Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кадастровый учет объектов недвижимости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сведения имеют открытую форму. Это значит, что при наличии необходимых оснований к ним может получить доступ любой человек. Но для этого он должен обладать правами собственности на недвижимость. В закрытой форме хранятся только данные о объектах специального назначения или объектах, запрещенных к частному использованию.
Какую форму имеет информация в кадастре?
Все данные, содержащиеся в кадастре, строго систематизированы. Сотрудники органов кадастрового учета вносят данные по установленной форме и выдают их так же. Поэтому все кадастровые паспорта и выписки унифицированы. Информация всегда упорядочена и технически совершенна.
Ведение государственного кадастра недвижимости
1. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее — кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
2. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях.
3. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости документы подлежат постоянному хранению; их уничтожение и изъятие из них каких-либо частей не допускаются. Порядок и сроки хранения органом кадастрового учета содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
Что такое кадастр. Объясняем простыми словами
Кадастр — свод сведений об объектах имущества (в том числе недвижимости) и о праве на это имущество.
Кадастр используют для определения размера налогов и оценки стоимости объекта. В кадастр вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Проще говоря, если мы составим список жильцов какого-то многоквартирного дома, где укажем стоимость квартир, площадь, количество владельцев, адрес квартиры, — это будет кадастром. Или составим другой список, где опишем группу людей, которые пользуются автомобилями (укажем марку авто, стоимость, укажем владельца), — это тоже будет кадастр, но автомобильный.
Кадастр можно назвать системой или сводом, который содержит в себе какую-либо информацию в упорядоченном виде. Но всё-таки традиционно в общественном восприятии кадастр имеет отношение к земле и недвижимости.
В российском кадастре каждый объект недвижимости (дом, участок, квартира) имеет свой уникальный номер из 12 цифр, которые указывают на территориальную принадлежность имущества. Кадастровый номер недвижимости присваивает специальное государственное учреждение — Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии). К основным кадастровым сведениям относятся: месторасположение объекта недвижимости, общая площадь и стоимость.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Порядок оплаты государственной пошлины при предоставлении услуг ГКН
Государственная пошлина представляет собой установленный сбор, который взимается с граждан или юридических лиц, при проведении определенных действий, а также при предоставлении услуг госорганов. В Налоговом Кодексе РФ имеется положение, с категориями граждан, которые освобождены или имеют льготы при уплате госпошлины.
Обязательным условием предоставления услуг является подтверждение факта оплаты установленных пошлин для платных услуг, коим является чек или квитанция. Иных подтверждений выплаты пошлины не требуется, сборы, не предусмотренные установленным порядком, считаются незаконными.
Размер сбора определяется Налоговым Кодексом, в которые могут вноситься изменения, что приводит к изменению размера госпошлины. В текущей редакции, на июль 2016 года, установлены следующие размеры пошлин (Физические / юридические лица):
- Госрегистрация прав собственности – физ. лица 2000 р., юр.лица – 22000 р.;
- Регистрация долей – 2000/22000 р.;
- Регистрация обременений – 1000 / 11000р.;
- Регистрация права собственности на участок – 2000/22000р.;
- Регистрация совместной собственности – 2000/22000р.;
- Пожизненное наследование – 2000 рублей только для физических лиц;
- Прекращение права собственности – 2000/22000р.;
- Внесение сведений о договорах аренды – 2000/22000р.;
- За каждое дополнительное соглашение к договору аренду необходимо доплатить – 350/1000р;
- Регистрация договора ипотечного кредитования – 1000/4000р.;
- Внесение изменений в Единый госреестр прав на недвижимое имущество – 350/1000р..
Данные пошлины предоставлены с учетом выдачи в территориальных отделениях Росреестра. Одним из нововведений после реформирования механизма кадастрового учета стало использование электронных документов и единого портала госуслуг, в котором можно заказать такие же услуги, как в отделении, но для юридических лиц со скидкой от 30 до 50 % от указанной стоимости. Если частное лицо осуществляет юридически значимое действие также через форму на сайте Росреестра, пошлина учитывается с коэффициентом 0.7 от первоначальной. Данное положение закреплено ФЗ №221 от 21 июля 2014 года и действует до конца 2018 года.
Оформление технического плана | Сроки | Цены | |
Москва | МО | ||
Технический план квартиры, комнаты | 1 неделя | 10 000 | 12 000 |
Технический план квартиры, комнаты СРОЧНО | 1-2 дня | 15 000 | 17 000 |
Технический план помещения | 1 неделя | от 25 000 | от 30 000 |
Технический план помещения СРОЧНО | 2-3 дня | от 30 000 | от 35 000 |
Технический план здания | 1 неделя | от 25 000 | от 30 000 |
Существуют специально сформулированные положения, которые строят основу работы рассматриваемого органа. С ними необходимо знакомиться не только сотрудникам данной организации, но и обычным гражданам, чтобы точно понимать специфику работы.
Первое, но очень важное правило заключается в том, что осуществлять его должно специальное управомоченное на это лицо. Это требование – не только прихоть руководителей государственной службы.
Это изложено в законодательстве, а именно, в федеральном законе 221 от 24 июля 2007 года.
Использование труда только квалифицированных сотрудников дает возможность вести реестр правильно и грамотно, а также формировать систематизированные и упорядоченные сведения и базы из них.
Следующее положение заключается в том, что деятельность кадастровой палаты основывается на следующих нормативных актах:
- Конституция;
- Земельный кодекс;
- Гражданский;
- Водный;
- Лесной;
- Жилищный;
- Градостроительный.
Также стоит отметить, что осуществляет ведение реестра определенный орган – федеральная служба кадастра и картографии.
Узнайте из нашей статьи, как определить, стоит ли объект недвижимости на кадастровом учете.
Это большой, постоянно функционирующий свод правил, которые направлены на установление порядка в вопросах изменения сведений.
Регулируется процедура специально созданным для этого нормативным актом, который именуется приказом Министерства экономического развития и имеет присвоенный порядковый номер 42.
Этот нормативный акт включает в себя свод положений, начиная от общих и заканчивая конкретными вопросами. С основными положениями мы и ознакомимся в рамках статьи.
Как осуществляется информационное взаимодействие?
Не многих волнует вопрос внутреннего взаимодействия.
А, между прочим, это очень важный вопрос, который раскрывает всю суть взаимодействия этого органа и граждан.
Ранее сотрудники, осуществляющие свою деятельность, самостоятельно искали информацию об объектах недвижимости и вносили их в реестр, тем самым устраняя пробелы.
Сегодня ситуация несколько изменилась. Информацию предоставляют сами люди, которые должны необходимым образом узаконить осуществление новой сделки, приобретение или отчуждение недвижимости. Это основополагающий компонент информационного взаимодействия.
Но, кроме того, кадастр прекрасно взаимодействует и с другими организациями. Сейчас мы имеем ввиду Росреестр и Росимущество. Именно к работе двух этих организаций относят необходимость оповещать кадастр о получении государством новых объектов недвижимости.
Несмотря на то, что имущество находится не в частной, а в государственной собственности, оно также должно быть должным образом оформлено, а сведения для надлежащего оформления в кадастр превозносятся одним из государственных органов.
Кадастр взаимодействует и с правоохранительными органами. Так, при расследовании преступлений и других нарушений закона, не редко сотрудникам этих служб требуется достоверная информация о том, в чьей собственности находится конкретная недвижимость, какие сделки с ней были произведены и любые манипуляции, происходившие с ее внешним и внутренним обликом.
Кадастр обязан предоставить сотрудникам правоохранительных органов полный доступ в базы и всю необходимую информацию, но только при условии, что те надлежащим образом оформят факт обращения.
Автоматизированная система
Сегодня кадастру присуща автоматизированная система, которая была введена сравнительно недавно, но уже успела зарекомендовать себя только с лучшей стороны.
С какой целью система была введена?
Государство преследует цель повышения эффективности работы всей системы.
Кроме того, только компьютерная программа может гарантировать сто процентное качество выполнения всех технологических процессов, а также может стать инструментом прямого стимулирования инвестиционной деятельности.
Вся полученная информация благодаря используемой системе поступает в кадастр недвижимости не только в письменно виде посредством работы сотрудников, но и в электронном.
На этапе электронного введения вся информация проходит тщательный контроль и сверку. Этим процедурам подвергается не только символьная, но и картографическая информация.
Не редко система сама связывает имеющиеся сведения об объектах недвижимого имущества, а именно построек с земельными участками. Это очень удобно ввиду того, что сотрудникам не нужно самостоятельно искать необходимую информацию для привязки.
Вся система загружается на компьютеры сотрудников, и иметь к ней доступ можно через определенный портал. Вход возможен только при подключении системы к сети интернет.
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее — кадастровые отношения).
2. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
3. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее — кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
4. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее — кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее — кадастровые работы).
5. В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также — объекты недвижимости).
6. Положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов.
7. Положения настоящего Федерального закона применяются в отношении подземных сооружений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 9. Состав сведений государственного кадастра недвижимости о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов
В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов:
1) описание местоположения границ между субъектами Российской Федерации;
2) реквизиты правовых актов о согласовании и об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации;
3) описание местоположения границ муниципальных образований;
4) реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований;
5) описание местоположения границ населенных пунктов;
6) реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.
Ответить однозначно на вопрос что такое кадастр, сложно. Общее понятие термина – свод, система, которая содержит в себе информацию в упорядоченном виде. Информация размещена так, чтобы база с данными была доступна и понятна в пользовании всем участникам системы.
Государственный кадастр представляет собой такой же свод, который опирается на законодательную базу Российский Федерации. Госкадастр содержит показатели экономического характера в рамках территорий конкретного назначения. Например, это может быть лесной кадастр, водный, земельный и др. Все экономические данные об объектах, позволяют строить систему налогообложения по одному принципу для одинаковых территорий (объектов).
- месторасположение;
- площадь;
- параметры;
- стоимость;
- особые характеристики: коммерческая территория, участок в собственности у инвалида 1 гр. и др.
Эти и другие сведения указываются относительно каждого объекта недвижимости.
Государственные кадастры разделяются по признакам, категориям, классификации и по видам. Каждый из сводов определяет условия пользования, функции, права участников предмета кадастра.
- Назначение – фискальные кадастры, правовые, многоцелевые.
- Структура – экономическая, правовая и др.
- Принадлежность к субъекту в рамках РФ – государственные, региональные, отраслевые, муниципальные, и для юрлиц.
Фискальные кадастры разработаны для расчётов налога на имущество в зависимости от его характеристик и условий эксплуатации. Например, Госкадастр недвижимости, который определяет налоговую ставку для имущества в зависимости от установленной цены объекта.
Правовое назначение заключается в защите прав владельцев. Такой кадастр обеспечивает качество сделки, при купле-продаже, получении наследства и т.п.
Многоцелевое назначение предполагает масштабный кадастр, который включает разноплановые параметры: экологические характеристики, географические, экономические, правовые и др. В таком реестре содержатся разные сведения – об экологических объектах, инфраструктуре, социально-культурных особенностях и др.
Ошибки бывают двух видов – технические и кадастровые. В случае с первыми, исправление занимает несколько дней, с момента выявления, второй вариант требует большего количества времени и сил.
Техническая ошибка – это несоответствие данных кадастрового паспорта с данными документов, на которых основывается информация. Например, ошибка в площади объекта, в количестве построек на участке и т.п. Как правило, такая ошибка «оправдана» невнимательностью сотрудника, но времени на устранение уходит не более 5 дней (столько же времени требуется на вынесение отказа).
Для подтверждения ошибки требуется анализ архивных сведений. В случае обнаружения несовпадений кадастровый орган выносит официальное решение о смене данных в реестре. Если решение отрицательное, заявитель может обратиться в суд.
На процессе дают слово обеим сторонам, анализируются документальные подтверждения, если необходимо, опрашиваются кадастровые сотрудники и инженеры, после выносится вердикт. Решение суда может быть обжаловано.
Кадастровая ошибка чаще всего допускается кадастровыми инженерами во время исследования, заполнения заключения или представители органов управления, которые неверно внесли информацию об участке – схема расположения, категория назначения, границы межевания и пр.
Причины кадастровой ошибки:
- Устаревшее оборудование при проведении топографической съёмки и обработки.
- Игнорирование индивидуальных особенностей местности.
- Замеры, без выезда на территорию.
- Отсутствие у исполнителя квалификации.
В любом случае причиной ошибки выступает человеческий фактор.
Исследования объекта должны проводиться только с выездом на территорию, с учётом всех параметров местности, назначения, категории земли. Качественную процедуру может провести только специалист с лицензией и образованием по специальности «Кадастровая инженерия».
Вместе с внедрением в государственный аппарат новых систем учёта и контроля, правительство страны проводит открытые публикации, в которых освещаются ответы на вопросы, относительно кадастров страны. На 2018 год запланированы прямые линии с начальниками региональных отделов Кадастровой палаты по всей территории РФ.
Установление границ земельного участка.
Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).
Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.
Разрешение споров при согласовании местоположения границ участка.
В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.
В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.
Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:
- Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
- копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
- кадастровой выписки об объекте недвижимости;
- кадастрового паспорта объекта недвижимости;
- кадастрового плана территории;
- в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.
- Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
- в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
- имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
- в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).
При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.
Самыми существенными обстоятельствами, подтверждающими правоту кадастрового инженера, являются нарушения, допущенные при установлении местоположения границ смежного земельного участка. Поэтому нужно провести контрольный замер поворотных точек вашего и смежного земельного участков. Необходимо обратить внимание на природные или искусственного происхождения объекты, существующие на местности 15 лет и более и позволяющие определить местоположение границ земельного участка. Такими объектами могут быть забор (его остатки), столбы, пни, различные насаждения, деревья. Закон предписывает, что при отсутствии сведений о координатах границ в правоустанавливающих документах нужно определять местоположение границ только по этим объектам, а не произвольно.
Следует изучить правоустанавливающие документы на земельные участки. Ими могут быть выписки из похозяйственной книги, технические паспорта и другие документы, где были определены размеры земельных участков, которые можно сравнить с размерами, полученными при контрольном замере.
В заключении кадастрового инженера должен быть сформулирован вывод на предмет соответствия проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка требованиям законодательства РФ и возможных вариантов решения земельного спора.
- Подготовить исковое заявление об установлении местоположения границ земельного участка, в основу которого нужно положить заключение кадастрового инженера. Существует определенная сложность в формулировании исковых требований. В связи с тем что сведения о земельном участке включаются в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана (ч. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ), исковые требования необходимо изложить следующим образом:
- признать местоположение смежной границы по координатам поворотных точек, указанных в межевом плане и кадастровой выписке о земельном участке заинтересованного лица, кадастровой ошибкой в сведениях;
- установить смежную границу между земельными участками в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера (как правило, они совпадают с поворотными точками, указанными в межевом плане вашего земельного участка);
- обязать орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (п. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
- Подать исковое заявление в суд. В качестве ответчика следует привлечь смежного землепользователя. Также представляется необходимым привлечение в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа, осуществляющего кадастровый учет, а также кадастровых инженеров.