Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стой! Кто ползет?! — 7 наивных вопросов о движении во дворе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно п. 3 ст. 12.19 КоАП РФ за остановку или стоянку на тротуаре водителей штрафуют на сумму 1000 рублей. В Москве и Питере штраф за такое нарушение выше – 3000 рублей.
Размер штрафа за парковку на тротуаре в 2022 году
Важно! Если водитель отсутствует, неправильно припаркованную машину могут эвакуировать на спецстоянку. В этом случае кроме штрафа за нарушение правил парковки, придется заплатить за услуги эвакуатора и хранение авто на штрафстоянке. В результате, такое нарушении может встать автомобилисту в кругленькую сумму.
Нарушением считается любая стоянка транспортного средства на тротуаре, даже если вы всего «одним колесом» и «на секундочку» заехали на бордюр.
Если пришел штраф за парковку на тротуаре
Итак, если избежать штрафа за парковку на тротуаре не удалось, есть 2 варианта, как действовать дальше.
Вариант 1.
Если вы согласны, что правонарушение действительно имело место, то придется штраф оплатить. Лучше всего это сделать в течение 20-ти дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа: тогда штраф за парковку на тротуаре можно оплатить со скидкой 50 %
Вариант 2.
Если вы считаете, что штраф вынесен незаконно, и можете это доказать, то самое время обратиться с жалобой:
- в уполномоченный орган, которым вынесено постановление;
- либо сразу в суд, минуя первую стадию.
Трещины на лобовом стекле
Стандартный бордюр для городского благоустройства имеет высоту в 300 мм, часть его закапывается в землю, а снаружи остается верхняя часть высотой в 160 мм, которая и формирует разделительный барьер между проезжей частью и тротуаром или газоном. Это достаточно высокий выступ, который превосходит клиренс многих легковых автомобилей. В сегменте премиальных машин распространение получил дорожный просвет в 130 мм, а у массовых моделей — 150 мм. Поэтому при попытках забраться на бордюр автомобилисты часто царапают нижнюю часть бампера. Эстетический вид автомобиля портится, хотя для техники такие повреждения не представляют опасности.
Безопасно забраться на бордюр могут только кроссоверы, чей клиренс превышает 180 мм и приближается к 200 мм. Могут ездить по бордюрам автомобили старых моделей, которые уже прошли через гаражный тюнинг и получили люфтованную подвеску.
Почему автовладельцы все же нарушают и паркуются на тротуарах
Есть несколько ключевых причин, которые вынуждают автовладельцев оставлять свои машины на тротуаре:
- Нехватка парковочных мест на придомовой территории многоквартирных домов. Не каждый человек может позволить себе покупку или аренду паркинга, однако застройщики думают иначе. Дворы делаются узкими, а число парковочных мест значительно меньше числа собственников квартир. При этом, в квартире может проживать несколько членов семьи и, соответственно, будет уже несколько авто;
- Отсутствие законных мест для парковки вблизи пункта назначения собственника транспортного средства. Особенно актуальна эта ситуация для больших городов, где количество транспорта неизменно растет, а число парковочных мест не увеличивается;
- Неуважение к пешеходам и пренебрежение ПДД. Владельцы дорогостоящих авто готовы заплатить штраф ради своего удобства, поэтому предпочитают проезжать на них практически к крыльцу того места, которое хотят посетить. Впрочем, то же самое могут делать и владельцы более скромных автомобилей;
- Незнание ПДД. Некоторые водители считают, что придомовые территории не являются дорогами общего пользования, на которые распространяются правила. Поэтому паркуют свои автомобили на тротуарах, полагая, что это не приведет к последствиям.
Кто выписывает штрафы за парковку на тротуаре?
Наиболее популярный вариант — выписка штрафа сотрудником ГИБДД. Они уполномочены составлять протокол правонарушения и выписывать взыскание. Но также такие функции возложены на парконов. В Москве полномочия по наказанию парковки на тротуаре возложены и на инспекторов Московской административной дорожной инспекции.
И не стоит думать, что Вас не заметят или не выпишут штраф. Да, сотрудников ГИБДД не так много, не все и не всегда нарушения фиксируются. Но парковка на тротуаре всегда в приоритете у инспекторов. Таких нарушений много, их легко выявить и зафиксировать.
Интересно: встречаются случаи, когда на водителей автомобилей, оставленных на тротуаре, жалуются сами пешеходы. Они просто звонят по телефону горячей линии и сообщают о факте. Появилось и много приложений, позволяющих также подать жалобу.
Как пожаловаться в ГИБДД в случае явного нарушения?
Если водитель явно нарушает ПДД, припарковавшись на тротуаре, да еще и при этом мешает ходить пешеходам, то на него не только можно, но и нужно подать жалобу. Обычно это можно наблюдать во дворах жилых домов у подъездов — водители бросают свои машины на бордюрах, не заботясь о том, мешают ли они другим (но зато до дома гораздо ближе).
О том, какой штраф будет грозить водителю за неправильную парковку во дворах, мы рассказывали в отдельной статье.
Даже если в округе проблемы с местами для стоянки — удобство не должно быть получено во вред или неудобство других.
Жалоба подается только с достаточными доказательствами нарушения.
Какие штрафы за неправильную парковку
Если нарушить правила стоянки грузовых автомобилей, придется нести наказание. Обычно грузовой транспорт несет штраф, размер которого меняется зависимо от особенностей правонарушения:
Выполнение остановки или стоянки нарушив правило | Для Москвы и Санкт-Петербурга | Для остальных регионов |
Нарушить правило на переезде ДЖ | Тысяча рублей/лишитесь прав на 3-6 мес. | |
Нарушить правило в месте предназначенном инвалидам | 5 тыс. руб. | |
Нарушать правило, перекрывая пешеходный переход, заехав на тротуар, остановившись на остановке такси и общественного транспорта | 3 тыс. | 1 тыс. |
Нарушить правило на трамвайных путях, дальше первого ряда, на территории, где действует запрещающий знак | 3 000 руб. | 1 500 руб. |
Нарушить правило в тоннеле, создав для других препятствия | 3 000 рублей | 2 000 рублей |
Нарушить правило в остальных случаях | 2, 5 тыс. руб. | 500 руб. но можно обойтись предупреждением |
Какие размеры штрафов
При нарушении установленных законодателем требований к остановке и стоянке автотранспорта, водитель будет привлекаться к ответственности на сумму 500 рублей. При совершении конкретного проступка в виде оставлении машины на пешеходной зоне, КоАП РФ устанавливает сумму штрафа до 1000 руб. К ответственности должен привлекаться водитель, который допустил наезд на запрещенный участок без уважительных причин.
Справка. Если авто оставлено без присмотра, и не ясно, кто им управляет, привлекаться к ответственности будет владелец транспортного средства, которого можно будет установить по базе зарегистрированных авто, которую ведет Госавтоинспекция.
Предусмотренная законом сумма штрафа за парковку на тротуаре одинакова для юридических лиц и граждан, на которых зарегистрирован транспорт.
Санкции за нарушение ПДД
Припарковав на стоянку автомобиль или другое механическое средство передвижения на мостовой, предназначенной для пешеходов, владельцу следует ожидать штрафных санкций. За такое противоправное деяние предусмотрен административный штраф в соответствии с частью 3 статьи 12.19 КоАП РФ в размере 1000 рублей, кроме городов Москва и Санкт-Петербург, в которых размер этого наказания составляет 3000 рублей.
Если автомобиль мешает проходу пешеходов, то его владелец обязан уплатить административный штраф. Машина может быть эвакуирована на штрафную стоянку, что принесет хозяину дополнительные расходы и затраты времени. Штраф за стоянку на тротуаре может налагаться столько раз, сколько будет зафиксировано данное правонарушение.
Чтобы припарковаться в неположенном месте, по нему необходимо проехать. Нерадивому водителю нужно знать, какой штраф его ожидает за езду по тротуару. В соответствии с частью 2 статьи 12.15 КоАП РФ по протоколу налагается взыскание в размере 2000 рублей.
Какой штраф за парковку на тротуаре
Законодательные акты постоянно претерпевают изменения, особенно в плане наказания за правонарушения. Поэтому автомобилистам необходимо знать принятые нововведения, обратное же приводит к неминуемому наказанию. К тому же, если нарушение зафиксировано в городе областного подчинения, водителя оштрафуют на тысячу рублей. Если произошедшее выявлено в столице страны или Санкт-Петербурге, штраф увеличивается ровно в три раза, согласно Административному кодексу.
Причём законодательство не различает, заехал ли автомобиль всеми колёсами на тротуар либо одно колесо оказалось на бордюре. В любом случае шофёра ждёт наказание и доказывать полицейскому, что машина в последнем случае никому не создаёт препятствие и он ни первый раз здесь паркуется без проблем, не стоит.
Встреча с сотрудником ГИБДД после фиксации нарушения ничего хорошего автомобилисту не принесёт, лучше молча согласиться с получением штрафной квитанции и уехать с места происшествия до приезда эвакуатора.
Наказание за второй ряд парковки в вынужденной ситуации
Отдельно нужно разобрать случаи, когда водитель вынужден остановить машину из-за поломки, мешающей продолжать движение и не дающей припарковаться в любом другом месте, кроме второго ряда. Здесь нужно помнить про требования п. 12.6 ПДД. Этот пункт гласит, что при вынужденной остановке надо принять любые меры, чтобы отвести машину из того места, где стоянка запрещена – катить руками заглохший автомобиль, просить других автомобилистов о буксировке, вызывать эвакуатор и т. д.
Чтобы избежать наказания, водитель должен руководствоваться п.п. 1.2, 7.1 и 7.2 ПДД, описывающих ситуацию с вынужденной остановкой. Она является оправданной в следующих ситуациях:
- Техническая неисправность машины, мешающая продолжению движения. Грубо говоря, если заклинил двигатель, лопнул тормозной шланг и чудом удалось остановить машину двигателем или ручником, либо произошло что-то аналогичное, из-за чего надо срочно останавливаться именно здесь.
- Водитель или пассажир находится в опасном для себя и (или) окружающих состоянии. Для парковки во втором ряду в первую очередь важно, чтобы проблемы были у водителя: больного или даже умирающего пассажира можно отвезти чуть дальше и запарковаться по ПДД. А вот если, как в классическом примере, у человека за рулем случился сердечный приступ – надо тормозить где угодно: лучше пусть машина создаст препятствие движению – чем неуправляемая покатится по улице дальше, врезаясь во все подряд.
- Перевозимый груз создает опасность для дальнейшего движения. Классический пример тут – мешок картошки, рассыпавшийся в салоне, когда картофелины закатились под ноги водителю и заклинили педали. До устранения проблемы о продолжении движения и речи быть не может.
- На дороге внезапно возникло препятствие. Например, рухнувшее на дорогу дерево – это однозначно повод для остановки даже в неположенном месте.
При этом автомобилист, запарковавшийся во втором ряду, должен совершить следующие действия:
- Включить аварийную сигнализацию (если, конечно, неисправность машины не настолько тяжелая, что сигнализация не работает).
- Выставить знак аварийной остановки. Он ставится на расстоянии, на котором обеспечит других водителей достаточным временем для маневра или снижения скорости вплоть до остановки. В любом случае расстояние не может быть меньше 15 м в населенном пункте и 30 м – на трассе.
Кроме того, нужно помнить о ст. 2.7 КоАП РФ. Она говорит о крайней необходимости – тех случаях, когда закон был все-таки нарушен, но причиненный вред был меньше предотвращенного. Остановка в неположенном месте – однозначно нарушение закона и причинение вреда интересам других участников дорожного движения. Но если иных способов не было – то ст. 2.7 даст право обжаловать штраф.
Если вы считаете, что ваши права нарушены – можете автоюристу на нашем сайте. Это бесплатно!
Когда ответственность не наступает
В части 3.2 ст. 12.19 КоАП существует одна важная оговорка. Смысл состоит в том, что парковка во втором ряду допускается в исключительных ситуациях. К таковым, например, относится поломка важных узлов и агрегатов машины.
Так, если водитель увидит, что у него проблемы с тормозами, то он будет просто обязан остановиться. То же самое касается фар и дворников (при плохой погоде). Кроме того, причиной парковки может стать резкое ухудшение здоровья у водителя или его пассажиров.
В то же время существует ряд ситуаций, когда факт остановки во втором ряду не бывает очевидным. В этом случае водитель может оперировать показаниями свидетелей, фотоснимками или видеозаписями.
Помочь владельцу машины отстоять свои права сможет автоюрист. Он предоставит не только свои консультации, но и будет защищать интересы водителя в суде. Практика показывает, что доводы опытного юриста убеждают судей в том, чтобы отменить штраф.
Если выписан штраф и непонятно, как поступать дальше, можно получить бесплатный совет от юриста онлайн или по телефону. После этого уже можно планировать дальнейшие действия.
А что с коммерческим транспортом?
А вот парковка коммерческого транспорта во дворе – совершенно иная история. Коммерческим признается грузовой (всякие КАМАЗы, газели, фуры, техника) и пассажирский (микроавтобусы, автобусы, такси) транспорт, используемый юрлицами или ИП. Так вот, с 1 января 2021 года вступили в силу поправки к Требованиям, утв. . В соответствии с ними с 1 января 2021 года более нельзя парковать такой коммерческий транспорт во дворах жилых домов.
Создание парковок на территории общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, не допускается (п. 4 Требований, утв. Приказом Минтранса № 199).
Можно ли ставить грузовые машины во дворах жилых домов? Можно, как и любой другой коммерческий транспорт! Разберемся, в особенностях нововведения и расскажем, почему запрет не такой строгий, как кажется.
- Во-первых, он касается автомобилей, которые вернулись из рейса или паркуются после рабочей смены для ночной стоянки. То есть, во дворах нельзя размещать автомобили для отстоя, он должен производиться на специально оборудованных стоянках. Но если вы заехали во двор для выгрузки, скажем, мебели одного из жильцов, в такой парковке нет ничего незаконного.
- Во-вторых, распространяется запрет только на города федерального значения – Москву, СПб и Севастополь. Для других городов это правило не действует.
- В третьих, Приказ, как и КоАП совершенно не предусматривает для нарушителей каких-либо санкций. Абсолютно непонятно, кто будет контролировать исполнение требований, и как будут реагировать государственные органы.
Можно ли парковать такси во дворе жилого дома? Конечно, но только не для ночного отстоя. И опять же, если автомобиль используется жильцом дома для работы в такси (без оформления ИП) и одновременно как личный транспорт, Приказ бессилен – паркует он его как свой собственный, а не коммерческий автомобиль. Другой вопрос, на какой стоянке он его паркует. Если это гостевая стоянка, то такое размещение незаконно. Только постоянная парковка, и только на удалении от жилого дома!
Когда парковка на тротуаре допустима
Тротуар предназначен исключительно для передвижения пешеходов. Чтобы не получить штраф, автомобилист должен понять, что парковка в предназначенных исключительно для пешеходов местах строго запрещена. Размер административного правонарушения не зависит от площади занимаемого автомобилем тротуара или газона у дома. Заезд на бордюр — уже нарушение.
Поэтому, если вы хотите припарковаться на тротуаре, имейте в виду, что шанс получить штраф или отправить транспортное средство на штрафную стоянку — велик.
Владельцы, припарковавшие транспортное средство на тротуаре, приводят следующие аргументы:
- Транспортное средство никому не мешает;
- Первое поблизости здание на расстоянии более 20 метров, поэтому места для парковки достаточно;
- Моя машина расположена так, что даже с коляской легко можно пройти.
Эти аргументы никаких законных оснований не имеют. Обнаружив в таком положении автомобиль, инспектор полиции выпишет штраф.
Припарковаться на тротуаре можно в единственном случае — при возникновении чрезвычайных обстоятельств или технической неисправности транспортного средства. Если вы хотите оспорить этот штраф в суде, предоставьте документы, подтверждающие этот факт.
Можно ли грузовому транспорту остановиться на обочине для стоянки
ПДД РФ, 12. Остановка и стоянка
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).
12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 25.09.2003 N 595, от 14.12.2005 N 767, от 22.03.2014 N 221)
(см. текст в предыдущей редакции)
12.3. Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.
12.4. Остановка запрещается:
на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.07.2013 N 621)
(см. текст в предыдущей редакции)
в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью), или создаст помехи для движения пешеходов (в том числе в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)
(см. текст в предыдущей редакции)
на полосе для велосипедистов.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
12.5. Стоянка запрещается:
в местах, где запрещена остановка;
вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1;
ближе 50 м от железнодорожных переездов.
12.6. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.
12.7. Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения.
12.8. Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.
Запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица.