Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Классность водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первым делом следует понять, что денежная надбавка к заработной плате водителя за уровень его квалификации никоим образом не регламентируется на уровне федерального законодательства. То есть наличие описываемой доплаты в конкретной организации – это исключительно решение ее исполнительных органов управления.
Надбавка за классность и страховые взносы
У бухгалтеров по заработной плате может возникнуть вопрос: начисляются ли страховые взносы на ОПС, ОМС и ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму надбавки за классность водителям? Ответ утвердительный: страховые взносы начисляются в общем порядке.
Дело в том, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).
База для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ, перечень которых является исчерпывающим (п. 1 ст. 421 НК РФ).
Денежная надбавка к заработной плате за наличие квалификации у водителя
В Российской Федерации на уровне федерального законодательства надбавка к заработной плате водителя положена только гражданам, трудящимся:
- в Фельдъегерской службе;
- в МЧС;
- в Федеральной службе исполнения наказаний.
Также доплаты могут быть регламентированы региональными распоряжениями и, соответственно, действовать только в пределах территории того субъекта, в котором был издан документ. Помимо этого, доплата может быть введены на местном уровне администрацией населенного пункта.
Например, описываемые надбавки существуют в Московской области. Они положены водителям, которые трудоустроены в:
- государственных ветеринарных клиниках;
- в казенных учреждениях города Звенигород Московской области;
- государственных автономных учреждения СМИ.
Так как надбавка за квалификацию, имеющуюся у водителя, представляет собой стимулирующую выплату, то на законодательном уровне не предъявляется каких-либо ограничений касательно ее размера. На практике, обычно применяются следующие коэффициенты:
- 3 класс – доплата отсутствует;
- 2 класс – доплата начисляется в размере 10% от основного оклада;
- 1 класс – доплата начисляется в размере 25% от основного оклада.
Размер надбавки за классность водителям зависит от нескольких факторов, включая категорию водительского удостоверения, квалификацию, стаж работы и ответственность. Определение размера надбавки осуществляется на основе подвижного состава и комиссии, которая занимается присвоением классности водителям.
Для получения надбавки водитель должен подать заявление в соответствующее управление, приложив копии необходимых документов, подтверждающих правомерность начисления надбавки. Важно отметить, что надбавка начисляется с 1 января 2022 года, поэтому водителям необходимо обратиться в управление до этой даты.
Размер надбавки зависит от классности водителя и категории его водительского удостоверения. Например, водителям категории «В» надбавка составляет 10% к заработной плате, водителям категории «С» — 15%, а водителям категории «D» — 20%.
Также важно отметить, что надбавка может быть увеличена в случае нахождения водителя в состоянии классности в течение 5 лет и более. В этом случае размер надбавки увеличивается на 5% для каждого года классности, но не может превышать 50%.
Водителям, которых отметили за высокую классность, надбавка начисляется автоматически. Однако, если водитель не получил надбавку, он может обратиться в управление и предоставить письменное заявление о начислении надбавки.
В случае отсутствия начисления надбавки или недоплачивают сумму, водитель может обратиться в управление с жалобой. При рассмотрении жалобы учитывается физическое состояние водителя, его квалификационную категорию, а также дисциплинарные разборки, в которых он участвовал.
Важно отметить, что надбавка не облагается налогами и взносами на обязательное социальное страхование. Она выплачивается в полном объеме водителю.
Надбавка за классность является дополнительным доходом для водителя и не влияет на его основную заработную плату. Она выплачивается отдельно и записывается в трудовую книжку водителя.
Изменения в размере надбавки могут быть внесены в будущем на основе решений соответствующих актов управления. Поэтому водителям следует следить за новостями и обновлениями в данной области.
Влияние надбавки на средний заработок
Надбавка за классность является одним из трудовых стимулов, которые предусмотрены для водителей в Российской Федерации. Это доплата к заработку, которую получают водители, присвоившие определенную категорию и классность.
Введение надбавки за классность имеет свои правила и действия, которые указывают, каким водителям и в каком объеме будет выплачиваться эта доплата. Например, для водителей автокрана, надбавка может быть предусмотрена только при определенной квалификации и стаже работы.
Однако, не всегда водителям выплачивают надбавку за классность в полном объеме. Некоторые предприятия могут недоплачивать заработок водителям, несмотря на их классность и присвоение соответствующей категории. Это может быть связано с изменениями в правилах или новым положением о выплате надбавки.
Надбавка за классность также может быть аннулирована в случае нарушения водителем правил безопасности на дороге или при участии в дорожно-транспортном происшествии. В таких случаях водитель может быть лишен надбавки и получать заработок на уровне основы, без учета классности.
Влияние надбавки на средний заработок водителя зависит от многих факторов. Во-первых, это стаж работы и квалификация водителя. Чем выше стаж и квалификация, тем больше надбавка будет составлять от заработка. Во-вторых, это изменения в правилах и положении о выплате надбавки. Если были внесены изменения, то сумма надбавки может быть увеличена или уменьшена.
Важно отметить, что надбавка за классность не является единственным средством оплаты труда водителя. Водительские обязанности и основы заработка могут быть установлены на предприятии отдельно и независимо от присвоения классности.
Таким образом, влияние надбавки за классность на средний заработок водителя будет зависеть от многих факторов, включая категорию и классность водителя, изменения в правилах и положении о выплате надбавки, а также основные обязанности и заработок, указанные на предприятии.
Требования к кандидату на должность водителя
Принимая на работу водителя, обращайте внимание:
- на его возраст;
- соответствие квалификационным требованиям;
- отсутствие медицинских противопоказаний.
Внимание! Чтобы подтвердить отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья, кандидату на должность водителя нужно пройти медосмотр. О порядке прохождения медосмотров водителями читайте в «БАЛАНСЕ», 2020, № 46-47, с. 17). |
Как определить классность водителя по документам
- Квалификационные характеристики.
- 1.1. Водитель автомобиля, 3 класс. Характеристика работ.
- Управление одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к одной из категорий транспортных средств «В» или «С», или управление только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «Д».
- Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим специальным оборудованием специализированных и специальных автомобилей с соблюдением правил техники безопасности.
- Управление автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами
- Буксирование прицепов весом до 750 кг.
Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.
Разработан также ряд отраслевых нормативных актов, регламентирующих размер данной надбавки: — Приказ МЧС России от 22.09.2009 N 545 «О новой системе оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны»; — Федеральное отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2009 — 2012 годы; — Приказ ФМС России от 27.11.2008 N 389 «О внесении изменений в Приказ ФМС России от 15 октября 2008 г. N 249 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583». Если работодатель примет решение о введении надбавки за классность, размер меньший, чем указан в отраслевом Соглашении, он установить не сможет.
A» — мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами; — «B» — автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более восьми; — «C» — автомобилями, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг; — «D» — автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; — «E» — составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «B», «C» или «D», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории. Водительское удостоверение с разрешающей отметкой «трамвай» подтверждает право на управление только трамваями, с отметкой «троллейбус» — только троллейбусами. Но сами по себе категории никакой классности не устанавливают.
Представлять списки водителей, подлежащих квалификационной аттестации, раз в год не позднее 15 августа — инспектору ОК Марусиной Е.И. 3. Организовать методическую подготовку квалификационной аттестации — инспектору ОК Марусиной Е.И. 4. Представить материалы квалификационной аттестации главному врачу в течение 20 рабочих дней с даты протокола заседания комиссии — председателю комиссии.
Нюансы присвоения классности водителям
Для того, чтобы оценить умения работника ТС и, как следствие, присвоить ему определенный разряд за вождение, на предприятии созывается особая комиссия во главе с руководителем. Помимо него в комиссию входят:
- Главный инженер на предприятии и его зам.
Они являются председательствующим составом; - Член профсоюзного комитета выступает заместителем председателей комиссии;
- Руководитель отдела или инженер по устройству и подготовке штата на производстве;
- Управляющий отдела организации труда и заработного оклада;
- Инженер, отвечающий за охрану труда и технику безопасности;
- Начальник цеха (отдела), участка, где работает тестируемый сотрудник;
- Председатель общества бригадиров или представитель совета бригадиров.
Состав, а также деятельность комиссии определяется руководителем на основе составленного приказа.
Классность водителей по категориям
В 2021 году, как и ранее, присвоение классности водителям в РФ регулирует Квалификационный справочник профессий рабочих, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 №58/3-102, которым устанавливаются месячные оклады (далее – Справочник) и который в части, имеющей отношение к классности водительского состава, все еще в силе, поскольку соответствующие профессиональные стандарты пока не разработаны.
Еще советский документ гласит, что водителям могут присваиваться 3 класса, они зависят категорий конкретного водителя и продолжительности работы на одном месте.
При оформлении на работу классность присваивается на основании водительских прав:
- водитель 1 класса – получает специалист с категориями В, С, Д, Е.
- 2 класс – категории В, С, Е либо Д и Е (то есть, есть два варианта сочетания категорий).
- 3 класс – категории В, С либо только одна категория Д.
Водитель автомобиля: квалификационные характеристики
Итак, Квалификационный справочник, который принят еще в советские времена и носит рекомендательный характер, предполагает установление следующих классов квалификации водителям.
3-й класс присваивается водителям, управляющим одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категории транспортных средств «В» или «С», или управляющим только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «D».
2-й класс присваивается водителям, управляющим легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», или управляющим автобусами, отнесенными к категориям транспортных средств «Д» или «Д» и «Е».
Отметим, что 2-й класс квалификации может быть присвоен при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии.
1-й класс присваивается водителям, управляющим легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С», «D» и «Е».
Заметим, что 1-й класс квалификации может быть присвоен при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии.
Для справки! В Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения следующих категорий и входящих в них подкатегорий (п. 25 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097):
а) категорий «A» «B», «C», «D», «BE», «CE», «DE»;
б) подкатегорий «A1», «B1», «C1», «D1», «C1E», «D1E».
Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «B», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «B1», удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «C», – также право на управление ТС подкатегории «C1» и т. д. (п. 7 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения 2-го и 1-го классов квалификации водители автомобилей должны иметь хорошие показатели в работе:
систематически выполнять планы, графики перевозок и соблюдать расписание движения;
не иметь перерасхода топлива против установленных норм;
соблюдать трудовую и производственную дисциплину (не иметь за последние три года работы нарушений правил дорожного движения, повлекших ДТП или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций).
Квалификационная категория присваивается водителю квалификационной комиссией учреждения.
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
в государственных учреждениях субъектов РФ – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ;
в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В качестве примера приведем несколько документов, устанавливающих доплату за классность по профессии водителя:
1) в государственных учреждениях:
Приказ ГФС РФ от 25.10.2016 № 325 «Об оплате труда работников территориальных органов Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»;
Приказ МЧС РФ от 28.12.2015 № 700 «О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России»;
Приказ ФСИН РФ от 13.11.2008 № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы»;
2) в муниципальных учреждениях Московской области:
Постановление Правительства Московской области от 31.07.2017 № 620/26 «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений ветеринарии Московской области»;
Решение Совета депутатов городского округа Звенигород Московской области от 08.06.2017 № 7/6 «Об оплате труда работников муниципальных казенных учреждений городского округа Звенигород»;
Постановление Правительства Московской области от 20.07.2007 № 535/26 «Об оплате труда работников государственных автономных учреждений средств массовой информации Московской области».
Нужно понимать, что в силу ст. 129 ТК РФ надбавка за классность является выплатой стимулирующего характера, не связана с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничена законодательно минимальным или максимальным размером.
Ежемесячная доплата за классность сотрудникам-водителям, как правило, устанавливается в следующих размерах:
имеющим 1-й класс квалификации – в размере 25 % тарифной ставки;
имеющим 2-й класс квалификации – в размере 10 % тарифной ставки;
имеющим 3-й класс квалификации – надбавка не назначается.
Какие размеры доплат полагаются?
Доплата к официальной заработной плате за классность начисляется водителям, имеющим 1 или 2 уровень мастерства.
Водители пассажирского транспорта | Водители транспорта МЧС | Водители легкового транспорта | Водители тракторов лесной промышленности | |
1 класс | 25% | 25% | 25% | 50% |
2 класс | 10% | 10% | 10% | 25% |
Как проверить класс автомобилиста
Чтобы узнать класс водителя для ОСАГО, необходимо обратиться на сайт Российского союза автостраховщиков или другой информационный ресурс, предоставляющий подобную возможность. Для получения сведений следует указать: фамилию, имя и отчество, дату рождения и номер удостоверения водителя. После введения информации будут предоставлены другие данные в отношении страховой истории автомобилиста. Поэтому получить нужные сведения можно независимо от даты оформления полиса и организации, предоставляющей услуги страхования.
Эта система может оказаться полезной водителям и страховщикам. Автомобилисты смогут получить сведения для переоформления полиса либо оформления нового. В этих случаях данные о КМБ не будут потеряны. Страховые компании могут проверить сведения об автомобилистах даже при изменении юридического лица и покупки нового договора. Такая система позволяет предотвратить мошенничество, когда автомобилисту уменьшается класс и проходит этап разработки новой документации.
Каждый страховщик имеет общую базу автомобилистов. Они также вводят информацию в систему. Действия производятся в такой последовательности:
- При покупке автогражданки в первый раз вся информация об автомобилисте, обозначенная выше, будет занесена в базу РСА.
- При обращении клиента за выплатой по страховому случаю в базу будут внесены поправки с обозначением величины выплаты и типа повреждений.
- При обращении автомобилиста к другому страховщику его работники могут проверить базу данных по номеру ВУ и получить сведения о страховой истории.
Условия для получения
Каждый водительский класс присваивается при выполнении определенных условий:
- Первый класс присваивается при наличии категории «Д», «B» или «E». Водители получают квалификацию при начальном профессиональном обучении и небольшом опыте работы, хороших показателей в выполнении обязательств.
- Второй класс можно получить при нескольких двух категорий: «B», «C» и «E» или «Д» и «E». Дополнительным требованием является наличие стажа в должности водителя третьего класса на протяжении 3 и более лет у одного работодателя.
- Третий класс присуждается при получении всех четырех категорий, стажа работы не менее двух лет на должности водителя второго класса. Также работник должен иметь хорошие показатели, соблюдать производственную и трудовую дисциплину.