Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выплаты работникам – на что обращать внимание руководителю при начислении?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В текущем году никаких изменений в трудовое законодательство по вопросам материального стимулирования работников не вносилось. Норма достаточно «старая», тем более что работодатель должен фактически самостоятельно продумать, разработать, прописать, закрепить и обеспечить выполнение той системы оплаты труда, которая кажется ему наиболее эффективной.
Стимулирующие выплаты в 2017 году
Поэтому для компаний, которые взялись за разработку и внедрение локальных нормативных актов, где предусматриваются стимулирующие выплаты в 2017 году, вполне возможно использовать образцы документов, действующих предыдущие годы.
Образцы локальных актов компании, где предусматриваются стимулирующие выплаты в 2017 году , можно скачать
Читайте по теме в электронном журнале
Имеет ли право совместитель на стимулирующие выплаты?
В законодательстве РФ нет ограничений по установлению стимулирующих выплат для внешних совместителей.
Стимулирующие выплаты работникам учреждения устанавливаются приказом руководителя в соответствии с критериями оценки качества и результативности труда, закрепленными в Положении об оплате труда работников учреждения с учетом мнения комиссии по распределению стимулирующих выплат в пределах средств, выделенных на данные цели.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Также, в соответствии с «Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год» (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол N 11)
4. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе следующих принципов:
д) обеспечение равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации — различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда;
Таким образом, если в организации, в которой вы работаете по совместительству, коллективным договором или другим локальным нормативно-правовым актом предусмотрены стимулирующие выплаты для работников ДОУ, то соответственно вам их тоже должны выплачивать, независимо от того, что вы являетесь совместителем.
Вам необходимо обратиться за разъяснениями по данному вопросу к работодателю, получить письменный отказ в начислении стимулирующих выплат и обжаловать его в судебном порядке или обратившись с жалобами в прокуратуру и ИТС.
Оплата труда директору школы за дополнительную нагрузку
Каким бы образом ни была оформлена работа по обучению учащихся директором или его заместителем, за нее положена оплата. Основные выплаты руководящему персоналу учреждения отражены в договоре и определяются на основании коллективного договора, соглашения, локальных актов, составленных в строгом соответствии с законодательством страны. Обычно каждое заведение имеет собственные локальные акты или положения о премировании, где расписаны все случаи и порядок выделения дополнительных средств за работу сотрудников, в том числе руководителей.
Часы учебной работы должны оплачиваться из расчета ставки педагога в порядке, прописанном в допсоглашении, если таковое оформляется. В другом случае сумма выплат за дополнительную нагрузку может устанавливаться в виде компенсационных доплат. Тарификация будет зависеть от квалификации руководителя, стажа и количества рабочих часов. Возможна и почасовая оплата педагогического труда.
Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой предлагает обучение и промежуточную аттестацию учеников 1-11 классов с использованием электронного образовательного ресурса, программы дополнительного образования, а также программы изучения или совершенствования иностранного языка (английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, португальский, китайский).
Помимо бюджетных компенсаций для руководящего состава за учебную нагрузку директора школы, работающей по ФГОС, органы, распоряжающиеся средствами федерального бюджета, имеют право выделить поощрительные доплаты. Размер сумм может составлять до 5% всех отчислений для общеобразовательных организаций. Стимулирующие бонусы допустимо выплачивать руководителю учреждения по приказу, который должен быть подписан учредителем, т.к. сам директор не имеет права оформлять на себя приказ о премировании, как на учителя.
Стимулирующие выплаты учителям и воспитателям ДОУ
В качестве критериев стимулированных выплат — 2023 учителям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) приведены следующие рекомендации:
- наличие в арсенале учителя за каждый месяц дополнительных проектов, для расширения знаний детей
- работа и контакт с родителями;
- разработка методики и улучшения учебного процесса;
- организация, проведение, подготовка различных внеклассных оздоровительных мероприятий;
- помощь детям из неблагополучных семей, улучшение их учебного процесса;
- разработка различных интерактивных пособий, портфолио.
Для учреждений общего и профессионального образования дополнительное значение будут иметь:
- положительная и растущая динамика по улучшению и совершенствованию знаний учащихся;
- участие в общих проектах учреждения.
Для учителей школ дополнительным стимулирующим требованием является участие в различных городских смотрах, показ и демонстрация открытых уроков, приглашение гостей на урок.
Таким образом получается, что размер заработной платы формируется не только за счет установленного оклада, но и за стимулирующие выплаты. У каждого педагога есть оценочный лист, где фиксируется выполнение педагогом требований критерия. Реализация мероприятий в рамках каждого критерия добавляет педагогу баллы.
В итоге по каждому критерию учитель получает определенное количество баллов, которые суммируются и умножаются на денежный эквивалент за каждый балл.
На основании ст. 283 ТК РФ при приеме на работу по совместительству к другому работодателю работник обязан предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. При приеме на работу по совместительству, требующую специальных знаний, работодатель имеет право потребовать от работника предъявления документа об образовании и (или) о квалификации либо его надлежаще заверенной копии. Поскольку педагогическая работа, безусловно, требует специальных знаний, такой документ соискатель соответствующей должности будет обязан предъявить. Никаких других документов, справок, разрешений с основного места работы в соответствии с нормами Трудового кодекса не требуется.
Хочется напомнить, что к внешнему совместителю, как и к основному работнику, претендующему на замещение должности, связанной с образованием и воспитанием детей, предъявляется ряд дополнительных требований. Так, согласно ст. 331 ТК РФ к занятию педагогической деятельностью допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Пунктом 1 ст. 46 данного Закона установлено, что этой деятельностью могут заниматься лица:
- имеющие соответствующее образование (среднее профессиональное или высшее);
- отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Несоответствие соискателя приведенным условиям является основанием для обоснованного отказа в приеме на работу в образовательное учреждение и в силу ст. 3 ТК РФ не может расцениваться как проявление дискриминации в сфере труда.
При приеме на работу педагога руководителю учреждения и кадровому работнику необходимо иметь под рукой Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» названного справочника указывает на то, что квалификационные характеристики должностей работников образования не только предусматривают наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и содержат четкие требования к профилю полученной специальности по образованию.
Исходя из данного документа учитель или преподаватель (за исключением профессорско-преподавательского состава вузов) должен иметь не просто высшее или среднее профессиональное образование, а образование соответствующего уровня по направлению подготовки «Образование и педагогика». Также он может иметь образование в области, соответствующей преподаваемому предмету (высшее профессиональное или среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении), без предъявления требований к стажу работы.
Компенсационные выплаты
Сколько: до 200 процентов от зарплаты.
Кто может рассчитывать: все категории педагогов.
Как получить: работать в условиях, которые отличаются особой сложностью или опасностью.
Так, не менее 4 процентов от оклада получают учителя химии, информатики, технологии.
Компенсацию платят за:
- сверхурочную работу;
- проверку письменных работ;
- заведование кабинетами;
- руководство предметными комиссиями;
- работу в сельской местности;
- работу с детьми-сиротами.
Звания «Почётный работник» и «Заслуженный учитель»
Сколько: 10 процентов и не менее 15 процентов от оклада соответственно и фиксированная сумма ежемесячных выплат на пенсии (в зависимости от региона).
Кто может рассчитывать:
- воспитатели ДОУ;
- учителя и педагоги различных учебных заведений, в том числе дополнительного образования;
- профессора вузов.
Как получить:
- иметь высшее образование;
- стаж непрерывной работы 12 лет для «Почетного работника»;
- от 20 лет — для «Заслуженного учителя»;
- неоспоримые достижения в профессии.
Заслуги можно условно разделить на несколько категорий, из которых формируют портфолио. В нем учитывают:
- результативность освоения программы учениками;
Она должна быть стабильно выше среднего уровня. Прикладывают дипломы победителей/призеров региональных и всероссийских олимпиад, конференций, научных и творческих конкурсов.
- наличие публикаций;
Тонкости начисления премиальных
Существенным фактором, влияющим на суммы к выплате, является размер фонда оплаты труда учреждения. Большинство школ и лицеев принимает сходные критерии оценивания, используя рекомендации профильного министерства. То есть для педагогов одной направленности они могут практически не отличаться. Однако в зарплатной ведомости у этих людей оказываются различные цифры. Разница может измеряться порядком:
- учитель физики в школе А получает 1000,0 руб. в месяц;
- а специалист того же уровня профессионализма из лицея С — всего 100,0 руб.
Это объективный показатель. Он не зависит от решения комиссии или придирок руководства. Каждому УО устанавливается фонд оплаты труда. Делается это в конце отчетного года на следующий. Величина фонда зависит:
- от наличия средств в бюджете;
- количества охваченных услугами детей;
- профессиональной подготовки директора и бухгалтера.
Какие доплаты положены учителям высшей категории
Аналогичный принцип действует для учителей высшего типа квалификации. Рассчитаем, сколько доплачивают учителю за высшую категорию, для этого размер оклада умножим на повышающий коэффициент, например 0,3, и получим необходимую величину.
Вот пример, какая зарплата получится у учителя математики с доплатой за высшую категорию педагогу со стажем 15 лет. Для него установлены следующие параметры:
- оклад — 7000 руб.;
- работает в неделю 22 часа;
- надбавка за стаж — 700 руб.;
- повышающий коэффициент за квалификационную категорию — 0,3;
- за проверку ученических работ — 0,1.
Рассчитаем за нагрузку: 7000 / 18 x 22 = 8555,56. За категорию получаем 8555,56 х 0,3 = 2566,67. За проверку работ: 8555,56 х 0,1 = 855,56. Добавляем еще 700 рублей за 15-летний стаж.
Доплата за классное руководство является составной частью оплаты труда
Доплата за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника. В связи с этим она:
- осуществляется педагогам одновременно с выплатой заработной платы;
- учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ;
- учитывается при определении отчислений по страховым взносам;
- учитывается при расчете зарплаты работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентной надбавки к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях;
- учитывается при определении размера среднего заработка;
- учитывается при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
Из чего состоит заработная плата учителей
Заработная плата педагога складывается из нескольких пунктов, постоянных и дополнительных, а именно:
Выплаты | Подробное описание, за что выплачиваются |
Оклад | Для каждого предмета существует своя минимальная ставка, которую платят за работу начинающему преподавателю, исчисляется за фактически отработанные часы. Это величина постоянная, то есть которую заплатят в любом случае |
Премии | Доплаты , как правило, положены за дополнительные часы работы, сверхурочно |
Надбавки за квалификацию, категорию и стаж | Для педагогов с больших стажем работы, с высокой категорией |
Стимулирующие выплаты | Выплачиваются за проведение различных мероприятий, участие в конкурсах |
Теперь перейдем к неприятной части. Так как в отношении совместителя внутренние документы о премировании действуют в полном объеме, значит, его можно этой премии и лишить, как и основных работников.
В действующих законах о труде нет положений о том, как это делать. Такие условия должны быть прописаны в локальных документах организации (к примеру, в Положении о премировании).
Важно, что просто взять и лишить премии работника без опоры на действующие в организации правила незаконно. Чтобы не ставить подчиненных в неравное положение, начальство обязано установить единые основания для такого наказания.
Обычно это делается таким образом:
- в локальном документе определяются критерии, характеризующие качество работы. Это может быть выполнение поставленных планов, наличие или отсутствие жалоб, исполнение своих обязанностей и др. В зависимости от полноты выполнения таких показателей и рассчитывается премия.
- в этом же документе конкретизируется, когда именно (при невыполнении каких показателей) работнику можно премию уменьшить или вообще не заплатить. Кроме того, можно прописать условие о лишении премии тех сотрудников, на ком числится дисциплинарное взыскание.
Если работника решено лишить премии в соответствии с действующими в организации документами, об этом издается соответствующий приказ, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись.
Когда речь идет о совместителе, то его лишают премии в таком же порядке.
Права совместителей по заработной плате
60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).В силу ст.
285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором. Таким образом, на совместителя распротсраняются все правила и гарантии, установленные локальными нормативными актами.
При этом, порядок премирования устанавливается локальными актами работодателя (например, Положением о премировании и т.п.) И, если Положениями о пермировании предусмотрено, что премии начисляются всем работникам, тогда она должна начисляться в том числе и Вам 23 Декабря 2014, 08:18 0 0 8952 ответа 3715 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.
Оплата стимулирующих выплат педагогам внешним совместителям тк рф
Это значит, что сумма стимулирующих выплат будет рассчитываться с учетом неполного рабочего времени совместителя. С другой стороны, работодатель в праве назначить Бурцевой М.В.
разовую премию за особенные достижения. Например, за победу в профессиональном конкурсе или за успех учеников на олимпиаде регионального или всероссийского уровня.
Рекомендуем материалы по теме:
- Как оформить прием на работу совместителя;
- Урок № 7. Оформляем поощрение за успехи в работе;
- Сравнение видов нематериального стимулирования;
- Можно ли совместителю выплачивать оклад в том же размере, как и основному сотруднику по одноименной должности. Оба сотрудника выполняют работу в равных объемах;
- Урок № 5.
Внимание В изложении закона под заработной платой разумеется вознаграждение за исполненный труд. При этом во внимание принимается:
- квалификационный уровень работника;
- стимулирующие выплаты.
- компенсационные надбавки;
- обстоятельства и сложность исполняемой работы;
- объем и качественность исполняемых обязанностей;
Под компенсационными выплатами подразумеваются, например, компенсации за:
- деятельность в необычных климатических условиях;
- исполнение обязанностей в условиях, отличных от нормальных (сверхурочная деятельность, ночной труд);
- труд на территориях с неблагоприятным радиационным фоном;
- иные подобные доплаты.
Выплаты стимулирующего характера предназначены для мотивации сотрудников и повышения эффективности производства.
Рабочее время совместителя Рабочее время — также одно из обязательных условий, которое должно быть закреплено в трудовом договоре. Оплату труда по совместительству ТК РФ привязывает к рабочему времени при повременной оплате труда.
Стимулирующие выплаты учителям совместителям
» Пенсионное право Здрасти. Работаю директором детской музыкальной школы. В школе на полставке работает педагог по совместительству (основное место работы в школе искусств).
Данный педагог отлично делает свою работу.
По разработанным школой аспектам набирает хорошие баллы.
Могу ли я начислять стимулирующие выплаты данному педагогу? В положение об оплате труда не прописано ничего про совместителей.
Экономист утверждает, что я не имею право ему что-либо начислять.
Я не согласна с его воззрением. За преждевременное спасибо. Ответы юристов (1) Дорогие читатели! Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
- 8,9 рейтинг
- 2710 отзывов эксперт
Могу ли я начислять стимулирующие выплаты данному педагогу? В положение об оплате труда не прописано ничего про совместителей.
Если б в положении об оплате труда было написано, что совместителям не выплачиваются стимулирующие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда организации, то это было бы дискриминацией по отношению к совместителю.
Если работник-совместитель делает все условия для выплаты стимулирующих выплат, то работодатель должен ему выплачивать такие выплаты с учетом пропорциональности практически отработанного времени. Судебная практика. В организации было принято положение о системе оплаты труда.
В нем предусмотрены выплаты за стаж работы по основному месту работы и основной занимаемой должности. Истица обратилась в трибунал с исковым заявлением, в каком просила признать недействующими эти пункты, так как они лишают ее и других лиц, работающих по совместительству, права на получение выплат стимулирующего нрава за стаж работы в профессии.
Она отметила, что такие условия оплаты труда являются дискриминационными и не соответствуют актам, имеющим огромную юридическую силу. Трибунал принял сторону сотрудницы. Он отметил, что оспариваемый локальный нормативный акт, в каком определение права на получение выплат стимулирующего нрава за стаж работы ставится в зависимость от воплощения трудовой функции только по основному месту работы и основной занимаемой должности, не соответствует ст.
3, 22, 129, 132, 285 ТК РФ. Он понижает размер оплаты труда служащих, работающих по совместительству, методом исключения из системы оплаты труда для данной категории лиц одной из ее составляющих (стимулирующей выплаты за стаж работы), не обеспечивает равной платы за труд равной ценности, допускает дискриминацию в оплате труда лиц, работающих по совместительству, не связанную с деловыми свойствами работников и плодами их труда (апелляционное определение Верховного Суда РФ от 06.04.2016 N 2-АПГ16-2).
- объем и качественность исполняемых обязательств;
- квалификационный уровень работника;
- происшествия и сложность исполняемой работы;
- компенсационные прибавки;
Инструкция: как разработать и утвердить положение о стимулирующих выплатах
Ничто так не стимулирует работников качественно и быстро выполнять обязанности, как разнообразные надбавки и премии за особые заслуги на рабочем месте. Чтобы эти премии выплачивались справедливо и максимально рационально для предприятия, необходимо разработать четкую систему мотивации.
Как предусматривают ст. 129 и 135 Трудового кодекса РФ, зарплата на предприятии формируется из нескольких составляющих:
- оклада, который учитывает квалификацию трудящегося и вид деятельности;
- компенсационных доплат за особые условия работы;
- поощрений, надбавок, премий, доплат и прочее;
- социальных выплат по потере дохода.
Материальные вознаграждения за эффективный труд работодатели обязаны прописать в коллективных договорах или локальных нормативных актах организации (ч. 2 ст. 135 ТК РФ). Один из способов зафиксировать условия для назначения стимулирующих выплат в положении об оплате труда, — указать их в отдельном разделе. Другой вариант — прописать особенности вознаграждения в отдельном положении.
Примечательно, что правильная система денежных вознаграждений является лучшим способом повысить производительность труда, предотвратить текучесть кадров и привлечь квалифицированных сотрудников.
Чтобы эта система принесла пользу предприятию, следует разработать положение по определению стимулирующих выплат, учитывая так называемые критерии эффективного труда.
Важно не просто отметить, какие надбавки предусмотрены в компании, а четко рассчитать и указать показатели — кому, за что и сколько предполагается платить за успешное решение производственных задач.
Обычно доплачивают за:
- количество часов;
- объем работы;
- трудовой стаж;
- производительность труда;
- качественно выполненную работу;
- по итогам отработанного за период (за год, квартал и т. д.).
Но единых критериев нет. Работодатель самостоятельно определяет перечень выплат, их размер, дополняя их собственными показателями с учетом специфики деятельности.
Например, для отдела продаж таким критерием является выполнение плана продаж, количество заключенных контрактов и др.
, в промышленном производстве — перевыполнение нормы, качество изготовленных изделий, в сфере услуг — количество довольных клиентов и т. д.
Не следует путать стимулирующие и компенсационные выплаты. Первые повышают интерес работников в эффективной работе, вторые назначаются за вредные условия труда.
Чаще всего показатели эффективности прописывают в положении о начислении стимулирующих выплат в бюджетном учреждении для следующих категорий:
- педагогов школ, техникумов и вузов;
- воспитателей детсадов;
- госслужащих;
- сотрудников соцкультбыта;
- работников учреждений санаторно-курортного лечения.
Для доплат к окладу в госучреждениях выделяется отдельный бюджет на федеральном и региональном уровнях. Например, учителей вознаграждают за внедрение новых курсов и индивидуальных образовательных программ, проведение экскурсий и открытых уроков, организацию конкурсов, олимпиад и других мероприятий.