Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как должны быть оформлены результаты камеральной налоговой проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.
Оформление результатов камеральной налоговой проверки
Если нарушения не выявлены, камеральная проверка автоматически завершается. Никаких сообщений об отсутствии нарушений и окончании проверки налогоплательщик не получает.
Если выявлены нарушения, то:
- в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;
- акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
- налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
- в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Как оспорить результат проверки
Если в ходе проведения камеральной проверки инспектор выявляет нарушения, то далее он действует следующим образом:
-
в течение 10 дней готовит акт проверки, где отмечает все выявленные нарушения и замечания;
-
после этого в течение 5 рабочих дней отправляет акт налогоплательщику.
В случае согласия с замечаниями, налогоплательщик должен устранить нарушения, уплатить пени, штрафы, недоимку. В противном случае в течение месяца можно подать возражение. У руководителя ИФНС будет 10 рабочих дней для того, чтобы рассмотреть документ и принять решение:
-
привлечь налогоплательщика к ответственности, согласившись с тем, что инспектор не допустил нарушений, сделал правильные замечания и выявил серьезные нарушения;
-
освободить налогоплательщика от ответственности, признав акт проверки недействительным.
Как проводится камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.
Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.
Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.
Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.
По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.
Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.
Отличия между камеральной и выездной налоговыми проверками
Особенности и порядок проведения камеральной налоговой проверки регламентируется статьей 88 Налогового кодекса РФ. Ею предусмотрено правовое регулирование камеральной налоговой проверки, а местом для реализации считается расположение контролирующей инстанции, а не организации, как в случае с выездной проверкой. Такое положение не отменяет возможности проверяющих по обследованию территории или помещения с целью выяснения дополнительной информации об организации.
Объектом камеральной проверки служат отчеты (налоговые декларации), документы контрагента, предоставляемые согласно требованию контролирующей инспекции, остальная документация о деятельности проверяемого субъекта, которой располагает инспектирующая инстанция.
После автоматической сверки следует углубленная камеральная проверка, сопровождающаяся мероприятиями, назначенными специальным отделом, отвечающим за КНП.
Срок проведения проверки
Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца. Если в ходе проведения проверки налоговики находят ошибки или несоответствия, налогоплательщику направляется требование с просьбой предоставить документы, пояснения по фактам нарушений и уточненную декларацию или расчет.
На предоставление пояснений и уточнений налогоплательщику дается 5 дней. Если в течение этого срока налогоплательщик самостоятельно не исправил ошибки или не предоставил требуемые пояснения, он будет оштрафован.
С первого января 2017 года штраф по данному нарушению составляет 5 тыс. рублей, при повторном аналогичном нарушении в течение календарного года штраф будет составлять 20 тыс. рублей.
Пояснения, связанные с декларациями по НДС, предоставляются только в электронном виде, через оператора электронного документооборота.
Актом камеральной налоговой проверки оформляются результаты
Если в результате мероприятий выяснится, что компания нарушала действующее законодательство, а именно:
- Не уплачивала налоги;
- Занижала расходы;
- Необоснованно оформляла вычет;
- Несвоевременно предоставляла декларации и так далее.
Во всех этих случаях будет составлен акт проверки. На его составление отводится десять рабочих дней, подписывается он всеми проверяющими, а также тем человеком или представителем компании, в отношении которой осуществлялась проверка.
Акт содержит такие данные:
- Дату и нумерацию;
- Указание должностей и инициалов специалистов, которые осуществляли проверку;
- Наименование компании, которую проверяли;
- Дату начала и окончания проверки;
- Перечень всех мероприятий, которые проводились;
- Все выявленные правонарушения или ошибки;
- Итоги проверки;
- Рекомендации по устранению всех нарушений;
- Мера ответственности для виновных лиц.
В статье мы разобрали оформление результатов налоговых проверок. Виды налоговых проверок, при которых составляется акт, — камеральные и выездные.
Подробно рассмотрим случай, когда проверяемое лицо (или его законный представитель) уклоняется от получения акта с результатами данного мероприятия.
Во-первых, это должно отразиться записью в данном документе. Во-вторых, акт все равно должны направить адресату. В таком случае документ отправляют заказным письмом по местонахождению проверяемой организации (или ее филиала, подразделения), по месту жительства проверяемого физического лица.
При выборе такого метода датой вручения акта проверки адресату считается шестой день с момента отправления налогового документа по почте.
Результаты камеральной налоговой проверки
Оформление результатов камеральной налоговой проверки зависит от того, были ли выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями, или контролерами было обнаружено налоговое правонарушение. В установленный срок инспекторы в праве потребовать от налогоплательщика внесения исправлений для устранения выявленных ошибок и противоречий.
В случаях, когда налоговиками выявлено налоговое правонарушение, например, неуплата или неполная уплата налога вследствие занижения налоговой базы, организация заплатит штрафы, предусмотренные статьей 122 НК РФ.
Материалы проверки, в ходе которой установлено налоговое правонарушение, рассматривает руководитель налогового органа или его заместитель.
Он выносит одно из следующих решений:
- о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;
- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Решение должно быть вынесено не позднее последнего дня срока, установленного для проведения проверки. Иными словами, не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Камеральные и выездные налоговые проверки: отличия
Существует два типа налоговых проверок – камеральные и выездные. В отличие от камеральных проверок выездные проводятся на основании 89 статьи Налогового Кодекса. В чем же состоят их основные отличия?
Камеральные проверки проводятся на основании 88 статьи НК РФ, как это уже говорилось выше. Ими занимается отдел камеральных проверок ФНС. Проводятся они на основании каждого сданного отчетного документа или декларации. При этом о данной процедуре не информируется сам налогоплательщик, не требуется специальное разрешение руководителя инспекции. Срок проведения процедуры составляет 3 месяца, в течение 5 дней по запросу налоговой инспекции могут быть внесены изменения в декларацию. Акт о проверке составляется только в случае выявления нарушений.
Выездные проверки проводятся выборочно в течение разных отчетных периодов и по различным видам налогов. Место проведения процедуры – либо на территории налогоплательщика, либо по его желанию в отделении ФНС. Для запуска процедуры необходимо разрешение руководителя налоговой инспекции. О проведении проверки должен быть уведомлен сам налогоплательщик. Срок проверки может составлять от 2 до 6 месяцев, а периодичность – не более 2 раз в год. В день окончания процедуры налогоплательщику выдается справка о проведенных мероприятиях, составляется акт и выносится решение независимо от того, были выявлены нарушения или нет.
При обнаружении в декларации ошибок и неточностей инспектор службы обязан проинформировать об этом налогоплательщика в трехдневный период. Также инспектор потребует внести некоторые изменения и в документы. Срок внесения изменений составляет не больше 5 рабочих дней. Это относится к ситуациям, когда ошибки в декларации стали причиной недоплаты налогов.
При выявлении факта недоплаты инспектор выносит решение в 10-дневный период о привлечении организации или предпринимателя к ответственности. Дополнительно налоговой инспекции дается 10 дней на отправление уведомлений об уплате штрафов, пени, внесении изменений в документы.
В налоговом законодательстве имеются некоторые расхождения, касающиеся вопросов составления акта. Высший суд Российской Федерации придерживается позиции, что в этом нет прямой необходимости. Арбитражные же суды считают, что решение камеральной налоговой проверки должно быть оформлено документально, иначе нарушаются права налогоплательщиков. Поэтому с оплатой штрафов можно не спешить, если акт не был составлен.
Ошибки при сдаче отчетности
Нередко налогоплательщики совершают ошибки при сдаче отчетности в налоговую службу. Ошибки могут быть общими и специфическими по отношению к каждому виду отчетности.
Общие ошибки:
- Указание неправильного отчетного периода или места предоставления отчетности. Это связано с тем, что период и место предоставления отчетности указываются кодом, который может отличаться для каждого вида.
Например декларация по НДС и налогу на прибыль имеет одинаковый код первого квартала — 21. При этом подача декларации за полугодие в декларации по НДС сопровождается кодом 22 — второй квартал, а декларация на прибыль — 31,т.е. полугодие; - Несвоевременная доплата налогов и пени при подаче уточненной декларации, которая грозит штрафом.
К специфическим ошибкам можно отнести следующие:
- При составлении декларации по НДС совершаются ошибки в указании номера счета-фактуры, данных контрагента, неправильно пишут код вида операции;
- При оплате ежемесячных или ежеквартальных налогов совершаются ошибки в строках 210-230 и 290-310 на листе 02;
- Также нередко совершаются ошибки при подаче декларации 6-НДФЛ. Часто ошибочно указываются доходы физлиц, которые не облагаются налогами. Также в строке 070 прописывают начисленные, но ещё не подлежащие удержанию налоги.
Когда камеральную проверку проводить нельзя?
На практике бывают ситуации, когда инспектора ФНС все же превышают свои полномочия в части права провести камералку.
Так может быть, если нет основания для проведения именно этого вида проверки. Пример – не сданная вовремя декларация юрлица. В данном случае инспектор не имеет основания для начала камеральной проверки – сданной декларации или расчета. Он вправе провести другие мероприятия налогового контроля (например, заблокировать счета), но не камералку.
Подтверждают это Минфин и арбитражные суды (Письмо Минфина от 05.05.2010 N 03-02-08/28, Постановления Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 N 2662/07, от 26.06.2007 N 1580/07, ФАС Поволжского округа от 11.09.2009 N А65-1368/2009).
Из правила есть пара исключений. О том, что касается деклараций физлиц, мы уже рассказали выше. Второе – это когда декларацию или налоговый расчет не подало вовремя иностранное юрлицо, подлежащее постановке на учет как оказывающее услуги в электронной форме на территории РФ или иностранное юрлицо – посредник, признаваемый налоговым агентом. В последних случаях налоговая может провести камералку по имеющимся у нее данным о таком иностранном юрлице.
Может ли быть повторная камералка?
Иногда налогоплательщики получают от налогового органа два акта по одному и тому же отчету. Причем, обычно, сумма выявленных нарушений и штрафов по второму акту больше.
Такие действия налоговиков не правомерны. Статьей 88 НК РФ не предусмотрена возможность проводить повторную налоговую проверку. Ограничение действует и в том случае, если первую камералку проводил один налоговый орган, а вторую – другой.
Решение, вынесенное налоговой по результатам не первой камералки, подлежит отмене. Сделать это можно, в том числе, через суд.
Правило о невозможности повторной камеральной проверки работает и в том случае, если плательщик сам просит ее провести. Например, получив отказ в возврате НДС, плательщик может попробовать перевестись в другую ИФНС и там снова инициировать камеральную проверку на возврат налога по той же декларации. Новая ИФНС имеет полное право отказать в таком действии на том основании, что по одному отчетному документу может быть только одна камеральная проверка.
Чем «порадовал» 2021 год?
ЛКН достаточно часто обновляется и как в любом другом сервисе в нем часто происходят изменения, которые мы стараемся отслеживать. Так в 2021 году после подачи налоговой декларации в ЛКН сообщение от налогового органа «Сведения о ходе камеральной налоговой проверки» стали поступать не сразу, как было ранее, а через несколько недель (некоторым пришло даже два сообщения). После получения такого сообщения налогоплательщики посчитали, что проверка декларации окончена. На самом деле, это не так. Статус камеральной проверки можно посмотреть внутри этого сообщения.
О том, что проверка окончена положительно, будет свидетельствовать статус «КНП завершена». Ниже в разделе «Результаты камеральной налоговой проверки декларации» будет указано:
- «сумма вычета подтверждена в полном объеме» для деклараций с заявленными вычетами
- «подтверждена сумма к уплате налога» по декларациям, в которых нужно налог перечислить