Отражение поступления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отражение поступления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Но из обозначенного правила имеются исключения[2]. Так, без проведения конкурса или аукциона имущество бюджетного учреждения может сдаваться в аренду государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, другим государственным или муниципальным учреждениям, некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям[3], медорганизациям и организациям, осуществляющим образовательную деятельность (например, без торгов бюджетное учреждение здравоохранения может сдать в аренду площадь коммерческой медорганизации для размещения специализированного медицинского кабинета), адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам, для функционирования объектов почтовой связи и сетей связи (например, станции сотовой связи, размещаемой на крыше здания).

Сдача в аренду без проведения конкурса или аукциона.


Без проведения конкурса или аукциона учреждение может сдавать в аренду свой актовый или концертный зал для разовых массовых мероприятий.


Обратим внимание, что в число исключений входит и случай, когда имущество сдается на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев – это, например, позволяет учреждению без проведения конкурса или аукциона сдавать в аренду свой актовый или концертный зал каким-либо организациям для проведения разовых массовых мероприятий.

Повторное заключение договора.

Если договор аренды был заключен по результатам конкурса или аукциона, то по истечении срока этого договора заключение его на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса или аукциона, если иное не установлено договором, при одновременном соблюдении следующих условий: 1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ[6]; 2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее трех лет (данный срок может быть уменьшен, но только на основании заявления арендатора)[7]. При этом учреждение не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды, кроме следующих случаев: 1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом; 2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды[8]. При отказе учреждения в заключении на новый срок договора аренды по каким-либо другим основаниям и заключения в течение года со дня истечения срока действия прежнего договора нового договора аренды с другим лицом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством (ч. 11 ст. 17.1 Закона о конкуренции).

На каком праве АУ пользуется земельным участком?

Как известно, у автономного учреждения не может быть на праве собственности имущества. Собственником имущества, закрепленного за АУ, является РФ, субъект РФ или муниципальное образование — учредитель автономного учреждения. Пунктом 2 ст. 216 ГК РФ предусмотрено, что лицам, которые не признаются собственниками имущества, могут принадлежать вещные права на это имущество. К вещным правам среди прочего относится:

  • право оперативного управления имуществом;
  • право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

В Гражданском кодексе (гл. 19) и Законе об автономных учреждениях (п. 1 ст. 3) указано: имущество принадлежит АУ исключительно на праве оперативного управления. Собственником этого имущества является РФ, субъект РФ или муниципальное образование. Согласно гражданскому законодательству все имущество делится на две категории: недвижимое и движимое. При этом к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Исходя из этого, можно было бы предположить, что земельные участки закрепляются за АУ также на праве оперативного управления. Однако это не так. В соответствии с действующим законодательством существуют следующие формы прав на землю:

  • право собственности;
  • право постоянного (бессрочного) пользования;
  • право пожизненного наследуемого владения (касается только граждан);
  • аренда;
  • сервитут (право ограниченного пользования чужим земельным участком);
  • безвозмездное срочное пользование.

Владение и пользование земельным участком, предоставленным на праве постоянного (бессрочного) пользования

Автономное учреждение, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (п. 1 ст. 269 ГК РФ). В п. 2 этой же статьи зафиксировано: лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. В то же время владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если только иное не предусмотрено законом (п. 3 ст. 264 ГК РФ). В свою очередь, Земельным кодексом (п. 4 ст. 20) установлено: юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. Таким образом, АУ, за которым земельный участок закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться данным земельным участком. Что это означает? Как указал Пленум ВАС РФ в Постановлении от 24.03.2005 N 11 (п. 24), лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, причем даже при наличии согласия на это собственника земельного участка. Судьи ФАС ВСО в Постановлении от 20.07.2009 по делу N А78-14619/05 отметили: под распоряжением, прежде всего, понимается совершение с вещью различных сделок, изменяющих юридическое отношение к вещи собственника и дающих права на вещь иным лицам. В связи с этим арбитры по требованию заместителя прокурора признали недействительным договор, заключенный образовательным учреждением с обществом, о передаче последнему в пользование земельного участка, закрепленного за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, для строительства подземной автостоянки. В ходе разбирательства было выяснено, что земельный участок был предоставлен образовательному учреждению для целей народного образования. Однако строительство автостоянки, предусмотренное условиями спорного договора, а также заключение обществом с физическими лицами договоров об инвестировании строительства автостоянки (долевого участия в строительстве автостоянки), в соответствии с условиями которых гаражные боксы автостоянки по окончании строительства подлежали передаче в собственность инвесторов, вышеуказанной цели не преследовали. Судьи добавили: в данном случае не применяются правила п. 2 ст. 167 ГК РФ (возврат каждой из сторон недействительной сделки полученного по этой сделке). Права лица, считающего себя собственником спорного имущества, подлежат защите путем заявления виндикационного иска. Как отметил КС РФ (Постановление от 21.04.2003 N 6-П), когда по возмездному договору имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться в суд в порядке, установленном ст. 302 ГК РФ, с иском об истребовании имущества из незаконного владения лица, приобретшего это имущество. Окончательная точка в данном деле в части признания сделки недействительной еще не поставлена, поскольку Определением ВАС РФ от 06.11.2009 N ВАС-15268/09 было принято к производству заявление общества о пересмотре дела в порядке надзора.

Читайте также:  Ржд билеты ветеранам труда 2021 год

Думаем, решение будет таким же, как в Постановлении ФАС ПО от 14.04.2009 по делу N А55-8383/2008 , в передаче которого в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора было отказано Определением ВАС РФ от 06.08.2009 N ВАС-9994/09. Изъятие земельного участка у лица, которому он передан на праве аренды лицом (в рассматриваемой ситуации — национальным парком), которое его получило на праве постоянного (бессрочного) пользования, будет означать лишение парка земельного участка (фактическое изъятие этого участка у национального парка, являющегося землепользователем). Однако право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не прекращено. В связи с этим в иске об истребовании земельного участка было отказано.

Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС ПО от 06.04.2009 по делу N А55-8380/2008, в передаче которого в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора было отказано Определением ВАС РФ от 31.07.2009 N ВАС-9600/09.

Таким образом, если АУ передаст земельный участок (его часть), закрепленный за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования, в аренду, договор аренды, на основании которого будет произведена такая передача, признают недействительным. Еще одно подтверждение этого — Постановление ФАС ВСО от 20.08.2008 N А10-13438/05-Ф02-3935/08, в передаче которого в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора было отказано Определением ВАС РФ от 24.12.2008 N ВАС-16610/08. При этом в рассматриваемой ситуации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, может потребовать принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.

Надо ли данные по земельному участку отражать в бухгалтерском учете?

Бюджетные учреждения при получении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования не ставят их на бюджетный учет. Основание такое: непроизводственные активы, используемые в процессе деятельности учреждения, не являющиеся продуктами производства, права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и пр.), отражаются в бюджетном учете в момент их вовлечения в экономический (хозяйственный) оборот (п. 28 Инструкции по бюджетному учету ). То же самое было установлено и ранее действовавшей Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (до 17.03.2009). Как указано в Отраслевых особенностях бюджетного учета в системе здравоохранения РФ, утвержденных Минздравсоцразвития России (п. 5.2), вовлечением земельных участков в хозяйственный оборот является:

  • приобретение земельных участков;
  • продажа земельных участков;
  • передача земельных участков другим бюджетам, государственным и муниципальным организациям другого бюджета, негосударственным организациям.

Утверждена Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Бюджетные учреждения здравоохранения, органы государственной власти и органы местного самоуправления в сфере здравоохранения отражают в бюджетном учете земельные участки только в перечисленных выше случаях при наличии соответствующего согласования с органом по управлению имуществом.

Исходя из этого постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, по которым у учреждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации имеется право распоряжения (Письмо Минфина России от 26.05.2006 N 02-14-10а/1406, доведенное до подведомственных налоговых инспекций Письмом ФНС России от 07.06.2006 N ВЕ-6-16/575@).

Автономные учреждения также не должны отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности земельные участки, закрепленные за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данный вывод основан на следующем. По всем критериям земельные участки относятся к объектам основных средств. Однако в бухгалтерском учете согласно п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств могут быть отражены основные средства (в зависимости от имеющихся у организации на них прав):

  • принадлежащие на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);
  • находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);
  • полученные организацией в аренду;
  • полученные организацией в безвозмездное пользование;
  • полученные организацией в доверительное управление.

