Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) — история, подробный обзор». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главой 26 НК определен порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых, который основывается на действующем порядке исчисления всех трех перечисленных выше налогов, но вместе с тем имеет значительные отличия.
При значении Св больше 1 коэффициент Кв принимается равным 0,3, а во всех остальных случаях — равным 1.
Сумму природной ренты в долларах США с одного барреля нефти, изымаемую государством в форме НДПИ по стандартной системе налогообложения, можно рассчитать следующим образом:
Таким образом, НДПИ при стандартном режиме налогообложения не будет использоваться при цене на нефть до 9 долл./барр. (65,7 долл. за тонну), а максимальное изъятие природной ренты в форме НДПИ не будет превышать 22% от цены нефти.
Специальный режим предполагает участие компании в соглашении о разделе продукции, которое устанавливает особый порядок налогообложения добываемой нефти и расчета ставок НДПИ. В этом случае ставка НДПИ на добычу нефти и газового конденсата составляет 340 руб. за тонну и ежемесячно подвергается корректировке в зависимости от средней цены на нефть [6].
НДПИ в налогом законодательстве
Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.
Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.
Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:
- добытые на территории России;
- извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
- добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).
Не облагаются:
- распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
- подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
- минералы в коллекции;
- добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
- ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.
Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:
- в процентах (адвалорная);
- в рублях за тонну (специфическая, твердая).
Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.
Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:
- нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
- попутному газу;
- разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
- водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
- минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
- подземным водам для полива сельхозкультур;
- вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
- нормативным отходам горнодобычи и переработки.
Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.
По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.
С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.
По итогам месяца налог начисляется отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Всю сумму нужно уплатить в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.
Налог уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация по НДПИ представляется за каждый период в налоговые органы по месту нахождения или месту жительства налогоплательщика. Сделать это нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сумма налога по полезным ископаемым, добытым за пределами России, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по корректировке расчетов НДПИ на уголь до 31 октября 2019 года.
Сейчас НДПИ на уголь платится с тонны добытого сырья по ставке 11 рублей для бурого угля, 47 рублей — для антрацита, 57 рублей— для коксующегося угля и 24 рубля— для всех прочих видов угля. Эти ставки ежеквартально корректируются на коэффициент-дефлятор.
Платежи НДПИ составляют незначительную долю затрат крупных угольных компаний. В законе о федеральном бюджете общие поступления от НДПИ на уголь ожидаются в размере лишь 6 млрд рублей за весь 2019 год.
Минэнерго уже предлагало снижать НДПИ на уголь. Такие идеи содержатся в опубликованном проекте программы развития угольной отрасли. Также власти предлагают уменьшить ставку налога для компаний, которые внедряют новые технологии добычи полезных ископаемых.
Налог на добычу полезных ископаемых
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – это федеральный налог, который регулируется гл. 26 Налогового кодекса РФ. Ставка НДПИ, как и ставки по каждому виду полезных ископаемых, прописаны в ст. 342 НК РФ.
НДПИ был введен в 2002 году, тогда же были отменены плата за пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на сырую нефть.
С января 2015 года был введен новый порядок расчета ставки НДПИ в отношении нефти – ставка НДПИ в отношении нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной была увеличена и на 2015 год составила 766 рублей за тонну (ранее планировалось 530 рублей). Ставки на 2016 и 2017 годы также были скорректированы и составили соответственно 857 и 919 рублей.
Кроме того, согласно внесенным в Налоговый кодекс изменениям, с 1 января 2015 года к нефти, добытой из конкретной залежи углеводородного сырья, которая отнесена к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям, применяется нулевая ставка НДПИ.
Окончательная налоговая ставка НДПИ в отношении нефти рассчитывается исходя из вышеописанной базовой ставки с учетом ряда коэффициентов, в том числе коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть. Таким образом, с повышением цен на «черное золото» на мировом рынке величина НДПИ также растет.
В настоящее время в Госдуму Ханты-Мансийским автономным округом внесен законопроект, который предусматривает переход от НДПИ к налогу на финансовый результат (НФР). НФР предполагает налогообложение доходов от продажи нефти, за вычетом расходов на ее добычу и доставку до покупателя.
Согласно документу, налоговая ставка составит 60%, из которых 48% будет зачисляться в доход федеральной казны, 12% – в доходы бюджетов субъектов России по месту нахождения участка недр. Помимо прочего, законопроект предусматривает добровольный порядок перехода компаний к системе налогообложения НФР или возврат к иным режимам налогообложения.
НФР будет протестирован в пилотном режиме. Минэнерго представило правительству на рассмотрение 16 проектов в качестве пилотных для его применения.
Плательщиками НДПИ являются те, кто признаны пользователями месторождений. Существуют различные виды использования:
Недры могут быть предоставлены государством для использования несколькими из указанных способов одновременно. Налог платится только тогда, когда выполняется добыча полезных ископаемых. Это должно происходить на российской территории или других участках, находящихся в её юрисдикции.
В статье 336 указано, какая именно деятельность облагается налогами. Речь идёт о следующих видах:
В статье 337 Налогового Кодекса РФ указан список полезных ископаемых, за добычу которых необходимо платить налог. В него входят:
НДПИ не нужно платить в тех случаях, когда происходит добыча следующих природных богатств:
Список общераспространённых полезных ископаемых отличается в различных регионах. Для Москвы он включает в себя следующее:
Объектом налогообложения является объём добытого. Выплата налога производится по месту нахождения участка работ юридического лица или индивидуального предпринимателя. Самостоятельной регистрации не требуется, так как налоговая самостоятельно производит постановку на учёт.
На территории РФ налоговая база определяется двумя способами:
В последнем случае стоимость определяется на основании существующих цен. При этом выбираются типичные для данного региона без учёта предоставленных государством субсидий. Если добытое не было реализовано в том же налоговом периоде, когда произошла добыча, то для расчёта налоговой базы применяется расчётная стоимость.
Что значит налог НДПИ
Этот налог вступил в силу с начала 2002 года. До этого времени было несколько различных обязательных платежей, которые были отменены. Налог на добычу полезных ископаемых должны платить организации, которые добывают ископаемые из недр. Хотя не все знают, как правильно его считать, он важен для бюджета. Он занимает второе место после НДС по сумме поступлений.
Он играет не только фискальную роль, но и помогает регулировать использование недр. Например, для недавно созданных предприятий предоставляется нулевая ставка налога. Этот налог учитывает сложную организации процесса добычи природных ископаемых. Ведь существование этой отрасли основано не только на извлечении природных богатств, но и на организации процесса их воспроизводства.
НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) — история, подробный обзор
Налоговой базой является:
количество добытых полезных ископаемых – при добыче нефти, природного газа, газового конденсата (за исключением добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья), угля, а также многокомпонентных комплексных руд, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края;
стоимость добытых полезных ископаемых – при добыче других полезных ископаемых, а также при добыче нефти, природного газа, газового конденсата на новых морских месторождениях углеводородного сырья.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.
Стоимость добытых полезных ископаемых определяется следующими способами:
- исходя из сложившихся цен реализации добытых полезных ископаемых;
- исходя из сложившихся цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
- исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Способ оценки, исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых, применяется в случае отсутствия их реализации в соответствующем налоговом периоде.
Расчеты:
1 Стоимость добытого полезного ископаемого = Количество добытого полезного ископаемого * Стоимость единицы добытого полезного ископаемого 2 Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации добытого полезного ископаемого Количество реализованного добытого полезного ископаемого
или
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Расчетная стоимость полезного ископаемого Количество добытого полезного ископаемого 3 Выручка от реализации полезных ископаемых = Цена без учета НДС и акциза — Сумма расходов налогоплательщика по доставке полезного ископаемого
Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета, при этом применяется тот порядок признания доходов и расходов, который предусмотрен для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При определении расчетной стоимости учитываются следующие виды расходов, связанные с добычей полезных ископаемых:
Прямые расходы.
Это могут быть материальные расходы, расходы на оплату труда, на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых, суммы страховых взносов. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с добычей полезных ископаемых. Указанные расходы, произведенные в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода.
Косвенные расходы.
Это материальные расходы (за исключением относящихся к прямым), расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, прочие расходы.
Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.
Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.
Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.
Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:
- добытые на территории России;
- извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
- добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).
Не облагаются:
- распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
- подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
- минералы в коллекции;
- добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
- ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.
Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:
- в процентах (адвалорная);
- в рублях за тонну (специфическая, твердая).
Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.
Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:
- нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
- попутному газу;
- разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
- водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
- минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
- подземным водам для полива сельхозкультур;
- вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
- нормативным отходам горнодобычи и переработки.
Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.
По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.
С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.
Что такое НДПИ и как правильно его рассчитать
Объектом налогообложения НДПИ признаются добытые полезные ископаемые (ст. 336 НК РФ):
-
добытые из недр на территории РФ на предоставленном по закону участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья);
-
извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;
-
добытые из недр за пределами РФ на территориях, арендуемых или используемых по международным договорам, а также находящихся под юрисдикцией РФ.
Основные виды добытых полезных ископаемых перечислены в статье 337 НК РФ. Среди них:
-
уголь и горючие сланцы;
-
торф;
-
углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный, метан угольных пластов);
-
товарные руды черных и цветных металлов, редких металлов, образующих собственные месторождения;
-
полезные компоненты комплексной руды;
-
горно-химическое неметаллическое сырье (апатит, фосфоритовые руды, соли, сера, шпат, краски земляные и др.);
-
горнорудное неметаллическое сырье;
-
битуминозные породы;
-
сырье редких металлов (индий, кадмий, теллур, таллий, галлий и др.);
-
неметаллическое сырье, используемое преимущественно в строительной индустрии (гипс, ангидрид, мел, известняк, галька, гравий, песок, глина, облицовочные камни);
-
кондиционный продукт пьезооптического сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и др.);
-
природные алмазы и другие драгоценные камни (алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь);
-
концентраты и другие полупродукты, содержащие драгметаллы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий) а также лигатурное золото , соответствующее национальному стандарту (техническим условиям) и (или) стандарту (техническим условиям) организации-налогоплательщика;
-
соль природная и чистый хлористый натрий;
-
подземные воды, содержащие полезные ископаемые и лечебные ресурсы, а также термальные воды;
-
сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий) и др.
Налоговая база по НДПИ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых по каждому виду. Ее определяют отдельно по каждому добытому полезному ископаемому. В отношении отдельных видов добываемого углеводородного сырья, а также угля, налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Из пункта 7 статьи 339 НК РФ следует, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
Чем же следует руководствоваться, чтобы признавать добываемый материал или результат его обработки полезным ископаемым, объектом обложения НДПИ?
В комментируемом письме ФНС дает ссылки на письма Минфина от 14.08.2007 № 03-06-05-01/36 и от 10.11.2017 № 03-12-11/1/74333, а также Определение ВС РФ от 30.05.2018 № 309-КГ18-5990 по делу А60-3386/2017.
Из этих документов следует, что полезным ископаемым не всегда признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке.
Таким образом, при определении вида добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ в каждом конкретном случае необходимо принимать во внимание лицензию на пользование недрами, технический проект разработки месторождения, данные государственного баланса запасов полезных ископаемых, стандарты качества полезного ископаемого организации и иные документы налогоплательщика.
Пример. Является ли щебень полезным ископаемым.
Щебень относится к продукции горнодобывающей промышленности и разработки карьеров. Однако в случае, когда он получается путем обработки добытого другого полезного ископаемого (камня строительного, гравийно-валунной смеси), он может быть отнесен к добываемым полезным ископаемым.
Ситуация 1
Предположим, щебень получен из камня строительного. Сам камень строительный отвечает понятию полезного ископаемого, указанному в пункте 1 статьи 337 НК РФ, так как содержится в минеральном сырье (горная масса порфиритов) и добывается в результате первичной обработки данной горной массы путем буровзрывных работ и доведения до определенных размеров.
Если техническим проектом разработки месторождения предусмотрено получение щебня, а операции по первичной обработке строительного камня в соответствии с ОКВЭД относятся к добывающей промышленности, то щебень будет признаваться объектом обложения НДПИ (см. письмо Минфина от 14.08.2007 № 03-06-05-01/36).
Ситуация 2
Щебень получен из гравийно-валунной смеси. Фирма в соответствии с лицензией осуществляет добычу гравия. Добытая гравийно-валунная смесь является результатом разработки месторождения и первой товарной продукцией, соответствующей по своему качеству стандарту организации. Реализуемый компанией щебень получен в результате дальнейшей переработки (технологического передела) добытой гравийно-валунной смеси. Объектом обложения НДПИ он не является (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.10.2007 № Ф03-А73/07-2/3748, Определение ВАС РФ от 04.02.2008 № 1120/08).
Федеральная налоговая служба рассмотрела проект акта тематической выездной налоговой проверки по налогу на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ), проводимой Межрайонной ИФНС России в отношении ЗАО и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 334 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» участки недр предоставляются в пользование на основании лицензии на пользование недрами, в частности, для добычи полезных ископаемых.
Пунктом 1 статьи 337 Кодекса установлено, что в целях главы 26 «НДПИ» Кодекса указанные в пункте 1 статьи 336 Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации.
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Из пункта 7 статьи 339 Кодекса следует, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 данной статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
Согласно Разделу В «Добыча полезных ископаемых» подраздела 08 «Добыча прочих полезных ископаемых» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (далее — ОКВЭД), утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, добыча строительного камня (код 08.11) включает:
— добычу, первичную обработку, распиловку камня для строительства;
— дробление и измельчение декоративного и строительного камня;
— добычу, дробление и измельчение известняка.
В письмах Минфина России от 14.08.2007 N 03-06-05-01/36 и от 10.11.2017 N 03-12-11/1/74333 указано, что, поскольку технологический процесс по добыче конкретного полезного ископаемого на конкретном месторождении определяется в техническом проекте разработки данного месторождения и включает помимо операции по извлечению минерального сырья из недр комплекс технологических операций (процессов) по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества, необходимо учитывать положения пункта 7 статьи 339 Кодекса, устанавливающие определение в налоговом периоде количества добытого полезного ископаемого, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения.
Данная позиция также поддержана в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2018 N 309-КГ18-5990 по делу А60-3386/2017 в отношении артели старателей «Урал-Норд».
Таким образом, по мнению ФНС России, при определении вида добытого полезного ископаемого (как крупногабаритного строительного камня, так и более мелкой фракции (щебня)) в целях исчисления НДПИ в каждом конкретном случае необходимо принимать во внимание лицензию на пользование недрами, технический проект разработки месторождения, данные государственного баланса запасов полезных ископаемых, стандарты качества полезного ископаемого организации и иные документы налогоплательщика.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса |
Д.С. Сатин |
Доля природной ренты, изымаемая в бюджетную систему России с 1999 по 2007 г., % ВВП
Показатель |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Нефтяной сектор |
11,7 |
16,6 |
30,2 |
43,5 |
45,0 |
52,5 |
70,7 |
82,5 |
83,2 |
Газовый сектор |
26,3 |
27,1 |
44,0 |
44,6 |
36,2 |
48,2 |
45,5 |
50,9 |
50,4 |
Нефтегазовый сектор в целом |
18,2 |
20,0 |
34,9 |
43,9 |
42,2 |
51,4 |
65,3 |
75,7 |
76,6 |
РАЗДЕЛ 6. ПЛАТЕЖИ ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Налоговый кодекс РФ устанавливает следующие ставки налога на добычу полезных ископаемых (см. ст. 342 НК).
Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче:
— полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Показатель |
Годы |
||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|
Все поступления по |
18,5 |
133,4 |
305,9 |
354,0 |
535,5 |
928,7 |
— |
В том числе: |
|||||||
топливная |
10,8 |
99,3 |
270,9 |
315,5 |
483,4 |
867,0 |
1090,7 |
В том числе: |
|||||||
нефтедобыча |
9,2 |
72,3 |
236,5 |
292,6 |
420,5 |
758,2 |
986,6 |
нефтепереработка |
0,1 |
0,5 |
2,5 |
0,8 |
0,6 |
— |
17,0 |
газовая |
1,0 |
18,1 |
28,1 |
18,7 |
57,6 |
79,2 |
90,5 |
угольная |
0,2 |
3,6 |
3,2 |
3,3 |
4,4 |
5,0 |
5,1 |
Влияние налога на добычу нефти (НДПИ) при поставках ее на внутренний и внешний рынки
Показатель |
Годы |
||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|
Общий объем |
323,5 |
348,1 |
379,6 |
421,3 |
459,3 |
459,1 |
463,8 |
Доля нефти, |
55,2 |
53,5 |
50,3 |
46,9 |
43,9 |
45,0 |
46,7 |
Доля нефти, |
44,8 |
46,5 |
49,7 |
53,1 |
56,1 |
55,0 |
53,3 |
Средняя цена |
1 546 |
1 504 |
1 929 |
2 065 |
3 246 |
4 812 |
4 434 |
Средняя цена |
5 066 |
4 714 |
4 862 |
5 118 |
6 280 |
9 280 |
11 530 |
Общая выручка на |
276,0 |
279,0 |
368,2 |
407,8 |
655,0 |
994,2 |
959,5 |
Общая выручка на |
734,6 |
763,3 |
917,5 |
1 145,4 |
1 617,7 |
2 343,2 |
2 762,1 |
Ставка налога, |
- |
- |
340,0 |
340,0 |
347,0 |
419,0 |
419,0 |
Поправочный |
- |
- |
1,8 |
2,0 |
2,6 |
3,9 |
5,1 |
Общая ставка |
- |
- |
612,0 |
680,0 |
902,2 |
1 634,1 |
2 136,9 |
Общие выплаты по |
- |
- |
236,5 |
292,6 |
420,5 |
758,2 |
986,3 |
в том числе: |
- |
- |
118,9 |
137,3 |
184,6 |
341,2 |
460,6 |
при поставках на |
- |
- |
117,5 |
155,3 |
235,9 |
417,0 |
525,7 |
Доля НДПИ от |
- |
- |
32,3 |
33,7 |
28,2 |
34,3 |
48,0 |
Доля НДПИ от |
- |
- |
12,8 |
13,5 |
14,6 |
17,8 |
19,0 |
Следовательно, при единой ставке НДПИ эффективность продаж сырья на внешних рынках многократно превышает при поставках его на внутренний рынок. По нефти положение усугубляется еще и тем, что базовая ставка НДПИ постоянно корректируется в связи с ростом мировых цен на нефть и изменением валютного курса рубля. За 2002 — 2006 гг. эта ставка возросла в 3,5 раза — с 612 руб/т до 2136,9 руб/т (см. табл. 2).
Налогообложение в нефтедобывающей и нефтеобрабатывающей промышленности России
Показатель |
При поставках |
При поставках |
Нефтеперерабатывающая |
|||
2003 г. |
2006 г. |
2003 г. |
2006 г. |
2003 г. |
2006 г. |
|
Объем поставок, |
223,0 |
248,4 |
197,5 |
216,4 |
- |
- |
Средняя цена, руб/т |
5118,0 |
1153,0 |
2065,0 |
4434,0 |
- |
- |
Выручка, млрд руб. |
1145,4 |
2864,0 |
407,8 |
959,5 |
1415,6 |
3386,9 |
Налоги и сборы, |
411,1 |
1938,4 |
233,8 |
886,4 |
127,0 |
385,8 |
в том числе: НДПИ |
155,3 |
403,6 |
137,2 |
356,4 |
0,8 |
0,8 |
таможенные пошлины |
200,0 |
1272,3 |
- |
- |
70,0 |
319,0 |
налог на прибыль |
18,1 |
186,6 |
15,9 |
163,5 |
10,9 |
16,0 |
ЕСН |
18,7 |
30,1 |
16,5 |
26,3 |
7,2 |
12,0 |
акциз |
2,8 |
4,2 |
2,5 |
3,8 |
21,4 |
15,0 |
региональные и |
1,9 |
9,6 |
1,6 |
8,4 |
1,2 |
5,0 |
остальные налоги |
14,3 |
32,0 |
12,6 |
28,0 |
5,6 |
6,0 |
Производственные |
141,6 |
192,0 |
125,0 |
168,1 |
530,9 |
1274,0 |
Торгово- |
254,2 |
266,5 |
224,6 |
233,5 |
441,0 |
500,0 |
Транспортные |
50,0 |
80,0 |
30,0 |
50,0 |
100,0 |
150,0 |
Чистый источник |
288,5 |
387,1 |
- 205,6 |
- 378,5 |
Одним из направлений такой компенсации является повышение цен на саму нефть и на продукты ее переработки. Статистические данные показывают, что за 2000 — 2006 гг. среднегодовой рост цен на сырую нефть составил 16,2% и заметно опережал аналогичный показатель в целом по промышленности. По нефтепродуктам компенсация осуществлялась в основном за счет роста розничных цен на них и высоких торговых наценок нефтеперерабатывающих заводов. По состоянию на 2003 г. торговые наценки в целом по нефтеперерабатывающей отрасли составляли 441 млрд руб. Кроме того, нефтеперерабатывающая отрасль имеет более щадящую налоговую систему — на 1 руб. выручки она платит налогов всего 3,5 коп. при 24 коп. в нефтедобывающей промышленности, т.е. в 6,8 раза меньше.
Второе направление компенсации убыточности продаж нефти на внутреннем рынке связано с наращиванием поставок нефтепродуктов на внешние рынки в ущерб продажам для внутренних нужд. Так, если в 2000 г. на внешний рынок было поставлено 36,2% от всего объема продукции первичной переработки нефти, то в 2005 г. это значение было уже 46,7%.
Затронув проблему разной эффективности поставок сырьевой продукции на внешний и внутренний рынки, следует указать еще на две причины, отягчающие ее.
Налог на добычу полезных ископаемых
При значении Св больше 1 коэффициент Кв принимается равным 0,3, а во всех остальных случаях — равным 1.
Сумму природной ренты в долларах США с одного барреля нефти, изымаемую государством в форме НДПИ по стандартной системе налогообложения, можно рассчитать следующим образом:
Таким образом, НДПИ при стандартном режиме налогообложения не будет использоваться при цене на нефть до 9 долл./барр. (65,7 долл. за тонну), а максимальное изъятие природной ренты в форме НДПИ не будет превышать 22% от цены нефти.
Специальный режим предполагает участие компании в соглашении о разделе продукции, которое устанавливает особый порядок налогообложения добываемой нефти и расчета ставок НДПИ. В этом случае ставка НДПИ на добычу нефти и газового конденсата составляет 340 руб. за тонну и ежемесячно подвергается корректировке в зависимости от средней цены на нефть [6].
где Ц — средний за налоговый период уровень цен сырой нефти марки «Юралс» в долларах США за один баррель,
Р — среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю, устанавливаемого ЦБ РФ.
Исходя из этого, сумму природной ренты в долларах США с одного барреля нефти, изымаемую государством в форме НДПИ по соглашению о разделе продукции, можно рассчитать следующим образом:
Это означает, что НДПИ не должен уплачиваться при цене на нефть меньше 8 долл./барр. (58,4 долл. за тонну), а при превышении этого значения изымаемая природная рента в форме НДПИ составляет около 18,5%.
В структуре изъятия природной ренты в нефтедобыче до трех четвертых приходится на вывозную таможенную пошлину, а одна четвертая — на НДПИ. Общая тенденция здесь такова: чем больше цена нефти, тем доля изъятий в форме вывозной таможенной пошлины будет больше.
Следует учитывать тот факт, что вступление России в ВТО предполагает в дальнейшем отказ со стороны государства от вывозных таможенных пошлин на углеводороды, поскольку их использование является косвенным субсидированием отечественной промышленности, а это означает, что государство не сможет использовать вывозные таможенные пошлины для изъятия природной ренты. Таким образом, налог на добычу полезных ископаемых станет главным, а может, и единственным инструментом изъятия природной ренты.
В заключение необходимо отметить, что для дальнейшего совершенствования российского законодательства в сфере налогообложения добычи полезных ископаемых целесообразно изменить порядок обложения НДПИ объемов добычи природного газа, закачиваемых обратно в пласт для поддержания пластового давления в пределах одного участка недр в целях повышения коэффициента извлечения газового конденсата при разработке газоконденсатных месторождений с применением технологии сайклинг-процесса . В настоящее время НК РФ не предусматривает исключений по обложению налогом на добычу полезных ископаемых для добываемого природного газа, который впоследствии закачивается обратно в пласт для повышения эффективности добычи. Вместе с тем отмеченное далее снижение в реальном выражении размера ставки НДПИ на газ вследствие отказа от индексации ставки может компенсировать указанные недостатки.
Сайклинг-процесс — технология разработки газоконденсатного месторождения, при которой для поддержания пластового давления на поверхности разделяются газ и конденсат. При этом газ вновь закачивается в пласт для увеличения его конденсатоотдачи и, соответственно, — извлечения жидких углеводородов на 10 — 35%.
Также необходимо провести анализ целесообразности установления понижающих коэффициентов к ставке НДПИ при добыче нефти на новых участках недр с незначительными начальными извлекаемыми запасами. По аналогии с оценкой необходимости расширения действия «налоговых каникул» по НДПИ на нефть, в целях анализа целесообразности налоговых льгот для малых нефтяных месторождений следует оценить, насколько разработка и эксплуатация таких месторождений связаны с повышенным уровнем капитальных и текущих затрат. При этом возможность введения таких понижающих коэффициентов будет определяться прежде всего возможностью эффективного администрирования и идентификации участков недр, на которых при добыче применяются понижающие коэффициенты. В частности, необходимо обеспечить невозможность «дробления» участков недр в целях минимизации налогообложения.
Также в рамках работы по анализу целесообразности применения понижающих коэффициентов к ставке НДПИ на нефть при добыче на новых участках недр с незначительными начальными извлекаемыми запасами необходимо обеспечить универсальный подход вне зависимости от региона добычи.
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.
- Налоговый кодекс РФ. Ст. 346.37.
- Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. N 1. Ст. 18.
- Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» // Собрание законодательства РФ. 06.03.1995. N 10. Ст. 823.
- Закон РФ от 21.05.1993 «О таможенном тарифе» N 5003-1.
- Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: одобрены Правительством РФ 20.05.2010.
- Ведомости. Форум. Апрель 2003 г. С. 6.
- Гурвич Е., Вакуленко Е., Кривенко П. Циклические свойства бюджетной политики в нефтедобывающих странах // Вопросы экономики. 2009. N 2. С. 58 — 59.
Лицензии недропользователям выдаются для:
- геологического изучения недр;
- добычи полезных ископаемых;
- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- образования особо охраняемых объектов.
Для получения лицензии компания должна направить заявку в администрацию субъекта РФ, а затем — заявку на участие в аукционе после официального опубликования извещения о его проведении.
Заявка подписывается руководителем и заверяется печатью. После получения письменного извещения в течение пяти рабочих дней о допуске к участию в аукционе заявители вносят задаток в размере 100 процентов стартового размера разового платежа за пользование недрами, указанного в извещении об аукционе.
При разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения.
Так, согласно Разделу В «Добыча полезных ископаемых» подраздела 08 «Добыча прочих полезных ископаемых» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД2), утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, добыча строительного камня (код 08.11) включает:
-
добычу, первичную обработку, распиловку камня для строительства;
-
дробление и измельчение декоративного и строительного камня;
-
добычу, дробление и измельчение известняка.
НДПИ. Почему эти 4 буквы так важны для российских нефтяников
Объектом налогообложения НДПИ признаются добытые полезные ископаемые (ст. 336 НК РФ):
-
добытые из недр на территории РФ на предоставленном по закону участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья);
-
извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;
-
добытые из недр за пределами РФ на территориях, арендуемых или используемых по международным договорам, а также находящихся под юрисдикцией РФ.
Основные виды добытых полезных ископаемых перечислены в статье 337 НК РФ. Среди них:
-
уголь и горючие сланцы;
-
торф;
-
углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный, метан угольных пластов);
-
товарные руды черных и цветных металлов, редких металлов, образующих собственные месторождения;
-
полезные компоненты комплексной руды;
-
горно-химическое неметаллическое сырье (апатит, фосфоритовые руды, соли, сера, шпат, краски земляные и др.);
-
горнорудное неметаллическое сырье;
-
битуминозные породы;
-
сырье редких металлов (индий, кадмий, теллур, таллий, галлий и др.);
-
неметаллическое сырье, используемое преимущественно в строительной индустрии (гипс, ангидрид, мел, известняк, галька, гравий, песок, глина, облицовочные камни);
-
кондиционный продукт пьезооптического сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и др.);
-
природные алмазы и другие драгоценные камни (алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь);
-
концентраты и другие полупродукты, содержащие драгметаллы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий) а также лигатурное золото , соответствующее национальному стандарту (техническим условиям) и (или) стандарту (техническим условиям) организации-налогоплательщика;
-
соль природная и чистый хлористый натрий;
-
подземные воды, содержащие полезные ископаемые и лечебные ресурсы, а также термальные воды;
-
сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий) и др.
Налоговая база по НДПИ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых по каждому виду. Ее определяют отдельно по каждому добытому полезному ископаемому. В отношении отдельных видов добываемого углеводородного сырья, а также угля, налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Из пункта 7 статьи 339 НК РФ следует, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
Чем же следует руководствоваться, чтобы признавать добываемый материал или результат его обработки полезным ископаемым, объектом обложения НДПИ?
В комментируемом письме ФНС дает ссылки на письма Минфина от 14.08.2007 № 03-06-05-01/36 и от 10.11.2017 № 03-12-11/1/74333, а также Определение ВС РФ от 30.05.2018 № 309-КГ18-5990 по делу А60-3386/2017.
Из этих документов следует, что полезным ископаемым не всегда признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке.
Таким образом, при определении вида добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ в каждом конкретном случае необходимо принимать во внимание лицензию на пользование недрами, технический проект разработки месторождения, данные государственного баланса запасов полезных ископаемых, стандарты качества полезного ископаемого организации и иные документы налогоплательщика.
Пример. Является ли щебень полезным ископаемым.
Щебень относится к продукции горнодобывающей промышленности и разработки карьеров. Однако в случае, когда он получается путем обработки добытого другого полезного ископаемого (камня строительного, гравийно-валунной смеси), он может быть отнесен к добываемым полезным ископаемым.
Ситуация 1
Предположим, щебень получен из камня строительного. Сам камень строительный отвечает понятию полезного ископаемого, указанному в пункте 1 статьи 337 НК РФ, так как содержится в минеральном сырье (горная масса порфиритов) и добывается в результате первичной обработки данной горной массы путем буровзрывных работ и доведения до определенных размеров.
Если техническим проектом разработки месторождения предусмотрено получение щебня, а операции по первичной обработке строительного камня в соответствии с ОКВЭД относятся к добывающей промышленности, то щебень будет признаваться объектом обложения НДПИ (см. письмо Минфина от 14.08.2007 № 03-06-05-01/36).
Ситуация 2
Щебень получен из гравийно-валунной смеси. Фирма в соответствии с лицензией осуществляет добычу гравия. Добытая гравийно-валунная смесь является результатом разработки месторождения и первой товарной продукцией, соответствующей по своему качеству стандарту организации. Реализуемый компанией щебень получен в результате дальнейшей переработки (технологического передела) добытой гравийно-валунной смеси. Объектом обложения НДПИ он не является (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.10.2007 № Ф03-А73/07-2/3748, Определение ВАС РФ от 04.02.2008 № 1120/08).
На золото
Объектом обложения НДПИ является лигатурное (самородное) золото и содержащие его полупродукты, получаемые при добыче драгоценных металлов. Ставка налога при добыче полупродуктов и концентратов, содержащих золото, составляет 6 %, умноженных на рентный коэффициент КРЕНТА.
На нефть
Объектом обложения НДПИ среди прочих является нефть обессоленная, обезвоженная и стабилизированная. Ставка налога — специфическая в рублях за 1 тонну. При расчете НДПИ на нефть необходимо ставку умножить на коэффициент, отражающий динамику мировых цен (Кц). Полученное значение уменьшается на показатель Дм, определяющий особенности добычи. Размер Дм устанавливает статья 342.5 НК РФ. При добыче нефти с 1 января 2017 года применяется ставка 919 рублей за 1 тонну. Кроме того, подпункты 9, 20 и 21 пункта 1 статьи 342 НК РФ содержат основания для применения ставки 0 рублей.
Плательщики налога смогут увеличить прибыль и сократить финансовые издержки. Если у организации есть дочерние фирмы, тоже уплачивающие налог на добычу сырья, оптимизация методов расчета позволит сократить расходы и повысить рентабельность зависимых производств. Мы гарантируем результат за счет специализации исключительно на налоговом праве, а также большого опыта специалистов в администрировании объектов нефтегазовой и металлургической отраслей.
Налоговый кодекс определяет большое количество дифференцированных ставок по НДПИ, которые соотносятся с конкретными типами полезных ископаемых. Во многих случаях эти ставки дополняются различными коэффициентами. В числе универсальных коэффициентов, которые могут быть применены при подсчете НДПИ для любого ископаемого, — коэффициент территории добычи. В числе тех, что установлены для отдельных видов сырья, — коэффициенты, используемые при расчете НДПИ на нефть, различные коэффициенты-дефляторы.
Федеральная налоговая служба рассмотрела проект акта тематической выездной налоговой проверки по налогу на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ), проводимой Межрайонной ИФНС России в отношении ЗАО и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 334 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» участки недр предоставляются в пользование на основании лицензии на пользование недрами, в частности, для добычи полезных ископаемых.
Пунктом 1 статьи 337 Кодекса установлено, что в целях главы 26 «НДПИ» Кодекса указанные в пункте 1 статьи 336 Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации.
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Из пункта 7 статьи 339 Кодекса следует, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 данной статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
Согласно Разделу В «Добыча полезных ископаемых» подраздела 08 «Добыча прочих полезных ископаемых» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (далее — ОКВЭД), утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, добыча строительного камня (код 08.11) включает:
— добычу, первичную обработку, распиловку камня для строительства;
— дробление и измельчение декоративного и строительного камня;
— добычу, дробление и измельчение известняка.
В письмах Минфина России от 14.08.2007 N 03-06-05-01/36 и от 10.11.2017 N 03-12-11/1/74333 указано, что, поскольку технологический процесс по добыче конкретного полезного ископаемого на конкретном месторождении определяется в техническом проекте разработки данного месторождения и включает помимо операции по извлечению минерального сырья из недр комплекс технологических операций (процессов) по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества, необходимо учитывать положения пункта 7 статьи 339 Кодекса, устанавливающие определение в налоговом периоде количества добытого полезного ископаемого, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения.
Данная позиция также поддержана в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2018 N 309-КГ18-5990 по делу А60-3386/2017 в отношении артели старателей «Урал-Норд».
Таким образом, по мнению ФНС России, при определении вида добытого полезного ископаемого (как крупногабаритного строительного камня, так и более мелкой фракции (щебня)) в целях исчисления НДПИ в каждом конкретном случае необходимо принимать во внимание лицензию на пользование недрами, технический проект разработки месторождения, данные государственного баланса запасов полезных ископаемых, стандарты качества полезного ископаемого организации и иные документы налогоплательщика.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса |
Д.С. Сатин |
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) регулируется гл. 25.4 НК РФ. Начало действия НДД — 01.01.2019.
НДД можно назвать «пилотным» проектом перспективного перехода от уплаты НДПИ к новой системе налогообложения для нефтяной отрасли в случае ее успешной реализации, пока ограниченной определенным перечнем месторождений и рядом условий.
Идея изменения существующей системы налогообложения углеводородных ресурсов появилась и стала обсуждаться еще в 2015 г., когда Минэнерго РФ и
Минфин РФ предложили два альтернативных законопроекта по введению налога на финансовый результат (НФР) и налога на «добавленный» доход (НДД), направленные на решение помимо фискальной задачи государства по обеспечению доходов бюджета, регулирующей задачи по стимулированию увеличения добычи нефти за счет повышения ее эффективности.
На окончательное решение властей повлияли условия наблюдающегося внешнего падения мировых цен на нефть вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры мировой экономики в целом и нефтяного рынка в частности, применения к России экономических санкций, а также внутренних тенденций по снижению качества запасов российской нефти, падения добычи действующих месторождений и недостаточности инвестиций в новые технологии, которые бы повышали нефтяную отдачу.
Предложенный подход включил замену налогообложения в отношении выработанных, а также новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами или неразвитой инфраструктурой с количества добытого на финансовый результат от реализации, что в наибольшей степени могло бы способствовать возможности экономического стимулирования добычи нефти на низкодоходных выработанных и новых месторождениях.
Оба новых налога были направлены на обложение финансового результата и учет расходов на добычу нефти и ее транспортировку в отношении низкодоходных месторождений: НДД — для новых, НФР — для действующих.
Предпочтение было отдано доработанному НДД как стимулирующему механизму, способному учесть реальную себестоимость разработки месторождения, повысить рентабельность проектов по добыче углеводородного сырья и стимулировать разработку зрелых месторождений.