Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Досудебный порядок урегулирования налоговых споров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российское налоговое законодательство определяет НС как конфликт между налогоплательщиком и государственным органом. Под налогоплательщиком понимают как отдельного человека, так и организацию, коммерческую и некоммерческую компанию. Нарушение прав при этом может быть реальным или предполагаемым, однако данная категория споров обязательно затрагивает вопросы правильности налоговых расчетов и выплат.
Когда жалобу оставят без рассмотрения
При получении жалобы вышестоящий налоговый орган в пятидневный срок имеет право не принять ее к рассмотрению в части или полном объеме по следующим основаниям:
- Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, а заявление о восстановлении срока не подано;
- Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, но основания, указанные в заявлении о восстановлении срока, не являются уважительными;
- Если жалоба не была подписана заявителем;
- Если в течение срока рассмотрения жалобы, заявитель ее отозвал;
- Если ранее уже предпринималась попытка обжалования заявителем данного акта налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц по этим же основаниям.
Рассмотрение жалобы об урегулировании налоговых споров по существу
Физлица и организации, считающие, что их права нарушены, составляют и направляют жалобу в региональное отделение налоговой службы (вышестоящий налоговый орган) через местное налоговое отделение, которое является стороной спора.
Если акт о привлечении налогоплательщика к ответственности еще не вступил в силу, заявителем подается апелляционная жалоба. Во всех остальных случаях — жалоба.
Налоговый орган, действия и/или акты которого оспариваются, обязан перенаправить документ со всеми сопутствующими материалами в вышестоящее региональное отделение в течение 3-х дней, после поступления такого обращения. В этот же срок заявителю должно быть направлено окончательное решение налоговой службы.
В обращении обязательно указывается:
- ФИО физлица-заявителя и его место проживания (соответственно, если заявителем является юрлицо, указывается его название и местонахождение);
- акт, который оспаривается или суть действия/бездействия налоговиков;
- название налогового органа, который является стороной спора;
- основание для подачи жалобы — суть претензии;
- требования заявителя;
- способ, которым налогоплательщик хочет получить ответ на свое обращение.
Региональное управление налоговой рассматривает обращение по существу и принимает по нему финальное решение не позднее:
- календарного месяца, если это апелляция на акт, привлекающий налогоплательщика к ответственности;
- 15-ти рабочих дней во всех остальных случаях.
- Налоговый кодекс РФ определяет, что урегулирование налоговых споров заканчивается одним из возможных вариантов (статья 140):
- налоговое подразделение отказывает в удовлетворении требований заявителю в силу законодательных норм;
- налоговики признают акт и/или действия должностных лиц неправомерными и подлежащими частичной или полной отмене.
Досудебное урегулирование налоговых споров
До недавнего времени в случае возникновения спорных ситуаций с налоговым органом, налогоплательщики могли обращаться в вышестоящий орган или сразу в суд. Однако, с 2014 года досудебное урегулирование споров является обязательной. Только после этого налогоплательщик может обращаться в суд с жалобой.
Важно! Досудебное урегулирование налоговых споров представляет собой процедуру обжалования действий, бездействий или решений налоговых ведомств путем обращения в вышестоящие структуры.
Обращение в вышестоящий орган возможно путем подачи жалобы на решение ИФНС, на действия представителей ИФНС или апелляционной жалобы. Жалобу следует направить в срок до 1 года с того момента, как официальный документ получил законную силу или с момента, когда лицо узнало о действиях ИФНС, повлекших за собой нарушение прав. Апелляция направляется в срок до 1 месяца с момента вступления решения в силу. То есть, при получении решения, у налогоплательщика есть еще месяц для подачи апелляционной жалобы.
Важно! Жалоба налогоплательщика должна быть адресована вышестоящему органу, однако подается она в филиал, в котором произошел факт нарушения прав налогоплательщика. После этого, в течение 3 дней, сотрудники ИФНС совместно с другими документами по спору передают жалобу в вышестоящий орган.
Преимущества и недостатки досудебного урегулирования
К преимуществам досудебного урегулирования налоговых споров можно отнести следующие:
- на рассмотрение жалоб обычно уходит не более одного месяца;
- процедура обращения в вышестоящий орган с жалобой на налоговый орган является бесплатной услугой, а в случае решения вопроса в судебном порядке часто требуется участие юриста и обязательная оплата госпошлины;
- при рассмотрении спора сохраняется конфиденциальность, а значит налогоплательщику можно не волноваться за свою репутацию;
- ухудшение положения налогоплательщика в случае рассмотрения жалобы уже не произойдет;
- порядок досудебного решения спора не потребует соблюдения налогоплательщиком особых требований;
Важно! Узнать о том, на какой стадии рассмотрения в настоящее время находится жалоба, можно как путем письменного запроса, так и через специальный сервис на сайте налоговой – «Узнать о жалобе».
Среди недостатков досудебного способа урегулирования споров можно выделить следующие:
- отсутствие достаточного количества информации по данному вопросу, что приводит к подаче большого числа заявлений в суды;
- отсутствие доверия со стороны налогоплательщиков к налоговым органам (многие считают, что данный способ приводит только к потере времени, а лучше проблему решить через суд.
Несмотря на то, что налогоплательщики вправе самостоятельно подать жалобу на налоговую и проводить досудебное урегулирование вопроса самостоятельно, нелишним будет обратиться за помощью профессионального юриста. Он поможет грамотно составить жалобу и подготовить доказательную базу. А это позволит решить проблему в короткие сроки без дополнительного обращения в будущем в суд.
Досудебный способ урегулирования
С начала 2009 года законодательно (ст. 148 АПК РФ) действует досудебный вариант урегулирования разногласий между участниками налоговых отношений (плательщиком, налоговым органом, агентом). Без предварительного исполнения указанной обязательной процедуры не допускается обращение с иском в судебные органы (ст. 101 НК РФ).
Административный способ рассмотрения претензий законодательно предусмотрен при несогласии с актами, получаемыми по результатам проверок органов ФНС. Принимаемые решения касаются правонарушений налогового характера, ответственности по ним.
Выводы проверяющих структур ненормативного характера (к примеру, о запрете транзакций по счетам, об отказе возмещения НДС) могут быть оспорены в суде при отсутствии предварительного административного рассмотрения. Допускается вариант направления жалобы в вышестоящий орган и в суд одновременно.
Без досудебного порядка допускается подача иска в суд по следующим актам, выданным налоговыми органами:
- отказам (в использовании вычетов; в перечислении/зачете выплаченной (взысканной) суммы в излишнем размере);
- решениям (об аресте имущества, находящегося в собственности организации; о запрете проведения проводок (операций) по счетам в банках).
Изменения не коснулись порядка предъявления претензий, связанных с обжалованием ряда действий или бездействия со стороны должностных лиц структур ФНС (ст. 101 НК РФ).
Состав налогового нарушения
Под составом налогового нарушения понимается целая совокупность различных признаков, в рамках налогового законодательства, которые позволяют считать, что имеет место именно налогового нарушение со стороны участника налоговых правоотношений.
Совершение налогового правонарушения не всегда влечет ответственность участника налоговых отношений. Например, в случаях, когда при рассмотрении дела, становится известно, что никакого факта нарушения нет. То есть отсутствует состав нарушения и преступления.
Совершение налогового правонарушения еще не является основанием для наступления ответственности.
Например, если плательщику не исполнилось на момент нарушения 16 лет, то привлечь его к ответственности нельзя. Или если в ходе рассмотрения дела, не было найдено никаких доказательств виновности плательщика.
Основная задача налогового органа, который обнаружил правонарушение, заключается в изыскании доказательств вины, в противном случае к плательщику будет нечего предъявить. Поскольку плательщик не обязан доказывать свою невиновность.
Налоговые правонарушения условно по составу делятся на четыре группы: объект и субъект, объективная сторона и субъективная сторона. Объектом всегда являются гражданско-правовые отношения, которые нарушаются в результате совершения налогового преступления.
Так, если плательщик не вносит вовремя плату по налогам и сборам, то нарушаются его правоотношения с государством, поскольку плательщик не исполняет свои обязательства перед ним, не пополняет государственный бюджет.
Субъект налогового правонарушения – это плательщик, который совершил налогового правонарушение. Это может быть, как отдельный плательщик – физическое лицо, так и целая организация, индивидуальный предприниматель, должностное лицо, в результате действия или бездействия которого наступило нарушение со стороны всей организации, которую он представляет.
Объективной стороной в составе налогового правонарушения является то самое действие, которое привело к нарушению. Например, плательщик не уплатил причитающийся ему налог. Действие по неуплате является объективной стороной состава налогового правонарушения.
Под субъективной стороной понимается то, как именно было совершено нарушение. Так, выделяется две субъективные стороны: по неосторожности (в том числе и по незнанию) и осознанное.
Например, если плательщик следовал указаниям, которые в письменном виде дал ему налоговый орган, и эти требования привели к нарушению действующего налогового законодательства, то субъективная сторона состава нарушения является неосознанной.
Преимущества досудебного разрешения налоговых споров
Стоит оценить совокупность всех возможных преимуществ от урегулирования спора с налоговой до обращения в суд, а именно,
- пытаясь разрешить спор в досудебном порядке, лицо не производит уплату госпошлины, а также не несет иных каких-либо судебных расходов;
- оформление жалобы в налоговую является намного проще, нежели оформление жалобы в суд;
- плюс процедуры досудебного урегулирования налоговых споров заключается в скором рассмотрении вашего обращения. Стоит отметить, что принятые в пользу налогоплательщика судебные акты в 100 % случаях подлежат обжалованию сотрудниками налоговых органов как в апелляционном, так и в кассационном порядках. Поэтому судебные процессы тянутся несколькими месяцами. Рассматривается жалоба налоговым органом в более короткие сроки в отличие от суда, а именно, 15 календарных дней или месяц в зависимости от того, какая жалоба подана;
- решение по жалобе исполняется в сжатые сроки, поскольку для налоговых органов такое решение уполномоченного органа, вынесенное на основании НК РФ, является обязательным.
- финансовая сторона состоит в отсутствии трат, неизбежных при судебном разбирательстве: государственная пошлина, транспортные расходы.
Срок на подачу жалобы в рамках досудебного урегулирования
ВНИМАНИЕ: если лицо пропустило срок для подачи жалобы по уважительным причинам, то, подавая жалобу, необходимо одновременно просить восстановить срок для подачи такой жалобы, обосновав надлежащим образом уважительность причин пропуска срока. В ином случае налоговым органом жалоба будет оставлена без рассмотрения.
При рассмотрении заявления в суде, если не имеется оснований для восстановления срока, это будет являться причиной для отказа в удовлетворении заявления налогоплательщика.
В качестве уважительных причин пропуска срока для подачи жалобы могут являться обстоятельства, которые не зависели от заявителя, которые он не мог контролировать. Также имеется судебная практика, когда суды признают пропуск срока уважительным, если он нарушен незначительно, а также, если подобное решение уже оспаривалось ранее.
А в какой же срок должна быть рассмотрена жалоба вышестоящим налоговым органом?
Срок рассмотрения той или иной жалобы зависит от того, какая это жалоба.
Например, если жалоба подана на решение, которое вынесено по итогам налоговой проверки, то срок ее рассмотрения составляет 1 месяц, т.е. в течение месяца со дня получения налоговый орган должен рассмотреть такую жалобу. НО! срок рассмотрения жалобы при определенных обстоятельствах может быть продлен руководителем или его замом еще на один месяц.
По другим жалобам решение должно быть принято в течение 15 рабочих дней. Принятый вышестоящим налоговым органом акт также может быть обжалован в ФНС России в течение 3 месяцев со дня вынесения соответствующего акта.
Виды досудебного разбирательства
Досудебный порядок урегулирования споров бывает обязательным и добровольным. Обязательный порядок – это случаи, в которых стороны в законодательном порядке обязаны перед подачей иска в суд разрешить спор добровольно путем переговоров, выставления претензий и получения ответа на них. При подаче иска в суд результаты переписки крепят к пакету документации. В случае, когда федеральный закон не предусматривает обязательство досудебного урегулирования, оно может прописываться в договоре.
Добровольное урегулирование – это направление претензии по инициативе одной из сторон, которая хочет решить проблему мирным путем без обращения в суд.
Претензионная досудебная работа основана на направлении и составлении претензий с использованием бумаг, которые подтверждают наличие проблемы. Также данный способ урегулирования включает согласительные процедуры в виде проведения переговоров, обжалования решений в вышестоящих инстанциях.
Переговоры проводятся с участием посредника — медиатора. Во время них обсуждают условия примирения, которые устроят обе стороны. Если компромисс достигнут, подписывается соответствующее соглашение.
Медиация (проведение переговоров с участием медиатора) актуальна, если соблюден ряд условий:
- Оппоненты обращаются к медиатору добровольно
- Соблюдается конфиденциальность между медиаторами и сторонами.
- При ведении переговоров и принятии решений обе стороны имеют одинаковые права.
- Медиатор полностью беспристрастен и не относится к заинтересованным лицам.
Если путем переговоров достигнуть согласия не получится, и стороны это понимают, сразу составляется и направляется претензия. Ответы на нее фиксируют, чтобы в дальнейшем подать исковое заявление.
В какую дверь стучать?
В п. 5 Регламента указано, кто и какие жалобы вправе рассматривать в рамках процедуры досудебного урегулирования налоговых споров. Для наглядности приведем таблицу, отражающую положения данной нормы.
Вид жалобы |
Вышестоящее |
Вышестоящий |
На акт ненормативного характера, |
- |
+ |
На действия или бездействие должностных |
+ |
+ |
На действия или бездействие должностных |
- |
+ |
На постановление о привлечении к |
- |
+ |
На постановление о привлечении к |
+ |
+ |
Вышестоящим налоговым органом по отношению к инспекции является управление ФНС соответствующего субъекта РФ. Данный вывод можно сделать из следующих законодательных норм.
В соответствии со ст. 2 Закона о налоговых органах единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов. Кроме этого, ст. 9 Закона о налоговых органах и п. 3 ст. 31 НК РФ предоставляют право вышестоящим налоговым органам отменять решения нижестоящих инспекций в случае их несоответствия законодательству о налогах и сборах. Причем данное право может быть реализовано налоговым органом и при отсутствии жалобы налогоплательщика (п. 4 Письма Минфина России от 16.05.2006 N 03-02-07/1-122).
Если, по мнению налогоплательщика, акт налогового органа, действия или бездействие инспекторов на местах нарушают его права, то жалоба подается в соответствующий вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. п. 1, 2 ст. 139 НК РФ). Срок является пресекательным, то есть по его истечении налогоплательщик теряет право на обжалование.
В случае пропуска указанного срока по уважительной причине налогоплательщик может восстановить его, подав соответствующее заявление в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), однако последнее слово остается за чиновниками.
В Постановлении ФАС ПО от 07.08.2008 N А06-1559/08-19 рассмотрена ситуация, когда арбитры приняли сторону налоговиков и отказали налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, поскольку не нашли оснований для восстановления срока обжалования решения налогового органа.
К сведению: жалобы налогоплательщиков рассматриваются с учетом судебно-арбитражной практики по рассматриваемым вопросам (п. 6.3 Регламента).