Основания для прекращения пользования земли

Прежде всего, сторона, эксплуатирующая предоставленную землю, может попросту отказаться от этого, ведь в некоторых случаях пользы от ее применения гораздо меньше, чем сил и финансов, которых пользователь затрачивает на обслуживание участка.

Но государство в любой момент может остановить процесс деятельности на земле, и для этого могут применяться определенные причины.

Так, когда происходит передача для эксплуатации, указывается, какой деятельностью будет там заниматься сторона, но она не может выходить за границы его предназначения.

Поэтому, когда земля применяется не для того, что было предусмотрено изначально, ее могут забрать у хозяйственника.

Согласно соответствующим законодательным и правовым актам, коммерческим фирмам и предприятиям запрещено предусматривать возможность эксплуатировать участок постоянно и учитывать это в уставной или другой учредительной документации. Но указанным юридическим субъектам предоставляется возможность переоформления недвижимости в свою полноправную собственность или для последующей сдачи его в аренду. Церковные организации процедуру переоформления должны проводить в начале настоящего года.

Фирмы и предприятия, работающие на коммерческой основе, не успевшие в установленный срок провести процедуру переоформления права вечного использования земли на какое-то иное, к примеру, арендовать надел, могут подлежать административной ответственности, предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Отличие от права собственности

Чтобы точнее понять, что такое право бессрочного постоянного использования земли, стоит рассмотреть его отличие от права собственности. Собственник, имеющий все правоустанавливающие документы, может продать участок, поменять его на другой. Также разрешается продажа территорий и сдача в аренду.

Землю по закону можно оформить по завещанию на другого человека. Всех этих возможностей лишается лицо, которое использует право постоянного или срочного и временного пользования.

Чтобы иметь возможность в осуществлении всех планов на землю и не иметь в результате этого серьезные проблемы, стоит оформить территории участка в свою собственность. К тому же такая процедура является бесплатной, это еще один существенный довод переоформления.

Читайте также:  Размеры пособий с 1 февраля 2023 года: какие выплаты увеличились и на сколько?

Безвозмездное пользование земельными участками

Данный вид прав на землю отличается от аренды земельных участков тем, что осуществляется всегда бесплатно. В безвозмездное пользование могут предоставляться участки:

а) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании акта исполнительной власти или органа местного самоуправления;

б) в виде служебного надела гражданам;

в) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора.

Предельный срок временного землепользования устанавливается законом. При производственной необходимости и взаимной заинтересованности этот срок может быть продлен. Специальным видом временного землепользования является занятие земельного участка для изыскательских работ (землеустроительных, геолого-съемочных, геодезических, поисковых). В этом случае срок землепользования не превышает одного года без изъятия земель у собственника и землепользователя.

По договору безвозмездного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать или передает его в безвозмездное временное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть этот участок в том состоянии, в котором получила, или в состоянии, обусловленном договором (ст. 689 ГК РФ). Основное отличие этого договора от аренды заключается в его безвозмездном характере.

Отношения, возникающие из договора безвозмездного пользования, регулируются в гл. 36 ГК РФ («Безвозмездное пользование»), а также отдельными нормами гл. 35 («Аренда»).

Бессрочное пользование – что это такое?

Постоянное бессрочное пользование – это предоставление возможности извлекать выгоду от использования земли по целевому назначению неограниченное временными рамками. Это одно из юридических вещных прав, которое регулируется ст. 216, 268-270 Гражданского кодекса РФ.

Граждане, владеющие земельным участком по праву бессрочного пользования, могут распоряжаться наделом в пределах законодательной базы. Другими словами, владельцы вправе использовать земельный участок в пределах его целевого назначения. То есть, к примеру, недопустимо строительство жилого дома на участке сельхозназначения или организация свалки на земле, предназначенной под ИЖС.

Отклонения от прямого целевого назначения должны быть задокументированы посредством распоряжений и актов собственника земли – местной администрации. Важный момент – возведенные на таком участке дома, хозяйственные постройки и иные сооружения будут являться собственностью пользователя земли.

Сейчас правом на бессрочное постоянное пользование землей обладают только те граждане, которые получили его до вступления в силу обновленного законодательства. Местная администрация предпринимает действия по адаптации прав владения землей к новой нормативной базе. Бессрочным владельцам предлагается переоформление участков в аренду или собственность.

Это режим, которые устанавливает порядок использования земельного надела. Таким образом законодатель устанавливает порядок, характер его эксплуатации. Каждому участку устанавливается свой ВРИ. И использовать участок вопреки разрешенному использованию запрещается даже собственнику.

ВРИ:

  1. Основной. Этот вид не согласовывается с компетентными органами. Для использования земельного надела собственнику не нужно получать согласия или разрешения.
  2. Условно-разрешенный. Собственник проходит специальную процедуру для использования земли с выдачей ему разрешения. Без него этот вид использования не будет установлен.
  3. Вспомогательный. Он устанавливается в качестве дополнения к первым двум ВРИ.

Как и большинство правоотношений бессрочное пользование может прекратиться. Это происходит по одному из вариантов:

  • добровольному отказу собственника;
  • принудительному изъятию.

Процесс прекращения бессрочного постоянного использования земли можно наглядно увидеть в таблице.

Критерии для сравнения форм прекращения БП ЗУ При добровольном отказе

(ст.53 ЗК РФ)

При принудительном изъятии (ст.54 ЗК РФ)
Инициатор прекращения собственник административный орган
Основание прекращения заявление о добровольном отказе неиспользование участка по целевому назначению либо использование с нарушением норм законодательства
Кто выносит решение о прекращении исполнительный комитет местной администрации судебный орган
Перечень документов
  • заявление;
  • решение о выделении участка;
  • план межевания;
  • кадастровый паспорт;
  • государственный акт на право пользования
  • заявление о государственной регистрации прекращения БП;
  • копия решения об изъятии;
  • или копия вступившего в законную силу судебного акта об изъятии
Срок рассмотрения 30 дней с даты подачи документов в течении 10 дней с даты принятия решения либо со дня вступления судебного акта в законную силу
Действия уполномоченного органа
  • регистрация заявления;
  • подготовка проекта прекращения права;
  • согласование и подписание проекта;
  • выдача решения заявителю
административный орган сообщает о прекращении права в налоговый орган по месту расположения участка в течении 7 дней с даты решения об изъятии
Особенности административный органа проверяет правомочность причины написания заявления об отказе от надела
  • такой порядок не применяется к участкам являющимися собственностью федерации и безвозмездно переданной муниципалитету либо субъекту РФ;
  • решение об изъятии может быть обжаловано в суде

Основания для прекращения пользования земли

Прежде всего, сторона, эксплуатирующая предоставленную землю, может попросту отказаться от этого, ведь в некоторых случаях пользы от ее применения гораздо меньше, чем сил и финансов, которых пользователь затрачивает на обслуживание участка.

Но государство в любой момент может остановить процесс деятельности на земле, и для этого могут применяться определенные причины.

Так, когда происходит передача для эксплуатации, указывается, какой деятельностью будет там заниматься сторона, но она не может выходить за границы его предназначения.

Поэтому, когда земля применяется не для того, что было предусмотрено изначально, ее могут забрать у хозяйственника.

Однозначно можно сказать, что если деятельность лица, получившего право, наносит вред окружающей среде или самой почве, а также природным ресурсам, то в любом случае его лишат такой возможности.

К этому же следует отнести всевозможные ядовитые утечки, заражение земли отходами или строительными работами.

Сам же хозяйствующий субъект может отказаться от дальнейшей эксплуатации, не указывая причину такого решения, и имеет на это полное право.

Отсылка к законодательству

Нормы переоформления бессрочного пользования владельцы земель часто путают со статьей 36 (п. 1) ЗК, где сказано, что собственники строений имеют исключительное первоочередное право выкупать недвижимость, на которой они расположены, или брать в аренду.

Установленные законодателем порядки в отношении переоформления бессрочных прав и выкупа участков собственниками строений, − практически идентичны. Но у них разные основания для того, чтобы реализовывать права.

У лиц, которые имеют ПБП, более широкий круг прав, например:

  • Им разрешено выкупать участки или брать в аренду независимо от наличия или отсутствия на них строений.
  • Если на земле расположено здание, то согласно ст. 36 (ЗК) его собственник может претендовать на площадь земли, которая под ним расположена и требуется для эксплуатации строения. Фактически собственник здания может выкупить только часть участка. Владелец земли на ПБП может выкупить весь участок, даже если строения на нем занимают маленькую часть территории.
  • Землепользователям возможно приобретение земли, где находятся объекты незавершенного строительства.
  • Обычно при передаче прав на участок он считается сформированным, т. е. должен быть поставлен на учет в Госкадастре. Но если даже участок в свое время на учет поставлен не был, это не может служить поводом для окончательного отказа в переоформлении прав с бессрочного пользования на аренду или в собственность.
  • В некоторых случаях разрешается даже переоформление участка, если на нем расположен незарегистрированный строительный объект, т. е. самострой. Хотя по закону на строение необходимо сначала оформить права на собственность, а затем законный хозяин может претендовать на саму землю.
Читайте также:  С 1 января 2023 года увеличится размер ряда социальных пособий

Землевладельцам, а в большей степени коммерческим предприятиям и простым гражданам непонятно, возможно ли, если срок до начала 2012 г. пропущен, по-прежнему оформить права собственности на участок или заключить договор аренды, при условии, что ранее они владели им на ПБП? Например, это требуется сделать в 2021 году. В законодательстве нет прямого ответа на этот вопрос.

Временная передача земли

Если земельный участок передается в пользование на определенное время, то срок зависит от субъекта права и от цели использования:

  • на срок до 5 лет земля может быть предоставлена физическим лицам с целью сельхоздеятельности для собственных нужд, физическим и юридическим лицам для лесохозяйственного, охотхозяйственного и сельскохозяйственного использования, предполагающего строение зданий, некоммерческим организациям для садоводства или огородничества;
  • на срок до 6 лет земельные участки предоставляются физическим лицам для ведения подсобного личного хозяйства, ИЖС, фермерским хозяйствам;
  • до 10 лет право пользования может предоставляться религиозным организациям;
  • контрактникам – на срок действия их договоров;
  • физическим лицам, пользующимся служебным жильем – на срок права проживания;
  • отдельным категориям лиц право временной передачи земли может быть предоставлено на срок до 1 года.

Комментарий к статье 39.9 ЗК РФ

В статье законодатель воспроизвел положения ранее действующего п.1 ст. 20 ЗК РФ.

Согласно ст. 123.21, 123.22 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Как предусмотрено ст. 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст.145; 1998. N 48. Ст.5849; 1999. N 28. Ст.3473; 2002. N 12. Ст.1093; N 52. Ст.5141; 2003. N 52. Ст.5031; 2006. N 3. Ст.282; N 45. Ст.4627; 2007. N 1. Ст.37, 39; N 22. Ст.2563; N 27. Ст.3213; N 49. Ст.6039, 6061; 2008. N 20. Ст.2253; N 30. Ст.3604, 3616; 2009. N 23. Ст.2762; N 29. Ст.3582, 3607; 2010. N 19. Ст.2291), государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в указанных сферах (ст. 9.2).

Понятие автономного учреждения раскрывается в ст. 2 ФЗ от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (СЗ РФ. 2006. N 45. Ст.4626), согласно которой автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Согласно ст. 113 ГК в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие). Унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (ст. 125) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Статьей 8 ФЗ от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст.4746; 2007. N 49. Ст.6079; 2010. N 27. Ст.3436; 2012. N 50. Ст.6963) установлены случаи, при которых может быть создано казенное предприятие: если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд; необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ; необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач; необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность РФ; необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной; необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств; необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Согласно ФЗ от 3 мая 2008 года N 68-ФЗ «О Центрах исторического наследия Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий» (СЗ РФ. 2008. N 20. Ст.2253) Центр исторического наследия Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Целями деятельности Центра являются изучение и публичное представление исторического наследия Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, как неотъемлемой части новейшей истории России, развития демократических институтов и построения правового государства. Центр создается Администрацией Президента РФ по согласованию с Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий, или с его наследниками.

Предусмотренный п.2 комментируемой статьи перечень лиц является исчерпывающим. С другой стороны, законодатель особо подчеркнул, что не допускается предоставление указанным лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, обозначив два исключения из этого правила:
1) в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование на срок до одного года (ст. 39.10 ЗК РФ);
2) в случае заключения в отношении неделимого земельного участка, на котором расположено здание, сооружение, часть которых или помещения в которых принадлежат указанным лицам на праве оперативного управления, договора аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора (ст. 39.20 ЗК РФ).

Законодательством РФ установлены ограничения в части распоряжения земельными участками, предоставленными на указанном виде права. Так, не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций (п.6 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).

Лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с ЗК РФ (п.3 ст. 269 ГК РФ).


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *