Особенности налогообложения некоммерческих организаций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности налогообложения некоммерческих организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основой формирования АНО служат добровольные вклады юридических лиц или граждан. Созданные на базе этих взносов, организации предоставляют услуги в сфере культуры, образования, здравоохранения, науки, права, спорта и иных сферах.

Образующий документ АНО – устав или учредительный договор. В уставе обозначаются цели создания общества, прописываются основные виды выполняемых работ/услуг и порядок управления. АНО может управляться коллегиально, но исполнительные и надзорные функции осуществляются единолично (избранным председателем, президентом, гендиректором, гражданином-учредителем и т.д.).

Главной особенностью АНО является отсутствие членских долей в имуществе общества, то есть правом собственности обладает общество в целом, но не его участники. Поэтому, если один из основателей выходит из общества, ни выделение доли, ни компенсация не предоставляются. Если компания подлежит ликвидации, оставшееся имущество употребляется на уставные цели, но, опять же, не возвращается учредителям. На имущество общества может быть наложено взыскание.

Главной особенностью АНО является отсутствие членских долей в имуществе общества, то есть правом собственности обладает общество в целом, но не его участники.

АНО вправе заниматься коммерческой деятельностью как вспомогательной – такая прибыль используется в уставных целях и не распределяется между основателями. Кроме того, автономная НКО может быть преобразована в фонд.

Правовая форма АНО подходит и для бизнеса. К НКО применяется более лояльное налогообложение. Кроме того, в случае с АНО отпадают взаимные имущественные обязательства между организацией и учредителями.

Решение о создании Автономной некоммерческой организации принимает учредитель (учредители), а вот разрешение на регистрацию АНО или запрет регистрации — этот вопрос лежит в ведении федерального органа исполнительной власти.

Для регистрации АНО нужно подготовить такие документы:

  • заявление о намерении создать автономную некоммерческую организацию;
  • копии паспортов учредителей, если учредители – физические лица, или выписку из ЕГРЮЛ – если учредителями являются юридические лица;
  • копию паспорта будущего руководителя АНО;
  • перечень ОКВЭД;
  • сведения о месте нахождения организации;
  • квитанцию об уплате госпошлины;

Срок регистрации АНО – до 30 дней. Размер госпошлины – 4000 рублей. Стоимость услуги регистрации – 15000 рублей.

Законодательные ограничения на осуществление предпринимательской деятельности НКО

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 24 закона № 7 законодатель может налагать определенные ограничения на приносящие доход действия отдельных НКО. Примерами таких ограничений могут служить:

  • запрет на участие в хозяйственных обществах, в которых состоят третьи лица, для благотворительных организаций (п. 4 ст. 12 закона «О благотворительной…» от 18.08.1995 № 135);
  • установление закрытого перечня видов деятельности, которыми могут заниматься политические партии (информационная, полиграфическая и рекламная деятельность, при условии что она направлена на пропаганду партии; изготовление и продажа объектов с собственной символикой; продажа и сдача в аренду/наем принадлежащих партии объектов движимого и недвижимого имущества, пп. 3 и 4 ст. 31 закона «О политических…» от 11.07.2001 № 95);
  • полный запрет на предпринимательство для адвокатских палат (п. 10 ст. 29 закона «Об адвокатской…» от 31.05.2002 № 63) и пр.

Основанием для открытия новой НКО является заявление, составленное по форме Р11001, утвержденной приказом ФНС РФ «Об утверждении…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Лист И указанного заявления должен содержать сведения о кодах деятельности регистрируемого объединения, выбранных в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенным в действие приказом Росстандарта «О принятии…» от 31.01.2014 № 14-ст.

В заявлении необходимо указать:

  • код основного вида деятельности объединения;
  • коды его дополнительных видов деятельности.

Для определенных видов деятельности НКО применяются специальные коды. Например, код 87.90 могут использовать организации, оказывающие услуги по уходу с обеспечением проживания:

  • в приютах для сирот;
  • детских интернатах и общежитиях;
  • временных приютах для бездомных и пр.

Возможно ли будет официально трудоустраивать людей работать в благотворительный фонд?

Официальное трудоустройство вполне законно, другой вопрос в том, что обычно все граждане помогают на добровольных началах, но законодатель не отменил трудоустраивать граждан и в благотворительные фонды. Здесь стоит понимать, что законы здесь регламентированы трудовых правом и, следовательно, необходимо выплачивать сотрудникам заработную плату и передавать отчисления в пенсионный фонд и отчитываться перед налоговой инспекцией с оплатой всех платежей.

Заработную плату можно платить из пожертвований, ведь это основной источник поступления любого благотворительного фонда.

Налоговые отчисления с заработной платы производятся в различные структуры. Например, при зарплате в 10 000 рублей отчисления за работника составят:

  • — 13% — НДФЛ
  • — 5,1% — фонд медицинского страхования
  • — 22% — пенсионный фонд
  • — 3,1 % — ФСС

Итого – дополнительно при зарплате в 10 000 в налоги пойдет 4320 рублей, то есть 43,2 % необходимо платить сверх зарплаты.

Платить перечисленные суммы работнику напрямую, в обход гос.структур, даже с его согласия закон не позволяет. По сути это и является «черной зарплатой». На сегодня предусмотрен штраф за «зарплату в конвертах».

Кроме того, при такой системе выплаты зарплаты работник получит отдельный способ воздействия на Вас, как на работодателя. Как только работник решит, что с ним поступили не справедливо, он сразу может подать жалобу в налоговую на серую зарплату. Соответственно, это повлечет дополнительные проверки со стороны всех органов. В результате – не известно какие еще нарушения на предприятии будут выявлены кроме «серой зарплаты».

Другие федеральные налоги для НКО

Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:

  1. Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
      финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
  2. государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
  3. НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
  4. спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
  5. Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.
Читайте также:  Программа «Молодая семья» — 2023: что нужно знать

Общественные и религиозные организации (объединения)

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 117 ГК).

Основу общественных и религиозных организаций (далее просто общественные объединения) составляет объединение граждан (физических лиц) на основе общности интересов. Целью объединения является удовлетворение нематериальных потребностей. Причем совершенно не обязательно, чтобы это были потребности какого-то узкого круга лиц (например, учредителей или членов). Напротив, чаще всего речь идет об удовлетворении потребностей неопределенного круга лиц. Эти два системных признака дают право именовать все эти организации общественными объединениями и предопределяют следующие отличительные особенности некоммерческих организаций данного вида.

Во-первых, они не требуют от учредителей и участников обязательной передачи имущества, необходимого для их деятельности и служащего обеспечением требованиям их кредиторов. Хотя участники во многих случаях принимают на себя обязанность уплаты вступительного и членских взносов (политические партии, общественные организации).

Во-вторых, общественные объединения обладают специальной правоспособностью. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Это означает, что право на занятие такой деятельностью должно быть предусмотрено их учредительными документами. Общественные объединения вправе создавать другие юридические лица — все равно — некоммерческие или коммерческие — или быть их участниками, если это не противоречит предмету и целям их деятельности, предусмотренным в уставе.

В-третьих, имущество организации полностью отделено от имущества ее участников (учредителей). Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Это означает, что участники не имеют никаких прав на имущество, остающееся при ликвидации организации после расчетов с ее кредиторами.

В-четвертых, полностью самостоятельной является и имущественная ответственность организации. Участники не отвечают по обязательствам организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а организации не отвечают по обязательствам своих членов (п. 2 ст. 117 ГК).

К общественным объединениям относятся творческие союзы, добровольные общества, политические партии, другие аналогичные объединения граждан по интересам как относительно ограниченного, так и полностью неопределенного круга лиц.

Особенности правового положения отдельных видов организаций в гражданском обороте предусматриваются законами. К их числу сегодня относятся ФЗ о некоммерческих организациях, ФЗ о политических партиях, ФЗ о религиозных объединениях, ФЗ о национально-культурной автономии, ФЗ о профессиональных союзах, ФЗ об инвалидах, ФЗ о благотворительных организациях, ФЗ об общественных объединениях, Закон о защите прав потребителей.

Пестрый характер общественных объединений не позволяет дать их полную характеристику в рамках данного учебника.

Так, ФЗ об общественных объединениях предусматривает следующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественную организацию; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическую партию. Все они отличаются друг от друга, а особенности правового положения некоторых из них даже урегулированы специальными законами (ФЗ о политических партиях, ФЗ о профсоюзах, ФЗ об инвалидах, ФЗ о молодежных объединениях, ФЗ о национально-культурной автономии, ФЗ о науке и научно-технической политике, ФЗ о благотворительных организациях, Закон о защите прав потребителей).

Однако основные элементы их гражданско-правового статуса могут быть сведены к следующему.

1. Общественные объединения могут быть основаны на членстве и иметь неопределенный состав участников либо могут не иметь членства. В первом случае речь идет о политических партиях, профессиональных и творческих союзах, добровольных обществах, которые являются открытыми организациями, участие в которых оформляется приемом всякого, кто разделяет цели объединения и признает его учредительные документы. Во втором случае имеются в виду прежде всего религиозные организации (объединения), участие в которых никак не оформляется по соображениям свободы совести. К такого рода объединениям относятся также общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение и орган общественной самодеятельности.

2. Членство в общественных объединениях дает право участвовать в деятельности объединения, в том числе в работе его высшего органа, избирать и быть избранными в исполнительные органы объединения, право на получение информации о деятельности объединения. Обязанностями членов объединения являются уплата вступительного и членских взносов, относящихся по закону к основным источникам финансирования деятельности объединения. Выход из членов (исключение) не порождает никаких имущественных последствий ни для вышедшего, ни для объединения.

3. Общественные объединения создаются по инициативе не менее чем трех граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами об отдельных видах общественных объединений. Религиозные организации, например, должны иметь в своем составе не менее 10 граждан. В число учредителей (членов) общественных объединений допускаются юридические лица, созданные в форме общественных объединений (ст. 6 ч. 2 ст. 8 Закона об общественных объединениях).

Организационное единство. Единственным учредительным документом общественного объединения является устав. Наряду с данными, подлежащими включению в устав любого юридического лица, устав общественного объединения должен содержать сведения о целях его деятельности, порядке принятия и выхода членов из его состава, о структуре, порядке избрания и компетенции органов управления, источниках образования его имущества и другие сведения, предусмотренные законами об отдельных видах общественных объединений (ст. 20 ФЗ об общественных объединениях).

Органы общественного объединения делятся на волеобразующие и исполнительные.

Высшим волеобразующим органом объединения, основанного на членстве, является общее собрание членов или его разновидности — съезд, конференция. Законом и уставом определяется круг вопросов, относящихся к исключительной компетенции этого органа. Именно он формирует исполнительные органы объединения — коллегиальные и единоличные, носящие совершенно разные названия (центральный комитет, совет, правление, президиум, председатель, секретарь и т.д.). Исполнительный орган руководит текущей хозяйственной деятельностью объединения, а его единоличный исполнительный орган представляет интересы объединения без доверенности, совершает от его имени любые сделки, принимает и увольняет сотрудников, распоряжается денежными средствами на банковских счетах и т.д.

В компетенцию исполнительных органов общественного объединения входит решение всех вопросов, не относящихся к исключительной компетенцию его высшего органа (п. 2 ст. 30 Закона о некоммерческих организациях). При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица общественного объединения в совершении сделки от его имени такая сделка подлежит предварительному одобрению коллегиальным органом под страхом признания ее недействительной как оспоримой сделки (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).

Иные виды некоммерческих юридических лиц

Федеральное законодательство предусматривает множество юридических лиц, которые им отнесены к некоммерческим организациям, но не названы в ГК РФ и не подпадают ни под один из вышеназванных видов юридических лиц. В их числе общины коренных малочисленных народов России, казачьи общества, территориальное общественное самоуправление, объединение работодателей, негосударственный пенсионный фонд, товарная биржа, государственные академии наук.

Читайте также:  Путевые листы в 2023 году: оформление и налоговые риски

Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры (ст. 1 ФЗ об общинах коренных малочисленных народов России, ст. 6.1 ФЗ о некоммерческих организациях). Фактически правовое положение их как юридических лиц позволяет ставить их в один ряд с потребительскими кооперативами.

Казачьи общества на самом деле не являются юридическими лицами, поскольку сведения о казачьих обществах подлежат занесению не в Единый государственный реестр юридических лиц, а в государственный реестр казачьих обществ.

Территориальное общественное самоуправление рассматривается в качестве юридического лица, только когда оно зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке. В соответствии с законом вопрос о виде некоммерческой организации, избираемой для территориального общественного самоуправления, решается учредителями. Закон лишь определяет, что территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (п. 5 ст. 27 ФЗ об общих принципах местного самоуправления).

Объединения работодателей — вид некоммерческой организации, который отчасти схож с объединениями работников, профсоюзами, потому что как те, так и другие объединяют участников трудовых правоотношений. Однако в отличие от профсоюзов объединения работодателей могут объединять как коллективных, так и индивидуальных субъектов. Так что, с другой стороны, объединение работодателей имеет элементы сходства с ассоциацией. И хотя по своему действительному правовому положению объединение работодателей наиболее схоже с саморегулируемой организацией, однако на законодательном уровне оно продолжает рассматриваться как самостоятельная обычная некоммерческая организация — форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц — п. 1 ст. 3 ФЗ об объединениях работодателей).

Негосударственный пенсионный фонд — особая форма некоммерческой организации, осуществляющая деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения, деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 2 ФЗ о негосударственных пенсионных фондах).

Данный вид некоммерческой организации не предусмотрен ни нормами ГК РФ, ни нормами ФЗ «О некоммерческих организациях».

То же самое можно сказать и о товарных биржах, правовой статус которых урегулирован Законом о товарных биржах. Они не подпадают ни под одну из рассмотренных выше организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. Хотя фондовая биржа, например, может создаваться в форме некоммерческого партнерства, товарная биржа относится законом к самостоятельному виду некоммерческих организаций. Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (п. 1 ст. 2 Закона о товарных биржах).

Она не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли, не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, если указанные организации не ставят целью осуществление деятельности по организации и регулированию биржевой торговли. Организации, не отвечающие указанным требованиям, не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем названии слов «биржа» или «товарная биржа».

Государственная академия наук представляет собой некоммерческую организацию, которая наделена правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым ей имуществом, находящимся в федеральной собственности, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций (ст. 6 ФЗ о науке). В настоящее время в этой форме некоммерческой организации действуют Российская академия наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств. Как видно из определения государственной академии наук, эта форма юридического лица обладает признаками, не присущими другим юридическим лицам. К примеру, Российская академия медицинских наук имеет счет главного распорядителя бюджетных средств, так же как и государственные органы и органы местного самоуправления.

Государственные академии наук обладают признаками государственных учреждений. Однако в действительности они являются самостоятельным видом некоммерческой организации, а их правовое положение двойственно — это юридические лица, имеющие отдельные признаки органа государственной исполнительной власти.

В целом, порядок регистрации автономной некоммерческой организации и некоммерческой организации другого юридического лица ничем не отличается. Потребуется созвать собрание учредителей, утвердить решение о создании организации, заполнить форму Р11001, оплатить государственную пошлину, предоставить квитанцию об оплате и устав в двух экземплярах.

После регистрации все имущество становится собственностью АНО, а заявитель на руки получает лист записи из ЕГРЮЛ и может осуществлять свою деятельность на законных основаниях.

В случае подачи документов через уполномоченного представителя у него на руках должна быть нотариально заверенная доверенность.

Отказ в регистрации организаций с формой собственности АНО заявители получают достаточно редко. Чаще всего это происходит из-за невнимательности либо при предоставлении неполного пакета документов. Также некоторые заявители обращаются не в тот регистрирующий орган, то есть не по месту будущего местонахождения АНО. Некоторые лица умудряются предоставить документы через уполномоченное лицо, забывая о том, что в таком случае листы формы Р11001 должны быть нотариально заверены.

Выход из состава учредителей

Организационно-правовая форма АНО предполагает, что учредитель такой организации имеет право выйти на добровольной основе. Хотя до 2014 года такого права у учредителей не было. Принять в состав учредителей по-прежнему можно исключительно с согласия всех участников, то есть такое решение может быть принято только на общем собрании акционеров.

Об изменение состава участников придется обязательно уведомить налоговые органы. Такое уведомление подается по форме Р13001.

Если в АНО присутствует лишь один участник, и он передает свои права новому учредителю, то первый должен составить решение единоличное, заверить его у нотариуса. Если изменения касаются текстовки устава, то их следует внести путем изложения в новой редакции или путем формирования листа изменений к уставу. В этом случае дополнительно придется подать в налоговые органы заявку по форме Р14001 и два экземпляра новой редакции устава.

Основным учредительным документом Автономной Некоммерческой Организации является устав. Устав АНО должен соответствовать требованиям статьи 14 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ.
Устав Автономной Некоммерческой Организации должен содержать:

  • Наименование организации с указанием на характер деятельности и организационно-правовую форму;
  • Место нахождения организации (государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
  • Цели создания и предмет деятельности организации (целью создания АНО является предоставление услуг в сфере создания, развития и реализации социально — значимых программ и проектов).
  • Сведения о филиалах и представительствах организации (АНО может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации).
  • Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, наделяются имуществом Организации и действуют на основании утвержденных ею положений. Имущество;
  • Органы управления Автономной Некоммерческой Организации (Права и обязанности высшего органа управления АНО — её учредителя; права и обязанности директора Автономной Некоммерческой Организации).
  • Имущество Автономной Некоммерческой Организации;
  • Порядок внесения изменений в Устав Автономной Некоммерческой Организации;
  • Порядок реорганизации Автономной Некоммерческой Организации;
  • Порядок ликвидации Автономной Некоммерческой Организации;
  • Порядок контроля за деятельностью организации.
Читайте также:  Онлайн-калькулятор расчета пенсии сотрудников МВД в 2023 г. Последние изменения

Устав Автономной Некоммерческой Организации подлежит государственной регистрации.

Необходимо тщательно разработать цели создания, предмет и виды деятельности. Наименование автономной некоммерческой организации должно быть наиболее оригинальным, не дублировать наименования других некоммерческих организаций и отражать основную цель создания АНО. Иными словами, наименование из полного наименования ано должно быть максимально понятно, для чего создана данная автономная некоммерческая организация. Имя (фамилию) гражданина в наименовании можно использовать только с согласия данного гражданина. Слова «Москва», «Россия» и их производные используются только при наличии официального разрешения от уполномоченных органов.

Автономная некоммерческая организация (АНО) считается зарегистрированной с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Запись в Единый государственный реестр юридических лиц вносит Федеральная Налоговая Служба. Далее документы АНО возвращаются в территориальный орган юстиции и выдаются на руки заявителю.

Законодательством предусмотрен трехдневный срок выдачи документов о регистрации Автономной Некоммерческой Организации с момента поступления этих документов в территориальный орган юстиции.

В результате мы получаем готовые документы о регистрации Автономной некоммерческой организации (АНО):

  • Зарегистрированный устав;
  • Свидетельство ОГРН;
  • Свидетельство ИНН;
  • Свидетельство Министерства юстиции Российской Федерации;
  • Лист записи о регистрации Автономной Некоммерческой Организации;
  • Выписку из Единого государственного реестра юридических лиц.

Также необходимо изготовить печать для Автономной Некоммерческой Организации. А также открыть расчетный счет в любом удобном для Вас Банке.

Коммерческая деятельность

Как известно, предпринимательской признается деятельность, направленная на получение прибыли. Полное определение можно найти в п. 1 ст. 2 ГК РФ: предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Однако для некоммерческих организаций предусмотрены пределы осуществления предпринимательской деятельности. Они вправе заниматься ею лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и только в том случае, если обозначенная деятельность соответствует этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Причем осуществление некоммерческой организацией предпринимательской деятельности не меняет характер такой организации как некоммерческой (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.07.2000 N 56).

В отношении АНО приведенное определение предпринимательской деятельности уточнено. Автономные некоммерческие организации действуют в рамках Закона о некоммерческих организациях. В п. 2 ст. 24 этого Закона указано: для некоммерческих организаций предпринимательской деятельностью является приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Таким образом, о том, что АНО вправе заниматься предпринимательской деятельностью, прямо сказано в Законе о некоммерческих организациях. В то же время, например, в Законе об образовании (ст. 46) отмечено: негосударственное образовательное учреждение (таковым как раз может быть образовательная АНО) вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. При этом платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. Получается, указанная деятельность не рассматривается в качестве предпринимательской, однако в результате ее осуществления образовательное учреждение получает доход. Поэтому считаем, что она также квалифицируется как коммерческая.

Примеры некоммерческих организаций

Чтобы нагляднее продемонстрировать важность и распространённость НКО в современной России, приведём примеры. В каждом субъекте федерации активно действуют десятки, а иногда и сотни некоммерческих объединений

Часть из них популярна и успешно решает поставленные задачи, другие не на слуху и не так хорошо справляются с заявленными проблемами.

Узнаваемый в масштабах всей страны «Российский фонд культуры» является преемником Советского фонда культуры, председателем которого был Дмитрий Лихачёв. Фонд позиционирует себя как одного из самых значимых институтов гражданского общества в области сохранения и приумножения культурного достояния. Фонд насчитывает 26 филиалов. Он известен следующими проектами:

  • международный конкурс имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков;
  • «Стипендиальная программа»;
  • «Российский архив»;
  • конкурс-фестиваль пейзажной живописи «Отражение»;
  • фестиваль «Таланты Кубани – таланты России».

Торгово-промышленная палата России — ещё один пример известного и успешного НКО. Это добровольное объединение сотен предпринимателей и организаций с представительством в большинстве регионов России. Ему даже посвящён отдельный федеральный закон. Структура палаты насчитывает 20 профильных комитетов. Также у ТПП есть собственный третейский суд для разрешения экономических споров и коллегия посредников.

Аналитический центр Юрия Левады или Левада-Центр — это тоже некоммерческое общество в области социологических и маркетинговых исследований. Левада-Центр наиболее известен исследования в сфере внутренней политики: оценка протестного потенциала, одобрение деятельности президента, отношение к коррупции. С 2016 года работает со статусом «иностранный агент».

Другая важная некоммерческая организация, также считающаяся иностранным агентом — Комитет против пыток. Это межрегиональное объединение помогает жертвам пыток в системе исполнения наказаний и правоохранительных органах, а также представляет интересы пострадавших в суде. Бал награждён премией Совета Европы по правам человека.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *