Понятие и классификация земельных споров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и классификация земельных споров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В принципе, уже по определению можно догадаться, что земельный спор – это конфликт, в котором события разворачиваются вокруг земельного участка. Действительно, именно это и отличает земельные споры от всех остальных: объектом разбирательств выступает земля. При этом сама суть конфликта может быть очень различной: право собственности на земельный участок, использование земли, возведение постройки, сделки с землей, регистрация земельных участок в Госкадастре, споры относительно расположения границ и т. д.

Понятие земельных споров

По сути, чтобы спор относился к категории земельных, нужно, чтобы соблюдались такие условия:

  • объектом конфликта является земля;
  • одна из сторон спора – землевладелец или лицо, претендующее на этот статус;
  • правоотношения между сторонами спора регулируются Земельным кодексом и сопутствующими законами.

При этом характер конфликта особой роли не играет, он все равно будет относиться к земельным.

Какие способы защиты прав на земельный участок существуют?

Разрешение земельных споров в досудебном или судебном порядке всегда осуществляется согласно общим правилам защиты гражданских прав, что предусмотрено статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Одним из первых способов является признание права собственности на землевладение. Так что, если у вас есть подтверждающие документы, вы совершили сделку или вступаете в наследство на земельный участок, можно обратиться за помощью к юристу и воспользоваться таким способом защиты имущественных прав.

Второй вариант – это восстановление первоначальной ситуации, которая была нарушена в ходе совершения правонарушения или преступления. К примеру, сегодня реально восстановить права на владение или пользование земельным участком по решению суда, если судебный орган первой инстанции признал недействительным нормативный правовой акт или решение исполнительного органа государственной власти, органов местного самоуправления и других структур. Гражданский кодекс РФ предлагает широкий выбор возможностей и вариантов по защите нарушенных имущественных прав. По закону можно признать недействительным не только решения муниципальных или государственных, но и законодательных органов власти. Если реально в суде доказать самовольное занятие земельного участка, то нарушенные права подлежат немедленному восстановлению.

Еще один вариант достижения успеха – это признать недействительным нормативный акт органов местного самоуправления или исполнительной власти, если последний не соответствует действующему законодательству и нарушает имущественные права и интересы физического или юридического лица. Такой способ считается своеобразной формой судебного контроля над действующим законодательством по вопросам охраны и использования земель. Согласно Гражданско-процессуальному кодексу РФ суд может вынести решение о том, что действия должностного лица или административного органа власти были незаконны, поэтому подлежат отмене.

Важно помнить, что если в процессе разрешения земельного спора законные интересы и права лиц были нарушены, то можно взыскать убытки за незаконное использование или неправомерную охрану земель. Возмещением занимается тот государственный орган, который нарушил права арендатора или собственника участка путем принятия незаконного нормативного правового акта.

Помимо рассмотренных выше способов защиты своих прав может применяться ряд дополнительных мер, которые не оговорены в Земельном кодексе, зато предусматриваются статьей 12 ГК РФ:

  • Признание недействительной оспоримой сделки, а также применение законных последствий ее недействительности;
  • Применение последствий недействительности после признания сделки ничтожной;
  • Признание принятого собранием решения недействительным;
  • Признание недействительным нормативного правового акта органа местного самоуправления или государственной власти;
  • Самозащита права владельца земельного участка;
  • Возмещение убытков и взыскание неустойки или упущенной прибыли;
  • Исполнение обязанностей в натуре по решению суда;
  • Компенсация причиненного морального вреда;
  • Неприменение судом нормативного правового акта органа местного управления по причине его противоречий действующему законодательству;
  • Иные способы, предусмотренные действующим законодательством РФ.

Разрешение земельных споров в арбитражных судах

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему России. Систему этих судов составляют Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные суды округов и арбитражные. суды субъектов Федерации. Полномочия названных арбитражных судов указаны в ст. 10, 26, 36 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Они конкретизированы в постановлении Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. № 12/122и изложены также в ст. 22 АПК РФ. Так, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений, если они возникают между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Срок исковой давности по земельным спорам

Общий срок исковой давности составляет три года, но в зависимости от категории земельного спора может быть и иным. Так, заявление о признании оспоримой сделки недействительной (например, договора купли-продажи земельного участка с лицом, признанным недееспособным) должно быть подано в суд не позднее года с момента, когда истец узнал об обстоятельствах, на основании которых сделка может быть признана недействительной. На споры об устранении нарушения права не связанного с лишением владения (например, самовольной постройки) вообще не распространяется срок исковой давности. Кроме того, срок исковой давности при определенных обстоятельствах может быть продлен, приостановлен или восстановлен.

Таким образом, в земельном споре срок, отведенный для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, следует устанавливать индивидуально для каждой конфликтной ситуации.

Земельные споры, рассматриваемые судами и арбитражными судами. Подсудность

В зависимости от компетенции судов, споры, возникающие из земельных правоотношений подразделяются на земельные споры, подлежащие рассмотрению:

— судами общей юрисдикции;

— арбитражными судами;

— третейским судом, в который спор передан сторонами на рассмотрение.

Споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, рассматриваются судами в соответствии с подведомственностью дел, установленной ГПК РФ (статья 22 ГПК РФ), АПК РФ (статья 27 АПК РФ), а также иными федеральными законами (п. 2 постановления Пленума ВС РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

В силу части 1 статьи 30 ГПК РФ и части 1 статьи 38 АПК РФ иски о правах на недвижимое имущество рассматриваются в суде по месту нахождения этого имущества (исключительная подсудность).

В качестве предмета земельного спора выступает конфликтная ситуация, которая связана, в большинстве случаев, с размером земельного участка, а также расположением его границ.

Земельные споры связаны с восстановлением прав собственников на земельный участок, которые были нарушены третьими лицами. Как правило, земельные споры возникают при ошибках в регистрации права собственности на землю, при захвате чужих земельных участков, нарушении правил добрососедства, а также в связи с другими причинами.

«По вопросам владения — конфликтная ситуация, связанная с нарушением местоположения границ земельного участка, права подтверждаются выпиской из ЕГРП. По вопросам пользования — конфликт, связанный с нарушением прав правообладателя земельного участка по извлечению дохода от использования земельного участка, нанесение ущерба путем неправильного использования соседнего участка, уничтожение посевов или нанесение вреда, создающего угрозу уничтожения имущества. По вопросам распоряжения — незаконная продажа одного и того же участка двум и более субъектам земельных правоотношений.»[3]

Довольно часто земельные споры вызваны желанием их участников признать незаконными действия государственных органов, которые определяют принципы раздела земельных участков и оформления различных сделок ними. Также причиной возникновения земельных споров могут стать конфликты, возникающие из-за конфискации земли, ее отвода, землеустройства и наследования земельных участков.

Часто причиной возникновения земельных споров является некачественно подготовленная землеустроительная документация. Так, например, предприниматель, получивший земельный участок без оформления необходимых документов или в случае неправильного их оформления, может впоследствии его лишиться и потерять все сделанные в участок инвестиции, и это повлечет его длительный земельный спор с государством, тем более досадный, если на этом участке уже были произведены какие-то работы.

Поэтому для сокращения риска возникновения земельных споров необходимо следить за качественным и полным оформлением документов на землю. Так, например, в землеустроительном акте должны быть закреплены границы земельного участка, а сам земельный участок дожжен быть внесен в Единый государственный реестр недвижимости.

Еще более несправедливой и опасной для предпринимателя может стать ситуация, когда земельный спор возникает из-за документации, неправильно оформленной по вине самих же землеустроительных органов. Поэтому важно, чтобы оформлением права собственности на земельный участок занимался юрист, специализирующийся на вопросах земельного права.

Только такой подход может уменьшить риск возникновения земельного спора, который может повлечь за собой потерю земельного участка и значительных вложений в него.

«Решение земельного спора является одним из способов защиты прав и законных интересов собственников земли, землепользователей и арендаторов, который урегулирован нормами земельного, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права.» [4]

Государство может участвовать в разрешении споров в лице местных администраций и судебных органов. Тем самым оно осуществляет охранительную функцию при государственном регулировании земельных правоотношений.

Для разрешения земельных споров применяется судебный порядок. При этом Земельный кодекс предусматривает разрешение земельных споров путем привлечения третейского судьи.

Составитель искового заявления по предмету земельного спора также имеет полное право обратиться не только в суд, но и в орган государственной или муниципальной власти, вышестоящий по отношению к тому органу, который вынес решение, не удовлетворившее инициатора рассмотрения земельного спора.

Читайте также:  Что делать если работодатель не отдает трудовую книжку

Для обжалования такого решения по земельному спору в вышестоящем органе закон отводит срок в 10 дней. Исполнение решения, послужившего причиной возникновения земельного спора, приостанавливается на срок, в течение которого жалоба рассматривается в вышестоящем органе.

При рассмотрении земельного спора в судебном порядке используются общие правила судебного производства. В случае признания нормативного акта органа государственной власти незаконным и недействительным, данный орган должен возместить убытки владельцу земельного участка.

Спорные земельные дела, как и любые другие судебные дела, невозможно урегулировать без необходимой информации и документов. К таким документам можно отнести:

1. Свидетельство о праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения на земельный участок — документ, который удостоверяет проведение государственной регистрации возникновения и перехода прав на недвижимое имущество. «Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.» [5] Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

2. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости — форма предоставления общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Выписки предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав по запросам любых лиц. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

3. Кадастровый паспорт — представляет собой выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости.

4. Межевой план — результат кадастровых работ, представляющий собой документ, в котором воспроизведены сведения:

· Об образуемом земельном участке (земельных участках), при выполнении кадастровых работ, в результате которых осуществляется подготовка документов для предоставления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка (земельных участков);

· «О части (частях) земельного участка при выполнении кадастровых работ, в результате которых осуществляется подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части (частей) земельного участка;» [6]

· Новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке (земельных участках) при выполнении кадастровых работ, в результате которых осуществляется подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка (земельных участков).

5. Землеустроительное дело — результат проведения землеустроительных работ. Включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства, а также другие материалы, касающиеся таких объектов. Утверждение землеустроительного дела является результатом межевания.

6. Кадастровое дело — совокупность скомпонованных и систематизированных документов, на основании которых внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости об объектах недвижимости. Кадастровое дело объекта недвижимости формируется после присвоения объекту недвижимости кадастрового номера. Формирование кадастрового дела осуществляется в органе кадастрового учета по месту принятия решения о кадастровом учете.

7. Иные документы — документы, из которых можно получить сведения о земельных участках при отсутствии или недостаточности перечисленных выше документов. К таким документам относятся:

· записи в инвентаризационных описях;

· правоудостоверяющие документы (Госакты, Свидетельства, зарегистрированные договоры аренды и т.п.);

· решение о предоставлении земельного участка;

· записи в поземельных книгах, журналах учета кадастровых номеров, списках плательщиков земельного налога и арендной платы;

· записи в похозяйственных книгах;

· сведения в материалах инвентаризации земель;

· сведения в проектах межевания территории;

· записи в книгах выдачи Свидетельств о праве собственности на землю.

Все земельные комиссии создавались с целью решения спорных земельных дел, возникших при землеустройстве. Помимо этого, земельные комиссии занимались рассмотрением споров:

· О правах на землепользование;

· О выделе земельного участка из общего землепользования;

· О полном или частичном лишении пользователей земли по причине несоблюдения ими правил землепользования, а также требований, установленных законодательством;

· Об изменении размеров, границ, местоположения и состава землепользования (мелиорация, дорожное строительство, отчуждение для государственных и общественных надобностей и т. д.);

· Семейных разделов, связанных с разделом земли;

· Других земельных споров.

В состав волостных и районных земельных комиссий входили председатель, избранный исполнительным комитетом, и два члена, им назначенные. Такие комиссии рассматривали все земельные споры о правах на пользование земельными участками отдельных лиц, дворов или земельных обществ, возникающие в пределах волости или района.

Уездные и окружные, губернские и областные (краевые) земельные комиссии также состояли из председателя и двух членов и работали при соответствующих земельных органах. В отдельных случаях (а именно в постоянных сессиях областных земельных комиссий) место председателя занимал его заместитель. Здесь, также, как и в случае с волостными и районными земельными комиссиями, председателя назначал соответственный исполнительный комитет. Первым членом уездных и окружных, губернских и областных (краевых) земельных комиссий всегда являлся заведующий соответственным подотделом землеустройства, а вторым — народный судья, который был назначен Губернским или Областным (Краевым) Судом. В случае, если член земельной комиссии по каким-либо причинам не мог участвовать в рассмотрении спорного земельного дела, к нему назначался заместитель. Все члены таких земельных комиссий, а также их заместители, в обязательном порядке утверждались исполнительным комитетом соответствующих органов, и избирались сроком на один год.

Уездные и окружные земельные комиссии рассматривали споры, в которых хотя бы одной из сторон являлись либо государственные органы, либо общественные учреждения.

В обязанности областных (краевых) и губернских земельных комиссий входило рассмотрение кассационных жалоб граждан или общественных организаций на решение волостных или районных, уездных или окружных земельных комиссий. Также областные (краевые) и губернские земельные комиссии занимались проведением ревизий и инструктированием нижестоящих земельных комиссий (волостных и районных, уездных и окружных).

Решение, вынесенное земельной комиссией по какому-либо спорному земельному делу, могло быть обжаловано в течение двух недель со дня объявления такого решения. Такие жалобы, в соответствии со ст. 217 Земельного Кодекса РСФСР от 30.10.1922, должны были предоставляться в комиссию, принявшую обжалуемое решение, которая, в свою очередь, передавала их вместе с земельным делом в вышестоящую инстанцию. Передачи спорного земельного дела комиссией в вышестоящую инстанцию производилась в течение двух недель со дня принятия жалобы. Также участники земельного спора имели право обратиться с жалобой на медлительность или на отказ в принятии заявления земельной комиссией в вышестоящую инстанцию.

В случае отсутствия жалоб по земельному делу вплоть до окончания сроков его обжалования, решение земельной комиссии по данному земельному делу могло быть приведено в исполнение.

Участник спорного земельного дела мог подать заявление в земельную комиссию, которой было вынесено решение по данному земельному делу, о восстановлении срока обжалования в случае, если он не смог подать заявление в указанный срок по уважительным причинам. Если комиссия отказывалась принимать такое заявление, то участник земельного спора мог обратиться с ним в вышестоящую инстанцию.

Во главе земельных комиссий стояла Особая Коллегия Высшего Контроля по земельным спорам. Главная функция такой Коллегии заключалась в проведении контроля за деятельностью всех земельных комиссий. Помимо этого, она занималась рассмотрением земельных споров, возникающих между автономными республиками и областями и смежными административно-территориальными единицами, а также рассмотрением жалоб и ходатайств по решениям земельных комиссий.

В состав Особой Коллегии Высшего Контроля по земельным спорам, утвержденный Президиумом ВЦИК, входили председатель, два его заместителя и десять членов. При этом в судебном заседании участвовали только председатель или его заместитель и два члена Коллегии. В особых случаях (при рассмотрении споров, возникающих между смежными административно-территориальными единицами) в состав судебного заседания входили еще два члена, представлявшие Федеральный Комитет по земельному делу.

Особая Коллегия Высшего Контроля по земельным спорам подчинялась высшему органу законодательной власти — Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету.

Со временем эффективность работы земельных комиссий ослабилась. В состав комиссий часто входили недостаточно квалифицированные члены, рассмотрение земельных дел проходило очень медленно, часто решения, вынесенные той или иной земельной комиссией, отменялись, вследствие чего земельные споры требовали повторного рассмотрения. В связи с этим в журнале «Еженедельник Советских Юстиций» № 28 от 20 июля 1927 года был опубликован ряд статей, авторы которых высказали свое мнение по поводу реорганизации, либо ликвидации земельных комиссий по причине их некомпетентности.

По причине низкой скорости производства продукции в период с 1927 по 1933 годы произошло объединение единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства, т. е. коллективизация. Процесс коллективизации полностью разрушил ранее существовавшую систему земельных комиссий. При этом, в соответствии с Постановлением СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 05.12.1939 «О структуре Наркомзема СССР, Наркомземов РСФСР и УССР, наркомземов автономных республик, краевых, областных и районных земельных отделов» [8] все земельные комиссии были ликвидированы, а их полномочия были переданы Народному Комиссариату Земледелия СССР.

С момента вступления в действие Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных законом от 13 декабря 1968 года № 3401-VII, произошло усложнение управления земельным фондом, что было связано с подразделением земель на категории. В связи с этим произошли некоторые изменения в порядке рассмотрения спорных земельных дел.

Земельные споры могли возникать между колхозами, совхозами, а также государственными, кооперативными, общественными предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами. Подобные споры подлежали рассмотрению в соответствующих органах, в зависимости от местоположения спорных земельных участков. К таким органам относятся: «Совет Министров союзных республик, Совет Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных, окружных, районных, городских, сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся.» [10]

Для рассмотрения земельных споров, участники которых принадлежали разным административно-территориальным единицам, создавалась специальная комиссия, в состав которой входили заинтересованные представители административно-территориальных единиц. Часто члены комиссии не могли вынести согласованное решение, тогда спорное земельное дело рассматривалось Советом Министров СССР.

Споры, возникшие между совладельцами индивидуальных строений, подлежали рассмотрению в судебном порядке.

Вскоре, а именно 14 мая 1970 года Совет Министров СССР утвердил Положение о государственном контроле за использованием земель. Контроль был возложен на Совет народных депутатов и землеустроительные службы системы Министерства сельского хозяйства и природопользования СССР. А также были созданы три основных вида кадастра: кадастр сельскохозяйственных территорий, водный кадастр и лесной кадастр.

Читайте также:  Ограничение энергоснабжения в связи с нарушением порядка оплаты электроэнергии

Основные итоги проведенного исследования в рамках данной статьи:

  • проанализировав существующие в юридической науке понятия спора в целом и земельного спора в частности, мы определили следующее: земельный спор — особый вид правоотношения, возникший из-за конфликта субъектов по поводу возникновения, осуществления, прекращения прав на землю и иных связанных с ней прав и обязанностей, разрешаемый в судебном порядке;
  • изучив историю развития законодательства России в части рассмотрения земельных споров, мы обосновали, что на стадии урегулирования земельного спора обязательным его субъектом становится суд. В настоящее время административный порядок урегулирования земельных споров потерял свою значимость;
  • выявлено, что на современном этапе земля приобрела большую экономическую ценность, в связи с чем резко увеличивается количество и разнообразие земельных споров, что требует выработки качественных методик их рассмотрения. Поэтому законодатель проводит ряд реформ, в том числе принят Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Это, в свою очередь, выявило некоторые особенности правоприменительной практики;
  • установлено, что в качестве объекта земельного спора всегда выступает земля в виде земельного участка или доли;
  • показано, что предметом земельного спора исходя из теории права являются субъективные права на землю и законные интересы субъектов земельных правоотношений;
  • определено, что исходя из норм права земельные споры рассматриваются только в судебном порядке. Данная норма является императивной и не предполагает расширительного толкования;
  • показано, что в п. 2 ст. 64 ЗК РФ четко закреплена возможность передачи земельного спора сторонами на разрешение третейского суда до принятия дела к производству судом. Однако в Законе о третейских судах, а именно в п. 4 ст. 5, закреплена возможность передачи сторонами спора, который рассматривается судом общей юрисдикции или арбитражным судом, но только до принятия решения этими судами по данному спору;
  • определено, что третейский суд не может понуждать регистрирующий орган к совершению каких-либо действий, но все же сохраняется возможность регистрации прав на недвижимость по решению третейского суда по взаимному заявлению сторон или же через легализацию в государственном суде;
  • показано, что существует правило исключительной территориальной подсудности споров, возникающих из земельных правоотношений: иски о правах на земельные участки рассматриваются по месту нахождения соответствующих участков. Однако здесь имеется ряд исключений;
  • выявлено отсутствие конкретных правил разграничения дел между мировыми судьями и районными судами при рассмотрении споров, возникающих из земельных правоотношений. Проблема связана со сложностями в определении цены иска;
  • доказано, что земельные споры, рассматриваемые в рамках дел о расторжении брака, имеют ряд особенностей. Здесь перечисленные правила исключительной подсудности действуют с некоторыми исключениями;
  • определено, что суд, являясь основным участником цивилистического процесса и рассматривая гражданские дела, в том числе и споры, возникающие из земельных правоотношений, не только вершит правосудие, занимая при этом определяющую роль, но и совершает практически все процессуальные действия, регулирующие процедуру гражданского судопроизводства;
  • выявлено, что суд также выступает субъектом доказательственной деятельности;
  • показано, что при разрешении земельных споров довольно часто на стороне ответчика и истца участвуют два и более субъекта. Процессуальное соучастие применяется в случаях, когда предметом спора, возникающего из земельных правоотношений, являются общие права истцов или же обязанности нескольких ответчиков, при этом они имеют одно основание;
  • выявлены характерные черты третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора;
  • показано на примере, что при рассмотрении споров, возникающих из земельных правоотношений, прокурор может подавать заявление в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации;
  • государственные органы и органы местного самоуправления при разрешении споров, возникающих из земельных правоотношений, могут вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле;
  • выявлено, что отличительной чертой лиц, содействующих осуществлению правосудия по спорам, возникающим из земельных правоотношений, является то, что суд может привлечь федеральные органы исполнительной власти и их подведомственные органы, а также органы субъектов РФ и органы местного самоуправления в целях дачи заключений по делу.

Abanina A.Yu. Protsessual’noe souchastie v grazhdanskom sudoproizvodstve: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk [Procedural Complicity in Civil Proceedings: Thesis for a Candidate Degree in Law Sciences]. Moscow, 2011 (In Russian).

Afanasiev S.F. K probleme sushchestvennykh protsessual’nykh oshibok ili bezuslovnykh osnovanij k otmene sudebnykh reshenij po grazhdanskim delam [To the Problem of Significant Procedural Errors or Unconditional Grounds for the Annulment of Court Decisions in Civil Cases]. Vestnik grazhdanskogo protsessa = Herald of Civil Procedure, 2015, no. 3 (In Russian).

Afanasiev S.F. O souchastii v grazhdanskom protsesse [On Complicity in Civil Procedure]. Pravo. Zakonodatel’stvo. Lichnost’ = Law. Legislation. Personality, 2012, no. 1(14) (In Russian).

Agrarnaya politika Sovetskoj vlasti 1917 — 1918 [The Agrarian Policy of the Soviet Government 1917 — 1918]. In Dokumenty i materialy [Documents and materials]. Moscow, 1954. (In Russian)

Algazin A.M., Duyko L.V., Pashchenko K.A. K voprosu o neodnorodnosti pravoprimenitel’noj praktiki po delam o priznanii prava sobstvennosti na nedvizhimoe imushchestvo [On the Heterogeneity of the Law Enforcement Practice in Cases of Recognition of Ownership of Real Estate]. Tretejskij sud = Arbitration Court, 2005, no. 6(42) (In Russian).

Azamatova L.L., Maksyutov T.R. Problemy pravoprimenitel’noj praktiki v svete ob’edineniya vysshikh sudov (na primere voprosa podvedomstvennosti arbitrazhnym sudam sporov o vzyskanii ushcherba, prichinyonnogo okruzhayushchej srede) [Problems of the Law Enforcement Practice in the Light of the Association of Supreme Courts (on the Example of Jurisdiction to Arbitration Courts of Disputes on Recovery of Damage Caused to the Environment)]. Arbitrazhnyj i grazhdanskij protsess = Arbitration and Civil Procedure, 2015, no. 3 (In Russian).

Chistyakov O.I., Yanin V.L. (eds.). Rossijskoe zakonodatel’stvo X — XX vekov. V 9 T. T. 1 [Russian Legislation of the 10th — 20th Centuries. In 9 vol. Vol. 1]. Moscow, 1984 (In Russian).

Coy V.I. Institut podsudnosti grazhdanskikh del [Institute of Jurisdiction of Civil Cases]. Arbitrazhnyj i grazhdanskij protsess = Arbitration and Civil Procedure, 2012, no. 11 (In Russian).

Dikusar V.M. Pravovoe regulirovanie razresheniya zemel’nykh sporov v Rossijskoj Federatsii: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk [Legal Regulation of Land Disputes in the Russian Federation: Thesis for a Candidate Degree in Law Sciences]. Moscow, 1997 (In Russian).

Dikusar V.M. Zemel’nye sudy — v Rossii? [Land Courts — in Russia?]. Rossijskaya yustitsiya = Russian Justice, 2000, no. 11 (In Russian).

Dobrotvora N.M. (ed.). Sudebniki Russkogo gosudarstva [The Code of Laws of the Russian State]. Gorky, 1939 (In Russian).

Dolganova I.V. Protsessual’noe souchastie po delam o nedejstvitel’nosti zaveshchaniya [Procedural Complicity in Cases of Invalidity of a Will]. Nasledstvennoe parvo = Inheritance Law, 2015, no. 3 (In Russian).

Dukhno H.A., Chubukov G.V. Zemel’nyj pravoporyadok i otvetstvennost’ [Land Law and Order and Responsibility]. Moscow, 1998 (In Russian).

Eliseev N.G. Podsudnost’ del, svyazannykh s nedvizhimost’yu [Jurisdiction of Cases Involving Real Estate]. In Rozhkova M.A. (ed.). Ob’ekty grazhdanskogo oborota: Sbornik statej [Objects of the Civil Turnover: Collection of Articles]. Moscow, 2007 (In Russian).

Emaltynov A.R. Protsessual’nye osobennosti rassmotreniya zemel’nykh sporov: Dis. … kand. yurid. nauk [Procedural Features of the Consideration of Land Disputes: Thesis for a Candidate Degree in Law Sciences]. Yekaterinburg, 2012 (In Russian).

Evtikhiev I.I. Zemel’noe pravo [Land Law]. Moscow; Petrograd, 1923 (In Russian).

Fedorova Yu.N. Razreshenie zemel’nykh sporov po zakonodatel’stvu Rossijskoj Federatsii: Dis. … kand. yurid. nauk [Resolution of Land Disputes Under the Legislation of the Russian Federation: Thesis for a Candidate Degree in Law Sciences]. Saratov, 2004 (In Russian).

Fomenko E.G., Khutova F.A. K nekotorym voprosam pravil’nogo ponimaniya i primeneniya pravil podsudnosti [Some Questions of Correct Understanding and Application of the Rules of Jurisdiction]. Rossijskij sud’ya = Russian Judge, 2015, no. 1 (In Russian).

Gendzekhadze N.V., Novitsky N.B. (eds.). Zemel’nyj kodeks s dopolneniyami, uzakoneniyami i raz’yasneniyami Narkomzema RSFSR. Sostavlen po ofitsial’nym materialam [The Land Code with Additions, Legitimations and Clarifications of the People’s Commissariat of the RSFSR, Compiled According to Official Materials]. Moscow, 1927 (In Russian).

Gurvich M.A. Lektsii po sovetskomu grazhdanskomu protsessu [Lectures on Soviet Civil Procedure]. Moscow, 1960 (In Russian).

Gusev R.K. (ed.). Zemel’noe pravo: Uchebnoe posobie [Land Law: Textbook]. Moscow, 2001 (In Russian).

Ikonitskaya I.A. Razreshenie zemel’nykh sporov [Resolution of Land Disputes]. Moscow, 1973 (In Russian).

Kasso L.A. Russkoe pozemel’noe pravo [Russian Land Law]. Moscow, 1906 (In Russian).

Khauke O.A. Krest’yanskoe zemel’noe pravo [Peasant Land Law]. In Trudy obshchestva mezhevykh inzhenerov [Works of the Society of Land Surveyors]. Moscow, 1914. Issue 5 (In Russian).

Korshunov N.M. Grazhdanskij protsess [Civil Procedure]. Moscow, 2005 (In Russian).

Kovyazina Kh.A. O nekotorykh voprosakh rassmotreniya zemel’nykh sporov v Rossijskoj Federatsii [On Some Issues of Land Disputes in the Russian Federation]. Yurist = Lawyer, 2006, no. 5 (In Russian).

Leyba L.V. Pravovoe regulirovanie resheniya zemel’nykh sporov: Dis. … kand. yurid. nauk [Legal Regulation of Land Disputes: Thesis for a Candidate Degree in Law Sciences]. Kharkiv, 2005 (In Russian).

Luneva E.V. Spetsifika i tendentsii razvitiya zakonodatel’stva v sfere grazhdanskogo oborota zemel’nykh uchastkov osobo okhranyaemykh prirodnykh territorij [Specificity and Trends in the Development of Legislation in the Sphere of Civil Circulation of Land Plots of Specially Protected Natural Areas]. Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki = Herald of Perm University. Legal Sciences, 2014, no. 2(24) (In Russian).

Luneva E.V. Yuridicheskaya priroda isklyuchitel’nogo prava natsional’nogo parka priobretat’ zemelnye uchastki, raspolozhennye v ego granitsakh [The Legal Nature of the Exclusive Right of the National Park to Acquire Land Plots Located Within Its Borders]. Yuridicheskij mir = Legal World, 2014, no. 7 (In Russian).

Maleina M.N. Lichnye neimushchestvennye prava grazhdan: ponyatie, osushchestvlenie, zashchita [Personal Non-Property Rights of Citizens: Concept, Implementation, Protection]. Moscow, 2000 (In Russian).

Matievsky M.D. Spor o prave grazhdanskom v sovetskom grazhdanskom protsesse: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk [The Dispute on Civil Law in Soviet Civil Procedure: Thesis for a Candidate Degree in Law Sciences]. In Matievsky M.D. Nauchnoe nasledie: Sbornik nauchnykh trudov [Scientific Heritage: Collection of Works]. Krasnodar, 2002 (In Russian).

Osokina G.L. Grazhdanskij process. Obshchaya chast’ [Civil Procedure. General Part]. 2nd ed. Moscow, 2010 (In Russian).

Читайте также:  Работающим пенсионерам пообещали электронные больничные

Ozhegov S.I. Slovar’ russkogo yazyka [Dictionary of Russian]. Moscow, 1952 (In Russian).

Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar’ russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vyrazhenij [Dictionary of the Russian Language: 80 000 Words and Phraseological Expressions]. 4th ed. Moscow, 1999 (In Russian).

Popondopulo V.F., Slepchenko E.V. Podvedomstvennost’ sporov tretejskim sudam v Rossii [Jurisdiction of Disputes to Arbitration Courts in Russia]. Arbitrazhnye spory = Arbitration Disputes, 2008, no. 1 (In Russian).

Shemeneva O.N. Posledstviya nesoblyudeniya pravil podsudnosti: konstitutsionnyj aspekt [Consequences of Non-Compliance with the Rules of Jurisdiction: The Constitutional Aspect]. Rossijskij sud’ya = Russian Judge, 2014, no. 4 (In Russian).

Вариант разрешения земельных споров

  • Самостоятельное урегулирование

При возникновении спорной ситуации в действительности стороны конфликта нередко провоцируют серьезный скандал. Тем не менее, нужно до конца осознавать, что ситуация имеет различные аспекты, и не всегда самым рациональным решением может стать обращение в суд. Поэтому, многие стараются все-таки встретиться и оговорить все детали мирно, что нередко провоцирует возможность подписать договор или же соглашение. Такой вариант урегулирования конфликтов в действительности является оптимальным, так как по сути, предполагает возможность получить дополнительные преимущества экономии времени и средств. Ведь обращение в суд спровоцирует необходимость детального, достаточно длительного изучения всех обстоятельств дела, а также повлечет за собой серьезные судебные издержки.

  • Привлечение местного муниципалитета

Если речь идет о вопросе границ, то в данном случае можно избежать обращения в суд посредством обращения в органы местного муниципалитета. В данном случае, достаточно просто написать специализированное заявление, на основании которого будут произведены определенные действия, направленные на уточнение границ.

  • Обращение в кадастровую палату

В некоторых ситуациях действительно можно ограничиться обращением в кадастровую палату. Например, в ситуациях, когда оспаривается право собственности или же речь идет о некорректной информации, внесенной в документацию. Как правило, процесс разбирательства может быть достаточно быстрым и простым.

  • Привлечение специального отдела администрации

Общая характеристика и виды земельных споров

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 10 (ред. от 19.12.2017)

    «Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации»

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54

    «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки»

  • Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ

    «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 30.12.2015 N 431-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ

    «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ

    «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»

  • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)

Определение понятия «земельный спор» можно встретить в юридической литературе и судебной практике.

Приведем ряд предложенных дефиниций понятия «земельный спор».

«Земельный спор — это регулируемое нормами земельного, гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права и разрешаемое дозволенными законом методами правоотношение между двумя и более равноправными сторонами по поводу притязаний на земельные права и обязанности. Характерным здесь является постоянство притязаний двух или более сторон на один и тот же земельный участок» (Дикусар В.М. Земельные суды — в России? // Российская юстиция. 2000. N 11. С. 53 – 54).

Земельные споры: понятие, общая характеристика и виды

Исходя из положений процессуального законодательства суд (арбитражный суд) вправе признать незаконным решение (ненормативный правовой акт) органа, осуществляющего публичные полномочия, а также должностных лиц указанных органов при наличии следующих условий:

· оспариваемое решение не соответствует закону;

· решение нарушает права и интересы заявителя, либо налагает на него дополнительные обязанности, способствует возникновению препятствий на пути реализации своих прав.

Бремя доказывания того, что решение соответствует закону, лежит на органе/должностном лице, принявшем такое решение.

Требование об установлении границ участка предъявляется в случаях, когда после комплекса кадастровых работ границу невозможно согласовать с правообладателями соседних угодий. Заявить подобный иск в суд вправе не только собственник, но и лица, обладающие иными правами на участок (в частности, правом постоянного (бессрочного) пользования). Ответчиком будет правообладатель смежного участка, отказывающийся от согласования границ.

Истец вправе заявить в иске дополнительные требования, например, об обязании ответчика освободить незаконно занимаемую территорию.

Раздел дома в натуре представляет собой образование новых объектов недвижимости. Чаще всего он производится бывшими супругами, для которых дом является совместно нажитым имуществом. Разделить дом в натуре можно в добровольном порядке, но в большинстве случаев сторонам приходится обращаться в суд.

Однако такой раздел возможен не всегда. Например, если это может привести к ухудшению техсостояния дома, снижению его стоимости, возникновению препятствий в пользовании жилыми помещениями, в иске может быть отказано. Также стоит помнить, что выделяемая доля должна представлять собой обособленное помещение (либо должна быть техническая возможность провести необходимые работы).

Под понятием «земельные споры» подразумевается процесс обсуждения и доказывания своих прав на участок с соблюдением установленной на законодательном уровне процедуры.

Споры по этому предмету могут возникать в случаях:

  • Предъявления незаконных (или законных) требований по вопросу досрочного окончания договора аренды в связи с нарушением обязательств арендатором. Последний вправе доказывать, а арендодатель, соответственно, опровергать соответствие либо несоответствие хозяйственной деятельности условиям соглашения.
  • Принятия незаконного решения по поводу изъятия участка. К примеру, местная администрация издает постановление об отводе территории по причине «нерационального использования». Арендатор земли имеет право доказывать незаконность данных притязаний в связи с тем, что не произошло снижения урожайности, а мероприятия, способствующие повышению плодородия, были проведены вовремя и правильно.

Понятие и классификация земельных споров

Разрешение земельных споров осуществляется компетентными органами государства в процессе государственного управления земельным фондом. Разрешение земельных спорое является одним из способов защиты прав и законных интересов собственников земли, землевладельцев, землепользователей, в том числе и арендаторов земли.

При разрешении земельных споров проявляются властные полномочия государства по следующим направлениям:

1) принуждение ответчика к совершению определенных положительных действий, направленных на признание права истца на земельный участок;

2) пресечение действий, нарушающих права и законные интересы собственников земли землевладельцев, землепользователей и арендаторов земель;

3) исполнение обязанности в натуре;

4) возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства.

Под земельным спором в теории земельного права понимается конфликт по поводу права на земельный участок, предоставления и изъятия земель, нарушения имущественных прав субъектов земельных правоотношений, разрешаемый компетентными государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством. Ст. 1 Кодекса о земле определяет земельный спор как неразрешенный конфликт между субъектами земельных отношений.

В зависимости от способа разрешения все земельные споры можно классифицировать:

1) на разрешаемые в административном порядке — исполнительными комитетами;

2) на разрешаемые в судебном порядке.

Далее, земельные споры могут быть классифицированы на:

1) земельные споры, непосредственно связанные с использованием земельного участка например, споры между собственниками земельного участка по поводу определения порядка пользования этим участком;

2) имущественные споры, связанные с земельными отношениями, например, спор о размере возмещения убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных нужд.

Способы защиты земельных прав

На разрешение земельных споров распространяются общие способы защиты гражданских прав согласно ст. 12 ГК РФ.

  • Первостепенной мерой защиты от неправомерных действий является признание права владельца на земельный участок. Другой метод – восстановление нарушенного права на землю. Это возможно в случае, если суд признает недействительность акта государственного органа, который спровоцировал правонарушение.
  • ГК РФ расширяет возможности защиты прав посредством признания недействительным акта не только исполнительного органа, но и законодательного. Восстановление права на землю также возможно при самовольном занятии участка физическим лицом.
  • Признание недействительным акта исполнительных органов или органов местного самоуправления, который нарушает права и не блюдет интересы лиц. Этот метод защиты является еще и контролером российского законодательства по вопросам охраны земель. Суд может предписать аннулирование вынесенного административным органом или конкретным должностным лицом акта.
  • Возмещение ущерба. В пользу лиц, пострадавших от нарушений в сфере использования и охраны земель, с органа, нарушившего права владельцев или пользователей земли неправомерным актом, взыскиваются убытки в полном размере.

Иные меры защиты, предусмотренные ст. 12 ГК РФ:

  • признание сделки и ее последствий недействительными;
  • признание неправомерным акта государственного органа или органа самоуправления;
  • самозащита;
  • возмещение ущерба;
  • компенсация морального ущерба;
  • прекращение правовых отношений или их видоизменение.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *