Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и виды налоговых проверок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).
Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки
По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:
- привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
- отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).
Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:
- акт налоговой проверки;
- материалы, представленные в ходе проверки;
- возражения налогоплательщика.
При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:
- Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
- Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
- Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?
Препятствует ли налоговая проверка ликвидации организации?
Выездная налоговая проверка в связи с ликвидацией организации может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (пункт 11 статьи 89 НК РФ).
Ликвидация юридического лица включает несколько стадий, в том числе составление промежуточного ликвидационного баланса (статья 63 ГК РФ). Если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, принято решение о проведении выездной налоговой проверки, налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения этого юридического лица.
Начиная с 31 марта 2015 года, если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, проводится выездная налоговая проверка, то уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган до момента вступления в силу решения по результатам проверки (статья 20 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ).
Также отметим, что в случае поступления в регистрирующий орган из суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
Если, не дождавшись результатов проверки, ликвидатор представил промежуточный баланс без учета установленной в ходе налогового контроля обязанности уплатить налоги и иные обязательные платежи, то это будет рассматриваться как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.
Таким образом, если налоговым органом принято решение о проведении выездной налоговой проверки организации в период до составления промежуточного ликвидационного баланса, то дальнейшие действия по ликвидации организации будут развиваться с учетом итогов такой проверки. Переход к последующим ликвидационным процедурам до вступления в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, невозможно.
Несоблюдение требований, установленных законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации, повлечет отказ в процедуре государственной регистрации ликвидации юридического лица.
В течение какого срока длится проверка?
В течение 2-х месяцев. Для целей исчисления срока проверки не имеет значение, находятся проверяющие на территории налогоплательщика или нет.
Срок исчисляется со дня вынесения решения и до последнего месяца срока.
Рассчитывается срок так. Определяется общее количество календарных дней, которые включаются в период проверки. Если соответствующего последнего дня в месяце нет, то срок заканчивается в предшествующий день. Если последний день приходится на выходной, то срок заканчивается в ближайший следующий за ним рабочий день. Но проверка может быть продлена и (или) приостановлена.
Продление срока допускается до шести месяцев, то есть всего проверка с учетом продления не может продолжаться больше шести месяцев (письмо Минфина России от 11.07.2011 № 03-02-07/1-234).
Перечень оснований для продления срока проверки установлен приложением № 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Данный перечень носит открытый характер (в частности, проверка крупнейшего налогоплательщика, налогоплательщика, в составе которого имеются обособленные подразделения, и др.).
Налогоплательщику должно предъявляться решение о продлении срока проверки.
Также, Налоговый кодекс предусматривает процедуру приостановления проверки.
Примеры приостановления проверки на срок до 6 месяцев следующие:
- истребование документов (статья 93.1 НК РФ). Проверка может быть приостановлена столько раз, у скольких разных лиц истребуются документы;
- проведение экспертиз (статья 95 НК РФ);
- перевод документов на русский язык (статья 97 НК РФ).
Кто принимает решение о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.
Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:
- полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
- предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году
Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.
Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.
Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2021 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2021-2022 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.
Итак, выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении совершенно различных юридических лиц. Но если посмотреть на статистику, то ИП на упрощенке – самые реальные кандидаты. Почему так происходит? Да, в первую очередь дело в том, что подобных фирм просто больше, чем полноценных ООО, ОАО или ЗАО. Да и каждый предприниматель, при наличии условий, всегда будет пытаться перейти на УСН, ведь это просто выгодно. Да и даже если не все требования выполнены, зачастую руководитель стремится к этой системе. Это и есть второй аспект, проверка законности этого своеобразного перехода.
Что же касается самого понятия, то четкого определения в НК РФ не зафиксировано. Но его без проблем можно вывести. Подобный форматы, в отличие от камерального аналога всегда носит специальный характер. То есть, это не рядовой процесс, который проходит по итогам каждого отчетного периода, месяца или года. Нет, систематически подобное исследование не проводится уже с 2018 года, не считая некоторых предприятий, функционирующих в сфере здравоохранения или социальной.
Срок проведения выездной налоговой проверки
По общему правилу выездная налоговая проверка организации не может длиться более двух месяцев. Этот срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки и до дня составления проверяющими органами справки о проведенной проверке.
Однако по решению руководителя (заместителя руководителя) УФНС по субъекту РФ общий срок выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
Перечень оснований, при наличии которых продлевается срок выездной налоговой проверки, открыт.
Это, в частности:
-
большое количество документов, которые надо проверить;
-
большая продолжительность проверяемого периода;
-
большое количество проверяемых налогов;
-
несвоевременное представление проверяемой организацией истребованных для проверки документов;
-
наличие у проверяемой организации обособленных подразделений.
Выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя (заместителя руководителя) ИФНС в следующих случаях:
-
для истребования документов (информации) о проверяемой организации у ее контрагентов и других лиц;
-
для проведения экспертизы;
-
для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
-
для перевода на русский язык проверяемых документов, составленных на иностранном языке.
В период приостановления выездной налоговой проверки инспекторы не вправе требовать от организации представления документов и проводить какие-либо действия на ее территории (в помещениях).
Действия налогоплательщика после получения акта выездной налоговой проверки
Налоговый кодекс РФ определяет действия налогоплательщика, которые он вправе осуществлять, после получения акта выездной налоговой проверки.
Так, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта.
При этом ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Основные виды налоговых проверок
Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
- камеральные (документальные) налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Сравнительная классификация налоговых проверок (выездных и камеральных)
Камеральная проверка | Выездная проверка | |
Кто проверяет | Сотрудники местных фискальных органов | Сотрудники фискальных органов любого уровня |
Что проверяется | Документация только за отчетный период | Документация за период до 3 лет |
Причина проверки | Не требуется | Не требуется |
Регулярность | Каждый период, по мере предоставления деклараций | Выборочно |
Где проверяется | По месту расположения надзорной службы | По месту расположения проверяемой организации |
Кого проверяют | Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) | Только юридических лиц |
Что делается | Анализ предоставленной документации | Все действия, разрешенные НК РФ |
Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок
Нарушения, которые допускают налоговики при проверках, условно можно поделить на две группы:
- те, что влекут безусловную отмену результатов проверки;
- и нарушения, которые помогают отменить результаты проверки вместе с другим факторами.
Безусловных нарушений два:
- Неуведомление или неправильное уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки. Наиболее распространенная ошибка проверяющих — это отсутствие доказательства вручения уведомления;
- Непредоставление возможности налогоплательщику давать объяснения при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Нарушений проверочных процедур, позволяющих оспорить решение налогового органа с вероятностью отмены, немного больше.
- Незаконные доказательства, использованные налоговым органом: допрос без предупреждения о ст. 51 Конституции РФ, осмотр помещений без понятых, получение документов неофициальным путем и тому подобное.
- Необоснованные обвинения: когда претензии указаны в решении, а обоснования нет, отсутствуют ссылки на конкретные доказательства, документы и нормы закона.
- Использование налоговыми органами для обоснования своих претензий документов, не предусмотренных законом. Например, личные заметки, какие-то записи в тетрадях и т.п.
- Нарушение сроков проведения проверки. Очень полезная причина, которая определяется как дискриминационная по отношению к проверяемому налогоплательщику.
Комментарий к ст. 89 НК РФ
Выездная налоговая проверка представляет собой одну из форм налогового контроля. Осуществляется данный вид проверки в отношении налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей. В этих рамках может быть проведена проверка любого налогоплательщика.
1. Комментируемая статья посвящена важнейшему виду налоговой проверки — выездной налоговой проверке. Нормы комментируемой статьи устанавливают следующее:
а) выездная налоговая проверка может быть проведена только по решению руководителя (его заместителя) налогового органа, по общему правилу того, на учете в котором состоит налогоплательщик;
б) в ряде случаев выездная проверка возможна по решению руководства вышестоящего налогового органа (например, при проведении им контрольной проверки). В этом случае проверяющие должны предъявить постановление, подписанное руководителем вышестоящего налогового органа (п. 4 ст. 87 НК РФ);
в) выездная проверка может проводиться не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев. При этом следует учесть, что:
упомянутые правила имеют характер общих;
два месяца, длительность проведения проверки, исчисляются в календарных днях. Говоря другими словами, если в ходе выездной проверки имели место перерывы, то это в расчет не берется — налоговый орган должен уложиться именно в двухмесячный срок;
г) лишь в исключительных случаях продолжительность выездной проверки может быть увеличена до трех месяцев, для чего необходимо мотивированное (с указанием конкретных причин) решение любого вышестоящего налогового органа (вплоть до МНС России). Упомянутые исключительные случаи могут быть самыми разнообразными, например, большой объем проверяемых сведений, наличие многих территориально обособленных подразделений организации, противодействие проведению ВНП, необходимость проведения сложных и длительных экспертиз. Если у проверяемой организации есть филиалы и представительства, то срок проведения указанной выше проверки увеличивается на один календарный месяц (на проведение выездной проверки каждого из филиалов и (или) представительств) самим налоговым органом, проводящим проверку (т.е. в данном случае решение вышестоящего налогового органа не требуется);
е) налоговые органы вправе:
— проверять филиалы и представительства организации в ходе проверки самой организации;
— независимо от проведения выездной проверки в организации;
— срок проверки только одного филиала — не более одного месяца;
ж) в комментируемой статье императивно установлено, что срок проведения указанной проверки:
— включает время фактического нахождения проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (по месту нахождения организации, по месту жительства физического лица, в помещениях, где осуществляется деятельность, в офисах и т.д.) проверяемого;
— не включает периоды времени, которые проходят между вручением проверяемому лицу требования представить документы (ст. 93 НК РФ) и представлением этих документов. Нужно учесть, что МНС России утвердило новый Порядок назначения выездных налоговых проверок (Приказ от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318).
2. Специфика правил, указанных в абзаце 3 комментируемой статьи, состоит в том, что:
а) они применяются, если проведение выездной налоговой проверки связано с ликвидацией юридического лица (ст. 49 НК РФ) или ее реорганизацией (ст. 50 НК РФ). Распространять их на проверку физических лиц было бы неправомерным;
б) они также подлежат применению, если выездная проверка проводится любым вышестоящим налоговым органом;
в) они допускают возможность проведения новой проверки. Другими словами, общее правило о том, что выездная проверка проводится не чаще одного раза в год, в данном случае не действует. С другой стороны, правила о том, что налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика и что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух, а в исключительных случаях — более 3 месяцев, действуют и в данном случае (ст. 87 НК РФ).
3. В комментируемой статье законодатель устанавливает, что уполномоченные должностные лица налоговых органов (см. ст. ст. 30 — 33 НК РФ), осуществляя выездную проверку, могут проводить:
а) инвентаризацию имущества налогоплательщика — в соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества. Установленные при этом расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухучета отражаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией, а также на счетах бухучета. Излишек имущества приходуется и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на увеличение финансирования (фондов); недостача и порча имущества в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц либо списываются в установленном порядке на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на уменьшение финансирования (фондов) (ст. 12 Закона о бухучете). Результаты инвентаризации учитываются в решении по результатам выездной проверки (ст. ст. 100, 101 НК РФ);
б) осмотр (обследование) имущества налогоплательщика.
4. В комментируемой статье законодатель устанавливает следующие правила:
а) выемка документов осуществляется в соответствии с правилами статьи 94 НК РФ и лишь при наличии достаточных оснований, т.е. данных, однозначно или с большой степенью вероятности полагающих, что документы, свидетельствующие о правонарушениях (любых, а не только налоговых), могут быть уничтожены, скрыты, изменены, заменены;
б) допускается лишь выемка таких документов, которые:
свидетельствуют о правонарушениях;
указаны в перечне изымаемых документов. Этот перечень составляется должностным лицом, проводящим выездную проверку, прилагается к акту о выемке документов;
пронумерованы (если документ состоит из нескольких листов, страниц, то нумеруется и каждая страница, каждый лист), прошнурованы и скреплены печатью и (или) подписью налогоплательщика (в тех случаях, когда нет у него печати, например у физического лица). Если налогоплательщик отказывается скрепить изымаемые документы, то должностное лицо, проводящее ВНП, должно сделать об этом специальную отметку в акте об их выемке;
в) правила абзаца 5 комментируемой статьи императивно предписывают должностному лицу налогового органа (проводящему проверку) составлять письменный акт о выемке документов, в котором необходимо указать:
— название документа и дату его составления;
— Ф.И.О. и должности лиц, проводящих проверку и составивших акт;
— данные о плательщике (налоговом агенте);
— данные, послужившие основанием для изъятия документов;
— краткое обоснование необходимости изъятия документов;
— перечень изымаемых документов (он прилагается к акту);
— замечания налогоплательщика по поводу как перечня изымаемых документов, так и обстоятельств, послуживших основанием для их выемки, а также процедуры проведения изъятия;
— подписи должностных лиц, составивших акт;
— иные сведения, предусмотренные законодательством о налогах;
г) требования налогоплательщика (ст. 89 НК РФ) о необходимости внесения в акт о выемке документов его замечаний:
— могут быть и устными, и письменными;
— должны быть конкретными и касаться именно изъятия документов;
— должны быть удовлетворены должностными лицами, составляющими упомянутый акт;
д) правила абзаца 5 комментируемой статьи императивно предписывают должностным лицам (составившим акт о выемке документов) передать копию этого документа налогоплательщику (под его расписку либо иным способом, позволяющим достоверно установить как факт, так и дату передачи упомянутого акта).
Что будет, если обнаружатся нарушения, не относящиеся к предмету проверки
В ходе выездной налоговой проверки могут обнаружиться нарушения, которые к предмету налоговых мероприятий не относятся. Имейте в виду, что имеют место различные межведомственные соглашения и в случае обнаружения нарушений, ФНС обязана сообщить о них в соответствующие территориальные органы или центральные аппараты таких ведомств.
Кстати! В 2022 году внесли поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ (Федеральный закон от 09.03.2022 № 51-ФЗ). Если раньше за уклонение от уплаты налогов на организацию или ИП могли возбудить уголовное дело по статьям 198-199.2 УК после поступления заявления о таком нарушении из любых источников, вынесения прокурором постановления об отправке материалов для расследования или явки с повинной, теперь дело возбудят лишь после того как материалы в МВД отправит ФНС.