Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда и как рассчитывать и платить транспортный налог». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
Объект налогообложения и налоговая база
К сведению: перечень ТС, не являющихся объектами налогообложения, дан в п. 2 ст. 358 НК РФ.
Порядок определения базы по транспортному налогу установлен в ст. 359 НК РФ.
Кто является плательщиком транспортного налога?
Как уже было отмечено выше, плательщиками транспортного налога являются собственники различных наземных, воздушных и водных средств передвижения.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками по данному виду перечислений в бюджет являются лица, на которых официально зарегистрировано то или иное транспортное средство. К примеру, если машиной управляет одно лицо, однако по документам владельцем является совсем другой гражданин, платить налог будет именно последний.
ВНИМАНИЕ! При продаже автомобиля, данные о новом владельце поступают в налоговый орган в течение 10 дней. С этого момента платить налог должен будет покупатель машины.
В качестве лиц, обязанных вносить транспортный налог, могут выступать как обычные граждане, так и организации. Однако для последней категории налогоплательщиков предусмотрен отдельный порядок, условия и сроки внесения такого платежа.
Региональные платежные особенности
Дополнительные сроки уплаты транспортного налога для юридических лиц появляются внутри каждого отчетного года, если региональные власти своими НПА предусмотрели обязательные авансовые платежи по этому налогу.
Далеко не все регионы настаивают на уплате ежеквартальных авансов по транспортному налогу, но в любом случае игнорирование этого требования чревато материальными потерями в виде пеней за несвоевременное поступление обязательных налоговых сумм в бюджет.
Пример
Специалист по бухучету Потапов Р. М. последние три года ведет налоговый и бухгалтерский учет в ООО «Бригантина» (Свердловская область). С января 2022 года он добавил к своим обязанностям удаленный учет в ООО «Фортуна» (Московская область). Обе компании используют транспорт в своей деятельности.
Исполняя обязанность по уплате транспортного налога за 2021 год, Потапов Р. М. в феврале оформил платежные поручения от имени каждой из компаний. Затем с головой погрузился в годовую отчетность.
По поводу авансовых платежей он не беспокоился ─ в Свердловской области региональное законодательство платить авансы по транспорту не требует (п. 1 ст. 3 Закона Свердловской области от 29.11.2002 № 43-ОЗ).
Что касается авансов по транспорту ООО «Фортуна», осуществлявшей деятельность в Московской области, то этот вопрос он из виду упустил, вовремя не заглянув в закон МО от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ. Эта невнимательность обернулась для ООО «Фортуна» дополнительными издержками ─ компании пришлось заплатить пени за несвоевременную уплату «транспортных» авансов, т. к. обязанность по их уплате предусмотрена в. п. 1 ст. 2 указанного закона.
Отметим, что в законах субъектов РФ может быть прописано только требование об уплате «транспортных» авансов, но устанавливать свои сроки их перечисления региональные власти не вправе.
Запрос сообщений о суммах транспортного налога
По действующим правилам организации самостоятельно исчисляют суммы транспортного налога и авансовых платежей по нему (п. 1 ст. 362 НК РФ). Однако для обеспечения правильности и полноты уплаты налога ИФНС не позднее 6 месяцев со дня истечения срока уплаты налога направляет компаниям сообщения о точной сумме исчисленного налога. При этом в настоящее время НК РФ не предусматривает возможности направления таких сообщений по запросу налогоплательщиков. Сообщения составляются по самому факту уплаты налога/наступления срока его уплаты, либо при ликвидации организации, либо при поступлении в ИФНС информации и сведений о пересчете ранее исчисленного налога (п. 4 ст. 363 НК РФ).
Начиная со 2 августа 2021 года (ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ) порядок и основания направления плательщикам подобных сообщений будут изменены. С указанного момента сообщение о рассчитанном налоге будет выдаваться, в том числе, и по заявлению самого налогоплательщика-организации.
Организация сможет получить сообщение об исчисленной сумме налога в любом налоговом органе независимо от места нахождения транспортных средств и места их постановки на учет.
Сообщение об исчисленной сумме налога направят руководителю организации в срок не позднее 5 дней со дня получения ИФНС соответствующего заявления (п. 5 ст. 363 НК РФ). Форма заявления о выдаче сообщения об исчисленной сумме налога позднее будет утверждена ФНС России.
Что будет, если не заплатить налог на роскошь
Если начисленный налог не уплачен вовремя, он превращается в налоговую задолженность. На эту сумму начисляется пеня. Порядок расчета пени по налогам закреплен в Налоговом кодексе Штраф. Также налоговая может начислить штраф — 20%. А если докажет, что вы не уплатили или занизили налог умышленно, то начислят 40% от недоимки.
В дальнейшем налоговая пришлет извещение с требованием оплатить. Там будут указаны суммы недоимки, пеня и срок, до которого нужно погасить задолженность взыскание. Если не заплатить налог даже после требования, начнется процедура взыскания. Налоговая обратится в суд за судебным приказом. Это упрощенный порядок взыскания, когда не нужно вызывать налогоплательщика и запрашивать у него документы. Судья единолично рассматривает заявление налоговой и выносит судебный приказ. Он имеет силу исполнительного листа — например, его можно отнести в банк или к приставам, чтобы списать деньги со счета автособственника.
Сроки оплаты налога для юридических лиц
До 2020 года регионы сами устанавливали срок уплаты транспортного налога для предприятий и организаций, но не ранее 1 февраля следующего за отчетным периодом года. В 2021 году ситуация поменяется – юридические лица по всей стране будут платить за транспорт до 1 марта следующего года.
На индивидуальных предпринимателей это закон распространяться не будет, для этой категории все останется по-прежнему – оплатить ТН нужно до 1 декабря, как и физическим лицам, на основании уведомления, пришедшего по почте.
Что касается предприятий, осуществляющих авансовые платежи по транспортному налогу, федеральный центр и здесь решил все упорядочить – теперь по общим для всей страны правилам авансовый платеж будет вноситься до конца месяца, следующего за отчетным периодом.
Налоговая служба не осталась в стороне от событий, связанных с карантинными ограничениями во время пандемии коронавируса. Наиболее пострадавшим в этот период предприятиям и субъектам малого бизнеса, внесенным в реестр не позднее 2018 года, налог на транспорт за второй квартал 2020 года платить вообще не придется, а более молодым компаниям в пострадавших отраслях экономики дана отсрочка на авансовый платеж за первый квартал до конца октября 2020 года.
Налоги, в том числе и транспортный, нужно платить обязательно. Это обязанность всех граждан и организаций страны. Текущую информацию об изменениях в законодательстве можно всегда посмотреть на официальном сайте налоговой службы. Там же находятся сведения о региональных ставках, на основании которых можно сделать окончательный расчет транспортного налога.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в ГАИ МВД (п. 1 ст. 307-2 НК).
Не признаются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства:
1) используемые для оказания медицинской помощи, в т.ч. скорой медицинской помощи;
2) выпущенные не позднее 1991 г. или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
3) категории M1 или M1G (код 8703 80 000 2 ТН ВЭД), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, – по 31 декабря 2025 г.;
4) у плательщиков-организаций: предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;
5) у плательщиков – физических лиц: специально оборудованные для использования инвалидами.
Освобождение от налогообложения
Освобождаются от транспортного налога транспортные средства:
-
в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина;
-
снятые с учета до 1 июля 2021 г.;
-
выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК;
-
организаций, законсервированные в порядке, установленном Совмином.
Ответственность за неуплату налога
В случае неуплаты (неполной уплаты) авансовых платежей начисляются пени в порядке, установленном ст. 55 НК (ст. 307-8 НК).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты пеней, а также для применения к плательщику мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательными актами (п. 8 ст. 42 НК). |
Транспортный налог: как он уменьшается
Если автомобиль уже имеется, за 2022 год снизить сумму не получится. Обратитесь за льготами. Хотите платить меньше, но не купили авто? Есть шанс тщательнее подойти к выбору транспорта.
Используя калькулятор проверяйте, какой будет налоговая ставка с учетом параметров автомобиля. Всего одна лошадиная сила может поднять её практически вдвое в вашем регионе.
Прежде чем делать покупку, убедитесь, что ваш транспорт не был включен в список дорогостоящих автомобилей. Если речь о дорогой машине, переплата может быть весьма большой – составлять десятки тысяч. Калькулятор это только подтвердит.
Для продавца также могут быть риски. Если покупатель не переоформил документы в срок, уведомления из налоговой будут приходить старому владельцу, который уже не имеет к автомобилю никакого отношения.
Обязательно следите за суммой в уведомлениях. Если у вас имеется личный кабинет, уведомления будут направляться только туда. Потому если сроки подошли, а его нет, проверяйте сами. Если пропустите, это уже будет серьезной проблемой. Документы обычно приходят за месяц до внесения оплаты. Там же информация о дате и реквизитам.
По каким-то причинам бумага может не прийти. Когда в оговоренные сроки это не произошло, обратитесь к налоговикам. А получив документ, проверьте корректность реквизитов вашего авто. Возможно, произошла ошибка, которая повлияла на сумму вносимого налога. Иногда сумма может быть такой высокой, потому что после переезда налог начисляется от двух регионов. Если убрать эту ошибку, сможете уменьшить размер налога и совершить уплату по более выгодному тарифу.
Цель изменений: упрощение уплаты налогов юрлиц и ИП. В настоящее время ошибок в платежных документах много и платежи не засчитываются, возникает техническая задолженность.
Преимущества нововведения:
- Одна дата в месяц для уплаты налогов — каждый месяц, 28 число.
- Одна дата в месяц для представления деклараций либо уведомлений исчисленной суммы — 25 число.
- Проще платить:
- один платеж в месяц: каждый месяц, 28 число.
- в платежном поручении только два изменяемых реквизита: ИНН и сумма.
Возможность изменения ИНН предусмотрена для уплаты за третье лицо. Остальные реквизиты платежа будут на сайте.
- Одна сумма расчетов с бюджетом — одна карточка расчета с бюджетом для всех налогов:
- нет ошибочных платежей;
- при наличии переплаты и недоимки нет излишних пеней;
- нет зачетов;
- один день для поручения на возврат;
- положительное сальдо на ЕНС можно использовать на перечисление за третье лицо;
- нет трехлетнего срока давности, поэтому переплату всегда можно использовать, даже через 4, 5 и более лет. Деньги возможно вернуть или произвести перечисление на ЕНС третьего лица.
- Будет проще разобраться с долгом:
- один день на снятие приостановления/ареста со счета;
- единый документ на взыскание долга с динамично изменяемой суммой — вместо новых документов на каждый новый долг.
- Онлайн-доступ к детализации начислений и уплат в Личном кабинете юрлица и ИП.
Будет видно и поступление денег на ЕНС, и как они распределены.
Единый налоговый платеж распространяется на все платежи за исключением:
- НДФЛ, патентов,
- сборов за пользование объектами животного мира,
- сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов,
- НПД,
- госпошлины, по которой суд не выдал исполнительный документ,
- страховых взносов от несчастных случаев и профзаболеваний.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Кто платит транспортный налог
Платить транспортный налог должны организации и физлица (в том числе ИП), если на них в ГИБДД или в других госорганах зарегистрирован транспорт, который считается объектом обложения (ст. 357, п. 1 ст. 358 НК РФ, ст. 33 Воздушного кодекса РФ, ст. ст. 16, 17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, ст. ст. 33, 35 Кодекса торгового мореплавания РФ, п. 6 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ст. 28 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ).
При этом неважно, пользуетесь вы ТС сами или сдали его в аренду, работает оно или на ремонте. Главное, что оно зарегистрировано на ваше имя (Письма Минфина России от 28.12.2018 N 03-05-05-04/95689, от 18.02.2016 N 03-05-06-04/9050, ФНС России от 22.02.2017 N БС-4-21/3371@, от 01.02.2017 N БС-4-21/1735).
Если ТС на вас не зарегистрировано, то платить налог не надо (Письма ФНС России от 29.10.2020 N БС-4-21/17770@, от 28.09.2020 N БС-4-21/15757@). Например, не нужно платить налог в отношении транспортных средств, которые не подлежат регистрации.
По арендованному автомобилю налог должен платить тот, на кого этот автомобиль зарегистрирован в ГИБДД. Чаще всего это собственник машины (ст. 357 НК РФ, п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764).
Поэтому если на вас зарегистрирована машина, но вы сдали ее в аренду, не забудьте заплатить транспортный налог. То, что машиной пользуется арендатор, а не вы, неважно.
И наоборот, если арендуете автомобиль, платить налог вам не надо, это будет делать собственник.
Если транспорт в лизинге, налог платит тот, на кого зарегистрирован транспорт. А зарегистрирован он может быть как на лизингодателя, так и на лизингополучателя (ст. 357 НК РФ, п. 2 ст. 20 Закона о лизинге, п. п. 2, 31 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764, п. п. 3, 28 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1507, Письмо ФНС России от 25.02.2020 N БС-4-21/3129@).
На кого именно регистрировать ТС, стороны решают сами и прописывают это в договоре лизинга или соглашении к нему (п. 2 ст. 20 Закона о лизинге).
У кого транспорт будет числиться на балансе — неважно.
Если транспорт одновременно зарегистрирован на лизингодателя (постоянная регистрация) и на лизингополучателя (временная регистрация на срок договора лизинга), то платить налог надо лизингодателю. Такие разъяснения дают ФНС и Минфин России (Письма Минфина России от 17.08.2015 N 03-05-06-04/47422, ФНС России от 11.12.2013 N БС-4-11/22368).
Если вам как лизингополучателю из налоговой инспекции придет письмо с требованием пояснить, почему вы не платите транспортный налог, то направьте в ответ копию договора лизинга и документов, которые подтверждают, что ТС постоянно зарегистрировано на лизингодателя. Дополнительно можете привести ссылки на указанные Письма Минфина и ФНС России.
Если транспорт зарегистрирован только на лизингополучателя (без регистрации на лизингодателя), платить налог будет лизингополучатель (Письмо Минфина России от 03.07.2019 N 03-05-05-04/48956).
В любой стране автомобилист обязан ежегодно отдавать государству определенную сумму за право ездить на личной машине. Но если за рубежом транспортный (он же дорожный, он же экологический) налог рассчитывается, как правило, исходя из вреда, который автомобиль наносит окружающей среде, то в России его размер определяется мощностью мотора.
В нашей стране размер транспортного налога зависит только от мощности двигателя. Причем на федеральном уровне установлены лишь базовые ставки налога – региональные власти вправе по своему усмотрению увеличивать или уменьшать их (максимально в десять раз), а также вводить льготы для собственников той или иной категории автомобилей. Для владельцев гибридных моделей и электрокаров никаких льгот не предусмотрено – они должны платить налог на общих основаниях, согласно количеству «лошадиных сил», отмеченному в ПТС. Дифференциация по чистоте выхлопа также не предусмотрена – при равной мощности моторов владелец «экологичного» автомобиля должен платить столько же, сколько и хозяин чадящей развалюхи.
Датчане, однако, на высокие налоги не слишком жалуются. Запредельные налоговые ставки в этой стране действуют на все, а не только на авто: на доход, недвижимость, дарение, наследование. Есть даже специальный налог на спорт! Но все собранные налоговые средства (а это 50% ВВП страны) Дания тратит на финансирование социальной сферы – пенсии, медицину, образование. Получается, что налогоплательщик получает от государства бесплатно ровно столько, сколько отдает налогов.
В Австралии налоговые сборы почти не различаются, все граждане платят одинаково: 10% от цены легкового автомобиля и 5 – от грузовика[27]. Но владельцам дорогих автомобилей приходится доплачивать еще и «за роскошь» 33% от цены машины. Шикарными в Австралии считают все автомобили дороже 57 000 долларов. Этой системой недовольны и население, и продавцы автомобилей. Последние ссылаются на то, что люксавтомашины используют более современные технологии и меньше загрязняют окружающую среду, чем недорогие устаревшие машины. Однако австралийские власти не слушают эти доводы и даже систематично повышают налог на шикарные автомобили.
В США транспортного налога как отдельного сбора нет: он включен в стоимость топлива (примерно 15% от цены)[28]. То есть чем выше расход бензина или солярки у машины, чем чаще она выезжает на дорогу и чем больше соответственно выбрасывает вредных веществ в атмосферу, тем больше в итоге заплатит ее хозяин. Разумеется, владельцы электрокаров транспортный налог не платят – в зарядку электричеством он не включен. Примерно 60% собранных таким образом средств направляется в федеральный дорожный фонд, а 40% идут в дорожные фонды штатов. Причем все эти деньги расходуются исключительно на строительство и ремонт автомагистралей.
В Великобритании дорожный налог взимается с владельцев машин, работающих на бензине, дизельном топливе и природном газе[29]. Собственники электрокаров, гибридных моделей, а также автомобилей с объемом мотора менее одного литра его не платят. Размер налога определяется госагентством DVLA (оно регистрирует автомобили и выдает водительские удостоверения) в зависимости от объема двигателя. Четких ставок нет, поскольку в расчет берется также чистота выхлопа. К примеру, владелец автомобиля с 1,4литровым двигателем платит в год около 175 фунтов стерлингов, а за внедорожник с мотором 3,5 л придется выложить более 300 фунтов. Раз в год автовладелец получает из DVLA письмо с указанием размера налога. С этим письмом необходимо прийти на почту, внести указанную сумму и получить бумажный диск, подтверждающий уплату налога. Диск должен быть размещен на лобовом стекле, чтобы полицейские его видели.
Примерно 80% от средств, собранных в виде дорожного налога, идет на финансирование дорожной отрасли. Оставшаяся часть – на различные экологические программы, связанные в основном с улучшением качества воздуха.
С лета 2009 года все автомобили в Израиле условно поделили на 15 экологических групп по уровню загрязнения окружающей среды[30]. Покупатели самых «вредных» автомобилей платят в казну 92% стоимости машины. Минимальный же налог – 10% цены – должны отдать государству хозяева электромобилей. За гибридные авто израильские власти просят 30%. В среднем же автомобилисты платят государству около 70% стоимости авто. В итоге вместе с налогом самая простая Mazda3 в Израиле стоит ориентировочно 30 000 долларов, а Toyota Yaris в базовой комплектации – 25 000 долларов.
Во Франции действует двухступенчатая система налогообложения автомобилистов[31]. При регистрации новой машины владелец платит единовременный налог в зависимости от объема и мощности двигателя. Например, за модель с 1,6-литровым мотором мощностью около 100 л.с. надо заплатить 200-250 евро, а за 300-сильную версию объемом более трех литров – около 1.100 евро. Собранные средства идут на финансирование дорожной отрасли[32].
Вторая ступень – ежегодный налог, исчисляемый в зависимости от того, сколько граммов углекислого газа, согласно данным производителя, автомобиль выбрасывает в атмосферу за 100 километров пробега. Ставки прогрессивные – чем «грязнее» выхлоп, тем больше придется заплатить. А вот владельцы машин, которые на 100 километров выбрасывают менее 200 граммов СО2, от этого налога освобождены. Эти сборы идут на финансирование программ по сохранению чистоты воздуха и почвы.
В Германии при определении размера налога учитывается объем двигателя и чистота выхлопа[33]. Независимо от года выпуска машины за каждые 100 куб. см объема следует выложить 2 евро для бензиновых моторов и 9 евро – для дизельных. Кроме того, по 2 евро ежегодно автовладелец должен платить за каждый грамм углекислого газа, вырабатываемого его машиной, по данным производителя, на 100 км пробега. Этим сбором не облагаются хозяева экологичных моделей, вырабатывающих менее 120 г CO2 на 100 км. Причем этот лимит будет снижаться. Полностью от уплаты транспортного налога освобождены владельцы электрокаров, но только в течение пяти лет с момента их покупки. Как им придется платить в дальнейшем, германские власти пока не решили – самые старые электрокары здесь, проданные официальными дилерами, еще не достигли пятилетнего возраста[34].
В Японии при покупке новой машины необходимо заплатить налог в размере примерно 5% от ее стоимости. Следующий платеж – при постановке автомобиля на учет. Сумма рассчитывается, исходя из объема двигателя и массы автомобиля. Вилка внушительная: за небольшую малолитражку начислят около 5.000 иен ($54), а, скажем, кроссовер потянет на 50.00060.000 иен. Впоследствии такая же сумма взимается с автовладельца ежегодно. Собственникам электромобилей и гибридных моделей налог начисляется со скидкой 20%. Никаких поблажек для раритетных моделей, стоящих на учете, не предусмотрено.
В отличие от многих других стран в Японии средства от дорожного налога направляются не на строительство трасс или экологические программы, а на развитие перспективных разработок в автопроме[35].
В Китае, по аналогии с США, транспортный налог включен в стоимость топлива (около 20% от цены). Кроме того, при покупке нового автомобиля, выпущенного в КНР, владелец платит 10% от его стоимости. Для моделей иностранного производства ставка выше – 40%. Налоговые сборы с автомобилистов перечисляются на развитие дорожной инфраструктуры.
До недавнего времени средства от налогов, уплаченных автовладельцами, направлялись в региональные бюджеты и тратились на любые цели по усмотрению местных властей (как правило, на различные социальные вопросы).
С 1 января 2012 года они поступают в федеральный и региональный дорожные фонды, из которых финансируется строительство, ремонт и реконструкция трасс.