Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бюджет ПФР принят в III чтении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Помимо незначительного изменения в ставках, в 2023 году кардинально изменится порядок уплаты страховых отчислений. Это связано не только с объединением фондов, но и с обязательным для всех налогоплательщиков переходом на систему Единого налогового счета.
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
Подведём краткие итоги по объединению внебюджетных фондов.
- С 2023 года фонды ПФР и ФСС объединяются в единый Социальный Фонд России. Это структурная реорганизация, но её должны учитывать все организации и индивидуальные предприниматели.
- Из-за объединения фондов вводятся новые отчётные формы и сроки перечисления страховых взносов за работников. Исключение — взносы на профзаболевания и травматизм, их администрирование будет происходить в прежнем порядке, в соответствии с законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
- Платежи за разные виды страхования работников (пенсионные, медицинские, социальные ВНиМ) будут входить в единый тариф взносов. При этом принцип расчёта не изменится: до достижения предельной базы работодатели будут перечислять 30% от выплат работникам, а после достижения — 15,1%.
- Вместо разных баз для исчисления страховых взносов (на пенсионное и социальное страхование) устанавливается единая база. В 2023 год её размер составит 1 917 000 рублей.
- Для работодателей из категории субъектов МСП ничего не изменится, новая единая предельная база для расчёта взносов в отношении них не применяется. Как и прежде, они будут платить 30% с выплат в пределах МРОТ и 15% с суммы свыше минимальной зарплаты.
Как изменятся страховые взносы
Начиная с 2023 года перечисление всех бюджетных платежей будет производиться по единому реквизиту казначейства на налоговый счет организации или ИП, и с него автоматически распределяться по разным ведомствам.
Подробнее рассмотрим начисление и уплату страховых взносов.
Пожалуй, самая трепетная часть статистики Пенсионного фонда РФ за 2021 год касается повышения пенсий:
- индексация страховых пенсий – на 5,8%;
- индексация пенсий по гособеспечению – 1,5%;
- инвестиционная доходность пенсионных накоплений по расширенному портфелю Внешэкономбанка – 8,8%;
- инвестиционная доходность пенсионных накоплений по портфелю государственных ценных бумаг Внешэкономбанка – 11,2%;
- инвестиционная доходность пенсионных накоплений по совокупному инвестпортфелю частных УК – 10,8%;
- индексация социальной ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) – 5,4%;
- инфляция за 2021 год – 2,5%;
- инфляция за 2021 год – 5,4%.
Классификация доходов по периодам
Размеры страховых взносов в бюджет ПФР в период с 2010 по 2017 отражены в таблице ниже:
Год | Бюджет (трлн рублей) |
2010 | 1,9 |
2011 | 2,8 |
2012 | 3,0 |
2013 | 3,46 |
2014 | 3,69 |
2015 | 3,86 |
2016 | 4,13 |
2017 | 4,42 |
В данной статистической выкладке можно отметить чрезвычайно низкий сбор страховых взносов в 2010 году (всего 41% от общего бюджета). Все дело в том, что до 2010 года включительно действовал старый тариф страховых взносов от работодателей, установленный на уровне в 20%. Собираемых таким образом средств явно не хватало, что вылилось в дефицит бюджета ПФР (превышение расходов над доходами) почти в 1,3 триллиона рублей. Из-за этого упомянутый тариф в 2011 году подняли до 26%.
Объемы бюджетных средств в период с 2010 по 2021 представлены в таблице ниже:
Год | Бюджет (трлн рублей) |
2010 | 2,64 |
2011 | 2,4 |
2012 | 2,8 |
2013 | 2,84 |
2014 | 2,41 |
2015 | 3,1 |
2016 | 3,33 |
2017 | 3,34 |
Линейного роста доходов, как в таблице выше, здесь нет, поскольку размер бюджетных дотаций в каждом из периодов целиком зависел от общего состояния экономики в государстве. Если удавалось найти средства для повышения пенсий, то проводилась их валоризация (переоценка) и индексация, и размер отчислений в бюджет ПФР соответственно увеличивался. В противном же случае сумма вливаний оставалась на прежнем уровне (как в 2013 и в 2017) либо вовсе уменьшалась (2011, 2014).
Как объединение ПФР и ФСС в 2023 году повлияет на отчётность
Действующие формы отчётности по страховым взносам будут заменены всего двумя формами. Какими — смотрите в таблице.
Отчётность в 2022 году | Отчётность с 2023 года |
---|---|
|
|
Как платить страховые взносы по общим тарифам с 2023 года
Законом № 239-ФЗ изменен порядок применения общих тарифов для исчисления и уплаты взносов, а также изменены сами тарифы. Предусматривается установление и единого тарифа для всех видов взносов. Согласно новой редакции статьи 425 НК РФ, взносы (на ОПС, ОМС, ОСС на ВНиМ) по общим тарифам необходимо рассчитывать с выплат (п. 10 ст. 2 Закона № 239-ФЗ):
-
не превышающих единую предельную величину базы — по тарифу 30 %;
-
превышающих единую предельную величину базы — по тарифу 15,1 %.
Отдельные тарифы страховых взносов установлены поправками для тех страхователей, которые производят выплаты следующим категориям физлиц (п. 10 ст. 2 Закона № 239-ФЗ): прокурорам, сотрудникам Следственного комитета РФ, судьям федеральных судов, мировым судьям. Взносами на ОПС выплаты названным категориям граждан не облагаются. Тариф взносов на ОМС составляет 5,1 %. Тарифы взносов на ОСС на ВНиМ следующие:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, — 2,9 %;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, — 0 %.
Индексация пенсий в 2023 году работающим пенсионерам на сколько процентов в России. Последние новости на сегодня
ПФР и ФСС в новом году объединят в один Соцфонд России, что обещает изменить прежний уровень государственной поддержки. Пенсия работающих пенсионеров в 2023 году остается прежней. Новый Соцфонд будет ориентироваться на другие категории нуждающихся в первое время работы. Положительные изменения для граждан пенсионного возраста, которые все еще трудоустроены, предвидятся, если слухи и аналитика окажутся правдой.
Стало известно, что в начале 2023 года у многих работающих пенсионеров вырастут доходы. Причем, касается это и неработающих людей. Так, сколько будут получать пенсионеры и что для этого нужно делать?
Соответствующий законопроект был принят Государственной Думой. Благодаря ему МРОТ в начале 2023 года вырастет до суммы 16242 рубля. Данное повышение коснется многих пенсионеров: работающих и неработающих. Такое решение назревало давно. Ведь тем людям, которые работают на пенсии, индексация выплат не проводилась уже много лет. И хотя вопрос регулярно поднимался, только сейчас власти пошли навстречу гражданам. Проблема также связана и с тем, что работодатели часто платят пенсионерам меньше, тем более молодым сотрудникам. Во многом это связано с тем, что пенсионеры больше работают не по специальности, так как пытаются просто устроиться хоть куда-нибудь. Особенно остро данный вопрос стоит в деревнях и небольших городах, где с работой вообще все намного сложнее.
В результате многие работающие пожилые люди смогут повысить уровень своего дохода. Благодаря повышению МРОТ зарплата вырастет в среднем до 16242 рублей. Своим мнением по поводу данного изменения поделились специалисты крупных юридических компаний. Они сошлись в том, что данное повышение должно было произойти, так как часто пенсионеры работают за зарплату, которая не превышает размера МРОТ. В результате их доход в течении несколько лет их доходы не растут, а расходы увеличиваются.
Неработающих пенсионеров тоже коснулось последнее изменение. Однако у них рост доходов будет не настолько большой – всего на 4,8 процента. Зато благодаря этому размер средней пенсии будет составлять почти 22 тысячи рублей. При этом, пенсии у них все равно выше, так как для неработающих пенсионеров ежегодно проводятся индексации. Отдельно стоит отметить 2022 год, за который была проведена не только стандартная индексация 1 января, но и внеплановая 1 июня.
Как итог, в течение года размер страховых пенсий вырос на 15%, что больше планируемой инфляции. Работающие пенсионеры могут официально уволиться с работы, дождаться перерасчета и трудоустроиться снова. В любом случае, стоит отметить, что данная инициатива позволит многим пенсионерам сохранить свой экономический уровень на фоне роста цен.
Бюджет Пенсионного фонда РФ (ПФР)
Основными источниками формирования бюджета Пенсионного Фонда России (ПФР) являются поступающие средства в виде страховых взносов и межбюджетных трансфертов из государственного бюджета.
Закон о бюджете ПФ, являясь нормативным актом федерального уровня, поступает в Правительство РФ от страховщика, после чего вносится на рассмотрение Государственной Думы и, пройдя процедуру одобрения Советом Федерации, подписывается Президентом и принимается к исполнению.
- В связи с экономическим кризисом и связанным с ним падением фонда оплаты труда, которое продолжается в настоящее время, а также сокращением количества рабочих мест дефицит бюджета ПФР продолжает увеличиваться.
- Причем, конкретные цифры дефицита разнятся в изложении Минтруда, Пенсионного Фонда и заявлениях его главы А. Дроздова.
Но, несмотря на проблемы с наполнением бюджета, на следующий год запланировано проведение индексации пенсий на уровень инфляции. Такие же меры по повышению пенсионных выплат содержаться в проектах на 2018 и 2022 годы.
Согласно заявлениям, сделанным руководителем ПФР А. Дроздовым, в ближайшие три года индексирование пенсий будет производиться только на уровень роста потребительских цен. Апрельской дополнительной индексации, которая ранее проводилась в зависимости от доходов ПФР, может не быть по причине растущего бюджетного дефицита.
Президент Казахстана предложил реформировать политическую модель страны
С 1 января 2022 года вступили в силу изменения, которые освобождают пенсионеров, признанных банкротами, от удержаний части долга из пенсии. Речь идет о ситуациях, когда пенсионеры берут кредиты, а потом оказываются не в состоянии их выплачивать.
Ранее по судебным листам могли производиться удержания из пенсии, после принятия новых правил такая практика будет прекращена.
В конце прошлого года Госдума приняла закон о сохранении ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии (сроке дожития) в 2022 году на прежнем уровне — 264 месяца. В 2020 году он составлял 258 месяцев. Период выплаты накопительной пенсии определяется на основании статистических данных о продолжительности жизни мужчин и женщин в возрасте 60 и 55 лет.
Дальнейшее изменение этого показателя непредсказуемо, ожидаемый срок дожития устанавливается специальным законом ежегодно.
Ст. 425 НК РФ устанавливает базовые тарифы страхвзносов, которые в 2022 г. останутся на прежнем уровне. Суммированно отчисления на страховые взносы — 30 процентов в общем случае. Кроме того, для расчета «пенсионных» страхвзносов и взносов на соцстрахование по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ) ежегодно устанавливается размер предельной облагаемой базы. С дохода каждого застрахованного лица, превышающего эти лимиты, взносы начисляются по более низким тарифам или не начисляются вовсе. На 2022 год утверждены следующих размеры предельных баз по страхвзносам (Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 195):
- на пенсионное страхование – 1 565 000 руб.;
- на соцстрахование (ВНиМ) – 1 032 000 руб.
Для взносов на медстрахование предельная база не устанавливается.
Базовые размеры страховых взносов в 2022 году составляют:
Вид взноса |
Тариф для выплат, не выше предельной базы |
Тариф для выплат сверх предельной базы |
Пенсионное страхование |
22% |
10% |
Соцстрахование (ВНиМ) |
2,9% 1,8% в пользу иностранцев (кроме высококвалифицированных специалистов) |
Не начисляется |
Медстрахование |
5,1% (предельная база не устанавливается) |
Продолжает действовать сниженный вдвое совокупный тариф страхвзносов для субъектов МСП (внесенных в Единый реестр МСП) – не 30, а 15 процентов (закон № 102-ФЗ от 01.04.2020; пп.17. п. 1 ст. 427 НК РФ). Применяется он ежемесячно, но не ко всей выплате физлицу, а только к той ее части, которая превышает размер действующего федерального МРОТ.
В 2022 году МРОТ установлен на уровне 13 890 руб.
Единое пособие семьям с детьми с 1 января-2022: когда придут последние деньги за детские выплаты в декабре
Последние действующие детские выплаты получат семьи с детьми в декабре-2022. Речь идет о выплатах на детей от 3 до 7 лет, от 8 до 17 лет и пособия для малоимущих беременных женщин, вставших на учет по беременности до 12 недель.
Уже с 1 января 2023 года в России начнет действовать единое социальное пособие для семей с низкими доходами. В зависимости от вида пособия и способа его получения, семьи получат деньги с 3 по 25 декабря.
Размер пособия составит 50, 75 или 100% регионального прожиточного минимума на детей, если выплата назначается на ребенка от 0 до 17 лет. В Новосибирской области этот размер варьируется от 7 281 рубля (50%) до 14 562 рублей (100%) в месяц.
Основные характеристики бюджета ПФР на 2019-2020 годы
Для граждан, выходящих на пенсию в ближайшие 2-3 года, бюджетная система РФ представляет практический интерес. Ведь в документы отражены показатели, влияющие на размер будущих материальных выплат.
Ниже в таблице представлены характеристики по годам (для сравнения приводится 2018 год), применяемые при расчетах на пенсионном калькуляторе.
Параметры | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
Максимальный размер базы для начисления взносов в страховую часть пособий, тыс. руб. | 1021 | 1129 | 1248 |
Фиксированная ставка к страховым дотациям, руб. | 4982,9 | 5334,19 | 5686,25 |
СПК — цена одного ИПК, руб. | 81,49 | 87,24 | 93,00 |
Страховые взносы, как главный источник
Страховой взнос – это установленный в процентном соотношении размер платежа, который по законодательству каждый работник должен уплачивать с фонда заработной платы сотрудника ежемесячно. Именно от этого зависит в будущем размер П. самого гражданина.
Главное изменение – это то, что с 1 января 2020 такие поступления уплачиваются не в сам ПФ, а в налоговые инспекции, которые потом и занимаются распределением таких отчислений между всеми фондами.
Относительно тарифов, то действует следующая система тарификации, которую уплачивают все работодатели, работающие на общей системе налогооблажения.
Тарифы на ПФР и ФОМС:
22% — это основанной тариф, которые начисляется на заработную плату и уплачивается на пенсионное обеспечение;
+10% к 22% устанавливается тогда, когда у работодателя увеличивается сверхустановленного размера база начисления. Так в 2020 году таким предельным размером было 796 тыс.;
5,1% — тариф на общемедицинское обязательное страхование.
Интересный момент: до 2015 всю сумму отчислений необходимо было обязательно определять в рублях и копейках без округлений, сейчас предприятие получило право округлять все платежи до ближайшего целого числа.
Если говорить о тарифах, то также есть список дополнительно установленных тарифов, которые применяются как к отельным категориям работодателей, так и работникам, работающим во вредных условиях труда.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что бюджет ПФ РФ – это сложный план планирования бюджета, который на законодательном уровне закрепляет все статьи доходов и расходов данного фонда. Документ содержит в себе расчеты, показатели, индексы инфляции и т.д., что позволяет спрогнозировать ситуацию на будущее и определить уровень финансирования на текущий период. К сожалению, в последние годы в ПФ наблюдается только дефицит, когда расходы больше доходов, что не позволяет достичь социально желаемого уровня обеспеченности определенных слоев населения.