Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Всё о служебной тайне и её охране». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.
Порядок допуска к государственной тайне
Указанный порядок определяется Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63
«Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне».
В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:
- первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
- вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
- третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Если у вас есть допуск к сведениям высокой степени секретности, то он же является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Тщательность проверки уполномоченными органами зависит от формы допуска.
Так, оформление доступа по третьей форме производится без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Решение принимается на основании анкетных данных. Исключение составляют оформление допусков руководителям организаций и работникам подразделений, связанных с защитой государственной тайны. В отношении этих лиц проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке.
Первоначальное «знакомство» с кандидатом на допуск начинается с анкеты, в которой, кроме всего прочего, необходимо указать следующие сведения: пребывание за границей, наличие судимостей, отношение к воинской обязанности, наличие близких родственников, в том числе за границей.
В допуске может быть отказано по следующим причинам:
- признание гражданина судом недееспособным (ограничено дееспособным), рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;
- наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
- постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
- выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности РФ;
- уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.
Второй комментарий к Ст. 283 УК РФ
1. Непосредственным объектом преступления является обороноспособность и экономическая безопасность государства. Предметом данного преступления являются сведения, составляющие государственную тайну, понятие которой было раскрыто при характеристике государственной измены (ст. 275 УК РФ).
2. Объективная сторона преступления выражается:
а) в действиях (разглашение соответствующих сведений);
б) в последствиях (сведения, составляющие государственную тайну, становятся достоянием других лиц);
в) причинной связью между указанными действиями и последствиями.
Преступление является оконченным с момента, когда указанные сведения стали достоянием постороннего лица (при этом требуется восприятие, осознание посторонним лицом фактического смысла полученных им сведений).
3. Субъективная сторона преступления характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом.
4. Субъектом преступления может быть лицо, достигшее возраста 16 лет, которому разглашенные сведения были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст.ст. 275, 276 УК.
5. Часть 2 ст. 283 УК предусматривает повышенную ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Таковыми следует, в частности, признавать случаи, когда в результате разглашения сведений они стали достоянием иностранных разведок, что предполагает проведение государством дорогостоящих мероприятий по нейтрализации таких последствий.
6. Разглашение государственной тайны, если это происходит в форме государственной измены или шпионажа, квалифицируется по ст. 275, ст. 276 УК.
Данные, составляющие государственную тайну, чаще всего записываются на следующих видах носителей:
- жестких дисках;
- печатных документах;
- специальных устройствах хранения информации.
Чтобы уведомить получателя о том, что данные на носителе не подлежат разглашению, используется специальный гриф секретности. На печатных документах он выглядит следующим образом:
- в правом верхнем углу присутствует пометка (например, «совершенно секретно»);
- сразу под ней указывается количество экземпляров документа.
На данный момент в РФ существует три грифа секретности:
- «секретно»;
- «совершенно секретно»;
- «особой важности».
Разница между этими грифами заключается в степени ущерба, который может нанести разглашение засекреченной информации. Так, распространение сведений особой важности способно нанести ущерб интересам РФ в целом. При разглашении секретной информации вред наносится отдельно взятому предприятию, организации или учреждению. Если же третьи лица получат доступ к совершенно секретным данным, то пострадает ведомство, министерство или отрасли экономики РФ в одной или несколько областей.
Присвоение документу определенного грифа секретности происходит по решению руководителя конкретного государственного органа. Для этого может создаваться комиссия, составляющая список данных, подлежащих засекречиванию. Подобные перечни имеются у каждого ведомства, работающего с гостайной.
Например, Федеральная служба геодезии и картографии работает только с секретными сведениями. Данных особой важности и совершенно секретной информации здесь нет. Поэтому на всех документах с ограниченным доступом проставляется гриф «секретно».
Проверочные мероприятия
Как правило, получатель допуска не знает о перечне и подробностях таких мероприятий. Проверки проводятся тайно и также не подлежат разглашению. Человека проверяют лишь в том случае, если его планируют посвятить в совершенно секретную информацию или предоставить ему сведения особой важности. С секретными данными все проще – они не предполагают никаких проверочных процедур.
В зависимости от обстоятельств, проводить проверки могут следующие организации:
- Силовое ведомство. Если гражданин устраивается на работу в МВД, то эта организация проводит его проверку самостоятельно. То же самое касается ФСИН и прочих силовых структур.
- ФСБ. Проводит проверочные мероприятия в том случае, если человек трудоустраивается в гражданскую организацию.
Тщательность проверки зависит от обстоятельств. Например, если человеку оформляют допуск к секретным сведениям, то проводить проверочные мероприятия необязательно. Однако они осуществляются в том случае, если какая-то информация из анкеты соискателя вызвала у сотрудников подозрения. Если руководитель решает провести проверку, он должен оформить соответствующий документ.
Кому получить допуск не удастся
В допуске к государственной тайне могут отказать. Чаще всего это происходит в таких случаях:
- Претендента на получение допуска признали недееспособным по решению суда. Также не сможет работать с гостайной лицо с ограниченной дееспособностью.
- У человека имеется неснятая или непогашенная судимость за умышленное преступление или за совершенное по неосторожности преступление против государственной власти.
- Гражданин обвиняется или был осужден по уголовному делу о совершении любого умышленного преступления или непредумышленного преступления против госвласти.
- Претендент имеет медицинские противопоказания для работы с государственной тайной.
- В отношении гражданина было возбуждено уголовное дело, которое прекратили по нереабилитирующим основаниям. Например, стороны примирились или истек срок исковой давности.
- Претендент или его ближайшие родственники постоянно проживают на территории другого государства или занимаются оформлением документов для выезда за пределы РФ.
- В ходе проверки были выявлены действия оформляемого лица, представляющие угрозу безопасности РФ.
- Гражданин уклонялся от проведения проверки, сообщив заведомо ложные анкетные данные.
Какая информация является служебной тайной
Существуют несколько различных классификаций служебной тайны. По категориям она может быть разделена таким образом:
- служебные секретные сведения о работе федеральных властных, государственных органов; ограничения на доступ к таким сведениям диктуются федеральным законодательством с целью защиты интересов страны;
- тайна предварительного следствия и судебная тайна, включающая в себя тайну работы судей и присяжных;
- конфиденциальные сведения, попавшие в поле зрения чиновников по долгу службы: любая личная, профессиональная или относящаяся к ведению бизнеса, не подлежащая разглашению информация.
Имеет место и несколько иная классификация, раскрывающая предыдущую, конкретизирующая служебные тайны по объектам. Согласно ей, к служебным относят:
- военную тайну;
- тайну следствия;
- судебную тайну;
- налоговую тайну;
- конфиденциальную информацию, которая составляет чью-либо коммерческую, банковскую, профессиональную тайну или тайну личной жизни, которой владеет государственный или муниципальный служащий.
В силу недостаточной законодательной проработки вопроса разграничения различных видов тайн, многие специалисты-правоведы предлагают относить к служебным, кроме названных выше, адвокатскую тайну, врачебную тайну.
Разберем некоторые вопросы служебной тайны, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни наиболее часто, подробнее.
Записи актов гражданского состояния населения — у этих сведений двойственная секретность: они являются тайной личности и служебной тайной одновременно: граждане имеют право на личную жизнь согласно Основному Закону страны (ст. 23 Конституции), в то же время чиновники, отображающие факты этой жизни, в силу служебного положения не имеют права распространять указанные сведения третьим лицам произвольно. Обычно в первую очередь, говоря о сведениях ЗАГС, упоминают тайну усыновления, однако в равной степени не подлежат разглашению служебные сведения о рождении, смерти, смене фамилии (имени), изменении семейного положения, определения родственности (установления отцовства). Такие сведения предоставляются только по запросу правоохранительных, судебных органов.
По схожим основаниям охраняется и медицинская (врачебная) тайна, которую, как сказано выше, некоторая часть специалистов предлагает считать служебной.
Являясь налогоплательщиком, каждый гражданин РФ так или иначе сталкивается с понятием налоговой тайны. Не все сведения, передаваемые в налоговую, являются служебной тайной. К примеру, идентификационный номер налогоплательщика, сведения о нарушении законодательства о налогах – это общедоступные сведения.
В то же время налоговой служебной тайной являются:
- сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, декларациях;
- основания начисления налогов, расчеты, сведения о доходах и расходах фирмы;
- данные об отчислениях в бюджет за 3 года;
- иные сведения, касающиеся непосредственно начисления и уплаты налоговых сумм.
Служебную тайну в целом можно разделить на две части:
- сведения о работе самой государственной (муниципальной) структуры;
- сведения, ставшие известными чиновникам в соответствии с законом и в силу исполнения ими служебных функций.
Здесь тоже существует альтернативная точка зрения на классификацию этого вида тайны. Она гласит, что к служебной тайне можно отнести только данные о служебной деятельности органов, которые должны быть скрыты от широкой огласки до определенного времени. Такая скрытность будет являться гарантией эффективного выполнения задач, возложенных на государственные и муниципальные структуры законодателем. Речь, в частности, идет о проведении определенного вида проверок, другой оперативной деятельности схожего характера, которая обычно проводится ФНС, органами прокуратуры и т.д.
Другие аспекты тайных сведений, согласно этому мнению, должны быть отнесены к профессиональным тайнам.
Разглашение государственной тайны: общая характеристика преступления
Объект преступления состоит в обеспечении государственной безопасности и надлежащей сохранности сведений, составляющих государственную тайну.
Предмет преступления – это сведения, которые составляют государственную тайну. Данные сведения прописаны:
- в Указе Президента РФ от 1995 года №1203;
- в Указе Президента РФ от 2004 года №1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (контролирующие лица в данную комиссию назначаются самим Президентом).
Под разглашением государственной тайны подразумевается предание огласки сведений, составляющих государственную тайну лицам, которые не имеют к ней доступа, с нарушением действующего порядка или регламента распространения подобного рода сведений. Состав данного преступления – материальный.
Моментом совершения преступления является момент передачи сведений в достояние другого лица, что создает опасность их использования в ущерб российским интересам.
Субъект данного преступления специальный – это лицо, которое имеет доступ к государственной тайне по роду службы, работы или учебы и использующее указанные сведения для выполнения своих профессиональных обязанностей. Преступление может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны наступает в отношении дееспособных лиц в возрасте от 16 лет.
Разглашение может иметь форму активных действий или бездействия. Примерами активных действий могут являться:
- передача сведений в ходе доверительной беседы;
- демонстрация документов, схем или устройств;
- разглашение информации в ходе открытого доклада или лекции и пр.
Бездействие может быть выражено в непринятии соответствующих мер по засекречиванию информации, в результате чего она стала доступна третьим лицам или допуск посторонних к данным, составляющим гостайну.
Общее правило работы с информацией, которая содержит государственную тайну, состоит в том, что запрещена любая форма ее распространения.
Она может стать достоянием третьих лиц только в исключительных случаях, прописанных в законодательстве. Примерами законного рассекречивания сведений третьему лицу может являться адвокат, который участвует в деле, связанном с государственной тайной; ученый, работающий над диссертацией, судья, депутат Госдумы и пр.
Адресат, который получил сведения у виновного в разглашении тайны, может быть:
- из числа лиц, которые не имели доступа к гостайне;
- из числа лиц, имеющих такой доступ, но которые не вправе знакомиться со сведениями, которые были сообщены виновным.
Субъект преступления может действовать умышленно или передать сведения по неосторожности. В первом случае виновный должен осознавать, что он разглашает гостайну (например, хвалится своей осведомленностью по определенным вопросам перед родственниками в общественном месте). Во втором – преступник не предвидит, что результатом его действия станет утечка информации.
Например, он использует достаточно уязвимый шифр в процессе передачи секретных данных.
Отличие разглашения государственной тайны от государственной измены
Статья 283 УК РФ, которая предусматривает ответственность за разглашение государственной тайны, применяется только при отсутствии признаков в деянии государственной измены и шпионажа. В целом разглашение имеет общие признаки с государственной изменой в части выдачи информации, составляющей государственную тайну.
Между тем, данные преступления имеют ряд принципиальных отличий. При измене сведения передаются представителям другой страны или ее агентам, тогда как при разглашении – другим лицам (это могут быть знакомые и родственники лица, совершившего преступление).
Государственная измена имеет вид шпионажа, тогда как при разглашении передается информация представителям той же страны.
Также отличаются они по субъектам преступления. Если по измене субъект общий, то при разглашении – специальный. Т. е. разгласить государственную тайну может только лицо, которое владеет данной информацией по роду своей деятельности.
Также лица, которые не отвечали признакам субъекта преступления по ст. 283, могут выступать в качестве соучастников.
При госизмене лицо осознает, что передаваемые сведения наносят ущерб безопасности страны, т.е. преступник умышленно передает информацию для причинения вреда государству. Тогда как при разглашении государственной тайны преступник может не осознавать последствия своих действий, и он не имеет желания причинить ущерб государственным интересам.
Другой комментарий к статье 283 Уголовного Кодекса РФ
1. Общественная опасность разглашения заключается в том, что сведения, содержащие государственную тайну, уходят из владения и могут быть использованы для посягательства на внешнюю и внутреннюю безопасность и другие жизненно важные интересы России.
Объектом преступления выступает сохранность государственной тайны.
Предмет преступления — сведения, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 275).
2. С объективной стороны преступление выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну.
Под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали достоянием посторонних лиц. Посторонним признается любое лицо, которое по характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям.
Объективно разглашение выражается в различных действиях, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся известны посторонним лицам: доверительном разговоре, публичном выступлении, переписке, показе документов, демонстрации чертежей, схем, изделий, утере неучтенных тетрадей и блокнотов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, и т.п.
Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием (например, бесконтрольное оставление виновным на рабочем месте документов, изделий, таблиц, схем в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица).
Порядок сохранности государственной тайны регулируется Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне», Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3619), Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне (СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775), а также системой подзаконных нормативных актов в виде инструкций, положений, памяток и т.п. Поэтому при расследовании фактов разглашения подлежат точному установлению характер преданных огласке сведений, а также то, какое конкретно требование действующих правил было нарушено. Степень секретности сведений устанавливается путем их сверки с действующими нормативными актами, а при необходимости — проведением экспертизы.
Преступление окончено с момента восприятия разглашаемых сведений посторонними лицами. При этом не требуется детального восприятия всей совокупности разглашаемых сведений, а достаточно общего понимания смысла предаваемой огласке информации. Если по каким-либо причинам, не зависящим от воли виновного, умышленно разглашаемые сведения не восприняты посторонними лицами, налицо покушение на преступление. Например, разглашаемые сведения не были восприняты вследствие незнания национального языка, глухоты, сильного опьянения и т.п.
3. Субъективная сторона разглашения сведений характеризуется и умышленной, и неосторожной формами вины .
———————————
В юридической литературе высказывается мнение о том, что разглашение государственной тайны может быть только при умышленной форме вины (см.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М.: Юрайт, 2004. С. 867). Происходит оно из-за редакционной и смысловой неточности в понимании ч. 2 ст. 24 УК, что требует законодательной коррекции или руководящего разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.
При прямом умысле лицо, осознавая общественно опасный характер действий, связанных с разглашением государственной тайны, предвидит, что оглашаемые сведения воспримут посторонние лица, и желает этого (например, в доверительном разговоре с родственниками и близкими людьми). Так, работая на строительстве специального объекта, техник О. разгласил в частной беседе своей знакомой девушке-студентке К. сведения о дислокации, назначении и конструктивных параметрах режимного объекта, желая показать свою «солидность и осведомленность».
Действуя с косвенным умыслом, субъект осознает общественно опасный характер своих действий, предвидит, что сведения, составляющие государственную тайну, могут стать достоянием посторонних лиц, и допускает факт восприятия сведений посторонними людьми либо безразлично относится к этому. Так оценивается ведение разговоров между сослуживцами по закрытой тематике в общественном транспорте при громкости, которая допускает возможность восприятия смысла беседы другими пассажирами, громкое чтение документов или обсуждение деловых вопросов в помещениях с плохой звукоизоляцией, оставление в служебном кабинете, куда заходят посторонние лица, развешенных схем, таблиц, графиков и т.п.
Разглашение может быть совершено и по неосторожности в силу преступного легкомыслия либо небрежности. Чаще всего это выражается в разглашении в письменной форме, когда снимаются выкопировки из документов, содержащих государственную тайну, в неучтенные тетради, блокноты, отдельные листы, которые в последующем теряются. Более того, от неосторожного разглашения, как и от умышленного, могут наступить тяжкие последствия.
Мотивом совершения умышленного разглашения чаще всего выступает бахвальство, а целью — показать постороннему свою осведомленность и компетентность, подчеркнуть «важность» и «значимость» своей персоны при решении практических вопросов. В основе мотивации могут быть и иные побудительные стимулы: «помочь» близкому человеку в выполнении научной работы, выступлении с лекцией и т.д.
4. Субъект при разглашении — специальный, т.е. лицо вменяемое, достигшее 16-летнего возраста, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5. Квалифицированным составом преступления (ч. 2 ст. 283 УК) признается то же деяние, если оно повлекло по неосторожности тяжкие последствия.
Тяжкими последствиями при разглашении признаются: переход сведений в руки иностранных разведок, срыв вследствие разглашения важных государственных мероприятий, «замораживание» перспективных научных исследований и т.п. По отношению к наступлению тяжких последствий вина может быть только в форме неосторожности, о чем указано в самой норме.
От государственной измены умышленное разглашение сведений, составляющих государственную тайну, отличается направленностью умысла, т.е. мотивами и целями содеянного .
———————————
Пробелом в сохранности государственной тайны является отсутствие нормы о ее незаконном получении при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа // Российская газета. 2008. 10 июля.
Статья 283. Разглашение государственной тайны
1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, –
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, –
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет .
Проблемы разграничения ответственности за гостайну
Практики отмечают, что разграничение нарушения правил обращения с носителями гостайны и разглашения гостайны слишком размыто. В условиях стремительного развития технологий носителями гостайны могут быть любые материалы. Отсутствие точности в терминологии и определении данных диспозиций могут привести к тому, что ответственность будет распространяться на широкий круг лиц, которые никак не могут нести ответственность за разглашение гостайны просто потому, что не знали и не предполагали такой возможности.
Также невозможно конкретизировать проступок должностных лиц, уполномоченных относить те или иные сведения к категории государственной тайны. В этой области сотрудники могут посчитать секретной информацию, которая таковой не является, т.е. налицо злоупотребление служебным положением и теоретически — чрезмерное ограничение оборота информации. Сейчас контроль данной сферы неэффективен в связи с размытыми формулировками и двояким толкованием информации.
Впрочем, в законодательство о гостайне планируют внести изменения: уточнить категории секретных сведений в законе “О гостайне”, установить критерии информации для разграничения по степени. Это повлечет пересмотр документации и информации для отнесения к той или иной степени секретности или вывода из-под усиленной защиты данных.
Хотите узнать больше об ответственности за нарушения законодательства о государственной тайне? Звоните, мы расскажем.
Заказать звонок
Разглашение государственной или военной тайны это
предание огласке сведений, составляющих государственную или военную тайну, лицом, которому они были доверены или которому они известны в связи со службой или работой, в результате чего эти сведения стали достоянием посторонних лиц.
Разглашение государственной или военной тайны представляет большую общественную опасность и рассматривается как тяжкое преступление. Разглашение государственной тайны является иным государственным преступлением, ответственность за которое предусмотрена в ст. 75 УК РСФСР. Ответственность за разглашение военной тайны предусмотрена и ст. 259 УК РСФСР, как за воинское преступление. Для состава разглашения государственной или военной тайны необходимо наличие в деянии субъекта двух моментов: нарушения правил хранения государственной или военной тайны и предания ее огласке (разглашения).
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — преступления, объединенные в разделе Х УК.
Вопрос: За шпионаж виновному тоже грозит наказание по ст. 283 УК РФ?
Ответ: Нет, за шпионаж предусмотрена отдельная статья, а именно, ст. 276 УК РФ. Под шпионажем понимается сбор, хранение и последующая передача ценной информации другим лицам, выполняющим работу для иностранного государства. К ответственности по этой статье привлекаются иностранные граждане или лица без гражданства.
Вопрос: Является ли разглашением гостайны такой случай, при котором документы, относящиеся к гостайне (схемы), были оставлены ответственным лицом без присмотра и с ними были ознакомлены посторонние лица?
Ответ: Да, это тоже является нарушением закона. Даже если человек вербально не обнародует такие данные, то его небрежное отношение к своим профессиональным обязанностям, а именно, забывание важных документов, носящих ценную информацию, тоже можно отнести к разглашению гостайны. Но ответственность наступает только в том случае, если посторонние лица будут ознакомлены с информацией в таких документах.
Вопрос: С какого возраста наступает ответственность по ст. 283 УК РФ?
Ответ: Ответственность за разглашение сведений, относящихся к гостайне, наступает с возраста 16 лет.
Вопрос: Понесет ли наказание лицо, которому стали известные данные о гостайне случайным образом?
Ответ: Нет, не понесет. Если человек, к примеру, случайно стал обладателем данных, являющихся государственной тайной (нашел секретные документы, услышал разговор служащих и т. п.), тогда никакой ответственности он не понесет, так как никаких документов о неразглашении подобных сведений он не подписывал.
Обнародование сведений, относящихся к государственной тайне, зачастую подпадает под ст. 283 Уголовного кодекса РФ, хотя допустима и другая ответственность: административная, дисциплинарная.
Максимальный срок наказания за разглашение государственной тайны составляет 7 лет. При этом виновное лицо после отбывания наказания зачастую не восстанавливается на прежней работе, перестает занимать государственную должность.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает систему норм, закрепляющих составы различных деяний. Они должны включать в себя обязательные элементы, которые делятся на две группы: объективную и субъективную. Первая из них состоит из объективной стороны и объекта общественно-опасного деяния, указание на них содержит непосредственно рассматриваемая статья.
Государственной тайной будут являться сведения, которые были доверены конкретному гражданину ввиду его положения по службе или работе.
Разглашение лицом тайны предполагает доведение информации до сведения других, не имеющих на это право людей.
Говоря о конкретных элементах рассматриваемого преступления, следует упомянуть объект. По общему правилу это всегда общественные отношения, на которые посягает преступник, в данном случае связаны они с обеспечением безопасности и целостности государства. Непосредственным объектом можно определить тайные сведения, распространение которых было осуществлено.
Комментарий УК РФ разглашение лицом государственной тайны рассматривает, объективную сторону посягательства, то есть его проявление во внешней среде.
Для того чтобы деяния считалось совершённым, необходимо установить ряд условий согласно диспозиции статьи:
- Доступность сведений. Огласка может быть осуществлена только тех сведений, что по служебному положению были доверены лицу. Такая информация официально считается тайной и не может выступать общественным достоянием. При расследовании важно обозначать, какая информация считалось тайном, был ли доступ к ней у лица на официальном уровне.
- Факт нарушения. Виновный субъект должен сам сообщить тайну другому человеку. Выражаться это может в любой виде. Кроме того не будет играть роли, знакомый это человек или нет.
- Характер действий. Разгласить секрет можно любым способом: позвонить, написать письмо, передать информацию лично.
- Получатель сведений. Новость должна быть передана только постороннему лицу, то есть тому, которое не имеет право на владение тайной или по своему должностному положению претендует на иные сведения, не связанные с теми, что были разглашены.
Если два лица, имеющих право на владение одними и теми же сведения, обсуждают эту информацию, дают разъяснения и пояснения по ней друг другу, то тайна разглашённой считаться не будет.
Другой комментарий к статье 283 УК РФ
1. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275 УК.
2. Разгласить государственную тайну — значит предать огласке указанные сведения любым возможным способом: устным, письменным и т.д.
Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним.
3. Преступление считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам Российской Федерации.
4. Разглашение государственной тайны не должно содержать признаков государственной измены и шпионажа, в противном случае ответственность наступает по ст. ст. 275 или 276 УК.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
6. Субъектом преступления может быть лицо, которому государственная тайна:
— была доверена по службе (оно располагает этими сведениями в силу занимаемой должности и использует их при выполнении профессиональных обязанностей);
— стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
7. Тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК) — оценочное понятие, оно может включать в себя необходимость крупных затрат для нейтрализации возможных последствий поступления сведений, составляющих государственную тайну, в распоряжение спецслужбы иностранного государства, арест сотрудника российских спецслужб, срыв заключения государственного договора, контракта, программы научных исследований и т.д.
1.
Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет .
Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию
В соответствии со ст. 7 Закона не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
- о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
- о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.