Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внесение авансовых платежей за НВОС по-новому». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обратите внимание, что плату за загрязнение окружающей среды в частных случаях называют экологическим сбором. Но это некорректное название, так как это два совершенно разных понятия. Экологический сбор должны платить только производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации. В данной статье речь будет идти именно о плате за загрязнение окружающей среды в 2022 году.
Предоставляемые сведения
Данные мониторинга состояния недр, в т.ч. сведения об использовании подземных вод, о положении уровня воды в скважине, результаты химических анализов, сведения о ходе эксплуатации, ремонтных работах, геофизических исследованиях состояния ствола скважины |
Куда предоставляется
Территориальный орган, выдавший Лицензию (Роснедра в субъекте РФ/орган государственной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в области ООС и т. п.) |
НПА
Условия пользования недрами |
Срок сдачи
до 5 января |
Кто предоставляет
Организации, имеющие лицензию на недропользование |
Как предоставляется
На бумажном носителе либо в электронном виде с использованием ЭЦП |
Предоставляемые сведения
Декларация о составе и свойствах сточных вод |
Куда предоставляется
Организация водопроводно-канализационного хозяйства |
НПА
|
Срок сдачи
до 1 ноября |
Кто предоставляет
Абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года в среднем составляет 30 м3 в сутки и > суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта |
Как предоставляется
На бумажном носителе лично или по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении. Возможно предоставление скан-копии отчета на электронную почту ведомства, подписанного ЭЦП |
Повторим, что обязанность экологического платежа возникает только после признания ППП отходами. Платежная база определяется по правилам для платы за НВОС.
Укажем только особенности для побочных продуктов производства:
- К ставкам платы применяется повышающий коэффициент 52, если ППП выбросили на свалку через 11 и более месяцев с даты их образования. То есть предприниматели заинтересованы либо хранить побочные продукты меньше 11 месяцев, либо по истечении этого срока решать вопрос с их продажей или использованием в производстве.
- Плата за ППП вносится раз в год. Квартальных авансовых платежей по ней не предусмотрено.
Варианты расчета авансовых платежей с 2020 года
№ |
Суть способа (формула) |
1 | 1/4 платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате за предыдущий год (с учетом корректировки в соответствии с п. 10-12.1 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ) |
2 | 1/4 платы за НВОС
При этом платёжную базу определяют исходя из объема или массы
|
3 | ПЛАТЁЖНАЯ БАЗА × СТАВКА ПЛАТЫ
При этом:
|
До 2020 года обязанные лица рассчитывали квартальные авансовые платежи одинаковым способом: как 1/4 часть платы за предыдущий год.
Любой из этих способов можно выбрать для каждого вида негативного воздействия, за который нужно платить. При этом его нужно отразить в декларации на будущий год (год, следующий за отчетным).
Что представляет собой негативное воздействие и плата за него
В процессе деятельности человека образуются вещества, микроорганизмы и энергии, которые, оказавшись в окружающей среде, ухудшают ее характеристики: загрязняют, делают менее пригодной для жизни и т.п. Вот это попадание продуктов деятельности человека в окружающую среду с отрицательным для последней эффектом и есть негативное воздействие.
По состоянию на 2021 год перечень таких воздействий сформирован и утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р.
Воздействия в нем сгруппированы по характеру попадания в природу:
- в воздух (атмосферу);
- в воду (водные объекты);
- в почву (к ним относится и размещение отходов).
Искусственно созданные источники, генерирующие эти выбросы, это объекты НВОС. Каждый объект должен быть поставлен на госучет в Росприроднадзоре.
За работу объекта НВОС в РФ нужно перечислять государству обязательный публично-правовой платеж – плату за НВОС. Целью сбора таких платежей является проведение на них мероприятий по восстановлению и охране окружающей среды.
Поэтому, хотя НВОС и не является налогом, его исчислению и уплате необходимо уделить внимание каждому владельцу объекта НВОС.
Что представляет собой негативное воздействие и плата за него
В процессе деятельности человека образуются вещества, микроорганизмы и энергии, которые, оказавшись в окружающей среде, ухудшают ее характеристики: загрязняют, делают менее пригодной для жизни и т.п. Вот это попадание продуктов деятельности человека в окружающую среду с отрицательным для последней эффектом и есть негативное воздействие.
По состоянию на 2021 год перечень таких воздействий сформирован и утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р.
Воздействия в нем сгруппированы по характеру попадания в природу:
- в воздух (атмосферу);
- в воду (водные объекты);
- в почву (к ним относится и размещение отходов).
Искусственно созданные источники, генерирующие эти выбросы, это объекты НВОС. Каждый объект должен быть поставлен на госучет в Росприроднадзоре.
За работу объекта НВОС в РФ нужно перечислять государству обязательный публично-правовой платеж – плату за НВОС. Целью сбора таких платежей является проведение на них мероприятий по восстановлению и охране окружающей среды.
Поэтому, хотя НВОС и не является налогом, его исчислению и уплате необходимо уделить внимание каждому владельцу объекта НВОС.
Как сформировать заявку
В режиме онлайн доступно заполнение заявления через личный кабинет и программный модуль.
Вне зависимости от способа оформления и передачи сведений, в состав данных об объекте войдут:
- Общая информация с наименованием, контактами, реквизитами, и др.
- Сведения о местонахождении.
- Дата ввода объекта в эксплуатацию и технические характеристики, в том числе его проектная мощность.
- Категория опасности согласно установленным критериям и нормативам.
- Наличие у организации или ИП природоохранных технологий и мероприятий, а также их соответствие современным требованиям.
- Характер отчетности перед государственными структурами.
- Подробная информация о видах и объемах загрязнений и источниках образования.
- Разрешительные документы, которые позволяют осуществлять сброс вредных веществ.
Указанный набор сведений можно получить в отделах, которые отвечают за соответствие деятельности объекта нормативным требованиям Росприроднадзора – в частности, их можно запросить у инженерной службы.
Расчет авансовых платежей за НВОС
Соответственно в 2020 году необходимо ориентироваться на эти значения.
Они будут применяться, если предприятие занимается обезвреживанием отходов и последующей их утилизацией.
Законные основания 13 сентября 2020 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №193.
Компенсация за неиспользованный отпуск: десять с половиной месяцев идут за год При увольнении сотрудника, проработавшего в организации 11 месяцев, компенсацию за неиспользованный отпуск ему нужно выплатить как за полный рабочий год (п.28 Правил, утв. НКТ СССР 30.04.1930 № 169). Но иногда эти 11 месяцев не такие уж и отработанные.
О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале . Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.
В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:
- данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
- ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
- коэффициенты, устанавливаемые законодательно.
Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.
** Применяется при определении платы за размещение отходов производства и потребления. *** Применяется также при определении платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и за размещение отходов производства и потребления в отношении Республики Крым и г. Севастополя. Правительства РФ от 24 декабря 2014 г.
N 1471 в коэффициенты внесены изменения, с 1 января 2015 г. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек Бассейны морей и рек Значение коэффициента Бассейн Балтийского моряБассейн р.
Сверхлимитное загрязнение окружающей среды
Сверхлимитное загрязнение окружающей среды — это привычный в обиходе нам термин, обозначающий превышение нормативов, лимитов.
Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
статья 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
По сути этой нормы закона после получения комплексного экологического разрешения или декларации о воздействии на окружающую среду для ОНВОС 1, 2 категории эти документы являются разрешительными.
На объектах I и II категорий до получения комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду временно разрешенными выбросами / сбросами признаются лимиты на выбросы /сбросы
статья 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Разъяснения для ОНВОС 3 категории — что нашла:
В отношении выбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных, для объектов III категории в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» необходим расчет нормативов допустимых выбросов для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов таких веществ разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды и устанавливаются временно разрешенные выбросы (статья 23.1 Закона N 7-ФЗ).
Письмо Минприроды России от 20.09.2019 N 12-47/22755 «Об осуществлении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха»
При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).
Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ 19) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)
Получается, что для ОНВОС 3 категории действует следующее правило:
- показанное в отчете ПЭК количество выбросов и сбросов ЗВ (за исключением веществ 1, 2 класса опасности) признается количеством в пределах нормативов.
- по веществам 1, 2 класса опасности у ОНВОС 3 категории имеются расчеты нормативов, следовательно для этих веществ превышения нормативов устанавливаются исходя из указанных расчетов.
Пример расчета платежа за вредное воздействие
Ниже представлен самый простой вариант, когда данные уже сведены в общую таблицу и их достаточно проанализировать. В упрощенном примере раскрывается суть ставок и коэффициентов и их влияние на размер сумм НВОС.
По внутренним данным предприятия «Неомаш», организация осуществляет выбросы в атмосферу, действуя при этом в особой зоне Кавказских Минеральных Вод, подлежащей охране на федеральном уровне. У данного объекта работают дымовая труба и свеча, которые наносят ущерб при эксплуатации.
Информация по загрязнению представлена ниже.
Таблица 4. Сведения о выбросах ООО «Неомаш»
Наименование | Кол-во (измеряется в тн.) (включая округленное значение) | Ставка оплаты НВОС, руб./тн. согласно тексту Постановления № 913 (округленно) |
---|---|---|
Элементы окс. азота | 0,235 = 0,24 | Ставка составляет 93,5 = 94 |
Элементы азота диокс-да | 0,437 = 0,44 | Ставка составляет 138,8 = 139 |
Окс. углерода | 0,125 = 0,13 | Ставка равна 1,6 = 2 |
Метановые загрязнения | 0,050 = 0,05 | Ставка соответствует значению 108 |
Бензапирен | 0,278 = 0,28 | Ставка оплаты составляет 5 472 968,7 = 5 472 969 |
Как отразить плату за НВОС в учёте
Есть два варианта начисления платы за НВОС:
- По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт.
- По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.
Плату в пределах норм отражают:
- Дт 20 — в основном производстве;
- Дт 23 — во вспомогательном производстве;
- Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или **Дт 26** «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
- Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.
Кто является плательщиком НВОС?
Платеж за негативное воздействие на окружающую среду – это одна из основных мер, по которым государство может регулировать сохранность природы и ее ресурсов. На основании Федерального закона Российской Федерации, каждое предприятие, которое оказывает негативное воздействие на окружающую среду обязано в течении года производить оплату. С 2010 года данные платежи так же обязаны вносить и бюджетные организации, не в зависимости от того, что у них может быть заключен контракт на утилизацию и вывоз вредных веществ, данный контракт не освобождает их от уплаты платежей по НВОС.
По законодательству Российской Федерации от уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду могут быть освобождены следующие виды организаций:
- На предприятии не осуществляется выброс негативных веществ;
- Вредные вещества данной организации, не превышают десяти тонн, в расчете за год;
- Деятельность организации не наносит негативное воздействие на поверхностные воды и водоемы.
Для того, что бы доказать, степень влияния на окружающую среду, необходимо провести инспекцию на данном предприятии, данным вопросом занимается Рос Природ Надзор.
После проведения данной инспекции выносится решение, которое позволяет освободить предприятие от данного платежа или же предоставить определенную категорию, которая будет определять суммы платежа.
При определении категории необходимо учитывать следующие факторы:
- Уровень негативного воздействия на природу;
- Отрасль и вид деятельности предприятия;
- Уровень опасности веществ, которые выброшены в окружающую среду;
Когда и сколько платить
Плата за негативное воздействие на природу осуществляется в 4 этапа: три ежеквартальных платежа и один годовой. Однако компании, относящиеся к малому и среднему бизнесу, имеют право делать один годовой платеж. Авансовые квартальные отчисления необходимо осуществлять до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Годовой платеж, как для крупных компаний, так и для малых, необходимо осуществить до 1 марта года, следующего за отчетным.
Размер квартального отчисления представляет собой четверть от суммы платежа за предыдущий год. Если компания в предыдущем году не осуществляла деятельность или еще не существовала, то авансовые платежи она может не делать. Следовательно, молодые компании в первый год своего существования должны сделать только годовой платеж. Например, график уплаты взносов для крупной компании будет следующим:
- 20 апреля;
- 20 июля;
- 19 октября.
Стоит отдельно сказать, что в течение 6 месяцев с начала эксплуатации загрязняющего объекта организация должна встать на учет в Росприроднадзоре. Для этого необходимо подать заявку. В противном случае компании грозит штраф, согласно статье 8.46 КоАП.
Сумма платежа рассчитывается путем умножения количества выбросов на тариф. Тариф определяется в зависимости от типа химического вещества. Ставки также варьируются с учетом того, что выступает в качестве объекта загрязнения. Для расчетов необходимо применять следующие нормативные документы:
- Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913;
- Постановление Правительства РФ от 03.04.2017 № 255 (пункты 17–21 Правил);
- статья 16.3 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ;
- пункт 8 статьи 11 Закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ.
Это далеко не полный перечень документов, которыми необходимо руководствоваться, ведь существуют еще нормативные акты в зависимости от вида деятельности предприятий и т. д.
От чего зависит размер платы за негативное воздействие на окружающую среду
Расчет платы за НВОС во всех случаях проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ “Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду” от 03 марта 2017 года.
Сумма экоплатежа зависит от объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещаемых отходов.При согласовании проектов контролирующими структурами устанавливаются лимиты на размещение отходов, нормативы образования отходов, нормативы выбросов и сбросов на которые необходимо ориентироваться при проведении расчетов. Если ЮЛ или ИП несвоевременно предоставляют технический отчет о неизменности производственного процесса или отчет по ПЭК , осуществляется захоронение отходов, которые не указаны в документе об утверждении лимита на захоронение, превышает разрешенные объемы выбросов, сбросов или размещения отходов в этом случае при расчете экоплатежа применяются повышающие коэффициенты ( 25-ти или 100-кратный).
Какие штрафы могут быть, если не сдать отчётность в РПН
Если не сдать отчётность по экологии в 2022 году вовремя, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для наглядности мы подготовили таблицу.
Документ | Наказание | Регулирующие документы |
---|---|---|
Журнал движения отходов | Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | КоАП РФ, статья 8.2 |
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы | ||
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | ||
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | ||
Расчёт и оплата экологического сбора | ||
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2022 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) | Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ |
Внесение платы за НВОС | Штраф:
|
КоАП РФ, статья 8.41 |
Отчёт по программе ПЭК | ||
Штраф:
|
КоАП РФ, статья 8.5 | |
Декларация о количестве выпущенных товаров | ||
Отчёт о выполнении нормативов утилизации |
Форма декларации по платежам за НВОС
Форма декларации по платежам за НВОС регламентирована Приказом Минприроды РФ от 09.01.2017 г. № 3. В текущем году в расчет внесены изменения на основании Приказа Минприроды РФ от 30.12.2019 г. № 899. Данные поправки вступили в силу с 8 марта 2020 г.
Декларация содержит информацию о платежной базе компании, объектах и видах негативного воздействия на окружающую среду, а также льготах, на которые может рассчитывать плательщик сбора. Он самостоятельно определяет размер платежа на НВОС и, кроме того, указывает основания, существовавшие для ее исчисления.
В состав декларации по плате за НВОС входят следующие разделы:
- титульный лист;
- форма для расчета суммарного размера платы за НВОС;
- форма для расчета размера платы за НВОС по каждому типу вредного воздействия и каждому объекту;
- приложение к определению базы для расчета платежа;
- перечень объектов, а также документов в подтверждение освоения средств на проведение природоохранных мероприятий, принимаемых при корректировке величины сбора;
- копии платежных поручений на перечисление сбора в бюджет РФ.