Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проект федерального бюджета-2023 в цифрах. Инфографика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Цены вырастут на все. В первую очередь – на обычные продукты питания: гречку, масло, муку. Во-первых, все это тоже экспортные товары, и производителям будет выгоднее продавать их в условную Индию, чем отгружать в «Пятерочку». Во-вторых, торговля очень долго – с весны 2022 года – была в загоне, обороты не росли, люди не тратили деньги: предпочитая сберегать средства, а также компенсировать падающие доходы. Отпущенный доллар даст возможность наверстать упущенное.
Развития экономики не будет
Если где-то прибыло, значит где-то убыло, причём не только в ФНБ. Некоторые статьи расходов очень сильно порежут.
Первым делом под нож пойдёт «Национальная экономика». Илья Гращенков считает, что иначе никак: в нынешних условиях велика вероятность, что деньги улетят в трубу без должного эффекта.
— В условиях дефицита бюджета необходимо сокращать программы, нацеленные на развитие. В 2022 году они все по-прежнему реализуются. Продлятся они в 2023 году: запланирован питерский экономический форум, сохранятся нацпроекты, в том числе и по инвестиционному развитию. Но надо смотреть на ситуацию объективно и вырезать часть расходов, которые уйдут просто в пустоту. Многие нацпроекты надо пересматривать в корне.
Сказочный бюджет РФ: доллар по 72 и устойчивый рост экономики
Курсы колеблются, реагируя на множество событий. Одним из ключевых факторов, способных повлиять на заложенное в бюджете соотношение рубля и доллара, является цена на нефть. Текущий курс, прогнозируемый Минэкономразвития, отталкивается от стоимости барреля Urals на уровне 45-47 долл. в следующие 3 года.
Скандалы также играют свою роль на денежном рынке. Сейчас, по оценкам «Интерфакс-ЦЭА», по курсу рубля бьют ситуация с Алексеем Навальным и новости об отношениях президентов России и Белоруссии. Но, хотя резонансные события могут отразиться на показателях, основное влияние оказывают экономические факторы.
В летних сценариях важное значение отводилось уровню безработицы. Аналитики Металлинвестбанка не исключали вероятности его увеличения до 10%. Такой скачок, вызванный удешевлением энергоносителей, приведет к повышению курса доллара до 100 руб. в 2021-м.
По принятому депутатами Госдумы документу сразу видны приоритеты будущего бюджета. Большую часть всех федеральных расходов — примерно 5,6 триллиона рублей — составит раздел «Социальная политика», а это почти каждый четвёртый бюджетный рубль (26%). По сравнению с докризисным бюджетом эти расходы вырастут на 4,5% в следующем году и на 10% — в 2022 году.
Больше всего подорожало, понятно, здравоохранение: затраты по этой статье бюджета выросли сразу на 15%: вместо 945 миллиардов рублей в нынешнем в следующий пандемийный год выделят 1,1 триллиона рублей. Например, на 138,1 миллиона рублей увеличится финансирование Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) России на мероприятия по разработке вакцины против коронавирусной инфекции.
Правило действует в том случае, когда фактическая стоимость баррель превышает запланированную.Профицит впечатляет, потому что правительство заложило рекордные суммы доходов и расходов:
- Доходная часть – 19,969 триллионов рублей.Расходная часть – 18 триллионов рублей.
Исходя из указанных цифр, бюджет государства будет профицитным. Профицит предполагается в размере 1,9 триллионов или 1,8% ВВП.Профицит – это увеличение объемов ФНБ.
По прогнозам Минфина, в начале следующего года его объем достигнет 3,818 триллионов.
Основной источник накоплений при профиците – выручка от экспорта энергоносителей.Валютный курс и инфляцияРазработчики главного финансового документа заложили валютный курс, равный 66,9 рублям за 1 доллар, на предстоящий год.Рост ВВП также ожидается, он составит ориентировочно 2,2 %. Цена нефти, запланированная в следующем году, обозначена на уровне $63,4 за баррель.Инфляция предполагается на уровне 4,3%. Причем, 4% – ежегодный показатель на весь трехгодичный плановый период.
У Центрального банка РФ иное мнение: по прогнозам его аналитиков, уровень инфляции будет выше.Национальные проектыВсесторонняя поддержка национальных проектов, включая финансовую – одна из приоритетных задач, которые обозначил Владимир Путин.
Андрей Макаров, возглавляющий бюджетный комитет в Государственной думе, уверен, что ее удалось реализовать.Общая сумма финансирования национальных проектов составит 5,693 трлн.
рублей, из которых:
- на демографические проекты запланировано – 1,588 трлн.;на здравоохранение – 698 млрд.;на усовершенствование и развитие системы образования – 362 млрд.;на жилищные проекты и создание комфортной городской среды – 318 млрд.;на экологию – 278 млрд.
Доходная частьСоставители документа запланировали следующие источники наполнения доходной части (суммы указаны в миллиардах рублей):
- НДС – 3558,7;таможенные поступления – 1837,2;акцизные
Профицит бюджета в 2021 году уменьшится по сравнению с показателями, утвержденными законом о бюджете, и составит чуть выше 1,88 триллиона рублей, или 1,7 процента к ВВП (это обусловлено снижением поступления нефтегазовых доходов).Минфин объясняет поправки в основном сложившейся в январе-апреле динамикой сырьевого рынка и валютного курса.
Нефть и государственный бюджет
Доход государственного бюджета России формируется разными принципами. Сюда поступают налоговые отчисления, всевозможные выплаты от населения, но, как было и раньше, треть доходов сюда перечисли от нефтегазовый отрасли. Власти старались изменить сложившуюся ситуацию, особенно когда стало понятно, насколько зависим государственный бюджета России от нефти и газа, что можно было наблюдать в 2014-м году. Однако пока отвязать эту зависимость не получается.
Алексей Кудрин говорит о том, что нефтегазовая отрасль живёт уже более 60 лет. Но она не может жить вечно. Осталось несколько десятков лет для того, чтобы отказаться от неё в качестве основного получения доходов бюджета. Переход должен быть плавным, но откладывать его всегда на потом не получится.
Влияние дефицита бюджета на инвесторов
Для инвесторов и фондового рынка неуправляемый и бесконтрольный рост дефицита бюджета также имеет довольно серьезно значение. Но в данном плане существуют как положительные стороны, так и отрицательные:
-
Рост налоговой нагрузки приводит к снижению чистой прибыли и размера дивидендов, сокращению долгосрочных инвестиционных планов и снижению темпов развития компании.
-
Сокращение расходов в бюджете – приводит к стагнации инфраструктурных проектов, крупных инвестиционных проектов в промышленности, как следствие, замедление развития компаний.
-
Девальвация национальной валюты – в данном случае выигрывают экспортноориентированные компании и проигрывают компании на внутреннем рынке. Глобально это приводит к разгону инфляции.
-
Рост инфляции и ставки ЦБ приводит к росту доходностей на долговом рынке, компаниям становится дороже брать в долг, замораживаются инвестиционные проекты, падает спрос на текущие выпуски облигаций.
-
Что касается дивидендов, то в условии, когда бюджету необходимы деньги, компании с государственным участием могут выплатить повышенные дивиденды.
Власти сделали заявление, что в 2022-м году доходы бюджета Российской Федерации составят 25 миллиардов рублей. Плановые расходы на этот же период ожидаются в районе 23, 5 миллиардов рублей. Таким образом профицит составляет довольно неплохую сумму. Во всяком случае, именно такие данные приводятся информационными агентствами, которые ссылаются на официальные документы правительства.
Кстати говоря, при формировании бюджета на 2022 год, учитывается также плановый период с 2023-го по 2024 года, потому что подписывать документы исключительно на 12 месяцев невозможно, необходимо немного планировать все наперёд. И Кабинет министров вполне оправдано ожидает также бюджетный профицит на дальнейший период, хотя в 2023-м году профицит будет совсем минимальным, потому что разница между доходами и расходами составит всего лишь 500 миллиардов рублей.
Также власти призвали предварительные расчёты и подсчитали доход от внебюджетных фондов, и это тоже учитывает тот момент, что принят бюджет России на 2022 год. Сюда относится Пенсионный фонд, у которого на 2022 год доход ожидается на уровне 10 032,5 млрд рублей, а расход 10 154,85 млрд рублей.
О чем это говорит? О том, что у Пенсионного фонда не хватает средств на выполнение всех своих обязательств, и властям придётся решать эту проблему, но это уже наводит на мысль о том, что вряд ли стоит ожидать серьезного роста пенсионных выплат на протяжении года.
И примерно такая же ситуация происходит с фондом медицинского страхования, потому что расход у него на несколько миллиардов рублей будет больше, чем доход. И только у фонда медицинского страхования ситуация выглядит несколько иначе, потому что по предварительным данным доходы составляют 988 миллиардов, а расходы 944 миллиарда.
Нефть и государственный бюджет
Доход государственного бюджета России формируется разными принципами. Сюда поступают налоговые отчисления, всевозможные выплаты от населения, но, как было и раньше, треть доходов сюда перечисли от нефтегазовый отрасли. Власти старались изменить сложившуюся ситуацию, особенно когда стало понятно, насколько зависим государственный бюджета России от нефти и газа, что можно было наблюдать в 2014-м году. Однако пока отвязать эту зависимость не получается.
Алексей Кудрин говорит о том, что нефтегазовая отрасль живёт уже более 60 лет. Но она не может жить вечно. Осталось несколько десятков лет для того, чтобы отказаться от неё в качестве основного получения доходов бюджета. Переход должен быть плавным, но откладывать его всегда на потом не получится.
Совфед одобрил федеральный бюджет на 2022-2024 годы
?
По базовому прогнозу власти ожидают, что следующие три года курс доллара к рублю будет колебаться в районе 72–74 рублей. В среднем 72,1 рубля за доллар в 2022 году, 72,7 рубля — в 2023 году и 73,6 рубля — в 2024 году.
При этом «в реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что, с одной стороны, позволит поддержать конкурентоспособность российского несырьевого экспорта, с другой — будет способствовать стабилизации внутренней ценовой ситуации».
Эту и другие важные темы в студии «Первого русского» обозреватель Юрий Пронько обсудил с экономистом, депутатом Госдумы Михаилом Делягиным.
Юрий Пронько: – Вы избранный депутат Госдумы. Это теперь ваша работа – вы уже не просто эксперт, не просто доктор экономических наук. Мы с коллегами пришли к мнению, что хотя бы кто-то будет задавать предметные вопросы этим персонажам, которые ранее уходили из Госдумы без них.
Михаил Делягин: – Это убийство. Я понимаю, что правительство может быть довольно сокращением численности пенсионеров – надеюсь, они не употребляют термин «поголовье», потому что когда они говорят о медицинских процедурах, возникает ощущение, что это именно про ветеринарию, а не про людей.
– Первый замглавы ЦБ Швецов уже сказал, что помогать пенсионерам поздно.
– А зачем помогать? Видимо, логика такая: пусть побыстрее вымрут. И они добиваются успехов в этом. Скажем, в 2020 году сверхсмертность – а это категория Росстата, а не лирика, не публицистика – в расчёте на душу населения превысила число расстрелянных в 37-м году. Я думаю, что в этом году они возьмут новые высоты.
Как следует из проекта бюджета, они намерены сокращать население дальше. Ударно, эффективно, при помощи современных технологий и надёжного стратегического планирования. Потому что когда мы в условиях полной дезорганизации медицины, в условиях её «оптимизации» – а закрытие инфекционных больниц продолжалось и в этом году – продолжаем этим заниматься, продолжаем сокращать расходы, то, простите, это производит впечатление убийства людей. Сознательного и последовательного.
Так что этот бюджет ещё более преступен, потому что он уже не про блокировку развития – он про уничтожение.
– Но хотя бы прикрывались, хотя бы фиговым листком…
– Нет, фиговый листок есть. Это то самое развитие – дополнительные 260 с чем-то миллиардов для экономики. То есть сокращают на социалке, половину этого направляют на проекты.
Действительно, проектов предусмотрено много, они качественные, они производят приятное впечатление – тот же газохимический комплекс, который по старинке называют кластером, в Усть-Луге. Действительно, есть инфраструктурные проекты, но существует риск, что они выродятся в имиджевые проекты типа Олимпиады или саммита АТЭС, который в 2012 году проводили во Владивостоке.
Вот всё это производило впечатление большого распила. Доказательств пока нет, хотя не предусмотрены антикоррупционные меры, их не показывают в пакете с этим бюджетом.
Но, во-первых, это половина денег, во-вторых, это отражение того, что современные технологии экономят рабочую силу, а работать будут не граждане России, как уже нам дали понять. Нам уже объяснили, что работы в России для русских нет – Россия не для русских, если где-то что-то строится, то для этого нужны сотни тысяч и миллионы гастарбайтеров.
– Но ведь это так и есть. Достаточно посмотреть на небезызвестный проект газовой монополии в Амурской области. Который реализовывала турецкая компания, а на подряде были узбекские и иные фирмы.
– Да, я был в Хабаровске, мне там рассказывали с вытаращенными глазами, что огромное количество работников получало – по крайней мере, на них списывалось, – по 60 тысяч рублей в среднем в месяц за не самый неквалифицированный труд. А местные были готовы выполнять эту работу за 20 тысяч.
Но зачем турецкой компании брать каких-то непонятных русских на работу, когда можно пригласить тюрок, да ещё и мусульман, может быть, даже братьев. Это понятно, позиция турецкой компании ясна. А важна позиция Российского государства и государственной компании, что работа не для русских. В России места для русских, если верить официальным заявлениям наших руководителей, нет. Потому что если нет работы, значит, нет жизни.
– Мы говорим о бюджете России, и рассматривать его будет российский парламент. Или слово «Россия» можно убрать?
– Советник по национальной безопасности Джимми Картера Збигнев Бжезинский спрашивал: если вся ваша правящая тусовка имеет у нас недвижимость, хранит деньги в наших банках, отправляет к нам своих детей, это ваша тусовка или уже наша? Он говорил про элиту, но про этих людей говорить в категории элит немножко странновато при такой политике.
Формально мы имеем Министерство финансов России, но если посмотреть, какую политику оно проводит, то вместо слова «финансов» надо писать «Министерство уничтожения России». И тогда всё встанет на свои места.
– А штрафовать-то зачем собственных граждан?
– У вас есть деньги? Были деньги ваши – будут наши, знаете такой принцип? Я думаю, это на здании Минфина надо написать золотыми буквами.
– Знаете, как народ на это реагирует? «Когда ж вы нажрётесь?» – в адрес чиновников.
– Смею вас заверить, что это было давно. Сейчас – «Когда же вы сдохнете?». Честно скажу, я это не поддерживаю, мне не нравится, когда кто-нибудь умирает. Я ни разу не слышал «Когда же вы нажрётесь?». А вот «Когда же вы сдохнете?» я слышал много раз.
Я иногда хожу в пиджаке, в костюме, в галстуке и, соответственно, воспринимаюсь как часть чиновничьего мира. А сейчас ею и буду как депутат. И смею вас заверить, что обычные люди не видят разницы между разными фракциями, партиями – это для них слишком утомительно. Вот вы в этом здании сидите, значит, вы гады.
И я могу сказать, что если когда-нибудь возникнет угроза «майдана», каких-то проблем, есть очень простой способ, опробованный Борисом Ельциным: расстрелять на [фиг] парламент – и рейтинг власти сразу вырастет. Просто потому, что хоть кого-то в этой власти публично наказали.
– Это такой запрос на справедливость? Который в столь жёсткой формулировке?
– Это старый запрос на справедливость. Ещё в 2004 году мне в регионе таксист сказал: «Вот мы едем по трассе. Видишь фонари? Вот на каждом фонаре по чиновнику – вот это справедливость». В 2010 году накопление финансового резерва только-только начиналось, ещё были высокие темпы экономического роста, средний класс к тому времени в Москве уже три года как начинал рожать. Потом была пауза, дальше – возвращение Крыма. У людей была надежда! А сейчас всё жёстче, надежды практически нет. Это такое предмайданное настроение, когда люди не верят в справедливость. Люди хотят мстить. Они не верят, что будет лучше.
– Это фатализация, неизбежное?
– Нет ничего неизбежного. Общество – живой организм. Пока организм жив, можно выкрутиться. Не из любой ситуации, но почти из любой. Но эти настроения намного более существенные, чем, скажем, даже в 2016 году.
– Может, наши чиновники латентные сторонники этих событий?
– Конечно. Вы занимаетесь истреблением собственного народа, вы цинично и демонстративно глумитесь над ним. Вы разрушаете экономику. Вы лишаете людей рабочих мест. Более того, туда, где есть рабочие места, вы завозите людей, которые принципиально не интегрируются.
За преступление, когда какой-то трудолюбивый «соотечественник» публично глумится над девушкой, над Красной площадью и над православной религией, его всего лишь депортируют, а если москвич в Москвабаде пытается защитить свою дочку от набросившихся на неё и стреляет в воздух, его забирает полиция. И неизвестно, что с ним будет, и неизвестно, что будет с его семьёй.
Вот это наглядная демонстрация того, что общество доводят до «майдана». И это не только пресловутый либеральный клан, который контролирует финансово-экономическую сферу. Судя по действиям наших правоохранителей, значительная их часть тоже работает на этот сценарий. Их прекрасно можно понять.
От дефицита к профициту и обратно
Как говорят депутаты, бюджет на 2021-2023 годы учитывает базовый вариант прогноза социально-экономического развития РФ на этот период. В частности, как ожидается, инфляция не будет превышать 4%. Кроме этого, в основе документа лежат два приоритета: безусловное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных президентом РФ.
- Доходы — 18,8 трлн руб.
- Расходы — 21,52 трлн руб.
- На реализацию нацпроектов — 2,25 трлн руб.
- Дефицит — 2,75 трлн руб. (2,4% ВВП)
- Рост экономики согласно прогнозу — 3,3%
- Прогнозный объем ВВП — 115,53 трлн руб.
- Доходы — 20,6 трлн руб.
- Расходы — 21,88 трлн руб.
- На реализацию нацпроектов — 2,62 трлн руб.
- Дефицит — 1,25 трлн руб. (1% ВВП)
- Рост экономики согласно прогнозу — 3,4%
- Прогнозный объем ВВП — 124,22 трлн руб.
Бюджет России на 2021 год в цифрах — изучаем бухгалтерию государства
- В России — вторая волна ковида, и это опять скажется на уровне жизни. Мы спросили у экономистов, насколько плохо все будет «Экономика настолько убога, что падать уже некуда»
- Правительство России собиралось урезать бюджет из-за кризиса, но потом передумало. Почему? Разве с экономикой все в порядке?
- Центробанк выпустил первый официальный прогноз последствий «коронакризиса». ВВП России упадет на 6%, восстановление не раньше 2022 года
- В 2008 году власти прогнозировали, что к 2020 году средняя зарплата россиян будет 2700 долларов. Почему прогноз не сбылся — и сбудется не скоро Экономические итоги десятилетия
Дефицит консолидированного бюджета России за 2020 год составил 4,29 трлн рублей, свидетельствуют данные Федерального казначейства.
В консолидированный бюджет входят бюджеты определенной территории, которые государство использует как инструмент для разработок, расчетов минимальных финансовых, социальных нормативов, норм для бюджетного анализа, планирования бюджетной деятельности.
Региональные бюджеты в 2020 г. исполнены с дефицитом в 677 млрд. руб.
В основном военный бюджет страны уходит на поддержание текущей боеспособности и ее улучшение. Нужно заметить, что «поддержание текущей боеспособности» заключается не только в закупке, например, боеприпасов и еды для военнослужащих – частично оборонный бюджет уходит на накопительную программу ипотеки для военных.
Нужно отметить, что Россия всегда выделяла много денег на национальную оборону. В 1992 году, например, в сферу нацбезопасности ушло 21.5% от общего бюджета. Затем это число то опускалось до 17%, то поднималось до 23%, в среднем оставаясь в пределах 20%. Самый минимальный процент от общих расходов был зафиксирован в 2010 году, но уже в 2015 году, после конфликта с Украиной, бюджет на оборону снова был поднят до 19.7%.
Что касается улучшения – Россия стремится «догнать и перегнать» НАТО, поэтому на военные разработки и закупку нового оборудования тратятся существенные деньги. По планам, к 2030 году 70% армии России должно быть укомплектовано новейшим вооружением.
Данные по госбюджету России
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Государственный бюджет | -2400 RUB млрд. / -28.886 млрд. USD | мар. 2023 |
Государственные расходы | 4633 RUB млрд. / 55.763 млрд. USD | 4 кв./22 |
Государственные доходы | 53073832 RUB млн. / 638.796 млрд. USD | дек. 2022 |
Государственный бюджет от ВВП | -2.3 % | 2022 |
Бюджетная консолидация
В 2021–2023 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 17,8 трлн руб. в 2020 году до 18,76 трлн руб. в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20,6 трлн руб. в 2022 году и 22,3 трлн руб. в 2023 году, говорится в проекте госбюджета.
Расходы федерального бюджета в 2021 году в номинальном выражении составят 21,5 трлн руб. после 22,56 трлн руб. в 2020 году. В 2022 году расходы вырастут до 21,9 трлн руб., в 2023 году — до 23,67 трлн руб. Однако в отношении к ВВП ожидается снижение бюджетных расходов с 21,1% ВВП в 2020 году до 18,6% ВВП к 2021 году и до 17,8% ВВП к 2023 году.
Несмотря на рост номинальных расходов, видна запланированная консолидация бюджета более чем на 2,5 п.п. ВВП в 2021 году, а ненефтегазовый дефицит планируется снизить почти до уровня 2019 года к 2022 году, отмечает Куликов. Это позволит в итоге вернуться к работе по бюджетному правилу с неизменными параметрами, заключает Куликов.
В 2020 году правительство временно смягчило бюджетное правило, которое в норме ограничивает расходы бюджета суммой базовых нефтегазовых доходов, ненефтегазовых доходов, процентных расходов и 0,5% ВВП. Ненефтегазовые доходы в этом году снизились относительно изначального закона о бюджете, и расходы по правилу должны были бы тоже сократиться. Но Минфин, наоборот, планирует нарастить их до 22,6 трлн руб. (оценка из проекта госбюджета) по сравнению с изначально заложенными 19,7 трлн руб., чтобы простимулировать затронутую пандемией экономику и поддержать доходы населения. Если будут использованы переходящие остатки 2019 года, общие расходы в 2020 году могут достичь 23,7 трлн руб., следует из бюджетной росписи Минфина.
Внешний долг РФ: динамика, размер и структура
Если у страны имеются долги перед другими государствами, то некая часть таких денежных обязательств называется внешним долгом. Он может быть государственным и корпоративным. В первом случае задолженность представляет собой денежную ответственность перед другими странами, которая должна быть выплачена в иностранной валюте к определённому сроку. Корпоративный долг – это составная часть общего долга страны перед нерезидентами. Если валюта конвертируется свободно, то граждане могут получать займы в иностранных банках.
Ежегодная статистка свидетельствует о том, что наша страна год от года занимает всё меньшие суммы у других государств. Рассмотрим подробнее информацию о состоянии задолженности РФ перед зарубежными кредиторами и о графиках выплат внешнего долга РФ.
Кому должна Россия? Внешний долг по годам
Минфин сообщил – внешний долг РФ сократился после перекрытия займов Советского Союза. На текущий момент есть только одна задолженность перед Южной Кореей. Согласно договорам, она должна быть погашена до 2025 г.
- Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) на 2019 год 53 954.6 млн. долларов США. .
- Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ) на 1 января 2021 года 54 848.3 млн. долларов США. См. документ Минфина.
- Государственный внешний долг России (в т.ч. обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ) 56 786.0 млн. долларов США на 1 января 2021 года. См. отчет Минфина на 2021 год.
Бюджет 2021–2023: главные цифры
На все существующие нацпроекты в 2021 году собираются потратить более 2,2 триллионов рублей, или больше 10% всех расходов бюджета.
Вот как будут распределены эти деньги по конкретным нацпроектам:
- Демография – 742,5 трлн руб.
- Здравоохранение – 243,2 трлн руб.
- Образование – 171,6 трлн руб.
- Жилье и городская среда – 102,6 трлн руб.
- Экология – 108 трлн руб.
- Безопасные и качественные автомобильные дороги – 117,4 трлн руб.
- Производительность труда и поддержка занятости – 6,4 трлн руб.
- Наука – 54,9 трлн руб.
- Цифровая экономика РФ – 150,2 трлн руб.
- Культура – 21,7 трлн руб.
- Малое и среднее предпринимательство – 56,3 трлн руб.
- Международная кооперация и экспорт – 97,5 трлн руб.
- Модернизация и расширение магистральной инфраструктуры – 373,4 трлн руб.
Более подробно изучить проект федерального бюджета России на 2021 год можно на официальном сайте Госдумы. Документ выложен здесь. Основная информация по планируемым доходам и расходам казны есть в пояснительной записке (скачать).
Оригинал статьи на нашем сайте
Правило действует в том случае, когда фактическая стоимость баррель превышает запланированную.Профицит впечатляет, потому что правительство заложило рекордные суммы доходов и расходов:
- Доходная часть – 19,969 триллионов рублей.Расходная часть – 18 триллионов рублей.
Исходя из указанных цифр, бюджет государства будет профицитным. Профицит предполагается в размере 1,9 триллионов или 1,8% ВВП.Профицит – это увеличение объемов ФНБ.
По прогнозам Минфина, в начале следующего года его объем достигнет 3,818 триллионов.
Основной источник накоплений при профиците – выручка от экспорта энергоносителей.Валютный курс и инфляцияРазработчики главного финансового документа заложили валютный курс, равный 66,9 рублям за 1 доллар, на предстоящий год.Рост ВВП также ожидается, он составит ориентировочно 2,2 %. Цена нефти, запланированная в следующем году, обозначена на уровне $63,4 за баррель.Инфляция предполагается на уровне 4,3%. Причем, 4% – ежегодный показатель на весь трехгодичный плановый период.
У Центрального банка РФ иное мнение: по прогнозам его аналитиков, уровень инфляции будет выше.Национальные проектыВсесторонняя поддержка национальных проектов, включая финансовую – одна из приоритетных задач, которые обозначил Владимир Путин.
Андрей Макаров, возглавляющий бюджетный комитет в Государственной думе, уверен, что ее удалось реализовать.Общая сумма финансирования национальных проектов составит 5,693 трлн.
рублей, из которых:
- на демографические проекты запланировано – 1,588 трлн.;на здравоохранение – 698 млрд.;на усовершенствование и развитие системы образования – 362 млрд.;на жилищные проекты и создание комфортной городской среды – 318 млрд.;на экологию – 278 млрд.
Доходная частьСоставители документа запланировали следующие источники наполнения доходной части (суммы указаны в миллиардах рублей):
- НДС – 3558,7;таможенные поступления – 1837,2;акцизные
Профицит бюджета в 2021 году уменьшится по сравнению с показателями, утвержденными законом о бюджете, и составит чуть выше 1,88 триллиона рублей, или 1,7 процента к ВВП (это обусловлено снижением поступления нефтегазовых доходов).Минфин объясняет поправки в основном сложившейся в январе-апреле динамикой сырьевого рынка и валютного курса.
Параметры оборонных бюджетов России, Китая, США и НАТО
Курсы колеблются, реагируя на множество событий. Одним из ключевых факторов, способных повлиять на заложенное в бюджете соотношение рубля и доллара, является цена на нефть. Текущий курс, прогнозируемый Минэкономразвития, отталкивается от стоимости барреля Urals на уровне 45-47 долл. в следующие 3 года.
Скандалы также играют свою роль на денежном рынке. Сейчас, по оценкам «Интерфакс-ЦЭА», по курсу рубля бьют ситуация с Алексеем Навальным и новости об отношениях президентов России и Белоруссии. Но, хотя резонансные события могут отразиться на показателях, основное влияние оказывают экономические факторы.
В летних сценариях важное значение отводилось уровню безработицы. Аналитики Металлинвестбанка не исключали вероятности его увеличения до 10%. Такой скачок, вызванный удешевлением энергоносителей, приведет к повышению курса доллара до 100 руб. в 2021-м.
Что касается конкретных цифр, ситуация не обнадёживает, поскольку соотношение распределяется следующим образом:
- прибыль – 18,8 трлн. «деревянных»;
- издержки – 21,52 единицы национальных дензнаков РФ.
Выходит, что будущий бюджет – планово дефицитный. Ведь совокупность расходов на 2,75 трлн. рублей меньше потенциальных доходов. Отметим, что, несмотря на такой расклад, чиновники не будут кардинальным образом изменять состав соответствующей легитимной корректировки.
Рассмотрим источники финансирования, призванные покрыть дефицит бюджета России на 2021 год:
- резервы внутри государства, которые будут равны 2,74 трлн. – большей части недостающей суммы. Средства представляют собой государственные облигации;
- Фонд национального благосостояния, готовый выделить 95 млрд. единиц национальных дензнаков РФ;
- взятие долга из-за рубежа путём выпуска государственных облигаций и проведения кредитных сделок.
Повышение трат вызвано ослаблением позиций национальных банкнот в обменных пунктах. Компенсация проседания рубля выражается в росте военного бюджета России на 444,5 млн. «деревянных».
Другая причина увеличения поступлений – новые расходы на модернизацию материально-технической базы. Ведь за четыре года, прошедшие с момента массовой закупки, военные аппараты устарели. Реставрация техники вкупе с тратами на топливо вызвала повышение средств в рамках соответствующей статьи на 5 млрд. р. На протяжении следующих двух лет ожидается поднятие выплат из казны на 35 млрд. «деревянных».
С «Национальной безопасностью» тесно связана участь Росгвардии. Ведь статья предполагает финансирование расходов указанной организации. Пояснительная записка документа, распределяющего государственные сбережения, гласит о планомерном повышении жалований.
Общая сумма расходов на нужды сотрудников МВД и Росгвардии составит 28 млрд. единиц национальных дензнаков РФ. Точные цифры на ближайшую двухлетку представлены ниже:
- 2021 год – 14,1366 млрд. р.;
- 2022 год – 14,702 млрд. «деревянных».
Подготовленный план расходов предполагает планомерное увеличение стоимости доллара в обменниках. Прогнозы среднегодового курса валют от правительства на ближайшую трёхлетку:
- 2021 год – 72,4 «деревянных» за 1 доллар;
- 2022 год – 73,1 рубля за 1 USD;
- 2023 год – 73,8 рубля за 1 доллар.
Напоследок акцентируем внимание на главенствующей роли нефти в формировании бюджета России на 2021 год. В долларах ценность барреля полезного ископаемого составит около 45-47,5 единиц на протяжении 2021-2023 годов.
Проект госбюджета предполагает рациональное решение антикризисных задач и реализацию долгосрочных национальных интересов. Экономическая политика направлена на смягчение последствий кризиса и на продолжение структурной модернизации. Вместе с этим она предполагает также и меры бюджетной консолидации на фоне ожидаемого падения доходов.
2021 год станет переломным моментом для российской экономики – доходы вряд ли станут такими, какие были до кризиса, а расходы будут только увеличиваться. В дальнейшем предполагается осторожное отношение к наращиванию бюджетных расходов: нужно учитывать, что в трудные времена важен не объем финансовых поступлений, а их эффективность. Собственно говоря, по этой причине и был подготовлен дефицитный проект.