Памятка – Основные изменения в 44-ФЗ с 1 января 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Памятка – Основные изменения в 44-ФЗ с 1 января 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Напомним читателям, что в 2018 году в Законе № 223-ФЗ появилась отдельная ст. 3.6, посвященная этому виду закупок. Сформулирована она крайне лаконично – порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. Собственно, единственное требование закона заключается в том, чтобы заказчик в своем положении о закупке установил закрытый, а не открытый перечень случаев, когда он может провести такую закупку.

Что изменится в закупках с апреля 2023 года

Предстоят такие изменения:

  • закупку товаров, работ, услуг для подготовки и проведения выборов, референдума, деятельности избиркомов и комиссий референдума проводят у единственного поставщика. Важное условие: перечень таких ТРУ утверждает правительство по предложению центризбиркома;
  • у заказчиков появилась возможность закупать по госконтракту с едпоставщиком не только товары, произведенные на территории региона, но и услуги, которые оказывают с использованием имущества, созданного или реконструированного на территории этого региона;
  • процедура покупки зданий, нежилых помещений, земельных участков проводится напрямую, если в отношении таких объектов запущено исполнительное производство, банкротство или операция проводится в рамках земельного законодательства;
  • ценности, которые выпустили из государственного резерва, закупают у единственного поставщика;
  • у единственного поставщика закупают спортинвентарь и оборудование, спортивную экипировку для подготовки и участия сборных по Олимпийским и Паралимпийским видам спорта, в международных спортивных соревнованиях по Единому календарному плану межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий.

Кроме того, закупки малого объема любых товаров, работ и услуг разрешены для:

  • дипломатических представительств России;
  • российских консульских учреждений;
  • российских торговых представительств;
  • представительств России при международных организациях.

О жесткой позиции контролирующих органов.

Нельзя не отметить, что на практике позиция отдельных контрольных органов по отношению к закупкам у единственного поставщика по Закону № 223-ФЗ может быть и «огульно жесткой». Такие контрольные органы считают, что установленный в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принцип отсутствия необоснованного ограничения конкуренции не нарушается только в трех случаях:

  • когда производится закупка ТРУ на низкоконкурентном рынке;

  • когда закупка проводится в результате признания конкурентной закупки несостоявшейся;

  • когда закупка носит экстренный характер (например, для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации).

Еще один важный вопрос, имеющий отношение к закупкам у единственного поставщика, касается темы дробления закупок. Не секрет, что закупки одних и тех же ТРУ посредством заключения нескольких договоров с одним и единственным поставщиком вместо проведения конкурентной закупки и заключения одного крупного договора не так уж редки. Как правило, в ситуации, когда заказчик ограничен стоимостным порогом однократной закупки у единственного поставщика, установленным в его положении о закупке (см. выше).

Следует помнить, что в самом Законе № 223-ФЗ не содержится норм, которые запрещали бы такое дробление, но одним из принципов закупок является отсутствие необоснованного ограничения конкуренции (п. 2 ч. 1 ст. 3). При рассматриваемом дроблении конкуренция однозначно отсутствует: заключая несколько «мелких» договоров с одним поставщиком, заказчик лишает возможности других поставщиков принять участие в «крупной» конкурентной закупке. Поэтому ключевое значение здесь имеет вопрос о том, обоснованно ограничивается конкуренция или нет.

Применение Закупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ

Возможность осуществления закупки у единственного поставщика предусмотрена законом в первую очередь для того, чтобы дать право заказчикам заключить прямой договор там, где проведение конкурентных процедур невозможно или по каким-либо причинам является нецелесообразным.

Например, данный способ закупок допускается в следующих случаях.

закупка работ и услуг в области капитального строительства и ремонта объектов недвижимости (в том числе авторский контроль на стадиях разработки проектной документации и строительства);

контракты на покупку уникальных культурных ценностей, произведений искусства, музыкальных произведений;

Читайте также:  Минтруд назвал размер маткапитала на 2023 год

закупка коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;

закупка товаров и услуг у компаний, относящихся в соответствии с действующим законодательством к субъектам естественных монополий;

контракты на покупку земельных участков и объектов недвижимого имущества;

заключение договоров аренды недвижимости для обеспечения государственных нужд;

закупки в области военной сферы и сферы обеспечения обороноспособности страны (в связи с необходимостью соблюдения режима сохранения государственной тайны и отсутствия конкурентной среды в данном сегменте);

закупки в области обеспечение визитов иностранных делегаций и представительств;

некоторые виды закупок в области культуры и спорта;

закупки лекарственных препаратов? предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний.

Планируемые изменения

Во-первых, согласно проекту Федерального закона N 502221-6 предлагается внести следующие изменения в Закон N 44-ФЗ:

  • расширить перечень оснований для проведения запроса предложений, предоставив возможность заключать контракты на поставку спортивного инвентаря и оборудования для спортивных сборных команд субъектов РФ, муниципальных районов и городских округов. В настоящее время возможность такой поставки предусмотрена только для спортивных сборных команд РФ;
  • предоставить возможность заказчикам — центрам спортивной подготовки сборных команд или центрам физкультурно-спортивной направленности заключать контракты с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 400 тыс. руб., при условии, что совокупный годовой объем закупок в этом случае не превысит 50% размера средств, которые предусмотрены на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составит не более 20 млн руб. в год;
  • включить в перечень случаев заключения контракта с единственным поставщиком заключение контракта на оказание услуг, связанных с организацией и обеспечением участия спортивных сборных команд в официальных физкультурных мероприятиях. К таким услугам следует отнести проезд к месту проведения данных мероприятий, наем жилого помещения, обеспечение питания и транспортное обслуживание.

Во-вторых, проектом Федерального закона N 467816-6 предусматривается возможность заключения договора аренды спортивных объектов (стадионов, футбольных полей, плавательных бассейнов и т.п.) в целях организации тренировочного процесса и проведения спортивных мероприятий с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Подготовка к проведению

Основная задача этого этапа — выбрать организацию, которая станет исполнителем контракта. Когда заказчику предоставлена возможность выбора, как правило, он обращается к поставщику, которому доверяет или с которым работал раньше. Если провести самостоятельный отбор нельзя, как, например, в случае, установленном в пункте 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, единственного поставщика определяют согласно вышедшему правовому акту.

На этом этапе заказчик готовит следующие документы для закупки:

  • отчет о невозможности (нецелесообразности) закупки иными способами;
  • расчет цены и обоснование;
  • обращение о согласовании закупки;
  • проект контракта;
  • извещение о проведении закупки у единственного поставщика.

В каждом отдельном случае могут понадобиться только некоторые из указанных документов.

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ: новшества 2020 г.

Итак, указанный выше Закон № 449-ФЗ внес изменения в Закон о госзакупках № 44-ФЗ. Если говорить о наиболее существенных новшествах по нему, то можно отметить, что соответствующий нормативный акт:

  • установил порядок закупок на электронных площадках по суммам, не превышающим 3 млн рублей;
  • определил термин «контракт»;
  • определил термин «контракт жизненного цикла» (и конкретизировал случаи и особенности заключения подобных контрактов);
  • обязал поставщиков отражать название страны происхождения товара в заявке;
  • обновил порядок заключения соглашений по несостоявшимся закупкам;
  • изменил порядок согласования с контрольным органом договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком).

Порядок проведения закупки

  1. Для начала закупщику необходимо подготовить соответствующие документы: приказ или иной документ об осуществлении закупки, документы, подтверждающие подтверждение закупки у ЕП, а также обращение о согласовании заключения контракта.
  2. Затем заказчик должен разработать и утвердить проект контракта, а также выполнить расчёт и обоснование его цены. Это предусмотрено не для всех видов закупок, но по желанию поставщика НМЦК может включаться в контракт даже тогда, когда это необязательно. Также на данном этапе от заказчика требуется подготовить отчёт об основании заключения контракта, где должна быть обоснована нецелесообразность проведения иных видов конкурса.
  3. Если контракту требуется согласование с контролирующим органом — после подготовки отчёта необходимо обратиться в соответствующую инстанцию. Если нет — получить от исполнителя документ по обеспечению обязательств по исполнению контракта и подписать сам контракт. После этого, если специфика контракта требует уведомления контролирующего органа — направить извещение ответственному лицу.
  4. Если уведомление не требуется, заказчику только остаётся принять результаты проведения закупки.

Закупки у единственного поставщика

С 2023 года расширен перечень оснований для заключения контракта с единственным поставщиком.

Пункт 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ применяется к заключению контрактов на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности. Контракты на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности можно заключать с единственным поставщиком по п.8 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ.

Читайте также:  Причины реструктуризации предприятия

(п.8 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ)

Заказчик вправе заключить с единственным контрагентом контракт на оказание услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники на основании п.61 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ

(п.61 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ)

До 31 декабря 2023 года заказчики вправе проводить закупки у единственного поставщика, основания для которых устанавливает Правительство РФ, высший орган государственной власти субъекта РФ.

Заказчики могут провести закупку у единственного поставщика по п.2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, если региональный орган власти принял акты, в которых указал случаи закупок у единственных поставщиков в регионе и порядок их проведения

(изменения в ч.1, ч.2 ст.15 Закона № 46-ФЗ внесены Законом № 420-ФЗ)

До 31 декабря 2023 заказчики могут изменять существенные условия контракта с единственным поставщиком по мобилизационной подготовке, закупке товаров для внешней разведки, обеспечению обороны страны, указанные в п.п. 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59, 62 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

По соглашению сторон заказчики могут изменять существенные условия указанных контрактов

(ч.65.3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ)

Инструкция по заключению прямого договора с поставщиком через электронный магазин

В соответствии с ч.12 статьи 93, кроме закупок на ЕАТ «Берёзка», заказчики имеют право покупки товаров в случаях, установленных п.4–5.2 ч.1 статьи 93 Закона №44-ФЗ у единственного поставщика с помощью электронных магазинов.

Закупки по ч.12 статьи 93 осуществляются на восьми электронных площадках, включённых в перечень, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р.

Алгоритм реализации закупочной процедуры выглядит следующим образом.

  • Поставщику нужно подготовить предварительное предложение. В тексте следует указать описание товарной позиции с учётом КТРУ, а также минимальное и максимальное количество, цену и прочие важные условия. Это предложение действует на протяжении месяца.
  • В свою очередь, заказчику нужно опубликовать в ЕИС извещение.
  • Далее оператор ЭП берёт на себя отбор нескольких предложений общим числом до 5. На это отводится 1 час. Все отобранные предложения получают порядковые номера и направляются заказчику для дальнейшего рассмотрения. Однако заявок должно быть больше 2.
  • У заказчика есть 1 сутки для изучения присланных заявок. Также ему нужно дать допущенным заявкам порядковые номера и сформировать протокол.
  • Следующий шаг – отправка документа оператору ЭП для размещения на электронной площадке и в ЕИС.

Случаи закупки у единственного поставщика: новое прочтение

При изучении норм Закона о контрактной системе, конечно, обращает на себя внимание количественное несовпадение случаев закупки у единственного поставщика в ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, где их названо 37, и в ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, где их определено лишь 28. Такое расхождение объясняется, прежде всего, тем, что некоторые случаи «ушли» в запрос предложений (к примеру, договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии, поставка спортивного инвентаря и оборудования, оказание преподавательских услуг физическими лицами), другие — оказались охвачены ст. 15 Закона о контрактной системе.

Данная норма предоставляет бюджетным учреждениям право выбрать порядок осуществления своих закупок в части расходования средств, полученных за счет грантов, от приносящей доход деятельности, а также в качестве исполнителя по контракту в случае заключения договора на привлечение соисполнителей.

В трех названных случаях бюджетное учреждение располагает альтернативой: проводить закупки по правилам Закона о контрактной системе либо утвердить положение о закупке и работать в соответствии с нормами Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках). Проще говоря, для бюджетных учреждений правила осуществления закупок теперь могут различаться в зависимости от истории появления у них денежных средств.

СЗ РФ. N 30 (ч. 1). Ст. 4571.

Всем известная норма о размещении заказов в пределах лимита 100 тыс. руб. в Законе о контрактной системе сохранена, но вот условия ее применения совершенно изменились. Данный лимит будет определяться не по одноименным товарам (работам, услугам) в течение квартала (понятие «одноименность» в Законе о контрактной системе отсутствует как таковое), а разово, т.е. применительно к одной закупке. Ограничен лишь годовой объем таких закупок: не более 5% от размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и не более 50 млн. руб. в год. При этом названные предельные значения не будут распространяться на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.

Читайте также:  Какие пломбы бесплатно ставят по полису ОМС?

Заключение контракта после размещения плана-графика

  • утверждение документа с основаниями для заказа и внесения в него изменений — в течение 3 рабочих дней;
  • внесение изменений — не позднее 10 дней до размещения извещения;
  • публикация извещения о проведении закупки у единственного поставщика — не позднее 5 дней до контракта (либо не позднее 1 дня в ограниченных случаях);
  • подписание итогового документа и направление уведомления в контрольный орган в случае необходимости — в течение 1 рабочего дня.
  1. За 5 дней до даты подписания. Для заказов, основания для которых определены в пунктах 1–3, 6–8, 11–14, 16–19 части 1 статьи 93, заказчику необходимо разместить извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за 5 дней до даты заключения договора. Таким случаем является, например, закупка в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
  2. За 1 день до даты подписания. Для процедур по правилам пунктов 9 и 28 части 1 статьи 93 определен период внесения изменений в план-график не позднее 1 дня до даты контракта. Например, оказание медицинской помощи в экстренных случаях.
  3. В течение 1 рабочего дня от даты подписания. Есть в законе и такие случаи, при которых у заказчика есть обязанность уведомить о проведении закупки контрольный орган (например, ФАС). В случаях, которые предусмотрены пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93, уведомление направляется не позднее 1 рабочего дня с даты контракта. При этом прилагаются копия самого документа и обоснование его заключения. Например, такое уведомление заказчик направит при заключении договора с иностранной организацией для лечения гражданина России за пределами страны.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Размер и условия обеспечение контракта

До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта. Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:

  • Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.
  • Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.

Когда победителя признают уклонившимся

Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Также уклонившимся может быть признан участник торгов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо): если в такой закупке НМЦК снизилась на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование предложенной цены.

Поставщик, уклонившийся от подписания контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. В течение этого срока он не может участвовать в закупках по 44-ФЗ и части закупок по 223-ЗФ.

Решение о включении в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого нужно предоставить доказательства, что контракт не удалось заключить по обстоятельствам непреодолимой силы.

Также поставщика признают уклонившимся от заключения контракта, если он не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ либо предоставил недостоверную информацию о своем соответствии, что позволило ему выиграть. В таком случае заказчик отказывается заключать с ним контракт.

В случае отказа от заключения контракта:

  1. Заказчик оформляет протокол, в который включает время и место составления, данные победителя, основания отказа и реквизиты документов, которые подтверждают факт-основание для отказа.
  2. Возвращает участнику обеспечение контракта.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *