, если:

  • случай произошел, когда полис был не действителен (оказался просроченным или еще не вступил в действие);
  • за рулем автомобиля был человек, не имеющий на это право (водитель находился в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения или был лишен водительских прав);
  • вред автомобилю причинен намеренно его собственником;
  • повреждение машины наступило по причине военных конфликтов или радиационного заражения;
  • транспортное средство было изъято органами исполнительной власти;
  • автовладелец скрыл от страховщиков факт, что автомобиль арендуется другим лицом;
  • на машине производилась установка дополнительных деталей, не соответствующих договорным условиям;
  • пункты договора по условиям эксплуатация транспортного средства нарушались владельцем.

Список отказов, которые можно оспорить

Итак, рассмотрим примерный перечень отказов в выплате страховой суммы по КАСКО, которые страхователь может оспорить в судебном порядке:

  • Случай, когда в выплате страховой суммы было отказано по причине потери страхового договора, ключей от транспортного средства, необходимых документов и т.д.
  • Отказ, полученный по причине несвоевременного обращения в страховую компанию за выплатой возмещения.
  • Отказ, полученный из-за того, что в момент ДТП за рулем было лицо, не вписанное в полис.
  • Если страховщик не выплачивает положенные суммы по причине того, что было написано заявление об отсутствии претензий со стороны страхователя к третьим лицам, нанесшим ущерб автомобилю. Несомненно, данный отказ также можно оспорить в суде, однако не следует подписывать подобных документов, так как страховая организация имеет право истребовать компенсацию ущерба, нанесенного Вашей машине иным лицом.
  • Отказ, полученный из-за наличия ошибок в списке повреждений автомобиля и др.

Федеральные нормативные правовые акты

Гражданский кодекс РФ

  • глава 48 «Страхование» (ст. ст. 927 — 970)
  • ст. 15 «Возмещение убытков»
  • ст. 310 «Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательств»
  • ст. 395 «Ответственность за неисполнение денежного обязательства»
  • ст. 421 «Свобода договора»
  • ст. 422 «Договор и закон»
  • ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда»

Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

  • ст. 9 «Страховой риск, страховой случай»
  • ст. 10 «Страховая сумма, страховая выплата, франшиза»

Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»

  • ст. 13 «Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей»
  • ст. 15 «Компенсация морального вреда»
  • ст. 28 «Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)»
  • ст. 29 «Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)»
  • ст. 30 «Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)»
  • ст. 39 «Регулирование оказания отдельных видов услуг»
Читайте также:  Работающий пенсионер уволился в 2023 году на сколько увеличится

Особенности искового заявления по спорам КАСКО

Исковое заявление о страховом возмещении по КАСКО основывается на законодательстве о защите прав потребителей. А это означает, что требования могут быть заявлены в суд по месту проживания обладателя полиса.

Кроме того, взыскание денег на ремонт машины по КАСКО может быть только одним из исковых требований. Также истец вправе требовать присуждения процентов за пользование чужими денежными средствами. Взимание их предусмотрено статьей 395 Российского Гражданского кодекса.

Если компания отказала в выплате по КАСКО необоснованно, и суд это подтвердил, то может идти речь о штрафе в 50 % от суммы взысканного. Эти санкции установлены законодательством о защите прав потребителей.

Часто происходит так, что потерпевшая сторона для доказательства своей правоты вынуждена нести дополнительные затраты по проведению независимых экспертиз в отношении определения реального размера нанесенного ущерба.

Особенно это актуально при неправомерном занижении выплат по КАСКО. В таком случае оплаченная экспертам сумма подлежат взысканию с ответчика.

Не нужно забывать и о моральном ущербе, наличие и сумму которого следует для суда обосновать.

Список законных отказов

Компания имеет право отказать в выплате в следующих случаях:

  • Страховой случай произошел при недействующем полисе. Страховая не платит по КАСКО, если в момент наступления события полис закончил свое действие, либо не начал.
  • Отказ последует, если страховой случай произошел, а платеж по полису не поступил. Например, если договор можно было оплатить с помощью рассрочки платежа. Очередной платеж не поступил, полис был расторгнут, из-за отсутствия оплаты и произошел страховой случай.
  • Страховая компания не платит по страховке КАСКО, если за рулем автотранспортного средства в момент происшествия находился человек, не включенный в страховку. Важным моментом является наличие человека в страховке КАСКО.
  • Водитель во время страхового случая был пьян или под наркотическим действием препаратов. Законодательство РФ запрещается садиться за руль машины в нетрезвом состоянии, а также употреблять наркотики.
  • Собственник умышленно нанес повреждения своему автомобилю.
  • При чрезвычайном положении, объявленном в стране, военных конфликтах деятельность страховых компаний прекращается. Страховщики имеют право отказывать в выплате. В приложении договора данный пункт должен быть указан.
  • Страховщики не хотят оплачивать КАСКО, если владелец автотранспортного средства умышленно скрыл информацию о том, что машина сдается в аренду другим лицам. Большинство собственников автотранспортных средств хотят защитить свою машину, когда за рулем находится неизвестный человек. Но именно КАСКО при аренде автомобиля не станет защитой.
  • При изъятии сотрудниками исполнительной власти застрахованного автомобиля страховщик имеет право отказать в выплате.
  • Владелец автотранспортного средства нарушил условия договора.
  • Если после приобретения полиса владелец автомобиля установил новые детали, которые не соответствуют безопасности, расходятся с условиями договора, то страховщик откажет в выплате.

Существует множество нюансов, из-за которых неопытный водитель может пострадать и не получить выплату. Каждое происшествие уникально и индивидуально. И для того, чтобы быть уверенным в получении выплаты необходимо знать условия договора, а также список рисков и исключений из них.

Не платят по КАСКО? Советы юристов, которые помогут получить выплаты

  • Перед тем, как заключить договор добровольного страхования необходимо самостоятельно найти всю информацию о компании. Узнать на каком месте в рейтинге находится компания, есть ли у нее лицензия на продажу именно этого продукта. Также важна информация о выплатах и отказах за определенный период времени. Также нужно выяснить, какие причины отказов часто использовались данной компанией.
  • Обычно, надежные страховые компании могут предложить несколько видов услуг по договору КАСКО. Это значит, что стоимость услуги будет зависеть от набора рисков в договоре. Чем больше рисков, тем дороже договор. Например, страхователь боится, что его машину могут угнать, поэтому другие виды рисков его не интересуют. Страховая компания, исходя из желания клиента, может предложить продукт, в состав которого входит только один риск, соответственно стоимость такой услуги будет ниже. Если страхователь выбирает только один риск, то после несчастного случая нужно помнить, что риск был один. За другие ситуации компания не заплатит.
  • До того как подписать и оплатить договор, необходимо убедиться в условиях договора. Во время рассказа о продукте консультант может упустить из виду детали. Поэтому нужно самостоятельно ознакомиться с каждым пунктом договора. Необходимо проверить правильность написания личных данных, информацию об автомобиле, сроки действия, наличие франшизы. Также необходимо запросить приложение к договору, ознакомиться со списком рисков и исключением из них.
  • Также нужно запросить полный перечень страховых рисков. Иногда в список заявления входит только общий перечень без уточнений. И когда приходит отказ, доказать наличие страхового случая по договору становится сложнее.
  • Компании часто не платят по КАСКО, отзывы клиентов о таких случаях не являются редкостью. Часто собственник автотранспортного средства не различает понятие «хищение» и «угон». И когда происходит страховой случай, получает отказ. Так, например, во время хищения водитель находился в своей машине, а преступники выгнали его из автотранспортного средства и уехали. При страховом случае нужно знать, что именно произошло, и является ли данное событие риском из договора.

Из данной статьи видно, что законных оснований для невыплаты возмещения у страховой компании не так уж много. Сотрудники компаний идут на искажение информации, уповая на юридическую не подкованность клиентов.

Чтобы не дать повода таким сотрудникам обмануть вас и избежать стрессов, нужно покупать полис КАСКО только у надежных компаний, который дорожат своей репутацией и имеют богатый опыт в этой сфере деятельности. Прежде чем поставить свою подпись на договоре, следует тщательно изучить все условия, особенно те пункты, которые касаются суммы выплаты по страховым случаям и сроков их выплаты.

В случае отказа по выплате по КАСКО не стоит пускать ситуацию на самотек, а все брать в свои руки, так как «спасение утопающего — дело рук самого утопающего». Кроме вас самих никто не будет отстаивать ваши права.

Взыскание неустойки по КАСКО со страховой компании

Конечная цель деятельности любой организации, в том числе страховой компании, заключается в извлечении максимальной прибыли от основной деятельности. Именно поэтому одним из самых популярных способов максимизации прибыли страховщиками является «добровольно-принудительное» расширение пакета услуг — иными словами, навязывание новых условий страховок, затягивание процесса выплаты страхового возмещения, отказ в принятии документов и занижение компенсационных выплат.

Детальный анализ судебной практики по каско показывает, что наиболее частыми причинами обращения держателей полисов страхования каско в суды являются следующие: невыплата компенсаций без объяснения причин, занижение выплат по сравнению с суммой фактического ущерба автомобиля, затягивание сроков рассмотрения выплаты возмещения вразрез правил страхования, признание полученных автомобилем повреждений не соответствующими страховому случаю и др. Перечисленные причины судебных разбирательств со страховыми компаниями относятся к гражданскому праву и по закону рассматриваются в судах общей юрисдикции.

Дела, касающиеся искусственного занижения или завышения стоимости ущерба автомобиля, являются одними из самых распространенных. Так, страховые эксперты, проводящие определение ущерба со стороны страховой компании, часто намеренно занижают реальный размер вреда, причиненного имуществу, стремясь уменьшить выплаты. Застрахованное лицо может разрешить ситуацию как в досудебном порядке, так и в судебном, обратившись в инстанцию по месту регистрации или месту жительства.

Решением ситуации может быть независимая экспертиза автомобиля, которая сможет выявить расхождения в оценках между фактической стоимостью полученного ущерба и величиной, определенной экспертом страховой компании. В таких случаях суды принимают во внимание только результаты независимой оценки, и в случае выявления значительных расхождений, обязывают компанию выплатить возмещение в полном объеме в установленный срок.

Ситуация с полной гибелью автомобиля также вызывает массу спорных моментов. Эксперт со стороны страховщика может дать заключение о факте полной гибели машины, однако при осуществлении выплат сумма компенсации по условиям страхования может быть уменьшена на сумму годных остатков автомобиля, оценка которых может быть очень спорной. В этом случае, для вынесения справедливого судебного определения необходимо провести независимую экспертизу, которая констатирует степень годности остатков поврежденного имущества и их реальную стоимость.

Несмотря на описанную выше практику защиты судами позиции страхователя, не всегда решение суда по каско выносится в пользу клиента. Проводимый в ходе судебных разбирательств детальный анализ документов, правомерности действий и законности тех или иных правил, указанных в договоре страхования, заканчивается обоснованным отказом в удовлетворении иска страхователя. Ниже будут рассмотрены конкретные случаи из судебной практики по каско.

Истец, оформивший договор каско в компании «ВТБ Страхование», получил отказ от выплаты страхового возмещения по случаю хищения транспортного средства и обратился в суд. В данном случае страховая компания выступила со встречным иском о признании договора страхования недействительным ввиду введения в заблуждение и сообщения клиентом ложных сведений в процессе оформления каско.

При рассмотрении дела в суде страховая компания доказала, что на момент заключения договора клиент заявил о наличии противоугонного спутникового оборудования в автомобиле. Фактически же на момент получения каско, договор по обслуживанию противоугонного устройства уже не действовал. Данная причина послужила поводом для признания договора недействительным, и с учетом этого, клиенту было отказано в выплате по каско определением суда.

Сомневаясь в правомочности действий страховщика и намереваясь обжаловать их в суде, держателям полиса КАСКО стоит тщательно изучить действующие положения закона и их применение относительно добровольной автостраховки.

Читайте также:  Срок перечисления материнского капитала

Согласно статистике, к наиболее распространенным темам исков в 2018 году относят следующие:

  1. Основные претензии, связанные с осуществлением выплаты по страховому случаю:
    • немотивированный или слабо мотивированный отказ;
    • заниженная сумма возмещения, не соответствующая ожиданиям клиента;
    • несогласие с направлением на ремонт в выбранный СК сервис;
    • невыплата возмещения в связи с несоответствием ущерба страховому случаю;
    • неучтенная в компенсации УТС;
    • отсутствие возмещения в связи с недостаточным комплектом документов или неполная оплата страховки;
    • требование выплаты неустойки;
    • претензии по возмещению ущерба и т. д.
  2. Дополнительные вопросы, связанные с:
    • несогласием клиента с мнением СК о признании полной гибели транспорта;
    • претензиями к качеству выполненных работ;
    • затягиванием сроков подготовки ответа;
    • повреждением транспортного средства в процессе ремонта или проведении ТО;
    • требованиями компенсировать моральный вред.

Претензии страхователя, чаще всего, направлены в сторону организации, обязанной возместить ущерб при наступлении ситуаций, указанных в договоре как страховой случай.

Определением Верховного Суда №78-КГ13-23, принятым в 2013 году, установлено, что основной законодательной нормой следует рассматривать федеральное законодательство по вопросам защиты прав потребителя в связи с нарушением гражданских прав автомобилистов.

Зачастую страховая компания в числе прочих условий требует от автовладельца подачи исчерпывающего перечня бумаг для произведения выплаты. При отказе в возмещении на основании того, что представленный пакет неполный, следует знать, что судебные споры будут разрешены в пользу страхователя, если:

  1. СК требует дополнительные бумаги, не указанные условиями действующего договора в качестве обязательных.
  2. Страховщик или его представитель утерял часть документов. Автомобилист не обязан повторно подавать бумаги.
  3. Подача документов по истечению установленного соглашением срока не дает права отказать в возмещении, т. к. между датой подачи заявления и наличием права на выплату связь не прослеживается.

Высокие шансы на положительный исход судебного разбирательства при наличии страховых споров по полису КАСКО относительно неправомерно заниженной величины перечисления или калькуляции.

В процессе разбирательства судья требует проведения дополнительной независимой экспертизы, результаты которой позволят объективно судить о реальном ущербе. При несоответствии сведений в расчетах ответчика и заключении эксперта, суд отдает приоритет мнению независимого оценщика.

Если ремонт был признан клиентом неудовлетворительным, на правах потребителя он вправе требовать взыскание страхового возмещения или исправления качества услуг. В обязанности СК входит обеспечение надлежащего уровня ремонтных работ. При направлении поврежденного авто в ремонтную мастерскую, права на возмещение передаются исполнителю, с обязательным контролем качества.

Одной из распространенных причин недовольства СК служит отказ в выплате по утрате товарной стоимости после повреждения машины. Следует помнить, что поданный иск рассматривается с учетом интересов страхователя, т. е. позволяет получать возмещение, даже если в подписанном договоре установлено, что УТС учету не подлежит. Арбитражный суд может не согласиться с позицией СК, причисляя к сумме ущерба расходы на ремонт и недополученную прибыль, ведь после серьезных повреждений владелец машины не сможет продать ее по той же стоимости, какая была изначально.

УТС по случаям с выплатами по КАСКО рассчитывают с учетом существенного ущерба транспортной единицы – перекоса кузова, при замене узлов и деталей, признанных несъемными, работы по восстановлению машины с разборкой кузова и т. д.

Клиент может не согласиться с утверждением страховщика о том, что автомобиль не подлежит дальнейшему ремонту и восстановительные работы признаны нецелесообразными. Подобная позиция выгодна компании, так как позволяет произвести вычет из расходов суммы износа и предыдущие выплаты по полису. Компания устанавливает предел стоимости ремонтных работ, свыше которой допускается признание поврежденного автомобиля полностью погибшим. Каждый страховщик устанавливает свой порог в среднем от 60 до 80% от всей стоимости автомашины.

Если транспортное средство сильно пострадало при ДТП, а до этого клиент уже обращался за выплатами по страховке, признание гибели транспорта невыгодно, так как будет произведен серьезный вычет из стоимости ТС. Обосновать свою позицию в суде страхователь может на основании заказанной дополнительной экспертизы у независимого оценщика. Если выводы оценщика будут соответствовать данным независимого эксперта при дополнительной оценке повреждений, решение суда будет в пользу автовладельца.

Для чего изучать судебную практику? Дело в том, что при вынесении решения судьи могут ориентироваться на решения своих коллег в прошлом. Если статистика вынесения решений в пользу ответчика составляет 90% от всех случаев, то у истца шансы малы, и наоборот.

В большинстве случаев суд все-таки встает на сторону потерпевшего, но в ряде случаев на сторону страховщика:

  • Владелец при заключении сделки о страховании гражданской ответственности предоставил заведомо ложные сведения.
  • При расследовании страхового случая выясняется, что транспортное средство не прошло технический осмотр, а повреждения наступили вследствие неисправностей. Доказать это можно при проведении независимой экспертизы.
  • Повреждения возникли при злом умысле со стороны водителя с целью обогащения в виде компенсации от страховой компании.
  • Повреждение автомобиля произошло вследствие состояния водителя: он был пьян или находился под влиянием наркотических средств.

Судебная практика достоверно отражает, что суд чаще выносит решение в пользу водителя. Особенно при спорах о том, является ли случай страховым или нет, если страховщик просрочил период выплаты денежных средств, если отказ вынесен на основании факта, что транспортом управляло иное лицо, не вписанное в полис, если водитель страховой полис потерял.

Также положительное для истца решение выносится в случаях, когда личность нарушителя неизвестна и не установлена следственными органами. Сюда же относятся и случаи угона транспортного средства с оставленными в нем документами на него.

Суд установил, что страховые компании нелегально оценивает степень износа деталей и снижают сумму выплат на этом основании. То же самое касается и утраты товарной стоимости, страховые компании обязаны эту разницу возмещать. Можно сделать вывод, что водителю можно и нужно защищать свои интересы в судебном порядке, имея доказательства своей правоты.

Наиболее частыми причинами разногласий становятся:

1. Снижение суммы компенсации со стороны страховой компании.

2. Затягивание сроков выплаты компенсации без уведомления страхователя.

3. Отказ относить случай к категории страховых.

4. Банкротство страховой компании и, как следствие, отказ в выплате денежных средств в виде компенсации ущерба.

5. Отказ в возмещении морального ущерба по причине неисполнения обязательств со стороны страховой компании.

Водитель примерно прикидывает сумму компенсации, а на деле приходит сумма, в разы меньшая? Стоит разобраться с ситуацией. Страховая компания, как коммерческая организация, пытается сохранить свой доход. Занижение суммы может быть как правомерным, так и неправомерным.

Часто в расчетах используется средняя рыночная стоимость запасных частей и материалов, также на стоимость может повлиять сотрудничество с определенными станциями технического о��служивания.

Утрата товарной стоимости или УТС с недавнего времени считается ущербом транспортному средству. Такое решение было принято Верховным судом. Следовательно, страховые компании должны возмещать этот ущерб.

В судебном порядке требовать возмещение ущерба по УТС стоит, если:

1. Транспорт получил повреждения по непредвиденным причинам: пожар, падение дерева, рекламного щита или столба.

2. Страховая компания отнесла происшествие к категории не страховых.

3. Возраст автомобиля составляет менее трех лет для отечественной модели и менее пяти лет для зарубежной марки.

4. Общий пробег не превышает 100 тысяч километров для иномарки, а для отечественного производителя лимит установлен в 50 тысяч километров.

5. Был проведен ремонт, по результату которого исходное состояние и вид были утрачены.

6. Транспортное средство не требует проведения ремонтных работ, относящихся к первой степени сложности. Это имеет место, если осуществляется ремонт частей кузова и замене кузовных частей в полном объеме или частично; если производится окрашивание кузова или некоторых деталей; при изменении формы кузова; при повреждении сборки с завода транспортного средства после его разбора.

Страховая компания не может отказывать в компенсации УТС, так как это требование Верховного суда.

Чаще всего в качестве оснований для отказа по выплатам КАСКО (судебная практика по ОСАГО свидетельствует о том же) страховые организации указывают следующие причины:

  1. Непризнание наступившего события случаем, подпадающим под страховой. Многие компании включают в договора страхования длинный список событий, которые являются исключениями и не подпадают под компенсацию. Клиенты, заключая договор на условиях «Полное КАСКО», пребывают в уверенности, что они полностью защищены, но на самом деле это далеко не так. Ярким примером может послужить следующее: дерево упало на машину, что повлекло за собой его полную гибель, а страховая компания идет в отказ, не признавая этот случай страховым. Судебная практика чаще всего признает внесенные в полис пункты-исключения неправомерными и обязывают страховщиков выплатить страховое возмещение.
  2. Непризнания полученных повреждений автомобиля результатом ДТП, которое указывается в заявлении о произведении выплат. Свои выводы страхователи делают на основании экспертных выводов, свидетельствующих о том, что страхового случая не было, но подобные экспертизы, проведенные в одностороннем порядке, как правило, не являются в суде достаточным доказательством. Каждый подобный случай индивидуален и тактика ведения дела зависит от конкретных обстоятельств.
  3. Несоблюдение сроков обращения в компанию. Несмотря на то, что законом не определены какие-либо сроки, в которые нужно подать заявление о страховом возмещении, подобные случаи время от времени встречаются. Если в судебных разбирательствах страховая компания не будет в состоянии доказать, что запоздавшее обращение как-то повлияло на степень рисков по страховке, отказ будет признан незаконным.
  4. Практически все страхователи отказываются выплачивать утерю товарной стоимости машины (УТС). Его сумма может достигать достаточно крупных размеров, особенно если машина новая и дорогая, поэтому организации пытаются сразу обезопасить себя от финансовых потерь по УТС. Если по ОСАГО суды давно и однозначно занимали позицию истца, то по КАСКО эта практика стала применяться совсем недавно и компании все чаще обязывают возмещать УТС по решению суда.
  5. Так же, как и в предыдущем случае, страхователи отказываются возмещать клиентам потери при хищении транспортного средства, относя этот случай к не страховым, и, по мнению суда, поступают неправомерно. Судебная практика при рассмотрении подобных исков признает эти положения полиса по КАСКО как противоречащие законодательству.
  6. Также нередко в суде рассматриваются дела и принимаются решения в пользу истца, когда отказ в выплатах был принят из-за невозможности установить виновника, причинившего вред машине, эксплуатации нерабочего т/с, другим причинам, как правило, надуманным и рассчитанным на юридическую неграмотность автовладельцев.
Читайте также:  Компенсация за детский сад: какой размер, и как получить

Судебная практика показывает, что если истец проведет свою независимую экспертизу стоимости полноценного ремонта автомобиля, то рассчитанная сумма будет значительно отличаться от той, которую вам выплатит страховая компания по результатам экспертизы «независимых оценщиков», которые обычно работают в паре со страховой компанией. Автовладельца не спасет даже то, что он сам рассчитается с этими экспертами. Вывод действительно независимой экспертизы в большинстве случаев принимается во внимание судом, и разница подлежит взысканию со страховой компании.

Противоположным случаем является неоправданное завышение стоимости ремонта автомобиля теми же экспертными компаниями, в результате таких заключений страхователь констатирует УТС или полную гибель автомобиля и производит выплаты по КАСКО, уменьшая их на стоимость «пригодных остатков», которая в свою очередь значительно завышается. Порядок действий автовладельца в этом случае аналогичный предыдущему (независимая экспертиза и по поводу стоимости ремонта, и по поводу годных остатков, если полная гибель машины все-таки произошла).

Каждая страховая компания вправе устанавливать свои сроки выплат страхового возмещения по КАСКО. Некоторые из организаций закладывают в своих правилах возможность увеличения этих сроков без согласования с клиентом, в том числе на проведение различных дополнительных экспертиз, проверок. Если последнее условие не заложено в договоре страхования, то пострадавшая сторона может потребовать взыскания со страховой неустойки в процентном соотношении от суммы вознаграждения, но не более его за каждый день просрочки. Также истец может взыскать проценты за пользование чужими финансами и штраф до 50% от суммы, подлежащей возмещению.

Судебная практика и страховые споры по КАСКО

Сведения в заявке необходимы только для того, чтобы связаться с вами. Мы гарантируем, что информация по вашей заявке будет доступна только специалисту, который даст вам консультацию.

В большинстве случаев расходы на юриста возмещаются, если дело доходит до суда. В таком случае и юридические услуги для вас становятся бесплатными.

К сожалению, предоставив полный пакет документов, страхователь может получить отказ в выплате. В таком случае необходимо:

  • Запросить предоставление письменного отказа. В документе должна быть указана точная причина, и ссылка на правила или закон. Помимо причины в отказе должна быть подпись ответственного специалиста, расшифровка и печать компании.
  • Внимательно изучить правила и закон. Зачастую страховщики выставляют отказ незаконно. Вы должны изучить свои права и четко знать их. Для получения достоверной информации можно обратиться к опытному юристу на нашем портале. Он не только быстро предоставит ответ, но и поможет с подготовкой всех документов.
  • Обратиться в суд. Обращаться в данную инстанцию следует только при наличии полного пакета документов. На практике суд встает как на сторону страховщика, так и клиента. В данном случае все зависит от характера страхового события.

Примеры отказов и итоги решения суда:

  • За рулем был пьяный водитель. Поскольку это противоречит условиям полиса КАСКО, то страхователю не полагается выплата и суд встанет на сторону финансовой компании.
  • Нарушены правила дорожного движения. Отказ неправомерный и страхователь имеет полное право на получение денежной компенсации.
  • При страховании были предоставлены ложные данные. В таком случае автолюбитель может не только законно получить отказ, но и проходить по факту мошенничество. При покупке бланка необходимо предъявлять только актуальные сведения и настоящие документы.

Подробнее про отказ в выплате по КАСКО вы узнаете из прошлого поста.

Ежегодно рассматриваются тысячи дел, связанных с судебными исками между сторонами страхового процесса. Верховным Судом регулярно проводятся разъяснения относительно трактовки закона в отношении страхователя и компании, выдавшей полис.

В конце 2020 года в последнем Обзоре ВС РФ по добровольному автострахованию, были приведены описания рассмотренных в суде ситуаций и даны определения рекомендованной позиции суда, исходя из текущей практики.

В последнем обзоре содержатся следующие нормы, установленные в процессе первичных судебных исков и повторных рассмотрений дел в вышестоящих инстанциях:

  1. Нельзя оспорить стоимость застрахованной собственности, установленной по договору, если только компания не проводила независимую оценку рисков и приняла со стороны клиента ложные сведения о реальном значении.
  2. Подписанты договора вправе самостоятельно определять ситуации, которые могут быть отнесены в страховым случаям и их исключениям, если со стороны закона нет препятствующих этому норм.
  3. Допускается исключение из договора положений об обязательности учета УТС при расчете компенсации.
  4. При создании спорной ситуации и появлении сомнений в правильности толкования правил страхового договора, обстоятельства должны трактоваться с позиции наиболее благоприятной для страхователя.
  5. Подлежит страховому возмещению ситуация, произошедшая в момент действия договора, даже если заявление от автовладельца поступило после завершения страховой защиты.
  6. Обоснование отказа в выплате тем, что гражданин не обжаловал постановление об отказе в разбирательстве по переданному в правоохранительные органы заявлению, считается неправомочным и не освобождает от обязательств по договору.
  7. Изменение полной суммы страховой выплаты возможно, если в подписанном сторонами соглашении установлена возможность корректировки размера возмещения и учета данной возможности при определении стоимости полиса КАСКО. При полной выплате страхователь передает право на транспортное средство в пользу автостраховщика и принимает выплату, определенную к моменту страхового случая.
  8. Если компания не может организовать надлежащий ремонт с восстановительными работами, учитывающими специфику транспортного средства на СТО, сотрудничающем с СК, держатель полиса КАСКО вправе взыскивать сумму, которая покроет расходы на качественный ремонт. Но не более той суммы, которая определена как полная страховая выплата.
  9. В ситуации, когда в процессе восстановительного ремонта обнаружились излишне выплаченные и не потребовавшиеся суммы, их надлежит вернуть в пользу СК. В противном случае, ситуация рассматривается как неосновательное обогащение.
  10. По добровольному страхованию применимы случаи цессионной передачи прав требования выгодоприобретателя, переоформив их на другого гражданина. Это становится возможным после принятия страхователем мер, установленных п. 2 ст. 956 ГК.
  11. В обязанности страхователя входит предоставление достаточной доказательной базы, подтверждающей наличие заключенного договора КАСКО и наступивших обстоятельств, определяемых как страховой случай. Компания-ответчик должна представить доказательства наличия права, освобождающего ее от исполнения условий договора, связанных с возмещением. Например, обоснованно указать на иной источник возникновения убытков страхователя.
  12. Если выдвигаются претензии в части нарушения прав потребителей, сторона истца должна доказать, что транспортное средство, покрытое страховой защитой, не использовалось в коммерческих целях.
  13. Факт того, что страхователю были перечислены деньги в требуемом размере, не является причиной отказа в удовлетворении иска в отношении рассматриваемой суммы. Однако она может использоваться для зачета по возникшим финансовым обязательствам при исполнении судебного решения.
  14. После частичного перечисления от СК и уточнения выгодоприобретателем требований по иску, этот факт не является обоснованным поводом освобождения от выплаты штрафных сумм, рассчитанных в заявлении, которые первоначально были заявлены при обращении в суд.
  15. Если компания добровольно произвела часть выплаты, данный факт служит основанием считать страховой случай доказанным, предполагая в дальнейшем доплату по компенсации. При удовлетворении требований по иску, ответчик не освобожден от взыскания штрафных санкций и возмещения морального ущерба.
  16. Требование о выплате неустойки возникает на основании ст. 28 ФЗ №2300-1. В связи с отказом СК произвести страховую выплату, размер неустойки исчисляется соразмерно сумме страховой премии.
  17. Максимальный размер выплаты, взыскиваемой за просрочку исполнения договора, определен ст. 5 ФЗ №2300-1, т. е. исходя из общих норм защиты потребителей, не более суммы, уплаченной в качестве страховой премии.
  18. Обязать ответчика выплатить штраф можно не только через личное присутствие выгодоприобретателя на суде, но и через лицо, представляющее его интересы в суде на законных основаниях.
  19. Если ремонт выполнен некачественно, в рамках общего законодательства это расценивается как недобросовестное исполнение условий заключенного договора одной из сторон. В рамках п. 1 ст. 29 ФЗ о правах потребителя, при возмещении страховки в натуральном выражении клиент вправе настаивать на выплате, соответствующей расходам на устранение выявленных недочетов.
  20. Права наследников страхователя сохраняются в отношении добровольного автострахования, с применением норм защиты прав потребителей, если цель услуг страховщика не имеет коммерческой основы и не направлена на и��влечение дохода от предпринимательства.

Практически каждая финансовая компания при наступлении страхового события выдает направление на ремонт, а не производит выплату в денежной форме. К сожалению, не все компании сотрудничают с официальными станциями, которые качественно выполняют возложенные на них обязательства.

При некачественном ремонте необходимо:

  • в акте приеме-передачи указать, что качество ремонтных работ не устраивает;
  • обратиться к страховщику, с требованием исправить неточности, путем предоставления направления на другую станцию;
  • при получении отказа обратиться в суд.

Первым этапом считается попытка решить конфликт на досудебной стадии. Это для сторон выгоднее, но некоторые страховые компании идут до последнего, доводя дело до судебного разбирательства. По каким поводам стоит составлять исковое требование?

1. Страховая компания отнесла случай к категории не страховых.

2. Страховая компания просрочила период ответа на заявление или выплаты денежных средств.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *