Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «История пенсий в России и СССР». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кажется невероятным, но у части колхозников после принятия хрущевского закона пенсия уменьшилась – государство оказалось менее щедрым, чем родной богатый колхоз. Предполагалось, что разницу доплатит хозяйство.
И вот 15 июля 1964 года был принят закон о государственных пенсиях колхозникам – с 1 января 1965-го он вступил в силу. Только в РСФСР предстояло назначить пенсии 4 млн колхозников.
Закон ввел единые правила для всей колхозной системы – для пенсионеров, инвалидов, потерявших кормильца, беременных. Со своей стороны колхозы обязали отчислять 4% выручки в централизованный фонд, который пополнялся также и из госбюджета. Платил пенсии собес.
Это был, конечно, прорыв, но, как пишет историк Мамяченков, государство «лишний раз обидело жителей села»: пенсионный порог для них установили на пять лет выше, чем для прочих категорий граждан – 65 лет для мужчин и 60 для женщин.
Минимальная пенсия, гарантированная государством, у колхозника была меньше, чем у рабочих: 12 рублей (для рабочих – 30). Максимальная тоже меньше – 102 рубля (для рабочих 120). Впрочем, такой максимум для престарелых сельчан был недостижимой мечтой.
По данным Ольги Капустиной, через год после вступления в силу нового закона — то есть в конце 1965 года — средний размер пенсии колхозников на территории России составлял… 12,6 рублей в месяц. Килограмм мяса в те годы стоил 2 рубля.
Как меняли пенсии колхозникам
Доплачивали? Маловероятно — ведь теперь колхоз отчислял 4% в централизованный фонд, а до реформы — 2% в свой. Доплата потребовала бы снова изыскать деньги.
А другие колхозники пенсии и вовсе лишились — на какое-то время. Эта трагедия произошла там, где общим собранием установили колхозный пенсионный возраст, как у рабочих и служащих — то есть на 5 лет ниже, чем по хрущевскому закону. «Только в Старополье пенсий лишились 24 тыс. человек», — пишет Капустина.
В общем, остается удивляться великому терпению советских колхозников… Пенсионный возраст им, кстати, понизили до общесоюзного только с 1 января 1968 года — поклонники СССР и сегодня пишут об этом с большим пиететом: были ж, дескать, счастливые времена, когда его понижали.
Но «наказание» за сельскую жизнь сохранялось еще не один год. Так, до 1978 года колхозникам, имевшим подсобное хозяйство, пенсию уменьшали на 15%. А до 70 рублей минимальную пенсию для сельских работников повысили только к 1 ноября 1989 года.
Основание для выплаты пенсии в СССР
В СССР система пенсионного обеспечения была установлена с целью обеспечить материальную поддержку пожилых и вышедших на пенсию граждан. Основанием для выплаты пенсии являлся достижение гражданином определенного возраста и стажа работы.
Возраст для получения пенсии по старости в СССР устанавливался в соответствии с законодательством и с течением времени мог изменяться. Например, в 1932 году возраст был установлен на уровне 60 лет для мужчин, а для женщин – 55 лет. В последующие годы возраст мужчин для получения пенсии был постепенно повышен до 65 лет.
Однако, для получения пенсии необходимо было не только достичь определенного возраста, но и иметь определенный стаж работы. Стаж работы для получения пенсии также постепенно увеличивался. Например, в 1932 году для мужчин требовалось иметь стаж работы в 10 лет, а для женщин – в 7 лет. Впоследствии, в соответствии с изменениями законодательства, эти требования были увеличены.
Выплата пенсии в СССР производилась системой обязательного государственного страхования, в рамках которой отчисления на пенсию вносились работниками и работодателями. Страховые отчисления производились на фонды государственного пенсионного фонда, из которого и производилось финансирование выплат пенсий.
Система пенсионного обеспечения в СССР считалась одной из наиболее развитых для своего времени. В период существования СССР она позволила обеспечить многим пожилым людям достойный уровень жизни и социальную поддержку.
Пенсионная система в СССР
В Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) всеобщая система пенсионного обеспечения была введена в 1930 году. Это была первая в мире система пенсионного обеспечения и она была создана для обеспечения стариков и инвалидов государственной поддержкой в пожилом возрасте.
Согласно пенсионной системе СССР, каждый работающий гражданин обязан был платить страховые взносы в пенсионный фонд. В свою очередь, государство гарантировало выплату пенсии по достижении определенного возраста и стажа. Страховые взносы считались обязательными и вычитались прямо из заработной платы работников.
Первоначально пенсионный возраст был установлен в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Однако с течением времени возраст постепенно повышался, и к концу существования СССР он составлял 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин.
Выплата пенсии в СССР производилась в зависимости от длительности трудового стажа, а также отношения заработной платы к минимальной зарплате в стране. Чем дольше человек работал и чем выше была его зарплата, тем выше была пенсия.
Начиная с 1970-х годов, в СССР началось переходное время, которое сопровождалось экономическими проблемами. В результате, начиная с 1991 года, после распада СССР, пенсионная система стала испытывать серьезные трудности, так как государство не могло обеспечить выплаты пенсий в полном объеме. Пенсионная система СССР в данном виде прекратила свое существование, и каждая республика СССР стала разрабатывать свою собственную пенсионную систему.
Следует отметить, что несмотря на некоторые проблемы, всеобщая пенсионная система в СССР сыграла важную роль в обеспечении пенсионеров и инвалидов государственной поддержкой в течение многих десятилетий.
Постсоветское наследие в пенсионной системе
После распада Советского Союза и установления капиталистической экономики в стране, пенсионная система в России претерпела значительные изменения. Наследие советской эпохи осталось на протяжении нескольких лет, но со временем было заменено новыми правилами и принципами.
Однако, следует отметить, что постсоветское наследие всё еще оказывает влияние на современную пенсионную систему России.
Вот некоторые черты постсоветского наследия, которые можно наблюдать в современной пенсионной системе:
- Неравномерность пенсионных выплат. В период СССР пенсии могли отличаться в зависимости от ряда факторов, включая занимаемую должность и продолжительность трудового стажа. До сих пор эти принципы влияют на размер пенсионных выплат в России.
- Политика обычного пенсионного возраста. В СССР пенсионный возраст был установлен на 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. В настоящее время в России повышен пенсионный возраст для обеих полов, но политика оставляет возможность уйти на пенсию раньше при определенных условиях.
- Низкие пенсионные выплаты. В советское время пенсии обычно были невысокими. Это стало следствием многолетних отчислений государства в пенсионный фонд и низкой уровня заработной платы работников. Сегодняшние пенсионные выплаты в России также не всегда дотягивают до желаемого уровня, что приводит к жизненным трудностям пожилых людей.
В целом, постсоветское наследие в пенсионной системе России продолжает оказывать влияние на жизнь пожилых людей. Однако, государство принимает меры для улучшения пенсионной системы и обеспечения достойных условий жизни для пожилых граждан.
Пенсии в СССР и сейчас
Обычно жители нашей страны спокойно воспринимают идеи начальников, однако идея поздней пенсии их совсем не впечатляет. Число людей, желающих работать до старческого возраста, невелико. Это всего 9% населения. Иными словами, граждане вообще не вдохновлены такой перспективой. И даже пропаганда со стороны медийных личностей не улучшит отношение граждан к нависшему над ними повышением пенсионного возраста.
Как и множество других вещей, систему пенсий мы получили в наследство от Иосифа Сталина. В СССР пенсионных выплаты для промышленных рабочих (и далеко не всех) начали оформлять с момента 32-го года. В то же время выделили возраст выхода на пенсию для мужчин – 60 лет. Но продолжительность жизни в тот момент не доходила и до 50. Советский Союз при Сталине был достаточно молодой страной, поэтому Сталин обещал пенсию работникам коммунистических строек, показывая, что колхозные хозяйства перестали быть актуальными – там пенсионных выплат не было, да и денег не хватало. Если не хотелось работать в колхозе, можно было пойти в армию, а затем – на завод. Отметим, что труд на заводе помимо обеспечения деньгами в старости обещал весомую привилегию в дальнейшем – бронь от призыва в войска, если вдруг в стране наступит военное положение.
Современная система пенсионного обеспечения в России
Современная система пенсионного обеспечения в России базируется на принципе накопительного пенсионного резерва, который был введен в 2002 году. Система предусматривает обязательное участие граждан в формировании своего пенсионного фонда.
Основной компонент пенсионной системы в России — накопительная пенсионная система. Каждый работающий гражданин обязан переводить определенную часть своей заработной платы в накопительный пенсионный фонд. Эти средства инвестируются и приумножаются, чтобы обеспечить будущую пенсию.
Также в системе пенсионного обеспечения предусмотрены государственные пенсии, которые выплачиваются гражданам, не имеющим накопительной пенсии или не имеющим достаточного количества накоплений.
Накопительный пенсионный фонд является личным для каждого гражданина и управляется соответствующим пенсионным фондом. Граждане имеют право выбора, куда направить свои накопления, выбрав один из ряда предложенных пенсионных фондов.
Выплата пенсии происходит в зависимости от накопительного пенсионного фонда и государственной пенсии. Обычно граждане получают пенсию сразу из нескольких источников.
Важным элементом современной пенсионной системы является пенсионный возраст. В России возраст, с которого гражданин имеет право получать пенсию, регулируется законом и сейчас составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Также предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию.
Система пенсионного обеспечения в России постоянно совершенствуется, чтобы обеспечить достойную и стабильную жизнь пожилым людям в стране. Государство осуществляет контроль и регулирование работы пенсионных фондов и обеспечивает выплату пенсий в соответствии с установленными нормами и правилами.
Когда в СССР начали платить пенсии
Впервые выплаты в СССР начали выплачивать в июле 1956 года. Согласно закону пенсионный возраст имел следующие границы:
- мужчины – после 60;
- женщины – после 55.
Однако, представительницы прекрасного пола должны были иметь официальный трудовой стаж не мене 20 лет. Для мужчин этот показатель был чуть выше и составлял 25 лет.
В законе регламентировались более ранние сроки выхода, если человек пожилого возраста относится к одной из групп граждан:
- осуществлял трудовую деятельность в тяжелых условиях — на крайнем Севере или на других подобных участках;
- работа гражданина определялась как социально значимая для общества страны – педагогика, медицина.
В законах СССР учитывались некоторые нюансы начисления:
- общие требования;
- возрастные ограничения;
- стаж работы;
- порядок выплаты обеспечения;
- тип расчета и начисления денежной суммы;
- размер надбавок.
Такая пенсионная система СССР впервые запустила обеспечение граждан пожилого возраста.
Главный закон в Советском Союзе, ответственный за проблемы зачисления пенсий – это закон «О государственных пенсиях», датированный 14 июля 56-го года. В документе рассматриваются нюансы максимального пенсионного возраста, трудового стажа и среднего объема пенсии, а также многое другое.
Большинство данных в законопроекте уже не актуально, но созданная в 56-м году реформа обеспечила граждан пенсионного возраста в то время неплохими деньгами. Уровень инфляции во внимание не брался, поскольку стоимость различных товаров постоянно увеличивалась. Так что реформа подвергалась частым исправлениям.
Кстати! Даже сейчас правительство собирается в корне поменять пенсионную систему, позволить людям самостоятельно влиять на размер собственной пенсии.
Пенсионное законодательство РФ: опыт и практика
История пенсионной системы России началась с принятия закона «О государственных пенсиях в РФ» (от 20 ноября 1990 года), в котором были установлены принципы государственного пенсионного страхования. Тогда были установлены два вида пенсий — трудовые и социальные.
Российская пенсионная система стала впервые строиться на принципах социального страхования (модель Бисмарка). Так, согласно статье 8 закона, финансирование пенсий осуществлялось ПФР за счет страховых взносов работодателей по страховому тарифу 28% от фонда оплаты труда (трудовые пенсии) и ассигнований из федерального бюджета (пенсии для военнослужащих и приравненных к ним категорий, а также социальные пенсии). Но уже тогда было очевидно, что пенсионная система социалистического периода при рыночной экономике не работают. У государства просто не было денег для выплаты пенсий: на фоне гиперинфляции, роста цен, массового закрытия и банкротства предприятий, пенсии нередко задерживали.
В декабре 2001 года в России, после многочисленных споров и расчетов, были приняты законы, устанавливающие новый подход формирования пенсионной системы: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ». Новая система включала в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование. Этот формат пенсионной системы просуществовал более 10 лет. В это время активно развивались негосударственные пенсионные фонды, зафиксированы многочисленные случаи вложения денежных средств в софинансирование государственной пенсии. Но уже тогда специалисты прогнозировали, что к 2010-2020 годам, на форме снижения рождаемости в 90-ые годы, количество пенсионеров превысит количество трудоспособного населения.
Подготовка законопроекта ко второму чтению
Как заявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, представляя законопроект в Госдуме, «реформа позволит впервые за всю историю России проиндексировать пенсии выше темпов инфляции более чем в два раза: с 2019 года — на 1000 рублей (индексация на 7%, прогноз по инфляции на 2018 год — около 3%)». Он также напомнил депутатам и о льготах, предусмотренных реформой: например, люди с большим трудовым стажем (женщины – 40 лет, мужчины – 45) смогут выйти на пенсию на два года раньше. Также сохраняется досрочная пенсия для работников вредных и опасных производств, для женщин, родивших пять и более детей, для инвалидов, чернобыльцев и других льготников.
— В отличие от стран Запада, Россия принимает решение о повышении планки возраста выхода на пенсию не под давлением кризиса в экономике, а при стабильной ситуации. Ведь необходимо на перспективу обеспечить страховой характер пенсионной системы, не просто сохранить, но и беспрецедентно повысить пенсионные выплаты. Принятие законопроекта не приведет к росту безработицы в силу плавного увеличения возраста выхода на пенсию. Этому помешает и тот факт, что на рынок выходит меньше новых работников из-за падения рождаемости в 1990-х годах, — отметил Максим Топилин, подчеркнув, что «правительство планирует выделить порядка 5 млрд рублей на повышение квалификации и переподготовку людей предпенсионного возраста».