Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: как заполнить и подать уточненную декларацию 3-НДФЛ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Здесь все очень просто, если сумма налога к уплате занижена, то есть страдают интересы бюджета, то подача уточненной декларации – обязанность налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если же ошибки в первичной декларации не уменьшили сумму налога или произошла переплата в бюджет, то налогоплательщик вправе, но не обязан, подавать уточненную декларацию.
Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?
Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:
- проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;
- начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;
- налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;
- даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).
Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка».
Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки.
Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.
Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:
- проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);
- назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;
- проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.
Нужны ли промежуточные «уточненки»
Есть еще один актуальный вопрос, касающийся выявленных ошибок: можно ли ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год или необходимо уточнять соответствующие отчетные периоды внутри года?
Этот вопрос актуален в отношении «нарастающих» налогов, то есть тех налогов, которые рассчитываются нарастающим итогом с начала года и по которым внутри налогового периода есть отчетные периоды. Это, например, налог на прибыль, ЕСХН, налог на имущество (в отношении объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости).
Среди некоторых специалистов есть мнение, что поскольку такие налоги все равно рассчитываются в целом по году, то можно ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год. Мы считаем, что при совершении ошибки за прошлый год необходимо все же подавать и промежуточные уточненные декларации (расчеты) за отчетные периоды внутри года.
Из каких положений это следует? Из пункта 1 статьи 54 НК РФ. Там сказано, что «при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения)».
Как видим, в данном пункте сказано и про отчетные периоды. При этом не оговорено специально, что уточнять отчетные периоды нужно, только если ошибка допущена в текущем году, т. е. когда год еще не завершен. К тому же за неуплату авансовых платежей, подлежащих к уплате за отчетные периоды, полагаются пени. И очевидно, что, уточнив свои налоговые обязательства только в целом по году, организация исказит данные, а это приведет к начислению неверной суммы пеней.
Какой же позиции придерживаются чиновники? К сожалению, свежих разъяснений на данный счет нет. Но если руководствоваться старыми письмами, то можно убедиться, что чиновники также за то, чтобы налогоплательщики представляли и промежуточные «уточненки» (письма Минфина от 11.04.2006 № 03-06-01-04/83 (по налогу на имущество), УФНС по Москве от 04.03.2005 № 20-12/14626 (по налогу на прибыль)).
Подача уточненной декларации = занижение налоговой базы?
Это распространенный и крайне вредный миф. Налогоплательщики, которые так думают, не подают уточненки в надежде, что ИФНС не найдет ошибку. А налоговики ошибку находят и начисляют штраф.
Подача уточненной декларации не говорит о намеренном занижении налоговой базы. На основании одного лишь факта представления корректировочного отчетного документа компанию или ИП не могут обвинить в уклонении от уплаты налогов. Для привлечения налогоплательщика к ответственности должен быть прецедент – налоговое правонарушение с соответствующим составом, доказательной базой (письмо Минфина №03-02-07/1/2279 от 04.02.2013).
Что будет, если подать уточненку после выездной проверки?
Налогоплательщик получает Акт выездной налоговой проверки. Казалось бы, подавать уточненную декларацию бессмысленно. Проверка закончена, анализировать уточненные сведения никто не будет, и на результаты проверки новая декларация не повлияет.
На самом деле, шанс кое-что изменить есть. Если ИФНС не вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, она может провести дополнительные мероприятия налогового контроля. И для проведения таких мероприятий есть два инструмента: камеральная, выездная проверка.
Обратите внимание: ИФНС может назначить повторную выездную проверку, предметом которой станут сведения из уточненной декларации.
Камеральная проверка проводится, если назначение выездной нецелесообразно.
Новые сроки сдачи отчетности в 2020 году
Минфин объяснил, для кого установлен срок сдачи бухотчетности 30 июня. Поэтому срок стоит 6 мая.
Вид отчетности | Последний день сдачи отчета |
Бухгалтерская отчетность за 2019 год | 12 мая |
Налог на прибыль за 2019 год | 29 июня |
Налог на прибыль за 1 квартал 2020 года | 28 июля |
Налог на прибыль за март 2020 года (при ежемесячной уплате) | 28 июля |
Налог на прибыль за апрель 2020 года (при ежемесячной уплате) | 28 августа |
Налог на прибыль за май 2020 года (при ежемесячной уплате) | 28 сентября |
Налог на имущество за 2019 год | 30 июня |
НДС за 1 квартал 2020 года | 15 мая |
Расчет по страховым взносам за 1 квартал 2020 года | 15 мая |
6-НДФЛ за 1 квартал 2020 года | 30 июля |
УСН за 2019 год (организации) | 30 июня |
УСН за 2019 год (ИП) | 30 июля |
ЕНВД за 1 квартал 2020 года | 20 июля |
3-НДФЛ | 30 июля |
4-ФСС | 15 мая |
Перенос сроков уплаты налогов
Отсрочки по оплате налогов будут предоставляться не всем организациям и ИП, а только включенным в реестр малого и среднего предпринимательства и ведущим деятельность, попавшую в перечень правительства (наиболее пострадавшие отрасли). Подробнее о переносе в статье Новые сроки по налогам и отчетности. Правительство утвердило отсрочки, но не для всех.
В отдельную графу выделены организации, указанные в пункте 2 Указа Президента, обязанные работать в нерабочие дни. По мнению ФНС, они обязаны были сдавать отчетность в обычные сроки, потому что у этих организаций рабочие дни. А значит по этой логике, они обязаны уплачивать налоги тоже в обычные сроки.
Налоги/взносы | Организации и ИП — субъекты МСП из перечня пострадавших отраслей | Работающие в нерабочие дни по Указу Президента и не попавшие в перечень пострадавших отраслей | Остальные организации и ИП |
1 | 2 | 3 | 4 |
Налог на прибыль за 2019 год | 28 сентября | 30 марта | 12 мая |
Налог на прибыль за 1 квартал 2020 года | 28 октября | 28 апреля | 12 мая |
Налог на прибыль за март 2020 года (при ежемесячной уплате) | 28 октября | 28 апреля | 12 мая |
Налог на прибыль за апрель 2020 года (при ежемесячной уплате) | 28 сентября | 28 мая | 28 мая |
Налог на прибыль за май 2020 года (при ежемесячной уплате) | 28 октября | 29 июня | 29 июня |
Налог на имущество за 2019 год | 12 мая | 30 марта | 12 мая |
Налог на имущество за 1 квартал 2020 года | 30 октября | 30 апреля | 12 мая |
Налог на имущество за 2 квартал 2020 года | 30 декабря | 30 июля | 30 июля |
Транспортный и земельный налоги за 1 квартал 2020 года | 30 октября | В сроки, установленные региональным и местными законами | В сроки, установленные региональным и местными законами |
Транспортный и земельный налоги за 2 квартал 2020 года | 30 декабря | В сроки, установленные региональным и местными законами | В сроки, установленные региональным и местными законами |
НДС за 1 квартал 2020 года |
1/3 — 12 мая 1/3 25 мая 1/3 25 июня |
1/3 — 27 апреля 1/3 25 мая 1/3 25 июня |
1/3 — 12 мая 1/3 25 мая 1/3 25 июня |
Страховые взносы за март 2020 года, в т.ч в по призводственному травматизму | 15 октября | 15 апреля | 12 мая |
Страховые взносы за апрель 2020 года в т.ч в по призводственному травматизму | 16 ноября | 15 мая | 15 мая |
Страховые взносы за май 2020 года в т.ч в по призводственному травматизму | 15 декабря | 15 июня | 15 июня |
Страховые взносы за июнь 2020 года в т.ч в по призводственному травматизму | 16 ноября | 15 июля | 15 июля |
Страховые взносы за июль 2020 года в т.ч в по призводственному травматизму | 15 декабря | 17 августа | 17 августа |
УСН за 2019 год (организации) | 30 сентября | 31 марта | 12 мая |
УСН за 2019 год (ИП) | 31 октября | 30 апреля | 12 мая |
УСН за 1 квартал 2020 года | 26 октября | 27 апреля | 12 мая |
УСН за 2 квартал 2020 года | 25 ноября | 27 июля | 27 июля |
ЕСХН за 2019 год | 30 сентября | 31 марта | 12 мая |
ЕСХН за 1 полугодие 2020 года | 25 ноября | 27 июля | 27 июля |
ЕНВД за 1 квартал 2020 года | 26 октября | 27 апреля | 12 мая |
ЕНВД за 2 квартал 2020 года | 25 ноября | 27 июля | 27 июля |
ПСН по срокам уплаты, приходящимся на 2 квартал 2020 года | перенос срока на 4 месяца | переноса нет | переноса нет |
НДФЛ за 2019 год (ИП, нотариусы, адвокаты) | 15 октября | 15 июля | 15 июля |
Страховые взносы ИП в размере 1% с доходов свыше 300 тыс. рублей | 1 ноября | 1 июля | 1 июля |
Куда сдавать декларацию по земельному налогу для юридических лиц
Логичный вопрос — куда сдавать документы? Заполненную декларацию необходимо отправить или принести в налоговую по местонахождению участка. Соответственно, если ваш земельный участок находится в Москве, то сдавать документы нужно в налоговую вашего района. Это прописано в пункте 4 статьи 398 НК РФ. Вы владеете несколькими участками? В этом случае важно сразу определить, в каких муниципальных образованиях они находятся.
- Если земельные участки находятся в одном муниципальном образовании или они в ведомстве одной налоговой, то сдавать документы можно в одном экземпляре. Единственное, необходимо будет заполнить раздел 2 по каждому объекту отдельно.
- Если земельные участки находятся в ведомстве разных инспекций, то придется отчитываться отдельно по каждому. Соответственно, вы заполняете документы по объектам и передаете их в налоговые по местонахождению каждого участка.
Как пересчитать земельный налог при изменении кадастровой стоимости земель?
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Однако есть исключения из этого общего правила. И, надо сказать, что по поводу этих исключений у Минфина и у ФНС разные мнения.
С 2021 г. организации отменяется обязанность по подаче декларации по земельному налогу 2020 для юридических лиц. То есть сдавать годовую декларацию по земельному налогу 2020 не надо. Организации самостоятельно рассчитывают земельный налог за 2020 г. и перечисляют его в бюджет.
На это обращает внимание и Минфин РФ в письме от 07.12.2010 № 03-07-11/476 (правда, в нем чиновники ссылаются на действующее в то время постановление Правительства от 02.12.2000 № 914).
Произошла ошибка при отправке письма
Выявить переплату в бюджет и заявить о ней посредством подачи корректирующей декларации — право налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Об особенностях его реализации мы поговорим ниже.
Недостоверные сведения и ошибки в декларациях могут никак не повлиять на сумму налога, который надо уплатить, а могут его уменьшить или увеличить. От того, как отразились ошибки и недостоверные сведения на сумме налога, зависит необходимость подачи уточненной налоговой декларации.
Получается, что ситуация, при которой ошибка приводит к переплате, но при этом известен период ее возникновения, неоднозначна и требует от бухгалтера принятия определенного решения. Если компания придерживается политики избегать малейших рисков, то целесообразно все же составить уточненные декларации либо уж вовсе не фиксировать корректировки (т. е. фактически подарить бюджету переплату).
Чаще всего ошибки, которые обнаруживают бухгалтеры, приводят к неуплате налога. И вот здесь крайне важно сначала рассчитать сумму пени на возникшую недоплату, затем полученную сумму вместе с недоплатой уплатить в бюджет, а потому уже подавать уточненную декларацию.
Общие требования к заполнению декларации
Документ заполняется на отдельном бланке в соответствии с требованиями действующего законодательства. Оформление декларации выполняется по следующим правилам:
- документ может быть заполнен на бумажном носителе либо с помощью программного обеспечения;
- декларация в бумажном виде заполняется шариковой или перьевой ручкой черного или синего цвета;
- в каждой ячейке строки указывается только одно значение, отсутствие которого оформляется прочерком;
- при наличии исправлений необходимо выполнить подпись должностного лица, подтверждающего исправление;
- все страницы декларации нумеруются, в независимости от того, присутствуют в ней или отсутствуют все страницы;
- налоговая декларация не допускает использование корректирующих средств;
- запрещается использование двух сторон листа при заполнении декларации, каждая страница печатается на отдельном листе;
- документ нельзя скреплять степлером или сшивать, повреждение бумаги не допускается;
- все поля текста декларации заполняются только печатными символами.
Расчёт транспортного налога
С наступлением 2022 года ввели применение повышающего коэффициента к расчёту налога на транспортные средства стоимостью выше 10 млн рублей.
Ежегодно до 1 марта на официальном сайте Минпромторга публикуется перечень легковых автомобилей, которые попадают под повышающий коэффициент от 1,1 до 3.
Базовая формула для расчёта транспортного налога выглядит так:
Транспортный налог = Нб × Ст × Кп × Кв × 1/4, где
Нб — налоговая база (мощность двигателя в л.с.);
Ст — ставка налога (можно найти на сайте ФНС по региону и году выпуска авто);
Кп — повышающий коэффициент (применяется, когда авто найден в списке Минпромторга);
Кв — показатель владения (учитывается в случае снятия/постановки учёта авто в отчётный период);
1/4 используется, если нужно рассчитать авансовый (квартальный) платёж. В некоторых регионах может не применяться, нужно уточнять по месту.
Организации обязаны перечислять квартальные платежи. По итогу отчётного периода вычисляется разница между суммой годового налога и внесёнными авансами и доплачивается оставшаяся часть.
Необходимо учитывать, что местные власти устанавливают льготы, вычеты, авансовые платежи и ставки земельного и транспортного налога в 2022 году в пределах конкретного муниципалитета.
У владельцев земельных участков и транспортных средств появится новая обязанность
Земельный налог:
- начиная с 01.01.2021 компании обязаны сообщать инспекторам о налогооблагаемых участках, не учтенных ИФНС при исчислении налога. К сообщению необходимо приложить документы, подтверждающие владение участком, и направить сообщение однократно, в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Если организация это требование не выполнит, ей могут выписать штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 129.1 НК РФ);
- ограничено применение льготной ставки в размере 0,3 процента. С 01.01.2020 в отношении земельных участков жилищного фонда эта ставка не может применяться к участкам для ИЖС, используемым в предпринимательской деятельности;
- норма, устанавливающая для физлиц дату начала исчисления налога со дня открытия наследства, с 01.01.2020 распространится и на юрлица;
- исключена возможность установления дифференцированных ставок в зависимости от видов территориальных зон, в границах которых расположен участок;
- установлен порядок выявления участков, не используемых для сельхозназначения. С 01.07.2020 орган, осуществляющий государственный земельный надзор, обязан в течение 10 дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства представлять в налоговый орган по субъекту РФ сведения о неиспользовании участка по назначению. При установлении ответственным органом факта устранения названного нарушения либо при отмене предписания сведения об этом также в течение 10 дней представляются в налоговый орган по субъекту РФ;
- c 01.01.2021 муниципалитеты исключены из процедуры установления сроков уплаты земельного налога организациями. Таким образом, представительные органы муниципальных образований лишатся права устанавливать сроки уплаты земельного налога;
- установлен срок уплаты земельного налога — не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. Изменения применяются начиная с уплаты налога за 2020 год.
Для владельцев транспортных средств, согласно п. «а» п. 3 ст. 1 закона, с 01.01.2021 установлена обязанность информировать ИФНС об их наличии. Это та же норма, которая регулирует уведомление и о наличии земельных участков, рассмотренное выше. Сообщать о ТС необходимо в случае, если:
- они являются объектами налогообложения;
- не подпадают под льготу;
- по ТС ни разу не получено сообщение об исчисленной сумме налога.
Причина новшеств — в отмене деклараций. За 2020 год инспекторы уже сами будут присылать сообщения об исчисленном налоге. Поэтому если в 2020 году организация приобретет транспорт и в 2021 году не получит от инспекции сообщения о налоге, то нужно будет до 31 декабря 2021 года уведомить налоговиков о приобретении.
Предусмотренные ранее для физлиц санкции в соответствии с пп. «а» п. 49 ст. 1 закона распространяются и на юридические лица. Так что начиная с 01.01.2021 компания за непредставление сообщения будет наказана штрафом в размере 20 процентов от неоплаченной суммы налога.
По аналогии с земельным налогом п. 63 ст. 2 закона исключил с 01.01.2021 из полномочий регионов установление сроков уплаты транспортного налога организациями.
Не редки ситуации, когда юридические лица имеют несколько земельных наделом, причём в разных территориальных округах, расположенных даже не по месту учёта организации. В какой налоговый орган сдавать заполненный экземпляр декларации в такой ситуации? Для налогоплательщиков, установленных как крупнейшие, именно у них бывают чаще всего такие случаи, предусмотрена подача отчётности по месту учёта в межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.
Что касается остальных юридических лиц, то при сдаче отчётности им стоит руководствоваться следующими принципами:
- несколько участков, расположенных в ведении одного налогового органа, можно задекларировать одним документом, но второй раздел составить отдельно для каждого;
- в зависимости от подчинённости на каждую из территорий следует оформить свою декларацию, и подать её в соответствующую инспекцию.
Отчитаться в налоговую сейчас возможно любым удобным способом, и даже не покидая своего офиса. Налогоплательщики могут подать декларацию:
- нарочно, нанеся личный визит или послав доверенное лицо;
- заказным письмом;