Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Памятка для муниципального служащего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Работодатели при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Шесть типичных ошибок в трудовых договорах с муниципальными служащими
Перевод муниципального служащего на иную должность муниципальной службы в том же органе местного самоуправления, либо перевод муниципального служащего на иную должность муниципальной службы в другом органе местного самоуправления, либо перевод муниципального служащего в другую местность вместе с органом местного самоуправления допускается с письменного согласия муниципального служащего.
При разработке формы типового договора муниципалитеты часто допускают перекосы между общими и специальными нормами законодательства. Например, обязательные условия трудового договора с муниципальным служащим соответствуют статье 57 ТК, но не отвечают нормам Закона № 25-ФЗ. Бывает и наоборот: разработчики выполнили требования Закона № 25-ФЗ, но не учли нормы трудового законодательства.
Вопрос: У муниципального служащего меняются название должности и размер оклада. Должностные обязанности остались те же.
Вы можете использовать формулировки из образца, чтобы разработать новую форму или исправить недочеты в той, которую уже применяете.
Трудовой кодекс не ограничивает круг лиц, которые могут быть представителями нанимателя (работодателями).
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.
Муниципальный служащий: особенности перевода
Также я спросила положена ли мне компенсация за отработанное время, последний отпуск был июнь-середина июля, т.е на январь 2013 года я отработала почти пол года.мне сказали что этот вопрос нужно обсудить с бухгалтерией. Но я сразу знаю их ответ: «Денег нет, ничего не ждите».ВажноПеревод работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается также в случаях простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если простой или необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны чрезвычайными обстоятельствами, указанными в части второй настоящей статьи.
При этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника.В конце декабря 2012 года 50% муниципальных работников уведомили о «переводе» (с их слов) с муниципальнойй должности в техническую.Мы все дружным коллективом подписали этот документ.
Глава II. Основы статуса муниципального служащего (ст.ст. 7 — 20.1)
Глава II. Основы статуса муниципального служащего
Статья 7. Муниципальный служащий
1. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
2. Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.
Статья 8. Классификация муниципальных должностей муниципальной службы
1. Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
2. Законами субъекта Российской Федерации устанавливается соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы.
Комментарии к ст. 172 ТК РФ
1. Сводный Перечень государственных должностей Российской Федерации утв. Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 (в ред. от 1 декабря 2008 г.). Он включает следующие должности:
Президент РФ;
Председатель Правительства РФ;
Первый заместитель Председателя Правительства РФ, заместитель Председателя Правительства РФ, Руководитель Аппарата Правительства РФ — заместитель Председателя Правительства РФ, Руководитель Аппарата Правительства РФ — министр РФ;
федеральный министр;
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве);
Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве);
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания;
Первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания;
председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;
член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания;
первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания;
председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;
председатель подкомитета комитета Государственной Думы Федерального Собрания;
член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;
Председатель Конституционного Суда РФ;
заместитель Председателя Конституционного Суда РФ;
судья-секретарь Конституционного Суда РФ;
судья Конституционного Суда РФ;
Председатель Верховного Суда РФ;
первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда РФ;
судья Верховного Суда РФ;
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ;
первый заместитель, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;
судья Высшего Арбитражного Суда РФ;
Генеральный прокурор РФ, первый заместитель Генерального прокурора РФ — Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ;
Секретарь Совета Безопасности РФ;
Уполномоченный по правам человека;
руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта РФ;
Председатель Счетной палаты;
заместитель Председателя Счетной палаты;
аудитор Счетной палаты;
Председатель Центрального банка РФ;
Председатель Центральной избирательной комиссии РФ;
заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии РФ;
секретарь Центральной избирательной комиссии РФ;
член Центральной избирательной комиссии РФ (замещающий должность на постоянной основе);
председатель федерального суда;
заместитель председателя федерального суда;
судья федерального суда;
Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Выборные должности в субъектах РФ определяются в законах, например в Законе Камчатского края от 7 июля 2008 г. N 91 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае».
Выборные лица местного самоуправления — депутаты представительных органов местного самоуправления, члены иных выборных органов местного самоуправления, главы муниципальных образований, иные выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставами муниципальных образований.
Выборное должностное лицо — глава муниципального образования, иное выборное должностное лицо местного самоуправления, избираемое непосредственно гражданами РФ, проживающими на территории муниципального образования.
2. Лица, избранные на выборные должности в государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляют свои полномочия на указанных должностях не по трудовому договору, а в силу акта избрания. При этом работниками, освобожденными от работы вследствие избрания на выборную должность, следует считать тех лиц, которые исполняют свои полномочия на выборной должности в государственном органе, органе местного самоуправления на постоянной (штатной) основе. Правовое положение этих лиц, их права и обязанности определяются не ТК, а специальными законами. Гарантии, предоставляемые указанным лицам в период исполнения ими полномочий по выборной должности, не относятся к предмету трудового законодательства и в данном комментарии не отражены. Однако законами о статусе указанных лиц могут предусматриваться гарантии иного рода, предоставляемые после окончания полномочий по выборной должности и связанные с последующим трудоустройством, вопросами учета периода замещения выборной должности в трудовом стаже и т.д.
Так, ст. 25 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрены гарантии трудовых прав члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, работавшим до избрания (назначения) членом Совета Федерации, избрания депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации.
Реализация этого права члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, прекративших свои полномочия, не означает, что работник, принятый по трудовому договору, заключенному без ограничения срока, на должность, ранее занимаемую указанным выборным лицом, подлежит увольнению. Напротив, этот работник не может быть уволен по п. 2 ст. 83 ТК. Если должность, занимаемая членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы до избрания, окажется после прекращения их полномочий не вакантной, они имеют право претендовать лишь на равноценную должность.
Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу или на службу в течение 6 мес. после прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (ч. 2 ст. 25 названного Закона).
Супругу члена Совета Федерации, супругу депутата Государственной Думы, уволенным в связи с переездом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за ними сохраняются: стаж работы (службы) по специальности; стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе районных коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждения по итогам работы организации за год, на который приходится переезд, а также на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если эти лица на момент переезда занимали должность, работали по специальности либо работали (служили) в местности, которые предусматривают предоставление соответствующей льготы (ч. 5 ст. 25 указанного Закона).
3. Аналогичные гарантии установлены законами субъектов РФ о статусе депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ для депутатов этих органов, осуществляющих свои полномочия на профессиональной (постоянной) основе.
Так, ст. 22 Закона Ленинградской области от 27 декабря 1994 г. N 12-ОЗ «О статусе депутата Законодательного Собрания Ленинградской области» установлены гарантии трудовых прав депутата Законодательного Собрания: по окончании срока его полномочий ему предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия — на другом предприятии, в учреждении, организации. Срок полномочий депутата собрания засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение 3 мес. после прекращения депутатских полномочий.
Наказание, если не сообщить о приеме на работу бывшего госслужащего
С момента приема на работу бывшего госслужащего до момента отправки сообщения по его последнему месту службы должно пройти не более 10 дней. Нарушать этот срок нельзя (п. 4 Правил). Письмо направляется заказным письмом с описью вложения или передается с курьером в секретариат с отметкой о приеме.
Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, это может явиться основанием для привлечения работодателя к ответственности. В соответствии с положениями ст. 5.27 КоАП РФ на юридическое лицо может быть наложен штраф в размере до 50 000 рублей. При повторении такого нарушения сумма штрафа вырастет до 70 000 рублей.
Кроме того, статья 19.29 КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.
Поскольку гражданин, замещавший должности гражданской службы, обязан уведомить об этом работодателя при приеме на работу, невыполнение этой обязанности может освободить работодателя от ответственности за неуведомление о трудоустройстве бывшего госслужащего. Это касается случаев, если в трудовой книжке гражданина нет записи о прохождении им государственной службы.
Срок давности для привлечения работодателя к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ составляет 6 лет. Исчислять срок следует со дня, следующего за днем совершения правонарушения. То есть, определяем день заключения трудового договора с бывшим госслужащим, отсчитываем 10 дней, следующая дата является отправной для расчета срока давности.
Работодатели часто не соблюдают требования законов, призванных бороться с коррупцией, не имея на то злого умысла. Трудовой кодекс содержит нормы, по которым прием на работу граждан, ранее состоявших на государственной и муниципальной службе, имеет особенности. Следовать букве закона в данном случае не очень сложно, но это помогает избежать ответственности за нарушения и высоких штрафных санкций.
Увольнение госслужащего по ходатайству представителя нанимателя
Если инициатором расторжения контракта является не служащий, а представитель нанимателя, необходимо руководствоваться основаниями, указанными в ст. 37 ФЗ №79-ФЗ. Здесь все зависит от конкретной ситуации:
- Когда служащим было допущено однократное грубое нарушение (пребывание на работе в состоянии опьянения, аморальный поступок и т.д.), данный факт должен быть зафиксирован соответствующим актом. Также сюда входят прогулы без уважительных причин.
- Если работник появился в нетрезвом виде, требуется заключение медкомиссии.
- Нельзя расторгнуть контракт без предварительной служебной проверки с целью сбора доказательств вины сотрудника.
- По окончании проверки составляется приказ о прекращении контракта, он отдается на подпись служащему.
Наиболее распространенные ошибки
Ошибка №1. При увольнении сотрудника по сокращению штата необязательно брать с него роспись, достаточно устного уведомления.
Нет, обязательно должно быть составлено письменное уведомление на каждого работника, в противном случае действия работодателя будут признаны незаконными. Пример:
Артемьева О.И. замещала должность начальника методического отдела Департамента спорта. Приказом нанимателя она была уволена по п. 6 ст. 33 ФЗ «О госслужбе», уведомления о сокращении численности штата она не получала. Впоследствии она обжаловала действия руководителя в суде, и суд принял решение о восстановлении работницы по двум основаниям:
- Ей не предлагались вакантные должности.
- Она не была оповещена в письменном виде о сокращении
Ошибка №2. Сотрудника можно уволить за однократный прогул.
Правовой статус муниципальных служащих
Если говорить о понятии муниципального служащего, то в данном случае подразумевают гражданина, который исполняет некий ряд обязанностей, предписанный в нормативно-правовых актах касательно его муниципальной должности в федеральном законодательстве. За выполнение всех своих обязанностей субъект РФ получает денежное вознаграждение, получаемое из средств местного бюджета. Муниципальному служащему присущи следующие признаки:
- гражданство Российской Федерации;
- является дееспособным согласно законам федерации;
- имеет доступ к исполнению всех обязанностей по назначенной должности;
- все обязанности исполняются с помощью средств из местного бюджета.
Сразу стоит уточнить, что муниципальными служащими не являются лица, которые исполняют более технические обязанности, даже если они являются заместителями органов местного самоуправления.
Структура правового статуса муниципального служащего подразумевает строго установленную систему прав и обязанностей, которая была создана российским законодательством. Все внесенные гарантии, ограничения и запреты определяют положение муниципального служащего в зависимости от конкретного уровня общественных отношений и статьи. Из этого следует, что правами муниципального служащего являются все меры возможного поведения ответственного за обеспечения и выполнение всех обязанностей в рамках законодательства федерации.
Список всех основных прав муниципальных работников выглядит следующим образом:
- возможность получения доступа к документам, которые устанавливают права и обязанности кандидата на замещаемой должности. Работник имеет право ознакомиться со всеми критериями касаемо оценивания качества исполняемой работы, а также с другими обязанностями, которые будут от него требоваться по мере продвижения по службе в федерации;
- поддержка всех необходимых технических условий для качественного исполнения своих должностных обязанностей;
- получение определенного денежного вознаграждения в зависимости от уровня сложности и качества выполняемой работы, при этом все положения должны соблюдаться в соотношении с Российским трудовым законодательством (в случае муниципальной должности основными подтверждающим документом является трудовой договор);
- наличие отдыха, который обеспечивается в рамках нормальной продолжительности рабочего дня – здесь подразумеваются выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск; все эти пункты также прописаны в нормативно-правовых актах федерации;
- доступ ко всем материалам и статистике касаемо ситуаций, которые входят в обязанности муниципального служащего и за которую он несет полную юридическую ответственность. В случае необходимости специалист имеет право вносить различные предложения для улучшения уровня детальности органов местного самоуправления или непосредственно муниципальной комиссии.
- доступ к участию на отбор или замещение другого должностного лица в вертикальной иерархии муниципальной службы – это значит возможность повышения квалификации и продвижения по российской карьерной лестнице;
- закрыть доступ к своим персональным данным;
- пользоваться поддержкой профессиональных союзов на территории федерации, чтобы защитить свои социальные права касаемо рабочих или экономических интересов;
- получить доступ к личному делу – уровень и качество работы, отзывы по поводу исполняемых обязательств, другие документы, связанные с его рабочей деятельностью на конкретной рабочей позиции;
- получение пенсионного обеспечения согласно федеральному законодательству.
Очевидно, что со столь внушительным списком прав, должностное лицо облагается и конкретным списком обязательств, которые он должен выполнять во время службы:
- придерживаться основных положений Конституции РФ, федеральных конституционных законов и других нормативно-правовых федеральных актов, которые касаются уставов муниципального образования и порядка выполнения личных рабочих обязанностей;
- придерживаться должностной инструкции во время исполнения должностных обязанностей;
- соблюдать все правила касаемо работы с российскими гражданским лицами или отдельными организациями;
- придерживаться правил внутреннего трудового распорядка федерации в зависимости от вида рабочей организации – каждое предприятие имеет свою должностную инструкцию касаемо каждой группы работников, а также имеет порядок работы со всей информацией касательной общей политики компании;
- соответствовать квалификационному уровню, который требуется от представителям в зависимости от уровня ответственности на занимаемой должности.
- держать в полном секрете все положения и сведения, которые могут оказаться федеральной тайной или конфиденциальной информацией согласно статье федерации. Также запрещено разглашать какую-либо частную информацию, полученную в процессе исполнения своих рабочих обязанностей – это может быть как частная жизнь гражданских лиц, так и факты касаемо работы организации в общем;
- поддерживать качественное состояние государственного имущества, которым может пользоваться муниципальный служащий во время работы;
- своевременное предоставление всей необходимой информации касательно членов своей семьи; изменения должны сразу вноситься в личное дело согласно федеральному законодательству;
- составлять рабочий план согласно всем требованиям российских нормативно-правовых актов, включая список запретов и ограничений, установленных Федеральным законом;
- все уведомления начальство касаемо личной заинтересованности во время должностного исполнения должны быть предоставлены в письменной форме, при этом они должны быть составлены таким образом, чтобы не приводить к конфликту интересов и делать все возможное, чтобы предотвратить возможность возникновения таких ситуаций в будущем.
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ
В отличие от общего положения, согласно которому допускается заключение трудового договора с лицами, достигшими 16 лет, трудовой договор при замещении должности муниципальной службы может быть заключен только с гражданами, достигшими возраста 18 лет. При этом гражданин обязан владеть государственным языком РФ, соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к определенной должности, а также не должно быть обстоятельств, служащих ограничениями для приема на муниципальную службу.
Что включают в себя квалификационные требования и кем они утверждаются?
Квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной (государственной) службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Данные требования устанавливаются принимаемым уполномоченным органом местного самоуправления правовым актом на основе типовых квалификационных требований, которые, в свою очередь, устанавливает закон субъекта РФ.
При подсчете стажа работы по специальности следует обратить внимание на следующую позицию Верховного Суда Российской Федерации: чтобы стаж работы по специальности мог быть включен в стаж, дающий право на замещение должности муниципальной службы, он должен быть выработан именно по специальности, полученной в высшем учебном заведении (определение ВС РФ от 25.06.2010 № 56-В10-2).
Гражданин претендует на замещение должности муниципальной службы, требующей не менее четырех лет муниципальной (государственной) службы или пяти лет работы по специальности. Он имеет высшее образование по специальности «учитель математики» и второе высшее образование по специальности «государственное и муниципальное управление». Три года гражданин работал учителем в школе и пять лет руководил муниципальной организацией, при этом диплом об образовании по второй специальности был получен в тот период, когда гражданин уже в течение одного года являлся руководителем указанной организации. В стаж работы по специальности включаются период работы преподавателем, поскольку в это время гражданин имел соответствующее высшее профессиональное образование, и период работы директором организации, но только с момента получения диплома о втором высшем образовании по специальности «государственное и муниципальное образование». Последний период составил четыре года (пять лет минус один год). Рассматриваемые периоды работы — три и четыре года — суммируются. В результате общий стаж по специальности составил семь лет при требуемых пяти.
При поступлении на муниципальную службу, помимо тех документов, которые должны быть представлены в соответствии с ТК РФ, гражданин предъявляет:
- собственноручно заполненную анкету по форме, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р;
- свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе;
- заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу.
При поступлении гражданина на муниципальную должность, которая включена в перечень, установленный правовым актом РФ, представляются также сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина. Указанные сведения представляются в том же порядке и по такой же форме, которые в субъекте РФ утверждены для государственных гражданских служащих.
Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.
Хотелось бы обратить внимание на допускаемую на практике ошибку, когда в качестве нанимателя для муниципального служащего рассматривается орган местного самоуправления. Следует иметь в виду, что нанимателем для муниципального служащего будет муниципальное образование (городское, сельское поселение, городской округ, муниципальный район), а в отношения с гражданами, поступающими на муниципальную службу, так же как с муниципальными служащими, вступает не муниципальное образование, а его представитель. И он уже осуществляет те же действия, которые совершает работодатель. Однако в ТК РФ термины «наниматель» и «представитель нанимателя» не употребляются. Поэтому, чтобы обеспечить возможность применения положений ТК РФ к муниципальным служащим, Закон № 25-ФЗ использует не просто термин «представитель нанимателя», а дает его расшифровку, указывая «представитель нанимателя (работодатель)». Кто будет исполнять полномочия работодателя в отношении муниципального служащего, определяется в каждом муниципальном образовании самостоятельно.
Как оформить перевод муниципального служащего?
Для проведения конкурса создается конкурсная комиссия.
Вывод:Определите продолжительность отпуска за 1 отработанный месяц, исходя из условий ТД, посчитайте отработанные месяцы до предполагаемой даты начала отпуска. Состав конкурсной комиссии утверждается правовым актом представителя нанимателя. В целях более тщательной оценки качеств участников конкурса председатель конкурсной комиссии вправе привлечь к работе комиссии экспертов с правом совещательного голоса. Общее число членов конкурсной комиссии — 9 человек. Конкурсная комиссия состоит из председателя, секретаря и членов комиссии. При формировании конкурсной комиссии одна треть ее членов назначается по предложению главы муниципального образования. 2.3. Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее состава.
Решение конкурсной комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов. При равенстве голосов решающим является мнение председателя конкурсной комиссии. 2.5.
Как хотят оптимизировать госаппарат?
В 2019 году Минфин запланировал массовое сокращение штатов госслужащих. В ведомстве заявили, что в России насчитывается приблизительно 2,4 млн государственных служащих. Это приблизительно 3,3% от общей численности занятого населения. Сейчас на 10000 человек в России приходится около 148 чиновников, а планируют оставить только 103.
Сокращение должно было проводиться в несколько этапов. Первый шаг в процессе реформирования – это именно массовые увольнения:
- до конца 2020-го предлагали сократить численность сотрудников федеральных органов на 10%, территориальных – на 5%;
- в 2021 показатель сокращения в регионах должен был составить 15%.
Таблица №1. Сокращение госслужащих в цифрах
2400000 государственных служащих в России |
|
до конца 2020 – численность сотрудников федеральных органов хотели сократить на 10%, территориальных – на 5%; | до конца 2021 сокращение в регионах должно было составить 15%. |
сейчас 148 чиновников на 10000 населения |
планируется 103 чиновника на 10000 населения |
Второй этап – структурное усовершенствование и реорганизация государственного аппарата. На этой стадии также будут проводиться сокращения, в первую очередь, за счет укрупнения и преобразования госорганов.
Хотя авторы реформы и отрицают, что главная цель их идеи заключается в экономии, но, тем не менее, применение сэкономленным ресурсам уже найдено.
Порядок сокращения численности или штата работников в учреждении и отражение расходов в учете
Мухин С.Р., Эксперт журнала
Журнал «Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 1/2020
В целях оптимизации расходов бюджетов в казенных учреждениях в госорганах и местных администрациях может проводиться сокращение численности или штата. В статье рассмотрим порядок проведения процедуры и отражения соответствующих расходов.
В большинстве случаев увольнение работников или служащих вызвано реорганизацией учреждения или госоргана.
Реорганизация юридического лица – прекращение или иное изменение его правового положения, влекущее отношения правопреемства. Порядок реорганизации юридического лица закреплен в ст. 57 – 60 ГК РФ.
В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть проведена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Реорганизация осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Эти формы могут сочетаться.
В силу ст.
75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не могут являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения. Вместе с тем увольнение сотрудников все же допускается, если они отказываются работать после реорганизации (ч. 6 ст. 75 ТК РФ). В таком случае трудовой договор перестает действовать в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Кроме того, при реорганизации практически всегда изменяется штатное расписание. В связи с этим реорганизация зачастую сопровождается сокращением численности или штата работников. В штатное расписание могут вводиться новые структурные подразделения, должности, исключаться отдельные должности.
Сокращение штата или численности в казенном учреждении осуществляется:
- в соответствии с положениями ТК РФ – если увольнению подлежат работники, с которыми заключены трудовые договоры;
- в соответствии с Законом № 79-ФЗ[1] – если контракт расторгается с госслужащими.
На муниципальных служащих, увольняемых по сокращению штата или численности, распространяются положения трудового законодательства (см. п. 2 ст. 23 Закона № 25-ФЗ[2]).
Рассмотрим процедуру увольнения работников учреждения и госслужащих по данному основанию и выделим основные положения, которые необходимо знать работодателю (нанимателю).
Глава 10. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА
В связи с этим рассмотрим перевод муниципального служащего в двух случаях – при изменении трудовой функции и (или) структурного подразделения.
Предлагается также закрепить предельный срок отстранения от должности: не более 60 дней со дня принятия решения об урегулировании конфликта интересов или о проведении проверки. Этот срок может быть продлен до 90 дней.
Фактически, такой перевод является иной формой взаимодействия работника и работодателя. Если при переводе на иную работу у того же работодателя происходит изменение трудовых отношений, то при переводе к другому работодателю – их прекращение.
Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является истечение срока действия срочного служебного контракта.
Перевод и перемещение на государственной службе
Гражданский служащий, замещающий должность государственной гражданской службы категории «руководители», может быть уволен с гражданской службы за однократное грубое нарушение своих должностных обязанностей при условии, что допущенный им проступок повлек за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации.
Закона № 25-ФЗ, согласно которому представитель нанимателя может расторгнуть трудовой договор в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. 13, 14, 14.1 и 15 Закона № 25-ФЗ.
В случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. Данный вопрос не урегулирован, и мы полагаем, что если муниципальный служащий был дисквалифицирован, работодатель должен предложить ему другую работу, но уже не относящуюся к муниципальной службе, а если перевод невозможен или служащий не согласен, уволить его следует на основании п. 4 ч. 1 ст. 19 Закона № 25-ФЗ. 5.
Можно ли перевести сотрудника с немуниципальной должности на муниципальную?
Это консультанты.
Если гражданин занимает должность специалиста и одновременно выполняет функции главного бухгалтера или его заместителя, разрешено двойное наименование поста. Сотрудники, зачисляемые в штат, должны обладать соответствующими:
- Опытом и стажем работы.
- Уровнем знаний законодательства РФ, в том числе конституционных положений, норм региональных и иных правовых актов.
- Уровнем профобразования, специализацией.
Замещение вакантной должности муниципальной службы допускается лицом, имеющим:
- Для высших и главных постов – в/о по соответствующей специализации.
Допускается иметь высшее профессиональное образование по направлению «государственное и муниципальное управление».