Акт о закреплении машины за машинистом (водителем)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Акт о закреплении машины за машинистом (водителем)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По своей структуре настоящую официальную бумагу можно условно разделить на четыре составных блока: реквизиты, обозначение участников процедуры, утверждение технического состояния автомобиля, подписи. Следует уделить должное внимание каждому из них.

Объясняем, как составить акт «на пальцах»

Начинаем с реквизитов. В верхней части листа бумаги отмечаем, что используемая форма утверждена соответствующим приказом руководителя (оставляем на него ссылку). Затем указываем полное наименование организации со ссылкой на её организационно-правовую форму (ОАО, ООО). Следующим шагом оставляем дату и место составления акта.

Ниже по документу переходим к перечислению всех участников процедуры: начальника гаража, механика, водителя. Напротив каждого лица указываем его ФИО и должность согласно штатному расписанию.

Следующий этап – оценка технического состояния транспортного средства. Механик проводит исследования и записывает соответствующие положения в акт. Начальник гаража и водитель расписываются за согласие с предоставленными данными. Если имеются какие-то нарекания по работе отдельного элемента автомобиля или по состоянию кузова, об этом делается соответствующая отметка. Так с водителя будет снята ответственность за эти недостатки.

Если с транспортным средством передаётся какой-то инструмент, об этом также делается отметка. Обычно эта часть выполняется в виде таблицы. Как правило, автомобиль укомплектован домкратом, лопатой, компрессором и так далее.

Образец акта закрепления транспортного средства за водителем

Если вам поручено составить акт о закреплении транспортного средства за водителем, а вы ранее такой документ никогда не делали, посмотрите его образец, представленный ниже и прочитайте разъяснения к нему. Учитывая их, вы без особых трудностей сформируете требуемый бланк.

  1. Структура документа вполне стандартна: в начале пишется название организации, затем наименование акта, его номер, место, дата оформления.
  2. После этого идет основной блок. Первым делом дайте здесь сведения о тех лицах, при содействии которых происходил процесс передачи автомобиля (укажите их должности и ФИО), также внесите в акт подробные идентификационные характеристики машины (марку, год выпуска, гос. номер, пробег и прочее).
  3. Укажите документ, на основании которого происходит закрепление транспортного средства за водителем (обычно это или приказ, или распоряжение), а также ФИО самого водителя.
  4. Обязательно включите в акт описание состояния автомобиля на момент составления акта, в том числе по двигателю, кузову, ходовой части и т.д. Чем подробнее здесь будет дана информация, тем лучше.
  5. Также перечислите в акте все сопутствующие изделия, которые передаются водителю вместе с машиной («запаска», инструменты и т.д.) или же оформите их отдельным приложением (данные о котором также упомяните в бланке).
  6. Если считаете нужным, можете дополнить акт и другими сведениями, которые считаете важными.
  7. В завершение не забудьте подписать акт.

Данный акт относится к первичной документации, и является важнейшим учетным документом. При этом он не является самостоятельным, а служит приложением к какому-либо договору: купли-продажи, сервисного обслуживания, аренды, лизинга и т.д.

Некоторые владельцы автомобилей не понимают роли акта (которая действительно очень значительна), считая, что для завершения сделки достаточно подписать договор. Это в корне ошибочное мнение. Дело в том, что сам по себе договор, по сути, является лишь намерением о производстве каких-либо действий в отношении автомобиля и в любой момент времени может быть расторгнут, а вот фактическим свидетельством перехода транспортного средства от одного лица к другому служит соответствующий акт приема-передачи. После его подписания оспорить или разорвать договор будет уже не так-то просто и то – только в судебной инстанции.

Помимо вышеозначенного, не надо забывать и о том, что на основе данного акта происходит списание транспортного средства с баланса одной организации и прием его к учету в другой.

Резюмируя сказанное, подведем итог: с юридической точки зрения документ является подтверждением того, что автомобиль перешел от бывшего собственника к новому владельцу (т.е. в отсутствие этого акта передача может быть признана несостоявшейся). При наличии необоснованных претензий или разногласий по договору именно этот документ может стать частью доказательной базы, причем как для одной стороны договорных отношений, так и для другой.

Особенности акта, общие моменты

В случае, если перед вами стоит задача по формированию акта по приему-передаче транспортного средства, а вы не знаете, как именно это сделать, внимательно прочитайте приведенные ниже советы. Посмотрите и пример заполнения акта – на его основе у вас легко получится сделать собственный документ.

Для начала дадим общую информацию, свойственную для всех подобного рода бумаг. Прежде всего, имейте в виду, что на сегодня унифицированного образца акта не существует (отмена единых форм первичных документов была произведена еще в 2013 году). Обозначает это то, что делать акт можно либо в произвольном виде, либо по шаблону, утвержденному в нормативных документах фирмы, либо воспользоваться ранее обязательным к применению стандартным бланком. При этом метод составления акта должен быть также отражен в учетной политике предприятия.

Читайте также:  Как правильно уйти в декрет в декретном отпуске

Акт приема-передачи транспортного средства допускается писать на обычном листе бумаги или на фирменном бланке компании

При этом его можно заполнять от руки или в компьютере. Если выбран последний вариант, акт после окончательного формирования следует распечатать. Все лица, участвующие в приеме-передаче автомобиля, должны поставить в документе свои живые подписи.

Проштамповывать бланк при помощи штемпельных изделий (печатей или штампов) не обязательно, но если таковое условие присутствует в локальной документации предприятия, использовать печать всё же необходимо.

При составлении акта следует избегать неточностей, помарок и ошибок, но если таковые все же произошли, лучше не исправлять их в документе, а сформировать новый формуляр.

Также категорически недопустимо внесение в документ непроверенных или заведомо неверных сведений – это может дорого обойтись обеим сторонам отношений.

Формируется акт как минимум в двух экземплярах (если акт заполняется от руки, то через копировальный лист) — по одному для каждой из задействованных в передаче транспортного средства, сторон. При определенной надобности могут быть сделаны и дополнительные копии, которые также нужно надлежащим образом заверить.

Акт закрепления транспортного средства за водителем

Акт закрепления транспортного средства за водителем — это документ, производный от трудового договора либо от приказа руководителя о назначении работника на должность водителя.

Акт является способом фиксации трех взаимосвязанных действий — закрепления ТС за водителем, передачи водителю автомобиля и приема водителем переданного ему транспортного средства.

Закрепление автомобиля

По условиям трудового контракта работодатель обязуется обеспечить работника работой и рабочим местом. Для водителя рабочее место — это кабина транспортного средства.

Поскольку автомобиль — это дорогостоящий объект, водитель одновременно с рабочим местом получает и обязанность следить за сохранностью транспортного средства. Для фиксации этой обязанности составляется акт закрепления транспортного средства за определенным водителем.

В силу этого акта происходит одновременно несколько юридически значимых действий:

  • передача принадлежащего работодателю транспортного средства работнику;
  • фиксация состояния ТС на момент передачи;
  • фиксация комплектации ТС на момент передачи;
  • фиксация наличия дополнительного оборудования, передаваемого одновременно с ТС;
  • оснащенность автомобиля;
  • прием работником ТС в состоянии и в комплектации, указанными в акте передачи.

Так, одновременно с автомобилем за водителем могут быть закреплены:

  • ремонтные инструменты (ключи, отвертки, домкрат и т.д.);
  • прицепы, цепи, запаски, запчасти и другие комплектующие;
  • электронные средства связи — навигаторы, мобильные телефоны, рации;
  • дополнительное оборудование — спецсигналы, аптечка, проблесковые маяки, цепи, ведра и т.д.

Одновременно за одним водителем может быть закреплено не более трех транспортных средств.

Одно транспортное средство может быть закреплено не более чем за четырьмя водителями.

Характеристики автомобиля

Акт закрепления автомобиля за водителем, помимо перечисления комплектующих, должен содержать в себе перечисление характеристик самого транспортного средства, а именно:

  • марка и тип автомобиля (грузовой, легковой, пикап, самосвал, снегоочиститель, автобус, автокран, автоподъемник, микроавтобус и т.д.);
  • тип топлива, вид трансмиссии, мощность двигателя;
  • регистрационные данные автомобиля — номерной знак, номер двигателя, номер кузова, номер шасси;
  • количество посадочных мест, емкость кузова, прицепа, тип выгрузки (бортовой, бункер);
  • оснащение ТС — автомагнитола, противотуманные фары, кондиционер, защита от солнца и прочее;
  • грузоподъемность (в том числе и грузоподъемность автокрана или автоподъемника).

К характеристикам автомобиля будет относиться и его состояние. Желательно перечислить в акте все существующие внешние дефекты автомобиля, например:

  • степень изношенности салона, шин, кузова;
  • степень повреждения внешнего слоя покраски, наличие царапин и прочее.

В качестве дополнительных сведений указывают дату регистрации автомобиля и дату прохождения последнего техосмотра.

Статья 1079 ГК РФ

Согласно статье 1079 ГК РФ, автомобиль является не просто дорогостоящим имуществом на балансе предприятия, но и представляет собой источник повышенной опасности. Поэтому обязанность по возмещению вреда, если таковой был причинен третьим лицам, возлагается на организацию, либо гражданина, который обладает транспортным средством на правах собственности, по договору аренды, на правах хозяйственного ведения или на основании доверенности.

Таким образом, приказ о закреплении за водителем автомобиля необходим с точки зрения ответственности за использование транспортного средства, представляющего повышенную опасность для окружающих. Кроме того, как отмечено выше, автотранспорт является дорогостоящим имуществом, требующим контроля, который возможен при определении определенного материально ответственного лица. Возможны два способа закрепления автотранспорта:

  • Бригадный;
  • Персональный.

Важно! За одним автомобилем возможно закрепление не более четырех водителей, тогда как к одному водителю не могут быть прикреплены транспортные средства в количестве более трех.

Приказ о закреплении автомобиля за водителем

Чтобы обеспечить материальную ответственность водителя и сохранность транспортного средства, руководитель предприятия может составить приказ, согласно которому автомобиль закрепляется за конкретным водителем.Строгой формы для данного документа нет, общепринято в верхней части указывать наименование организации, далее приказу присваивается номер, проставляется дата его выдачи. Чаще всего, название приказа общее – «О закреплении автомобиля».

В тексте приказа прописывается название транспортного средства согласно техпаспорта, его номерной знак, далее прописывают фамилию и инициалы водителя и его рабочий разряд.Подписывает приказ о закреплении автомобиля за водителем руководитель предприятия, ниже свои подписи ставит начальник юридической службы и водитель, на которого составлен такой документ. Обязательно указать здесь же дату ознакомления с приказом.

Кроме водителя, ответственность за сохранность и безопасность эксплуатации автомобиля или иного транспортного средства может возлагаться на других служащих предприятия (к примеру, на ведущих инженеров). На предприятиях с большим автопарком и соответствующим штатом водителей есть смысл закрепить транспортное средство за несколькими служащими одновременно. Также можно указать лицо, ответственное за автомобиль в случае отсутствия указанного водителя. При необходимости, с водителем также может быть заключен договор о материальной ответственности, конкретные моменты по работе водителя также детализируются в его должностной инструкции.

Читайте также:  В Самарской области изменится плата за техосмотр автотранспорта

Сколько времени и как хранить приказ

После окончательного формирования приказа и ознакомления с ним всех упомянутых в нем работников предприятия, а также тех, кого он касается напрямую, бланк следует вложить в отдельную папку, где лежат другие распорядительные акты фирмы. Здесь он должен находится весь период действия, который может быть обозначен в самом документе или же автоматически приравнен к одному году.

Потом данное распоряжение можно отправить в архив организации и по истечения срока хранения утилизировать с соблюдением процедуры, установленной в законодательстве.

При наличии автомобиля или собственного автопарка в организации, логичным действием руководства является закрепление каждого транспортного средства за отдельно взятым сотрудником. Таким образом, ответственность за сохранность в процессе эксплуатации автомобиля возлагается на определенное лицо. Обычно автомобиль закрепляется за водителем, инженером или техническим служащим.

Пример акта закрепления за водителем транспортного средства

Закрепляется транспортное средство за определенным сотрудником исключительно после того, как водителем были пройдены вводный и первичный инструктаж, а также стажировка. По факту передача автотранспорта происходит на основании акта приема – передачи (акта о закреплении), после того как был издан соответствующий приказ руководителя.

Необходимость составления акта обусловлена тем, что данный документ в определенной мере защищает и законного владельца, и сотрудника, которому передается автомобиль в эксплуатацию. Например, если машина имела изначально какие-либо дефекты, вследствие которых возникла поломка, наемному работнику будет сложно доказать без акта о закреплении, что неисправность возникла не по его вине. Точно также возможна обратная ситуация, когда убытки может понести работодатель по вине недобросовестного подчиненного.

Во избежание конфликтных ситуаций в будущем, следует крайне внимательно отнестись к осмотру самого транспортного средства перед подписанием акта о закреплении. Водитель обязан проверить соответствие реального состояния автомобиля с техническими характеристиками, которые указаны в акте, сверить идентификационные номера, провести тщательный осмотр автомобиля. Если изъянов, незаявленных в акте приема-передачи, во время осмотра не выявлено, стороны подписывают документ, после чего факт закрепления транспортного средства за водителем считается совершенным. С этого момента ответственность, как за сам автотранспорт, так и за перевозимых людей или грузы, переходит к сотруднику, исполняющему функции водителя.

Особенности оформления бланка

Если вам поручено составление приказа о закреплении транспортного средства за водителем, рекомендуем внимательно прочитать приведенные ниже рекомендации и посмотреть его образец.

Для начала – общая информация, которая касается всех приказов. На сегодняшний день приказы не имеют единого стандарта оформления, так что делать их можно в произвольном виде или, если в организации имеется разработанный шаблон документа – по его типу. Для приказов подойдут как обыкновенные листы любого удобного формата (но общепринятый А4), так и фирменные бланки компании.

Писать текст документа можно от руки или набирать на компьютере (в первом случае следует обращать внимание на то, чтобы в бланке не было никаких ошибок и исправлений).

Составляя приказ, неизменно требуется учесть только один важный критерий – он должен быть заверен оригинальной подписью директора предприятия (связано это с тем, что все приказы всегда пишутся от его имени) или работника, которому разрешено в установленном порядке действовать от лица руководителя, а также всеми сотрудниками, которые в нем указаны.

Удостоверять бланк приказа печатью не обязательно, т.к. необходимость в этом есть только в том случае, если норма по штампованию локальных бумаг организации с помощью различного рода клише закреплена в ее учетной политике.

Приказ формируется всегда в одном подлинном экземпляре, а если его надо размножить, делаются заверенные ответственным сотрудником копии. Сведения о документе заносятся в журнал учета распорядительных документов фирмы.

Что выгоднее: арендовать машину у сотрудника или компенсировать ему расходы

Однако с невыгодной позицией чиновников можно поспорить. Налоговый кодекс не объясняет, что понимать под личным имуществом. И когда сотрудник управляет машиной по доверенности, он имеет полное право использовать ее для служебных целей и получать за это возмещение.

Поэтому выгоднее заключить договор аренды (см. таблицу ниже. – Примеч. ред.). Здесь нет нормативов, арендная плата учитывается в расходах в полной сумме, и ГСМ можно списывать без опаски. У арендных платежей есть один минус – с них надо удерживать НДФЛ.

В компаниях с многочисленным автопарком и предприятиях, занимающихся перевозками продукции, машина закрепляется персонально за водителем или несколькими сотрудниками фирмы (техник, инженер, водитель) — бригадный вариант.

Особо заостряем ваше внимание на оформлении путевых листов, так как этот документ будет являться оправдательным и для разных расходов. Существует приказ Минтранса от 18 сентября 2008 г. № 152, который устанавливает обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

Особенности оформления бланка

Если вам поручено составление приказа о закреплении транспортного средства за водителем, рекомендуем внимательно прочитать приведенные ниже рекомендации и посмотреть его образец.
Для начала – общая информация, которая касается всех приказов. На сегодняшний день приказы не имеют единого стандарта оформления, так что делать их можно в произвольном виде или, если в организации имеется разработанный шаблон документа – по его типу. Для приказов подойдут как обыкновенные листы любого удобного формата (но общепринятый А4), так и фирменные бланки компании.

Читайте также:  Статья 523 ГК РФ. Односторонний отказ от исполнения договора поставки

Писать текст документа можно от руки или набирать на компьютере (в первом случае следует обращать внимание на то, чтобы в бланке не было никаких ошибок и исправлений).

Составляя приказ, неизменно требуется учесть только один важный критерий – он должен быть заверен оригинальной подписью директора предприятия (связано это с тем, что все приказы всегда пишутся от его имени) или работника, которому разрешено в установленном порядке действовать от лица руководителя, а также всеми сотрудниками, которые в нем указаны.

Удостоверять бланк приказа печатью не обязательно, т.к. необходимость в этом есть только в том случае, если норма по штампованию локальных бумаг организации с помощью различного рода клише закреплена в ее учетной политике.

Приказ формируется всегда в одном подлинном экземпляре, а если его надо размножить, делаются заверенные ответственным сотрудником копии. Сведения о документе заносятся в журнал учета распорядительных документов фирмы.

Пример акта закрепления за водителем транспортного средства

Закрепляется транспортное средство за определенным сотрудником исключительно после того, как водителем были пройдены вводный и первичный инструктаж, а также стажировка. По факту передача автотранспорта происходит на основании акта приема – передачи (акта о закреплении), после того как был издан соответствующий приказ руководителя.

Необходимость составления акта обусловлена тем, что данный документ в определенной мере защищает и законного владельца, и сотрудника, которому передается автомобиль в эксплуатацию. Например, если машина имела изначально какие-либо дефекты, вследствие которых возникла поломка, наемному работнику будет сложно доказать без акта о закреплении, что неисправность возникла не по его вине. Точно также возможна обратная ситуация, когда убытки может понести работодатель по вине недобросовестного подчиненного.

Во избежание конфликтных ситуаций в будущем, следует крайне внимательно отнестись к осмотру самого транспортного средства перед подписанием акта о закреплении. Водитель обязан проверить соответствие реального состояния автомобиля с техническими характеристиками, которые указаны в акте, сверить идентификационные номера, провести тщательный осмотр автомобиля. Если изъянов, незаявленных в акте приема-передачи, во время осмотра не выявлено, стороны подписывают документ, после чего факт закрепления транспортного средства за водителем считается совершенным. С этого момента ответственность, как за сам автотранспорт, так и за перевозимых людей или грузы, переходит к сотруднику, исполняющему функции водителя.

Приказ о закреплении автомобиля за водителем

Чтобы обеспечить материальную ответственность водителя и сохранность транспортного средства, руководитель предприятия может составить приказ, согласно которому автомобиль закрепляется за конкретным водителем.Строгой формы для данного документа нет, общепринято в верхней части указывать наименование организации, далее приказу присваивается номер, проставляется дата его выдачи. Чаще всего, название приказа общее – «О закреплении автомобиля».

В тексте приказа прописывается название транспортного средства согласно техпаспорта, его номерной знак, далее прописывают фамилию и инициалы водителя и его рабочий разряд.Подписывает приказ о закреплении автомобиля за водителем руководитель предприятия, ниже свои подписи ставит начальник юридической службы и водитель, на которого составлен такой документ. Обязательно указать здесь же дату ознакомления с приказом.

Согласно статье 1079 ГК РФ, автомобиль является не просто дорогостоящим имуществом на балансе предприятия, но и представляет собой источник повышенной опасности. Поэтому обязанность по возмещению вреда, если таковой был причинен третьим лицам, возлагается на организацию, либо гражданина, который обладает транспортным средством на правах собственности, по договору аренды, на правах хозяйственного ведения или на основании доверенности.

Таким образом, приказ о закреплении за водителем автомобиля необходим с точки зрения ответственности за использование транспортного средства, представляющего повышенную опасность для окружающих. Кроме того, как отмечено выше, автотранспорт является дорогостоящим имуществом, требующим контроля, который возможен при определении определенного материально ответственного лица. Возможны два способа закрепления автотранспорта:

  • Бригадный;
  • Персональный.

Важно! За одним автомобилем возможно закрепление не более четырех водителей, тогда как к одному водителю не могут быть прикреплены транспортные средства в количестве более трех.

На что ориентироваться при передаче транспортного средства водителю

В организациях, которые практикуют закрепление того или иного автомобиля за водителем обычно существует четкий порядок приема-передачи транспортного средства от одного ответственного лица другому. Он учитывает все этапы этой процедуры, начиная от создания соответствующего приказа руководителем предприятия, включая осмотр машины, письменную фиксацию ее состояния и заканчивая формированием специального акта.

Следует отметить, что в компаниях, в которых грамотно организована процедура закрепления автомобиля за водителями, перед передачей транспортного средство какому-либо работнику, с ним проводится подробный вводный и первичный инструктаж.

Более того, водитель обязан пройти стажировку, и только после этого ему будет доверена отдельная машина.

Кто должен подписать акт

Акт должны подписать лица, в присутствии которых производилась передача автомобиля водителю. Своими автографами эти лица свидетельствуют о том, что вся внесенная в бланк информация соответствует действительности. Также в акте должен расписаться и сам водитель, за которым закрепляется транспортное средство.

А вот что касается печати, то тут все проще: ставить ее требуется только тогда, когда условие о ее использовании включено в нормативно-правовые бумаги предприятия.

Если вам поручено составить акт о закреплении транспортного средства за водителем, а вы ранее такой документ никогда не делали, посмотрите его образец, представленный ниже и прочитайте разъяснения к нему. Учитывая их, вы без особых трудностей сформируете требуемый бланк.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *