Памятка – Основные изменения в 44-ФЗ с 1 января 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Памятка – Основные изменения в 44-ФЗ с 1 января 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основным изменением в 2022 году стал переход на новые Правила ведения реестра контрактов, установленные Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 №60. Действующее ранее Постановление № 1048 теперь регламентирует только правила для Реестра контрактов с гостайной.

В реестр договоров по Закону №223-ФЗ:

Информация и документы о заключении договора вносится в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора (пп. “а” п. 10 Правил ведения реестра договоров (утв. ПП РФ от 31 октября 2014 г. №1132), ч. 2 ст. 4.1 Закона №223-ФЗ).

Информация о договорах с субподрядчиками направляется в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком (пп. “б” п. 10 Правил ведения реестра договоров).

Информация об исполнении договора размещается в течение 10 дней со дня его исполнения, в том числе приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги и (или) оплаты договора (ч. 2 ст. 4.1 Закона №223-ФЗ, пп. “в” п. 10 Правил ведения реестра договоров).

Сведения об изменении или расторжении договора направляются в течение 10 дней со дня внесения изменений или расторжения (пп. “в” п. 10 Правил ведения реестра договоров, ч. 2 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ).

Нарушение сроков размещения в ЕИС информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, является административным нарушением по ч.4 ст. 7.32.3 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей; на юридических лиц – от 10 тысяч до 30 тысяч рублей.

Неразмещение в ЕИС информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, согласно ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

Каковы сроки внесения контракта по 44-ФЗ в реестр в 2022 году

Правила были обновлены. Если в соответствии с Законом №44-ФЗ контракт, документ о приёмке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием ЕИС, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием ЕИС для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103:

  • не позднее трёх рабочих дней со дня, следующего за днём подписания таких контракта, соглашений и решения;
  • в день подписания документа о приёмке.

Какие изменения внесены в реестр контрактов в 2022 году

В Постановлении №60 информация, которую нужно вносить в реестр, указана более детально. Кроме того, все правила собраны в единый документ. До 2022 года нормы, касающиеся внесения информации в Реестр, были предусмотрены в 44-ФЗ, в Постановлении № 1048 и в приказе Минфина от 19.07.2019 № 113н.

С 16 апреля 2022 года в Правила ведения Реестра внесены уточнения по срокам внесения информации в разрезе электронных и «бумажных» контрактов.

Порядок и последствия изменения госконтракта

В соответствии со статьей 450 ГК РФ «Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором».

Законодатель не предусмотрел специального порядка заключения дополнительных соглашений к контрактам. Таким образом, дополнительное соглашение к государственному контракту должно быть совершено в той же форме что и сам контракт.

После подписания дополнительного соглашения, оно должно быть опубликовано в ЕИС в течении 5 рабочих дней в соответствии с требованием ч. 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ.

Из существа статьи 450 ГК РФ следует, что условия госконтракта могут быть изменены только в двустороннем порядке, по соглашению сторон. В связи с этим возникает вопрос – возможно ли изменить условия госконтракта, если, например, такие положения будут включены в его условия? Представляется, что в таком случае такие положения госконтракта не будут соответствовать действующему законодательству, поскольку ни ГК РФ, ни Закон № 44-ФЗ не указывает на возможность одностороннего изменения условий госконтрактов.

Читайте также:  Больничные для сотрудников по договорам ГПХ с 2023 года

В соответствии с ч. 1 статьи 453 ГК РФ является «При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде».

Согласно ч. 3 статьи 453 ГК РФ «В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке – с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.»

Таким образом, после вступления в силу решения суда или дополнительного соглашения к госконтракту, обязательства между заказчиком и исполнителем контракта сохраняются в измененном виде, согласно условиям дополнительного соглашения или соответствующего решения суда.

Резюмируя, можно сказать, что процедура изменения госконтрактов достаточно сложный и многогранный процесс, который включает множество обязательных к исполнению условий и правил. Однако, несмотря на всю сложность, процедура изменения госконтрактов является одной из самых важных составляющих контактной системы РФ, позволяющая в процессе исполнения госконтрактов адаптировать их положения к динамично изменяющимся обстоятельствам.

7 января 2022 г.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Анонс изменений ЕИС версии 11.0

План закупки

В плане закупки указывается информация об объёме финансирования за счёт субсидии, каждый код целевой статьи расходов и код видов расходов. В самой форме плана закупки также появилась соответствующая графа для данной информации.

Правила функционирования ЕИС (утв. Постановлением Правительства от 23.12.2015 г. № 1414)

Теперь ЕИС обеспечивает контроль в том числе за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объёма финансового обеспечения для осуществления закупок. Кроме того, внесены некоторые технические поправки относительно возможностей ЕИС по формированию информации и документов, хранению и проверке электронно-цифровой подписи.

Изменения обусловлены введением так называемых «малых электронных торгов» при закупках у единственного поставщика.

Статья 93 Закона 44-ФЗ будет дополнена частью 12 (введена Федеральным законом №449-ФЗ от 27.12.2019). С 01.04.2021 г. проведение закупок у единственного поставщика на сумму до 3 млн. рублей можно будет осуществлять по специальной процедуре через электронную площадку.

Статьей 30 Закона 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика отчитаться о проведении определённого процента закупок у МСП и СОНО. Теперь при составлении отчёта о закупках у СМП и социально ориентированных организаций заказчик отдельно будет указывать сведения о заключении контрактов с единственным поставщиком на основании части 12 статьи 93 Закона 44-ФЗ.

Реестр контрактов, содержащих сведения о гостайне (постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279)

Теперь в реестр таких контрактов будут включаться также следующие сведения:

  • наименование страны происхождения товара как при закупках товара, так и при закупках работ и услуг;
  • информация о производителе товара.

Для контрактов в сфере строительства данная информация включается в реестр, если товар был принят заказчиком к бухучёту как объект основных средств. Т.е. не нужно отчитываться о том, где произведены товары, которые поставлялись для исполнения контракта, но были использованы в ходе выполнения работ и заказчику не передавались.

Правила функционирования ЕИС (Постановление Правительства РФ от 23.12.2015 №1414 (ред. от 27.12.2019))

Согласно последним изменениям в пп.б п.2 Правил ЕИС обеспечивает прежде всего контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объёма финансового обеспечения. Формулировка п.п.б изменена в связи с тем, что были приняты новые Правила для осуществления такого контроля (Постановление Правительства №1193 от 06.08.2020 г.)

В Правила функционирования ЕИС внесены также изменения, касающиеся её технических возможностей. С 01.01.2021 г. внесены технические изменения в правила регистрации участников в ЕИС:

  • иностранные юрлица смогут указывать российский ИНН;
  • добавлена возможность указывать о статусе самозанятого для физических лиц.

Информация будет поступать в ЕИС из ФНС РФ в автоматическом режиме.

Внесены некоторые изменения в Постановление Правительства от 27 ноября 2017 г. №1428, касающееся предоставления сведений о банковских гарантиях при закупках для оборонных нужд.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Комитет ставропольского края по государственным закупкам

ЕИС представляет интерфейс с рядом функций, позволяющих загружать информацию путем закачивания документов в электронной форме и ввода данных вручную. Степень детализации зависит от потребностей пользователя и его выбора:

  • в разделе «документы об исполнении и оплате» заполняется поле «платежное поручение»;
  • автоматически формируется таблица с наименованием «учет и исполнение обязательств»;
  • изменения об исполнении после ввода платежного поручения формируются автоматически;
  • по каждому этапу исполнения формируются отдельные документы с пометкой «исполнение»;
  • в «учете исполнения» поле «этап» заполняется вручную, вводится номер из справочника, который вызывается при выборе одноименной функции, там же выбирается «редактирование»;
  • появляется календарный график или план исполнения;
  • если по каким-то причинам отсутствуют сведения о платежном поручении, пользователь загружает его электронную копию;
  • если поручение связано с неустойкой, то нужно вручную выбрать среди типа операций оплату пени (выбирается заказчик или поставщик, смотря, кто виновен);
  • вместо редактирования выбирается функция «на размещение», позволяющая выгрузить в ЕИС введенные данные о контракте.
Читайте также:  Когда уходить в декрет. Калькулятор
Дата окончания срока действия контракта. В течение всего года расход воды был менее запланированного. И хотя заказчик понимал, что «не выберет» всего объема воды, по окончании срока действия контракта обязательства по поставке воды не прекращаются. Их нужно прекратить принудительно
По соглашению сторон обязательства прекращены. Объем исполнения обязательств поставщика воды — 70% от запланированного. Необходимо направить сведения о расторжении контракта для включения в реестр контрактов и отчет в течение 1 рабочего дня
Заказчик направил в реестр контрактов сведения об исполнении контракта

Кроме того, п. 36 Приказа N 136н установлена обязанность заказчика указывать реквизиты документов о приемке товаров, работ, услуг, предусмотренных контрактом.

УФАС России установлено, что учреждение разместило в реестре контрактов в качестве документов о приемке акты об оказании услуг. Однако в ходе анализа размещенных в реестре актов об оказании услуг установлено, что они в большинстве своем не подписаны должностным лицом заказчика. Таким образом, указанные акты не являются документами, свидетельствующими о приемке заказчиком оказанных услуг. Соответственно, в реестр контрактов была направлена недостоверная информация о реквизитах документов о приемке оказанных исполнителем услуг, предусмотренных контрактом. В итоге виновное должностное лицо заказчика — работник контрактной службы (начальник ресурсно-правового отдела) — был оштрафован на 20 000 рублей.

Включить «Идентификатор государственного контракта» в 1С:Комплексная автоматизация

Ранее я уже описывал как включить «Идентификатор государственного контракта» в 1С:Бухгалтерия 3.0. Много людей задавали вопрос как включить данный идентификатор в 1С:Комплексная автоматизация. В 1С:Комплексная автоматизация идентификатор тоже включается через настройку параметров учета.

«Идентификатор государственного контракта» в счете-фактуре — указываемый в счете-фактуре идентификатор государственного контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договора (соглашения) о предоставлении из федерального бюджета юридическому лицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал.

Для начала необходимо обновить конфигурацию 1С до последней версии. «Идентификатор госконтракта» в 1С: Комплексная автоматизация появился, начиная с версии 1.1.86.2.

Ошибки в положениях о цене

В большинстве случаев цену нужно указать в контракте в виде конкретной суммы (п. 2 ст. 34). Есть исключения — когда невозможно определить количество товаров или объем работ (услуг). Тогда указывают цену за единицу ТРУ, а также в некоторых иных случаях, например, при заключении контракта на оказание агентских услуг, услуг по обязательному страхованию, оценке недвижимости (ПП РФ №19 от 13.01.2014). В этом случае в контракте должна быть формула подсчета цены и максимальное ее значение.

Чаще всего в отношении цены ошибки совершаются не на стадии заключения контракта, а ранее — при определении НМЦК. Как правило, это связано с тем, что используются либо неверные данные для ее расчета или неверные методы расчета. Например, УФК по Республике Бурятия в Представлении от 11.05.2021 г. №02-12-34/22-1355 было указано, что заказчиком при определении и обосновании цены путем метода анализа была неправомерно использована информация о цене товара из контракта, характеристики товара по которому не соответствовали тому товару, который закупался заказчиком. Кроме того, по контракту, цену из которого взяли для расчета НМЦК, были взысканы неустойки.

Ошибки в положениях о возможности одностороннего расторжения контракта

Заказчик имеет право расторгнуть контракт по своей инициативе, если такая возможность в контракт включена ( ч. 14 ст. 34, ч. 9 ст. 95 Закона 44-ФЗ). При этом не обязательно указывать на конкретное основание для одностороннего отказа, хотя и возможно, например, с уточнением порядка взаимодействия между сторонами (позиция изложена в п.14 Обзора судебной практики ВС РФ от 28.06.2017, подтверждается и последней судебной практикой, например Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.04.2021 по делу №А27-1953/2020 ). В конкретном деле исполнитель поставил медоборудование (анализатор наркотических и сильнодействующих средств), но маркировка не совпала с данными регистрационного удостоверения. Работать на таком оборудовании на территории РФ запрещено. Соответственно, при условии, что в контракте было закреплено общее право на одностороннее расторжение контракта, у заказчика имелись все основания, предусмотренные гражданским законодательством, и он совершенно обоснованно воспользовался своим правом, направив исполнителю соответствующее уведомление.

В сложившейся ситуации вам сейчас можно внести исправления в размещенную на сайте в реестре контрактов информацию об исполнении контракта. На сайте присутствует такая техническая возможность. Сделать это возможно через функцию «Исправить ошибки» (указав причину исправлений), либо через функцию «Отметить как недействительные». Далее занести информацию об исполнении контракта на сайте заново, заполнив все необходимые вкладки, прикрепить все необходимые документы в разделе «Документы». При этом не закрывая сам контракт на сайте в реестре (для этого необходимо снять галочку с признака «Исполнение по контракту/этапу контракта завершено» на вкладке «Общая информация»).

Читайте также:  Субсидии в Беларуси в 2023 году

По вопросу внесения исправлений в размещенную на сайте в реестре контрактов информацию об исполнении контракта можете также обратиться в службу технической поддержки сайта ЕИС.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Госзаказ

Как создать информацию об исполнении, расторжении контракта в ЕИС

Чтобы сформировать информацию об исполнении, расторжении контракта, зайдите в реестр контрактов. На вкладке «Исполнение» в выпадающем меню контракта нажмите на пункт «Исполнение (расторжение) контракта». Система откроет страницу, где заказчик вводит информацию.

Вкладка «Общая информация»

На вкладке «Общая информация» заполните три блока.

Блок «Тип документа»

В блоке выберите один из вариантов:

 информация об исполнении контракта;

 информация о расторжении контракта.

Если выбрали тип документа «Информация о расторжении контракта», то система не отображает поле «Исполнение по контракту/этапу контракта завершено».

Если стороны окончательно исполнили контракт или этап контракта, поставьте отметку «Исполнение по контракту/этапу контракта завершено».

Поля «полное наименование заказчика», «ИНН», «КПП» система заполняет на основе информации о контракте, отредактировать поля нельзя.

Блок «Общие данные»

Поля «Дата заполнения документа», «Дата заключения контракта», «№ контракта» система заполняет на основе информации о контракте, отредактировать поля нельзя.

Поле «Дата заполнения документа» содержит текущую дату.

В поле «Этап контракта» выберите этап оплаты контракта. Используйте выпадающий список со значениями месяца и года этапов оплаты контракта. Укажите год и месяц, которые установили на странице «Общая информация» в поле «Этапы исполнения контракта». Учитывайте информацию об изменении контракта, которую разместили ранее.

В списке доступны только сочетания месяца и года, по которым нет размещенной и действующей информации:

 об исполнении контракта с отмеченным признаком «Исполнение по контракту/этапу контракта завершено»;

 о расторжении контракта.

В нижней части блока «Общие данные» отображаются два обязательных поля, в которых можно установить флажки:

 «Наличие информации о начислении неустоек (штрафов, пеней)»;

 «Наличие информации о предоставлении в 2015 году заказчиком отсрочек уплаты неустойки (штрафа, пени) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустойки (штрафа, пени)».

Еще два поля вы увидите, если заполнили информацию на других вкладках:

Наименование поля Когда заказчик видит поле
«Наличие информации о требовании в адрес банка об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии»

В действующей информации о контракте на странице «Дополнительная информация» установлено значение «Задать требование об обеспечении исполнения контракта».

Чем отличаются базы в закупках

Разберемся, что такое реестр контрактов и реестр договоров, как правильно вести их и чем они отличаются друг от друга.

Реестр договоров по 44-ФЗ — это база данных, в которой содержатся сведения обо всех соглашениях, которые заключены заказчиками в соответствии с нормами Федеральной контрактной системы. Обратите внимание, что правильно его называть реестром контрактов.

В реестр договоров, согласно нормам закона №223, включаются сведения о соглашениях, заключенных отдельными видами юридических лиц в результате закупки по нормам ФЗ 223.

Ведется реестр договоров 223-ФЗ и 44-ФЗ на сайте ЕИС.

Есть установленные законом исключения. В казначейство не подают информацию о закупках, которые составляют государственную тайну. Не включаются данные о закупках на сумму до 100 000 рублей и другие, определенные 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Направление информации в реестр заказчиками

Ведением реестра занимается Казначейство, однако формируются реестровые записи на основе данных, предоставляемых заказчиками. Они обязаны передавать в реестр сведения обо всех заключенных и исполненных контрактах, в том числе при их изменении и расторжении. Информация направляется путем размещения в ЕИС. Документы заказчик должен подписать усиленной квалифицированной подписью.

Получив данные от заказчика, Федеральное казначейство рассматривает их в течение 3 дней. Затем информация о контракте публикуется в реестре, а заказчик уведомляется об этом. Бывает, что предоставленные сведения не проходят проверку Казначейства. В этом случае информация в реестре не публикуется, а заказчик получает протокол, в котором указываются ошибки в предоставленных сведениях и документах. На следующий рабочий день заказчик обязан устранить все недочеты и вновь направить документы в Казначейство.

На основе полученных данных ФК формирует реестровую запись. Она содержит общую информацию о контракте — код, статус, метод проведения закупки, реквизиты итогового протокола и так далее. Также в реестре отражается информация о заказчике, о поставщике и параметры самого контракта — дата начала и окончания исполнения, цена и прочая информация.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *