Как будут доказывать умысел в неуплате налогов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как будут доказывать умысел в неуплате налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Налоговые преступления юридических лиц: законодательная база

Привлечение к ответственности налогоплательщиков, совершивших налоговое преступление, оговорено в четырёх статьях УК РФ. Две из них посвящены преступлениям, связанным непосредственно с неуплатой налогов. Статья 199 УК РФ описывает ответственность юридического лица за уклонение от уплаты налогов. А статья 198 УК РФ – ответственность физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, за аналогичное правонарушение.

Ещё одна статья – 199.1 УК РФ – посвящена преступлениям, совершённым налоговыми агентами. А статья 199.2 УК РФ описывает ответственность, наступающую за сокрытие денег и имущества предпринимателя или организации.

Сегодня мы подробно остановимся на статье 199 УК РФ.

Уголовные преступления

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Признаки умысла неуплаты налогов

Возникает справедливый вопрос: а что такое умышленная неуплата налогов?

ФНС РФ дает ответ: это совокупность действий налогоплательщика, которые направлены на построение искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки).

Самыми главными признаками умышленности являются имитационные. Но, так как при имитации налогоплательщики стремятся сэкономить, то полноценной имитации у них не получается. Например, в схеме «дробления бизнеса» для того, чтобы сохранить право на спецрежим (например, применение ЕНВД по площади торгового зала до 150 кв.м.), производится имитация работы нескольких ИП, ООО на ЕНВД, которые формально продают разный ассортимент товаров.

Признаки уклонения от уплаты налогов

Чем же отличается уклонение от уплаты налогов от неуплаты обязательных платежей без злого умысла? Это очень важный вопрос, поскольку в первом случае речь идет о преступлении, а во втором – об административном правонарушении с намного менее строгими санкциями. Вот основные признаки, которые отличают уклонение от уплаты налогов:

  • в деятельности представителей компании есть конкретные действия, направленные на минимизацию налогообложения – сразу стоит отметить, что сама по себе минимизация налогов не является преступным действием, если выполняется в рамках законодательства (например, налогоплательщик может вполне законно воспользоваться налоговыми льготами, если подпадает под необходимые критерии). Здесь речь идет о таких действиях, которые идут вразрез с требованиями закона: дробление бизнеса с целью снижения налоговой нагрузки, занижение объема прибылей и завышение расходов в отчетности, трудовые договоры и сотрудничество с ИП вместо оформления сотрудников в штат и т.д. При выявлении подобных действий и обнаружении неуплаты части налогов может быть возбуждено уголовное дело;
  • размер недоплаченных налогов превышает установленный размер – уголовное преследование по статье об уклонении от уплаты налогов начинается с определённой суммы, которая составляет 5 млн рублей или свыше 25% от требуемого размера.Ниже этого порога налогоплательщик может быть привлечен только к административной ответственности;
  • налоги не поступили в бюджет по злому умыслу – привлечь юридическое или физическое лицо к ответственности за неуплату налогов можно только в том случае, если обязательные платежи не вносились умышленно. Если удастся доказать, что это произошло из-за ошибки или других неумышленных действий, статья об уклонении от уплаты налогов уже не может быть применена.

При расследовании уголовных дел, связанных с уклонением от уплаты налогов, анализируется много факторов, прежде чем определяется вина конкретных лиц и степень их ответственности.

Налоговые преступления: зарубежные страны и их система

В ряде развитых стран наступает уголовная ответственность за налоговые преступления. Налоговой системой государств предусмотрены штрафы и лишение свободы за уклонение. В Великобритании срок заключения под стражу до 14 лет. Особенностью налоговых нарушений в Германии является то, что они касаются подделки и незаконного использования льгот. Тюремное заключение составляет 5 лет.

Налоговые преступления в США караются не только исходя из федеральных законов, но и региональных. Так, налоги удерживаются в пользу государства и отдельного штата налогоплательщика. Практикуются смягчающие обстоятельства при правонарушении: незнание закона, хорошая репутация гражданина, психическое заболевание, давление бухгалтера или советника. Активное сотрудничество и обещание полностью погасить долг также снимет ответственность с нарушителя.

Читайте также:  Налоговая амнистия для малого бизнеса в 2023 году

Уклонение от уплаты налогов физическими лицами и фирмами может реализоваться с помощью разных незаконных схем. Все такие схемы хорошо известны сотрудникам ФНС, поэтому во время проверки налогоплательщиков они часто выявляют разные несоответствия.

К наиболее распространенным схемам относится:

  • открытие фирм-однодневок, куда перечисляются средства за разные услуги, которые фактически не оказываются, после чего деньги снимаются со счета, а компания закрывается;
  • регистрация ИП на лиц, которые вводятся в заблуждение или не осознают последствия своих действий;
  • привлечение мелких кредитных организаций для незаконного обналичивания денег;
  • перевод средств на счета, открытые на физлиц, например, человек в банке открывает вклад, куда перечисляются деньги компанией, после чего гражданин закрывает вклад, снимая все средства;
  • использование маткапитала в процессе покупки квартиры, которая далее переоборудуется в коммерческую недвижимость, используемую для получения дохода;
  • заключение фиктивных сделок, на основании которых покупаются или продаются объекты недвижимости.

Все вышеуказанные действия являются противозаконными, поэтому нарушители привлекаются к ответственности.

Особенности для физлиц

Уклонение от налогов фиксируется не только со стороны разных компаний, но и физических лиц. Граждане часто просто не желают уплачивать транспортный, имущественный и земельный налог. Поэтому учитываются следующие нюансы:

  • расчет налогов производится непосредственными налоговыми инспекторами, после чего граждане получают только готовые для оплаты квитанции;
  • расчет основывается на стоимости имеющегося имущества, представленного недвижимостью или участком земли;
  • при определении транспортного налога применяется мощность данного автомобиля;
  • за счет таких правил укрыть свое имущество или доходы довольно сложно;
  • обычно нарушения фиксируются, если гражданин покупает какое-либо имущество, но не регистрирует его в Росреестре или ГИБДД;
  • но за счет таких действий существует вероятность, что человек может лишиться купленных ценностей.

Если гражданами не уплачиваются своевременно штрафы, то им придется уплачивать штраф от 20 до 40% в зависимости от того, является ли нарушение намеренным или нет. Дополнительно начисляется пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Поэтому для граждан целесообразно отказаться от уклонения от уплаты налогов. С физических лиц взимаются не слишком крупные штрафы, но они могут ухудшить финансовое состояние любого человека.

Срок исковой давности

Данный период зависит от тяжести правонарушения или преступления, поэтому учитываются следующие правила:

  • по УК привлекать нарушителей к ответственности можно в течение трех лет, причем срок начинается с момента окончания конкретного налогового периода, в котором было совершено преступление;
  • возможность для проведения налоговой проверки имеется только на протяжении трех лет, хотя этот период может быть продлен при наличии уважительных причин или затягивании дела со стороны налогоплательщика;
  • если не выполняются требования налоговой службы по уплате налога или передаче декларации, то начислить штраф ФНС может только в течение двух месяцев, а обратиться в суд для принудительного взыскания в течение полугода.

Наказание за уклонение от уплаты налогов считается существенным как для компаний, так и для частных лиц, поэтому все налогоплательщики должны ответственно относиться к своим основным налоговым обязательствам.

Внимание на срок давности по налоговым преступлениям!

По данным ВС РФ почти 40 % «налоговых» уголовных дел в 2018 году были прекращены по следующим основаниям:

  1. На основании ст. 28.1 УПК РФ, согласно которой суд, а также следователь прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налоговых преступлений, в случае, если до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме (недоимка, штрафы, пени).

  2. На основании ст. 78 УК РФ — истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности.

    Как видим, на практике немаловажную роль для освобождения от уголовной ответственности играет срок давности по налоговым преступлениям. Данный срок по общим правилам зависят от тяжести преступления. Так, для преступлений небольшой тяжести срок давности составляет 2 года (например, ч. 1 ст. 198, ст. 199, ст. 199.1 УК РФ). Для тяжких преступлений срок значительно больше — 10 лет (например, ч. 2 ст. 199, ст. 199.1 УК РФ).

Виды сроков давности по уплате налогов

Уплата начисленных налогов и сборов – это прямая обязанность налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ четко регламентирует порядок определения суммы налога и сроков его уплаты.

Пропуская эти сроки, не уплачивая налог или уплачивая его в полном объеме, налогоплательщик совершает налоговое правонарушение. Соответственно, налоговые органы имеют полное право взыскивать эту сумму в рамках действующего законодательства. Однако существуют определенные ограничения по срокам.

В гражданско-правовом законодательстве установлен срок исковой давности – это период (максимум в 3 года), в течение которого можно оспорить нарушение права по иску. Однако гражданское законодательство в части исковой давности не распространяется на налоговые отношения – тут важнее Налоговый кодекс.

Налоговым кодексом РФ устанавливается 2 вида сроков давности для налогоплательщиков:

  • срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения – означает, что если правонарушение произошло более 3 лет назад, то за него привлечь к ответственности уже нельзя;
  • срок исковой давности – означает, что налоговая может подать в суд для взыскания долга в течение 6 месяцев или 2 лет (при соблюдении некоторых условиях, о которых речь пойдет дальше) после оповещения должника.

Таким образом, важно понимать разницу между сроком исковой давности и сроком давности привлечения к ответственности.

Эти 2 срока отсчитываются независимо друг от друга. Например, если суд будет длиться больше 3 лет, то дело будет закрыто – суд просто не сможет принять решение о взыскании. При этом обязанность заплатить налог не исчезает даже по истечении 3 лет – долг продолжает числиться за налогоплательщиком, только его не получится взыскать.

Полностью списан долг может быть, например, в случае принятия судом решения о невозможности его взыскать. Тогда задолженность признается безнадежной к взысканию, после чего в соответствии с Налоговым кодексом ее списывают.

Стоит отметить, что срок в 3 года применяется не только к задолженности по уплате налогов, штрафов и пеней. Этот срок применим к ответственности за разные налоговые правонарушения, в том числе:

  • нарушения правил регистрации;
  • непредставление отчетности;
  • подача декларации несоответствующим законодательству способом;
  • нарушения правил ведения налогового учета, и т.д.

С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 – 199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела. При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в Следственный комитет только в случае, если налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию.(п. 3 ст.32 НК РФ)

Читайте также:  Договор ГПХ: что это такое, как оформляется, риски и налоги

Но такой порядок просуществовал недолго. С конца 2014 года поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать уже не только материалы, полученные из налоговых органов выше указанным путем, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе из средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.

Что в итоге? Для принятия решения, возбуждать уголовное дело или нет, следователю нет прямой надобности дожидаться результатов проверок налоговых органов, в его компетенции определить наличие признаков налогового преступления и ущерб от его совершения самостоятельно, в частности, исходя из данных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), проведенных сотрудниками полиции.(согласно Решению Верховного Суда РФ от 26.03.2008 № ГКПИ08-334 и Приказу МВД России от 29.06.2005 № 511 правоохранительные органы сами обладают аппаратом, позволяющим провести налоговую экспертизу)

И это полбеды. Отсутствие привязки возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям к вступившему в силу решению налогового органа по результатам соответствующей проверки позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления до 10-летней давности, теперь это не ограничено сроками выездных налоговых проверок, глубина которых не превышает трех лет, предшествующих году, в котором проверка начата. Отсутствие такой связи существенно усложняет, если не исключает, и ранее имевшуюся возможность избежать уголовного преследования путем уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов по решению налогового органа. Например, в ситуации, когда налоговая проверка не была открыта, а сумму недоимки предъявляет следователь, налогоплательщик такой возможности лишается. Оспаривать предъявленную сумму придется в суде общей юрисдикции в рамках уголовного дела.

Особенности порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям:

При поступлении сообщения о налоговом преступлении от органов дознания (от полицейских проводивших ОРМ), следователь в соответствии с УПК РФ обязан не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направить в налоговый орган (региональное управление ФНС РФ) копию этого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Налоговый орган в течение 15 суток с момента получения материалов, должен рассмотреть их и направить в ответ следователю:

— заключение о нарушении законодательства;

— или информацию о том, что указанные в сообщении обстоятельства были предметом проверки, о результатах такой проверки;

— или информацию об открытой проверке в отношении интересующего следователя налогоплательщика, по которой еще нет решения;

— или, в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, информацию об отсутствии сведений о нарушении налогового законодательства.

Получив заключение (информацию) от налогового органа, следователь должен принять процессуальное решение:

— о возбуждении уголовного дела в порядке;

— или об отказе в возбуждении уголовного дела;

— или о передаче сообщения по подследственности(ст. 151 УПК РФ), а по уголовным делам частного обвинения — в суд.

Такое решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, и уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа какой-либо информации, просто при наличии у него «повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Новые положения УПК РФ не предусматривают никаких обязательных проверок со стороны налогового органа правильности расчета ущерба или оснований привлечения к ответственности по существу, налоговый орган просто выдает информационные справки Следователю (в прямом смысле).

Т.е. вся переписка между следователем и налоговым органом фактически представляет собой ни к чему не обзывающую их формальность. Причем эта формальность предусмотрена только для случаев поступления сообщений о преступлениях из органов дознания, направление каких-либо материалов в налоговые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено.

В таких условиях не стоит ожидать, что увеличение количества возбуждаемых уголовных дел по налоговым составам будет происходить за счет улучшения качества выявления и расследования злоупотреблений, а не за счет широты оснований для возбуждения дел.

Инициирование возбуждения уголовных дел со стороны налоговых органов:

Налоговые органы по-прежнему обязаны направлять свои вступившие в силу Решения о привлечении к ответственности в Следственный комитет, сумма налоговой недоимки по которым установлена в достаточном размере для возбуждения уголовного дела, и она не уплачена налогоплательщиком в течении двух месяцев с даты истечения срока уплаты по соответствующему требованию.

Но с учетом озвученных поправок в УПК, налоговый орган теперь не ограничен этой обязанностью, он может предоставить в следственные органы и данные, например, лишь о предполагаемом налоговом правонарушении, содержащем признаки преступления, собранные на этапе предпроверочного анализа или в ходе прочей текущей аналитической и контрольной работы.

Налоговые органы стали активно пользоваться тем, что их вступившее в силу решение теперь не единственный документ, который может послужить поводом для возбуждения уголовного дела.

После принятия Определения ВС РФ от 27.01.2015 №81-КГ14-19, у налоговых органов появился один серьезный инструмент для взыскания недоимок непосредственно с контролирующих организацию физических лиц в рамках уголовного судопроизводства. Ранее суды не признавали возможность взыскания ущерба с физического лица, признанного виновным в совершении уголовного преступления, выразившегося в неуплате организацией, которую он контролировал, установленных налогов и сборов в крупном или особо крупном размере. Данная позиция была основана на том, что юридическое лицо является самостоятельным субъектом, отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом, поэтому неуплата налога, допущенная со стороны юридического лица, не может квалифицироваться как ущерб, причиненный государству действиями ее руководителя и (или) учредителя.

Верховный суд решительно поменял эту практику своим Определением, указав в нем, что

ответственным за возмещение ущерба Российской Федерации в виде неуплаченных организацией налогов, в том числе неправомерного возмещения из бюджета НДС, может быть признано физическое лицо, привлеченное к уголовной ответственности за данное правонарушение.

Какая именно ответственность за неуплату налогов может быть применена?

Чтобы в принципе стал рассматриваться вопрос привлечения к уголовной ответственности, само правонарушение должно быть прописано в НК РФ. Базовые принципы расписаны в ст. 108 НК РФ. Из него, в частности, следует, что перечень правонарушений – исчерпывающий. Его нельзя трактовать расширительно. При этом фискалы должны действовать в строго определённых рамках, в противном случае их действия вполне реально опротестовать.

Читайте также:  Как вести себя, если остановил инспектор ГИБДД

До 2014 года уголовная ответственность могла наступить исключительно тогда, когда уже состоялось решение ФНС РФ, причём оно должно было вступить в силу и зафиксировать конкретное правонарушение. Обычно такое решение выносилось по итогам проверки (камеральной или же выездной).

До указанного выше периода налогоплательщик вправе был обжаловать сделанные сотрудниками налоговой инспекции выводы в суде. И только в том случае, если обжаловать не удалось, а решение ФНС РФ даже после разбирательств признано законным, виновные могли быть привлечены к ответственности, в том числе и уголовной.

Уголовная ответственность физических и юрлиц за неуплату налогов

Существуют 4 ключевых момента, связанных с привлечением к уголовной ответственности физических лиц, а так же руководителей и учредителей компании. Речь идёт о субъекте, объекте, субъективной и объективной стороне. Если из приведенного списка выпадает хотя бы один элемент, лицо невозможно привлечь к ответственности по Уголовному кодексу РФ. Для начала, очень коротко, назовем элементы состава преступления по ст. 198 и ст. 199 УК РФ:

  • Субъект – лицо, достигшее возраста 16 лет.
  • Объект – охраняемые уголовным законом интересы (поступление налогов) государства.
  • Субъективная сторона – должна быть установлена вина субъекта и его желание не платить налоги.
  • Объективная сторона – введение в заблуждение налоговых органов.

Теперь подробнее, другими словами.

Под объектом в данном случае следует понимать правоотношения, которые сложились с начислением и выплатой государству сборов и налогов. Причём все они должны быть зафиксированы в НК РФ. И даже не просто установлены, а определены для обозначенного временного периода. Иногда сборы отменяются или ставки уменьшаются, некоторым актам, к тому же, придаётся обратная сила. Это тоже нужно принимать во внимание.

Под субъектом подразумевают налогоплательщика, то есть лицо, которое связано соответствующими обязательствами с РФ. И это далеко не всегда гражданство или даже физическое нахождение на территории страны. Что же касается субъективной стороны, то, как и говорилось, преступление может выражаться в действиях (чаще всего в данном случае) и в бездействии.

Неуплата налогов, как преступление

Все виды ответственности за неисполнение налоговых обязанностей установлены Налоговым и Уголовным кодексами. Если в НК РФ санкциями являются пени и штрафы, то УК РФ включает штрафы, принудительные работы, заключение виновного лица под стражу и лишение его свободы.

Вот, что прописано про уклонение от уплаты налогов в УК РФ: всегда совершаемое с прямым умыслом деяние, цель которого — неуплата налогов, сборов, страхвзносов в крупном или особо крупном размере, в результате чего государство недополучает значительные суммы в свой бюджет (Постановление Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64).

Способы совершения преступлений, за которые наступает уголовная ответственность за неуплату налогов, могут быть следующими:

  • действие — умышленное включение в отчетность (декларации, расчеты, отчеты и т.п.) заведомо ложных показателей,
  • бездействие – умышленное непредставление обязательной налоговой отчетности в органы ИФНС.

Уголовная ответственность за неуплату налогов ИП

Ответственность по нормам УК РФ для физлиц предусмотрена, если их неуплата по налогам, сборам и страхвзносам будет крупной или особо крупной (ст. 198 УК РФ).

Размер задолженности, когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов ИП, или физлицом:

  • крупная – доля неуплаты выше 10% от общей суммы платежей «к уплате» за 3 года подряд, составляющей более 900 тыс. руб., либо неуплаченная в срок сумма превышает 2 млн 700 тыс. руб.,
  • особо крупная — доля неуплаты выше 20% от общей суммы платежей к уплате за 3 года подряд, составляющей более 4 млн 500 тыс. руб., либо, когда неуплата превысила 13 млн 500 тыс. руб.

Санкции для физлиц установлены ст. 198 УК РФ:

Вид наказания для физлиц

Размер наказания за неуплату

в крупном размере

в особо крупном размере

Штраф за неуплату налогов

100 тыс. — 300 тыс. руб., или равный доходу за 1-2 года

200 тыс. – 500 тыс. руб., или равный доходу за 1,5-3 года

Принудительные работы

до 1 года

до 3 лет

Арест

до 6 месяцев

Лишение свободы

до 1 года

до 3 лет

Квалифицирующие признаки

При вынесении вердикта относительно конкретных штрафных санкций, необходимо первоначально определить сумму недоимки, то есть установить размер денежных средств, которые были недополучены бюджетом. Здесь для различных категорий плательщиков устанавливаются разные рамки.

Если виновный является физическим лицом, то для него величина недоимки составит (статья 198 УК РФ):

  • крупный размер – более 600 тыс. рублей за период в 3 года, однако, при наличии обязательного условия, что часть неуплаченных платежей составляет более 10%, что в денежном эквиваленте равняется 1,8 млн. рублей;
  • особо крупный размер – уклонение от уплаты налогов физическим лицом свыше 3 млн. рублей недоимки, или же не менее 5% неуплат или 9 млн. рублей.

Для производственных компаний, фирм с различной формой деятельности квалифицирующие признаки будут следующими (статья 199 УК РФ):

  • крупный размер – уклонение от налогов на сумму более 2 млн. рублей за трехлетний временной отрезок, при 10% неуплаченных взносов или более 6 млн. рублей;
  • особо крупный размер – более 10 млн. рублей за аналогичный период времени (3 года), при сокрытии отчислений более 5%, то есть свыше 30 млн. рублей.

Если размер ущерба, причиненного государству оценивается в меньшую сумму, уголовное судопроизводство начато не будет, а нарушителей ждет ответственность согласно действительных норм налогового и административного законодательства. Состав преступления будет установлен лишь при наличии крупного или особо крупного квалифицирующего признака.

В перечне квалифицирующих признаков имеется еще два параметра, играющих важную роль (ст.199.2 УК РФ):

  1. Правонарушение совершено должностным лицом, то есть особой, имеющей большие возможности у сокрытию своих реальных доходов. Если данный факт будет установлен, ответственность для нарушителя будет ужесточена.
  2. Уклонение от уплаты налогов осуществляется группой лиц, которые действуют в соответствии с заключенными ранее договоренностями. В данной ситуации факт наличия вины будет гарантированным, что повлечет за собой уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов вне зависимости от суммы ущерба.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *