Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкции по антитеррористической безопасности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с п. 3.1 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ, российские ИП и юрлица обязаны выполнять требования по защите от террористов объектов, используемых в коммерческой деятельности.
В 2023 году противодействовать терроризму должны не только органы муниципальной и государственной власти, но и обычные граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели. Для этого в организациях проводятся соответствующие инструктажи, которые должны посетить все сотрудники.
Под антитеррористической безопасностью принято подразумевать меры воздействия, которые могут не только защитить мирное население от противоправных действий третьих лиц, но и предотвратить трагедию. Данный процесс регламентируется большим количеством нормативно-правовых актов.
Проводит инструктажи для сотрудников лицо, которое было назначено на должность ответственного за антитеррористическую защищенность объекта соответствующим приказом. Этот же работник занимается ведением отчетной документации. В частности, речь идет о журнале учета.
В приказе о назначении ответственного за антитеррористическую безопасность прописываются следующие сведения:
- Должностные обязанности сотрудника.
- Ответственность за нарушения.
Внимание! Инструктажи по АТБ проводятся не реже одного раза в год. Если речь идет об объекте, для которого характерно массовое пребывание людей, то организация занятий осуществляется каждые полгода.
Также стоит упомянуть о понятии антитеррористическая защищенность объекта (АТЗ). Это состояние здания или территории, которое не позволяет совершить террористический акт.
Для обеспечения АТЗ компания:
- проводит оценку уязвимости;
- составляет акт обследования;
- присваивает объекту защиты определенную категорию;
- составляет паспорт безопасности;
- периодически организовывает проверки.
Можно сделать вывод, что проведение инструктажей позволяет ознакомить сотрудников с основными правилами АТБ. При этом решаются следующие задачи:
- Доведение до каждого сотрудника организации сведений об основных источниках потенциальной опасности.
- Разъяснение сотрудникам направлений, которые касаются АТЗ организации-работодателя.
- Ознакомление каждого из работников с порядком действий, которые нужно предпринять при чрезвычайной ситуации на объекте.
- В 2022 году противодействовать терроризму должны не только органы муниципальной и государственной власти, но и обычные граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели.
- Инструктажи по АТБ проводятся не реже одного раза в год.
- Работодатель вправе установить, как будут проводиться инструктажи на его предприятии. Для этого утверждаются внутренние нормативные документы.
- В любой организации можно создать службу, которая будет заниматься организацией антитеррористической безопасности.
- Внеплановые инструктажи нужно проводить при внесении изменений в нормативно-правовые акты.
- Проводить инструктажи можно как индивидуально с каждым работником, так и в группе.
- За полноту и достоверность сведений, содержащихся в журнале, отвечает руководитель отдела безопасности организации или его заместитель.
- Если не предоставить сотруднику контролирующего органа журнал учета по первому требованию, то ответственности не избежать.
- Действующие нормативно-правовые акты не запрещают вести журнал учета в электронном виде.
Антитеррористический инструктаж на предприятии
Итак, особое значение в системе борьбы с потенциальной и террористической опасностью уделяется инструкторской, просветительской работе на предприятии или в учреждении. Целью данных занятий является привитие знаний, умений и навыков, которые в чрезвычайной ситуации помогут сохранить не только имущество предприятия, но и жизни людей.
На каждом предприятии инструктора решают в автономном порядке, как и когда проводить занятия. Но данная работа должна быть систематизированной и отражаться в локальных приказах по предприятию.
Назначение инструктора (или группы инструкторов) даст возможность руководителю предприятия осуществлять полноценный контроль за обучением персонала.
Тема инструктажа может быть различной.
В теоретическую часть обычно входит:
- информирование персонала о том, откуда может возникнуть угроза ЧП (о ее источниках);
- информирование персонала о том, каковы требования к антитеррористической защите данного конкретного предприятия или учреждения;
- информирование персонала о степени защищенности предприятия;
- информирование сотрудников о том, какой должна быть последовательность их действий при реальной угрозе.
Однако роль инструкторов не является только просветительской. В их компетенции — проведение и практических занятий. Соответственно, инструктор имеет право требовать от руководства предприятия материальное обеспечение и техническое оснащение инструктажей.
Обучение в области охраны труда предусмотрено статьей 225 Трудового кодекса . Нормативно-правовая информация по каждому конкретному элементу безопасности содержится в соответствующих законах.
Так, в соответствии с частью 3.1 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006, работодатели обязаны выполнять требования антитеррористической безопасности.
Федеральный закон № 68-ФЗ от 21.12.1994 предписывает проводить мероприятия с целью повышения устойчивости в чрезвычайных ситуациях и поддержания готовности к ним (см. статью 14).
Таким образом, работодатель обязан просвещать персонал на тему поведения в условиях нападения террористов. Если журнал учета выдачи инструкций работникам отсутствует или в нем не хватает отметок, организация будет отвечать по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях .
Проведение антитеррористического инструктажа: основные этапы
Исходя из правовой аналогии с нормами регулирования иных сфер безопасности, таких как противопожарная безопасность, под антитеррористическим инструктажем может пониматься обучение работников мерам антитеррористической безопасности, которые направлены на:
- доведение до сотрудников ключевых требований к антитеррористической защищенности предприятия;
- информирование сотрудников об источниках террористической угрозы;
- разъяснение сотрудникам последовательности действий в рамках реагирования на террористическую угрозу.
Если рассматривать антитеррористический инструктаж в рамках правовой аналогии с пожарным инструктажем, то его проведение должно быть инициировано руководством организации в соответствии со специальной программой. Кроме того, руководство фирмы должно назначить ответственного за проведение инструктажа. Каждый инструктаж имеет смысл регистрировать в специальном журнале.
Можно выделить следующие этапы проведения инструктажа по антитеррористической безопасности:
- Назначение ответственных сотрудников.
- Составление программы инструктажа.
- Проведение инструктажа с каждым из сотрудников фирмы (действующими и новыми).
- Отражение результатов инструктажа в журнале.
Рассмотрим особенности данных этапов подробнее.
Как назначить сотрудника, ответственного за антитеррористический инструктаж
Назначение сотрудника, который будет отвечать за инструктаж, должно производиться на основании приказа руководителя организации. При этом может потребоваться подписание заново должностной инструкции данного специалиста, а в некоторых случаях — заключение дополнительных соглашений к трудовому договору между ним и организацией. Главные задачи руководства фирмы в данном случае — определить сотрудника, чья компетенция в наибольшей степени соответствует специфике антитеррористического инструктажа, а также корректно отразить в его должностных обязанностях соответствующую функцию.
Безусловно, главный компонент инструктажа по антитеррористической безопасности — программа, в соответствии с которой это мероприятие и должно проводиться. Рассмотрим, в какой структуре она может быть представлена.
Программа инструктажа по антитеррористической безопасности в школе
ТЕРРОРИЗМ – слово, которое сегодня можно часто услышать. Его обсуждают между собой родственники, учителя и просто прохожие. О нем говорят в новостях по телевидению. Террористов показывают в кино и пишут о них в книгах. Взрослых очень волнует эта тема.
И, наверняка, они уже говорили вам – что терроризм это большое зло. Только вот объяснить; почему же тогда нельзя взять и уничтожить это зло — непросто. Ученые и политики знают, какое это сложное явление и как тяжело его искоренить.
В первой книге для младших классов вы узнали, что такое терроризм, что и зачем делают террористы, как с ними борется государство. Сейчас, когда вы уже больше знаете о мире вокруг нас и лучше разбираетесь в поведении людей, мы возвращается к разговору о терроризме.
Ведь, для того, чтобы это страшное слово ушло из нашей жизни, надо много сделать, много знать и обладать проницательностью – уметь видеть скрытые причины поведения окружающих.
смотреть. Портал детской безопасности МЧС России
Адрес: 662174, Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка, ул. Лесная, д. 5
Правовая основа разработки документов
Документы по организации антитеррористической работы разрабатываются на основании федерального законодательства и Постановлений Правительства РФ:
- Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ.
- Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ.
- Постановления Правительства РФ:
- от 19 октября 2017 г. № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)»;
- от 25 марта 2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)»;
- от 6 марта 2015 г. № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта»;
- от 14 апреля 2017 г. № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов»;
- от 13 января 2017 г. № 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;
- от 7 октября 2017 г. № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;
- от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
К нормативным документам по организации антитеррористической работы относится также приказ МЧС РФ от 4 ноября 2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».
Образец журнала регистрации инструктажа по антитеррористической защищенности
Обучение в области охраны труда предусмотрено статьей 225 Трудового кодекса. Нормативно-правовая информация по каждому конкретному элементу безопасности содержится в соответствующих законах.
Так, в соответствии с частью 3.1 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006, работодатели обязаны выполнять требования антитеррористической безопасности.
Федеральный закон № 68-ФЗ от 21.12.1994 предписывает проводить мероприятия с целью повышения устойчивости в чрезвычайных ситуациях и поддержания готовности к ним (см. статью 14).
Таким образом, работодатель обязан просвещать персонал на тему поведения в условиях нападения террористов. Если журнал учета выдачи инструкций работникам отсутствует или в нем не хватает отметок, организация будет отвечать по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях.
Фиксировать результаты инструктажей должно ответственное за охрану труда лицо. Его же Ф.И.О. следует указать на титульном листе документа.
Если это малое предприятие численностью персонала менее 50 человек, им может быть либо сам руководитель, либо уполномоченный работник. Более крупным организациям статья 217 ТК РФ предписывает создавать службу охраны труда. При ее наличии за регистр отвечает ее сотрудник.
Когда журнал заканчивается, необходимо пронумеровать и прошнуровать его листы. На наклейке расписывается уполномоченное лицо. Также там должна стоять печать компании.
Полностью заполненный регистр передают на хранение в архив. В соответствии с Приказом Минкультуры № 558 от 25.08.2010, он должен оставаться там на протяжении 10 лет.
Положение «Об организации пропускного режима в здание МБДОУ ДС №8 «Снеговичок»
Алгоритмы действий (инструкции)
- Действия руководителя или лица его замещающего при угрозе возникновения теракта
- Алгоритм первоначального действия руководителя или лица его замещающего при взрыве
- Алгоритм действий руководителя или лица его замещающего при обнаружении предмета, подозрительного на взрывное устройство
- Алгоритм действий руководителя или лица его замещающего при захвате заложников
- Алгоритм действий дежурного администратора при угрозе возникновения теракта
- Алгоритм действий дежурного администратора в случае самовольного ухода ребенка из ДОУ
- Алгоритм действий дежурного администратора при захвате заложников
- Алгоритм действий дежурного администратора при обнаружении предмета подозрительного на взрывное устройство
- Вахтеру при обнаружении предмета, подозрительного на взрывное устройство
- Алгоритм действий вахтера при угрозе возникновения теракта
- Алгоритм действий вахтеров и сторожей при обнаружении по видеосистеме ребенка находящихся на территории ДОУ без сопровождения взрослых
- Первоначальных действий вахтера, сторожа при взрыве
- Алгоритм действий вахтера, сторожа при захвате заложников
- Алгоритм действий сторожа при угрозе возникновения теракта
- Алгоритм действий сторожа при обнаружении предмета, подозрительного на взрывное устройство
- Первоначальных действий работников осуществляющих пропуск автотранспорта на территорию ДОУ
- Первоначальных действий при приеме по телефону сообщений содержащих угрозу террористического характера
- Первоначальных действий дежурного персонала при взрыве
- Первоначальных действий работника ДОУ при взрыве
- Алгоритм действий работников в случае ухода ребенка (детей) за территорию ДОУ
- Алгоритм действий работника ДОУ при захвате заложников
- Алгоритм действий работников дошкольного учреждения при угрозе возникновения теракта
- Алгоритм действий работника при обнаружении предмета подозрительного на взрывное устройство
- Алгоритм действий лиц, ставших объектом захвата (заложниками)
- Действия в случае ЧС в МБДОУ ДСКВ № 8 Снеговичок
- Общие правила безопасности (антитеррор)
- Приказ о пропускном режиме в МБДОУ ДСКВ № 8 «Снеговичок»
- Презентация по антитеррору
- Воспитателю ДОУ по действиям в ЧС
Документы по антитеррористической защищенности организации в 2021 году
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г.
№ 390-ФЗ «О безопасности» (с изменениями и дополнениями).Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.2.
Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изменениями и дополнениями).Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.3.
Указ Президента от 12 мая 2009 года № 537
«О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2021 года»
- вход в здание осуществлять с помощью пропуска или при наличии документов, удостоверяющих личность;
- при необходимости принять посетителя уведомлять об этом службу охраны не менее чем за 30 минут до визита;
- закрывать входные двери, которые не имеют постоянной охраны, и т. д.
- Обязанности службы безопасности (охраны).
Раздел включает в себя перечень обязанностей, которые возлагаются на специально уполномоченных лиц по обеспечению антитеррористической безопасности в здании:
- при обнаружении подозрительных пакетов, свертков, коробок не предпринимать никаких действий и немедленно сообщить об этом в правоохранительные органы;
- следить за исправностью состояния огнетушителей и разместить их в доступных для других работников местах;
- осуществлять ежедневные обходы территории и т.
д.
- Действия персонала учреждения при угрозе теракта.
Основные виды мероприятий, которые обеспечивают безопасность населения на государственном и муниципальном уровне:
- подготовка групп лиц, противодействующих террору;
- превентивные действия по профилактике создания преступных групп, их обнаружению и устранению;
- создание законов, инструкций, памяток, в которых объясняется порядок действий в чрезвычайных ситуациях;
- разработка плана действий по защите населения;
- работа с последствиями терактов, в случае если они произошли.
Не только государство должно заботиться о защите граждан. В () определено, что юридические лица и ИП обязаны обеспечивать защиту своей собственности и своих сотрудников от возможных террористических угроз. Конкретные мероприятия по защите законодательно не прописаны, поэтому они определяются локальными нормативными актами.
Ничто не может исключить действий террористов. Все действия руководства должны быть направлены на предотвращение возможной опасности. Согласно ст.14 ФЗ-68 от 1994 года, работодателю вменяется в обязанность организация инструкторской работы, цель которой — предотвращение потенциальной опасности в ведомственном учреждении.
Ответственным за проведение инструктажа может быть не всякий член коллектива. Работодатель имеет право назначать только то лицо, которое прошло специальную подготовку. Для этого будущий инструктор, в свою очередь, проходит курсы обучения правилам гражданской обороны. До назначения его официальным инструктором работодатель должен провести тестирование знаний сотрудника в этой области и удостовериться в наличии у него специального удостоверения.
Компетенция назначенных сотрудников распространяется на выработку тематической составляющей и на формирование графика инструктажей. Помимо плановых занятий, ответственные могут проводить внеплановые инструктажи по мере необходимости. Инструктор обязан четко знать все нормативные федеральные требования к организации антитеррористической безопасности предприятия.
Обязанностью инструкторской группы является ведение 2-х обязательных папок, в которых хранится документация, отражающая методику борьбы с террористической угрозой. В первую папку ответственное лицо собирает все правительственные постановления и федеральные законы, определяющие правовой аспект подготовки персонала к возможным нештатным ситуациям, связанным с террористической угрозой.
Во вторую папку стекаются все локальные акты по предприятию:
- приказ о назначении ответственных сотрудников за проведение инструктажей;
- приказ о формировании охраны предприятия или учреждения (обычно это договорные услуги частного или муниципального охранного предприятия);
- приказ о пропускном режиме;
- порядок действий персонала в нештатной ситуации;
- план эвакуации персонала.
Как правило, руководитель назначает ответственного из числа инженеров по охране труда. Если все вышеперечисленные условия соблюдены, то предприятию присваивается паспорт террористической защищенности объекта.
Обучение в области охраны труда предусмотрено статьей 225 Трудового кодекса. Нормативно-правовая информация по каждому конкретному элементу безопасности содержится в соответствующих законах.
Так, в соответствии с частью 3.1 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006, работодатели обязаны выполнять требования антитеррористической безопасности.
Федеральный закон № 68-ФЗ от 21.12.1994 предписывает проводить мероприятия с целью повышения устойчивости в чрезвычайных ситуациях и поддержания готовности к ним (см. статью 14).
Таким образом, работодатель обязан просвещать персонал на тему поведения в условиях нападения террористов. Если журнал учета выдачи инструкций работникам отсутствует или в нем не хватает отметок, организация будет отвечать по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях.
Фиксировать результаты инструктажей должно ответственное за охрану труда лицо. Его же Ф.И.О. следует указать на титульном листе документа.
Если это малое предприятие численностью персонала менее 50 человек, им может быть либо сам руководитель, либо уполномоченный работник. Более крупным организациям статья 217 ТК РФ предписывает создавать службу охраны труда. При ее наличии за регистр отвечает ее сотрудник.
Когда журнал заканчивается, необходимо пронумеровать и прошнуровать его листы. На наклейке расписывается уполномоченное лицо. Также там должна стоять печать компании.
Полностью заполненный регистр передают на хранение в архив. В соответствии с Приказом Минкультуры № 558 от 25.08.2010, он должен оставаться там на протяжении 10 лет.
- Постановлением № 272 предусмотрено 3 категории опасности. Наивысшая категория присваивается объектам с одновременным пребыванием от 1000 человек.
- На разработку паспорта дается 30 дней после завершения обследования.
- Паспорт антитеррористической защищенности оформляется в 6 экземплярах.
- Согласование паспортов безопасности проходит через МЧС, МВД, ФСБ, Росгвардию, органы власти субъекта РФ.
- Срок действия паспорта не превышает 3 лет. После этого нужно заново разрабатывать паспорт.
- Чтобы определить категорию опасности объекта проводится замер численности пребывания людей за 3 дня подряд.
- За отсутствие паспорта антитеррористической защиты будет наложен штраф до 500 тыс. руб. по ст. 20.35 КоАП РФ.
К паспортизации нужно приступить в течение 30 дней после включения объекта в реестр мест массового пребывания. Для этого созывается комиссия с участием владельца объекта, близлежащих зданий и территорий, представителей органа власти, МВД, МЧС, ФСБ, Росгвардии. Комиссия проводит обследования и проверки по следующим направлениям:
- отнесение объекта к одной из трех категорий – для этого проводится контроль одновременного посещения здания людьми на протяжении 3-х дней подряд (с учетом рабочих и праздничных дней);
- проверка документов под нормы антитеррористической защиты – положений, правил посещения и пропускного режима, должностных инструкций ответственных лиц, журналов инструктажей;
- обследование объекта и территории – будет проверяться работоспособность путей эвакуации, доступность пожарных лестниц и выходов, систем пожаротушения и оповещения, наличие ограждений и пунктов досмотра;
- оценка соответствия технических средств и комплексов – видеонаблюдение, дистанционное управление пропускным режимом, система сигнализации, тепловизоры, иные средства контроля за перемещением;
- проверка работы специалистов собственной или нанятой охраны, в том числе на предмет наличия разрешений, лицензий, допусков.
Паспорт и все приложения нужно изготовить в 6-ти экземплярах. В течение 30 дней необходимо передать документы в МВД, МЧС, Росгвардию, ФСБ. После проверок в указанных ведомствах паспорт утверждает глава регионального органа власти. Процедура согласований осуществляется в течение 30 дней. После успешного согласования каждое из ведомств оставляет себе по одному экземпляру паспорта. Еще один экземпляр возвращается собственнику объекта для хранения.
Положение «Об организации пропускного режима в здание МБДОУ ДС №8 «Снеговичок»
Алгоритмы действий (инструкции)
- Действия руководителя или лица его замещающего при угрозе возникновения теракта
- Алгоритм первоначального действия руководителя или лица его замещающего при взрыве
- Алгоритм действий руководителя или лица его замещающего при обнаружении предмета, подозрительного на взрывное устройство
- Алгоритм действий руководителя или лица его замещающего при захвате заложников
- Алгоритм действий дежурного администратора при угрозе возникновения теракта
- Алгоритм действий дежурного администратора в случае самовольного ухода ребенка из ДОУ
- Алгоритм действий дежурного администратора при захвате заложников
- Алгоритм действий дежурного администратора при обнаружении предмета подозрительного на взрывное устройство
- Вахтеру при обнаружении предмета, подозрительного на взрывное устройство
- Алгоритм действий вахтера при угрозе возникновения теракта
- Алгоритм действий вахтеров и сторожей при обнаружении по видеосистеме ребенка находящихся на территории ДОУ без сопровождения взрослых
- Первоначальных действий вахтера, сторожа при взрыве
- Алгоритм действий вахтера, сторожа при захвате заложников
- Алгоритм действий сторожа при угрозе возникновения теракта
- Алгоритм действий сторожа при обнаружении предмета, подозрительного на взрывное устройство
Журнал по антитеррористической безопасности образец 2021
Ничто не может исключить действий террористов. Все действия руководства должны быть направлены на предотвращение возможной опасности. Согласно ст.14 ФЗ-68 от 1994 года, работодателю вменяется в обязанность организация инструкторской работы, цель которой — предотвращение потенциальной опасности в ведомственном учреждении.
Ответственным за проведение инструктажа может быть не всякий член коллектива. Работодатель имеет право назначать только то лицо, которое прошло специальную подготовку. Для этого будущий инструктор, в свою очередь, проходит курсы обучения правилам гражданской обороны. До назначения его официальным инструктором работодатель должен провести тестирование знаний сотрудника в этой области и удостовериться в наличии у него специального удостоверения.
Компетенция назначенных сотрудников распространяется на выработку тематической составляющей и на формирование графика инструктажей. Помимо плановых занятий, ответственные могут проводить внеплановые инструктажи по мере необходимости. Инструктор обязан четко знать все нормативные федеральные требования к организации антитеррористической безопасности предприятия.
Обязанностью инструкторской группы является ведение 2-х обязательных папок, в которых хранится документация, отражающая методику борьбы с террористической угрозой. В первую папку ответственное лицо собирает все правительственные постановления и федеральные законы, определяющие правовой аспект подготовки персонала к возможным нештатным ситуациям, связанным с террористической угрозой.
Во вторую папку стекаются все локальные акты по предприятию:
- приказ о назначении ответственных сотрудников за проведение инструктажей;
- приказ о формировании охраны предприятия или учреждения (обычно это договорные услуги частного или муниципального охранного предприятия);
- приказ о пропускном режиме;
- порядок действий персонала в нештатной ситуации;
- план эвакуации персонала.
Как правило, руководитель назначает ответственного из числа инженеров по охране труда. Если все вышеперечисленные условия соблюдены, то предприятию присваивается паспорт террористической защищенности объекта.
Итак, особое значение в системе борьбы с потенциальной и террористической опасностью уделяется инструкторской, просветительской работе на предприятии или в учреждении. Целью данных занятий является привитие знаний, умений и навыков, которые в чрезвычайной ситуации помогут сохранить не только имущество предприятия, но и жизни людей.
На каждом предприятии инструктора решают в автономном порядке, как и когда проводить занятия. Но данная работа должна быть систематизированной и отражаться в локальных приказах по предприятию.
Тема инструктажа может быть различной.
В теоретическую часть обычно входит:
- информирование персонала о том, откуда может возникнуть угроза ЧП (о ее источниках);
- информирование персонала о том, каковы требования к антитеррористической защите данного конкретного предприятия или учреждения;
- информирование персонала о степени защищенности предприятия;
- информирование сотрудников о том, какой должна быть последовательность их действий при реальной угрозе.
Однако роль инструкторов не является только просветительской. В их компетенции — проведение и практических занятий. Соответственно, инструктор имеет право требовать от руководства предприятия материальное обеспечение и техническое оснащение инструктажей.
Вся суть практикумов сводится к обучению персонала способам защиты от возможной террористической атаки.
Практический курс включает в себя:
Особое значение антитеррористическая подготовка имеет в школах и детских садах. На руководство в этом случае возлагается повышенная ответственность, поскольку оно несет личную ответственность за жизнь несовершеннолетних.
Детские дошкольные и общеобразовательные учреждения — это, как правило, места с большой пропускной способностью. То есть, это объекты, характеризующееся повышенной опасностью. Поэтому каждый руководитель детского учреждения обязан разрабатывать детальные инструкции на случай возникновения ЧП.
Кроме того, работодатель обязан организовать инструктаж и среди детей, и среди педагогического состава по их поведению в случае поступления сигнала опасности. Разработанные инструкции могут в экстремальной ситуации правильно скоординировать действия воспитателей и учителей. Тем самым здоровье и жизни детей будут сохранены, а последствия теракта минимизированы.
Работодатель не должен ограничиваться теоретическими занятиями. Учебная тревога и практические занятия — это лучший вариант антитеррористического обучения. Специалисты рекомендуют также использовать наглядную агитацию с инструктажем, который должен быть визуально доступен для воспитанников.
Все полученные знания, как теоретические, так и практические, должны отражаться в журнале инструктажа по антитеррористической безопасности в ДОУ. Только так у руководства будет шанс проконтролировать уровень подготовленности коллектива к возникновению нештатной ситуации.
Цель терроризма — нарушение общественной безопасности для дестабилизации существующего строя и, как следствие, изменения в существующем мировом порядке. Террористические акты используются для устрашения гражданского населения, нанесения ущерба экономике и внешнеполитическому имиджу страны, провоцирования военных конфликтов, изменения границ стран или политического строя.
Чаще всего используются следующие виды актов устрашения:
- диверсии;
- похищения;
- взятие заложников;
- хайджекинг (захват транспортного средства);
- скайджекинг (частный случай хайджекинга: похищение самолета);
- захваты зданий;
- вооруженные нападения.
Для спасения жизней на государственном, муниципальном и частном уровнях разрабатываются меры антитеррористической безопасности. Основные виды мероприятий, которые обеспечивают безопасность населения на государственном и муниципальном уровне:
- создание законов, инструкций, памяток, в которых объясняется порядок действий в чрезвычайных ситуациях;
- подготовка групп лиц, противодействующих террору;
- разработка плана действий по защите населения;
- превентивные действия по профилактике создания преступных групп, их обнаружению и устранению;
- работа с последствиями терактов, в случае если они произошли.
В любом учреждении руководитель отвечает за жизнь и здоровье своих подчиненных. Но на директорах детских садов, школ, других учебных заведений лежит особая ответственность, так как на их попечении находятся дети. К тому же, образовательное учреждение является местом повышенной опасности из-за постоянного массового скопления людей на ее территории.
Предлагаем вашему вниманию посмотреть видео, на котором рассказывается об ответственности за сообщение ложной информации о терроре школьниками.
Руководитель предприятия должен своим приказом утвердить проведение антитеррористического инструктажа в организации. Целью инструктажа является поддержание системы антитеррористической безопасности в постоянной готовности.
Руководитель обычно назначает лицо или группу лиц, ответственных за безопасность в случае чрезвычайной ситуации, а также за донесение необходимой информации до сотрудников фирмы.
Каждое юридическое лицо ответственно за информирование своих сотрудников о том, как им действовать в случае внештатной ситуации. Проведение информирования регистрируется в журнале регистрации по антитеррористической безопасности. Ответственный за инструктаж должен отмечать его результаты в этом журнале.
Законодательно форма данного журнала не закреплена, поэтому каждое предприятие может самостоятельно разработать форму, и утвердить ее соответствующим приказом.
Журнал обязательно должен иметь на первом листе название, наименование юридического лица, в котором журнал заведен, дату заведения и дату окончания журнала.
В самом журнале чаще всего встречаются следующие графы:
- номер подпункта;
- ФИО и должность сотрудника, прошедшего инструктаж;
- номер инструкции и план обучения;
- дата инструктажа;
- подпись сотрудника, прошедшего обучение;
- ФИО и должность сотрудника, который проводил занятие;
- его подпись.
Ничто не может исключить действий террористов. Все действия руководства должны быть направлены на предотвращение возможной опасности. Согласно ст.14 ФЗ-68 от 1994 года, работодателю вменяется в обязанность организация инструкторской работы, цель которой — предотвращение потенциальной опасности в ведомственном учреждении.
Ответственным за проведение инструктажа может быть не всякий член коллектива. Работодатель имеет право назначать только то лицо, которое прошло специальную подготовку.
Для этого будущий инструктор, в свою очередь, проходит курсы обучения правилам гражданской обороны.
Итак, особое значение в системе борьбы с потенциальной и террористической опасностью уделяется инструкторской, просветительской работе на предприятии или в учреждении. Целью данных занятий является привитие знаний, умений и навыков, которые в чрезвычайной ситуации помогут сохранить не только имущество предприятия, но и жизни людей.
На каждом предприятии инструктора решают в автономном порядке, как и когда проводить занятия. Но данная работа должна быть систематизированной и отражаться в локальных приказах по предприятию.
Назначение инструктора (или группы инструкторов) даст возможность руководителю предприятия осуществлять полноценный контроль за обучением персонала.
Тема инструктажа может быть различной.
В теоретическую часть обычно входит:
- информирование персонала о том, откуда может возникнуть угроза ЧП (о ее источниках);
- информирование персонала о том, каковы требования к антитеррористической защите данного конкретного предприятия или учреждения;
- информирование персонала о степени защищенности предприятия;
- информирование сотрудников о том, какой должна быть последовательность их действий при реальной угрозе.
Однако роль инструкторов не является только просветительской. В их компетенции — проведение и практических занятий. Соответственно, инструктор имеет право требовать от руководства предприятия материальное обеспечение и техническое оснащение инструктажей.
Особое значение антитеррористическая подготовка имеет в школах и детских садах. На руководство в этом случае возлагается повышенная ответственность, поскольку оно несет личную ответственность за жизнь несовершеннолетних.
Детские дошкольные и общеобразовательные учреждения — это, как правило, места с большой пропускной способностью. То есть, это объекты, характеризующееся повышенной опасностью. Поэтому каждый руководитель детского учреждения обязан разрабатывать детальные инструкции на случай возникновения ЧП.
Кроме того, работодатель обязан организовать инструктаж и среди детей, и среди педагогического состава по их поведению в случае поступления сигнала опасности. Разработанные инструкции могут в экстремальной ситуации правильно скоординировать действия воспитателей и учителей. Тем самым здоровье и жизни детей будут сохранены, а последствия теракта минимизированы.
Работодатель не должен ограничиваться теоретическими занятиями. Учебная тревога и практические занятия — это лучший вариант антитеррористического обучения. Специалисты рекомендуют также использовать наглядную агитацию с инструктажем, который должен быть визуально доступен для воспитанников.
Законодатель в п. 3.1 ст. 5 закона «О противодействии терроризму» от 06.03.
2006 № 35-ФЗ определяет, что юридические лица и ИП обеспечивают защищенность от возможных террористических атак объектов, которые находятся в их собственности или пользовании.
Но, несмотря на возложение на юридических лиц и ИП обязанности по антитеррористической защищенности объектов, законодатель не поясняет, в каких именно действиях она должна выражаться.
Поэтому работодателю локальным актом необходимо утвердить систему мероприятий по вопросам антитеррористической безопасности на предприятии и определить порядок проведения соответствующего инструктажа.
Одним из вариантов локального акта может считаться инструкция по антитеррористической безопасности, которая, как правило, включает в себя следующие разделы:
В данной части документа описывается предназначение инструкции и перечисляется ряд мероприятий, которые должны выполнять все сотрудники для обеспечения антитеррористической безопасности. Например:
- вход в здание осуществлять с помощью пропуска или при наличии документов, удостоверяющих личность;
- при необходимости принять посетителя уведомлять об этом службу охраны не менее чем за 30 минут до визита;
- закрывать входные двери, которые не имеют постоянной охраны, и т. д.
- Обязанности службы безопасности (охраны).
Раздел включает в себя перечень обязанностей, которые возлагаются на специально уполномоченных лиц по обеспечению антитеррористической безопасности в здании:
- при обнаружении подозрительных пакетов, свертков, коробок не предпринимать никаких действий и немедленно сообщить об этом в правоохранительные органы;
- следить за исправностью состояния огнетушителей и разместить их в доступных для других работников местах;
- осуществлять ежедневные обходы территории и т. д.
- Действия персонала учреждения при угрозе теракта.
В разделе необходимо указать на действия служащих при обнаружении подозрительных предметов и на то, что они должны делать, если необходима срочная эвакуация, и т. д.
Приложением к инструкции может быть памятка, в которой указаны номера телефонов спецслужб (полиции, пожарной части, скорой помощи и т. д.), в которые необходимо звонить при угрозе теракта.
- Проведение антитеррористического инструктажа.
Ниже мы подробно рассмотрим вопросы проведения на рабочем месте инструктажа, касающегося антитеррористической безопасности.
Антитеррористический инструктаж призван обучить сотрудников предприятия правилам антитеррористической безопасности. Как правило, основными задачами инструктажа являются:
- доведение до служащих информации об основных источниках опасности;
- объяснение работникам главных направлений антитеррористической защищенности компании;
- подробная консультация работников относительно порядка действий при совершении в отношении организации террористического акта.
Несмотря на то что каждый работодатель вправе устанавливать свою систему проведения антитеррористического инструктажа, остановимся на основных этапах его организации.
- Назначение ответственных лиц.
- Составление плана проведения инструктажа.
- Проведение инструктажа.
- Отражение результатов мероприятия в журнале.
Эти 4 главных этапа могут включать в себя подэтапы, которые позволяют распределить нагрузку между различными службами, слаженная работа которых обеспечивает надлежащий уровень безопасности.
Назначение сотрудника, в обязанности которого входит проведение инструктажа по антитеррористической безопасности на рабочем месте, происходит на основании приказа руководителя организации. С документом в обязательном порядке предлагают ознакомиться под подпись ответственному служащему. При необходимости вносятся изменения в должностную инструкцию работника.
На предприятии может быть создана целая служба, которая занимается организацией антитеррористической безопасности, или же назначено только одно ответственное лицо — решение принимает руководитель организации.
Антитеррористический инструктаж на предприятии
Итак, особое значение в системе борьбы с потенциальной и террористической опасностью уделяется инструкторской, просветительской работе на предприятии или в учреждении. Целью данных занятий является привитие знаний, умений и навыков, которые в чрезвычайной ситуации помогут сохранить не только имущество предприятия, но и жизни людей.
На каждом предприятии инструктора решают в автономном порядке, как и когда проводить занятия. Но данная работа должна быть систематизированной и отражаться в локальных приказах по предприятию.
Назначение инструктора (или группы инструкторов) даст возможность руководителю предприятия осуществлять полноценный контроль за обучением персонала.
Тема инструктажа может быть различной.
В теоретическую часть обычно входит:
- информирование персонала о том, откуда может возникнуть угроза ЧП (о ее источниках);
- информирование персонала о том, каковы требования к антитеррористической защите данного конкретного предприятия или учреждения;
- информирование персонала о степени защищенности предприятия;
- информирование сотрудников о том, какой должна быть последовательность их действий при реальной угрозе.
Однако роль инструкторов не является только просветительской. В их компетенции — проведение и практических занятий. Соответственно, инструктор имеет право требовать от руководства предприятия материальное обеспечение и техническое оснащение инструктажей.
Вся суть практикумов сводится к обучению персонала способам защиты от возможной террористической атаки.
Практический курс включает в себя:
- правила пользования личным средством безопасности;
- правила поведения в условиях нападения преступной группировки;
- правила поведения и установление психологического контакта со злоумышленниками в случае похищения или удержания каких-то членов коллектива в качестве заложников;
- система перемещений персонала внутри предприятия в случае возникновения взрыва или пожара;
- порядок связи со службами быстрого реагирования в экстремальной ситуации;
- отработка слаженности и скоординированности действий при угрозе;
- объяснение, к кому конкретно из администрации обращаться в случае обнаружения малейших признаков угрозы.
Инструктажу подлежат все сотрудники: и те, что отработали много лет на предприятии, и те, что трудоустроились недавно. Журнал инструктажа по антитеррористической безопасности в школе, на предприятии или в учреждении должен отражать планомерную работу работодателя в этом направлении.
Раздел 1: общие сведения о фирме
В данном разделе программы следует определить, что сотрудник, отвечающий за антитеррористический инструктаж, должен рассказать инструктируемому лицу о том:
- какие участки производства (зданий, территорий) подвергаются наибольшему риску разрушений при террористической угрозе;
- что должен делать работодатель при террористической угрозе (например, если в фирме есть достаточные по площади помещения, они могут быть задействованы сотрудниками для временного размещения пострадавших граждан);
- какова вероятность стать объектом террористической угрозы (например, если компания является разработчиком секретных военных технологий, то такая вероятность, определенно, будет выше, чем если бы она занималась гражданскими разработками).
Должны ли частные фирмы по закону проводить антитеррористический инструктаж?
В соответствии с п. 3.1 ст. 5 закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ российские ИП и юрлица обязаны выполнять требования по антитеррористической защищенности объектов, используемых в коммерческой деятельности. В соответствии с п. «и» ст. 14 закона «О защите населения от чрезвычайных ситуаций» от 21.12.1994 № 68-ФЗ руководители организаций обязаны проводить работы, направленные на предотвращение подобных ситуаций (далее — ЧС) на территории своих организаций. Поскольку террористический акт может быть фактором возникновения ЧС, то данную норму закона правомерно трактовать как устанавливающую для частных фирм обязанность по предотвращению террористической угрозы.
Но есть один нюанс. С одной стороны, частным фирмам нужно работать над антитеррористической безопасностью, с другой — понятие «инструктаж» в контексте антитеррористической безопасности в законодательстве РФ не закреплено. Таким образом, схему проведения антитеррористического инструктажа организация, пока алгоритм решения соответствующей задачи не утвержден на уровне законодательства РФ, утверждает на уровне локальных нормативных актов.
Какие этапы инструктажа она может предусматривать?
Журнал регистрации инструктажа по антитеррористической защищенности скачать
Written by / 110 words Терроризм в XXI веке является одной из наиболее остро стоящих перед правительством проблем. Теракты в мире происходят почти ежедневно, и террористы изобретают все новые способы устрашения для достижения своих целей.Мирное население не может и не должно самостоятельно справляться с террористическими атаками. Государство обязано разработать принципы антитеррористической безопасности и мероприятия по защите своих граждан от актов террора.Цель терроризма — нарушение общественной безопасности для дестабилизации существующего строя и, как следствие, изменения в существующем мировом порядке.
Террористические акты используются для устрашения гражданского населения, нанесения ущерба экономике и внешнеполитическому имиджу страны, провоцирования военных конфликтов, изменения границ стран или политического строя.Чаще всего используются следующие виды актов устрашения:
- скайджекинг (частный случай хайджекинга: похищение самолета);
- диверсии;
- захваты зданий;
- вооруженные нападения.
- похищения;
- хайджекинг (захват транспортного средства);
- взятие заложников;
Для спасения жизней на государственном, муниципальном и частном уровнях разрабатываются меры антитеррористической безопасности.
Основные виды мероприятий, которые обеспечивают безопасность населения на государственном и муниципальном уровне:
- подготовка
- создание законов, инструкций, памяток, в которых объясняется порядок действий в чрезвычайных ситуациях;
Инструктаж по антитеррористической безопасности на рабочем месте
10.Координация деятельности учреждения при угрозе или совершении диверсионно-террористического акта.
11. Взаимодействие с органов внутренних дел, гражданской обороны, отделом образования, другими органами и организациями, находящимися на территории муниципального образования, по вопросу обеспечения антитеррористической защиты образовательного учреждения.
12. Размещение наглядной агитации по антитеррористической защите образовательного учреждения, справочной документации по способам и средствам экстренной связи с отделом ОВД, органами ГО и ЧС.
III. Права
Лицо, ответственное за антитеррористическую безопасность имеет право:
1.Участвовать в совещаниях, семинарах и встречах по вопросу антитеррористической защиты образовательного учреждения, а также инициировать их проведение.