Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социологическая концепция права.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В системе права выделяют также отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др.). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс. Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению — нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.
Преимущества социологической теории
Проанализировав учение социологической парадигмы можно выяснить, что она содержит массу преимуществ.
Среди положительных постановлений данной теории стоит отметить следующее: социум и право концептуально рассматриваются как взаимосвязанные явления. существование прямых доказательств того, что кроме общепринятых норм права, установленных государством, необходимо изучать и те, что формируются в обществе. усиление акцента на ведущей роли права как средства социального контроля и достижения равновесия в социуме и пр.
Также к достоинствам следует отнести следующие факты:
- Благодаря социологической теории, в юриспруденции впервые стали признавать настоящие потребности и требования реальных людей, а не спекулятивные желания.
- Социология открыла юриспруденции возможность взаимодействовать с другими социальными науками. Как следствие этому, право стало занимать равные позиции в социальной структуре с политикой, экономикой и т.д..
- Довольно выигрышно правотворчество, основанное на реальных прецедентах.
- Становление общества и взаимоотношений в нём на первый план.
- Социологическое правотворчество способствует децентрализации управления, что, в свою очередь, подразумевает в себе невмешательство государства в прогрессивные идеи (экономику и т.д.).
Формирование социологического направления в юриспруденции началось еще в конце XIX в., когда возникла потребность в целенаправленном изучении и использовании права в качестве инструмента регулирования и социального контроля, сдерживания или предупреждения общественных разногласий и конфликтов. К этому времени социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и её методы получили широкое распространение в общественных дисциплинах. Основателем социологии права называют австрийского правоведа Евгения Эрлиха(1862-1922гᴦ.). В его фундаментальной работе «Основы социологии права» (1913) обосновывается идея, что право генерируется самим обществом, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ следует изучать, а не законодательством, юриспруденцией или судебной практикой. Исходные начала права, утверждает Эрлих, следует искать в обществе, в образующих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товарищества и само государство. По мнению Эрлиха, не юридические положения, а внутренний порядок человеческих союзов первоначально определяет поведение людей – право первого порядка. Соответственно свои права они рассматривают как нечто вытекающее из взаимоотношений, а не из тех юридических положений, которые регулируют эти отношения. Вместе с тем, внутренний порядок общественных союзов представляет собой основу юридических установлений. При этом этого уровня правовых норм еще недостаточно. По этой причине наряду с ними в целях защиты правил поведения, сложившихся в обществе, аналогично тому, как и в различных государственных институтах, ᴛ.ᴇ. защиты правил первого порядка, а также регулирования спорных вопросов, существуют правовые положения, создаваемые решением судей или законодательством – право второго порядка. При этом истинным правом, которым должно руководствоваться правосудие, должна быть, по Эрлиху, то, что становится «живой нормой». Под «живой нормой» он понимал право, фактически уже действующее в обществе, возникающее спонтанно в результате взаимодействия права общественного, права юристов и права государственного. Социология права, непосредственно изучая реальную жизнь и действуя методом индукции (от единичных фактов к общим положениям), в качестве предмета наблюдения также должна исследовать именно живое право, право в действии.
Эрлих – не только автор концепции «живого права», но и основоположник теории «свободного судейского нахождения права», которая была им разработана в связи с проблемой преодоления пробелов в праве. Он считал, что законодатель не способен устранить пробелы в праве потому, что создаваемые нормы носят общий характер.
Вместе с тем, авторитетность государственной правовой сферы подавляет, по его мнению, всякую творческую мысль и не способствует справедливости решений. Правовые положения, по Эрлиху, содержат лишь видимую норму для решения, фактически же это только указание судье самостоятельно найти соответствующую норму. Поэтому заполнение пробелов в праве путем свободного судейского нахождения более эффективно, так как судейское толкование закона в большей мере основано на результатах социологического изучения «живого права» и интуитивном чувстве справедливости, чем на логической интерпретации текстов нормы.
К основным идеям описываемой доктрины можно отнести следующие постановления:
- Воплощение права состоит не в законе, а в реализации уже установленных норм. Это убирает все рамки закона по отношению к правоприменительной практике.
- Позитивная юриспруденция в противовес «живой», наблюдаемой в действии.
- Имеет значение только настоящее поведение сторонников правовых отношений и их применение закона, правопорядок, отношения, юридические действия.
- В роли творцов «живого» права выступают судьи и другие причастные к судебному процессу лица.
Проанализировав учение социологической парадигмы можно выяснить, что она содержит массу преимуществ.
Среди положительных постановлений данной теории стоит отметить следующее: социум и право концептуально рассматриваются как взаимосвязанные явления. существование прямых доказательств того, что кроме общепринятых норм права, установленных государством, необходимо изучать и те, что формируются в обществе. усиление акцента на ведущей роли права как средства социального контроля и достижения равновесия в социуме и пр.
Также к достоинствам следует отнести следующие факты:
- Благодаря социологической теории, в юриспруденции впервые стали признавать настоящие потребности и требования реальных людей, а не спекулятивные желания.
- Социология открыла юриспруденции возможность взаимодействовать с другими социальными науками. Как следствие этому, право стало занимать равные позиции в социальной структуре с политикой, экономикой и т.д..
- Довольно выигрышно правотворчество, основанное на реальных прецедентах.
- Становление общества и взаимоотношений в нём на первый план.
- Социологическое правотворчество способствует децентрализации управления, что, в свою очередь, подразумевает в себе невмешательство государства в прогрессивные идеи (экономику и т.д.).
Социологическая концепция права также имеет свои спорные моменты:
- При чрезмерной социализации такого явления как право велик риск утраты общего понятия юриспруденции. Если подразумевать под правом воплощение в реальность законов, то теряются конкретные рамки правомерного и неправомерного, т.к. это воплощение в реальность может быть легальным и нелегальным.
- Уравнивание в приоритетности живого законодательства с судебным может привести к судейскому произволу, т.к. вследствие этого происходит принижение значимости законодателя.
- Отсутствие стойкого нормативного фундамента может привести к тому, что юридические дела будут решаться преимущественно в пользу экономически и политически сильной стороны.
Эта теория уникальна тем, что именно она отводит право от следования писаным истинам, которые люди привыкли принимать на веру, и которым привыкли непоколебимо следовать различные слои общества. Напротив, она склоняет право к «живому» правотворчеству, отчасти в убыток для себя, не принимая во внимание перспективу развития полнейшей анархии и произвола. Каждая из вышеописанных доктрин имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако необходимо рассматривать теорию со всех сторон, чтобы грамотно давать понятие о ней же.
Сфера распространения концепции
Психологическая теория возникновения права, разработанная Петражицким, имела ряд недостатков. Автор считал правовыми все эмоциональные переживания, обусловленные представлениями о взаимных обязанностях и возможностях. Он относил к нормам правила игр, в том числе и детских, требования этикета, правила вежливости и так далее.
В сочинениях по психологической теории происхождения права автор специально оговаривал, что нормы формируются не через согласование эмоций субъектов, участвующих в общественных отношениях, а каждым человеком в отдельности. Он утверждал, что переживания, имеющие место в психике одного индивида и не признанные другими людьми, не перестают являться правом. В соответствии с этим, автор допускал вступление в правоотношения с неодушевленными предметами, нереальными субъектами, животными.
Естественно-правовая теория
Ее приверженцы противопоставляют законы, устанавливаемые государством, естественному праву.
Концепция естественного права подразумевает, что каждый человек с момента рождения наделен определенными неотъемлемыми правами.
Это прежде всего право на жизнь, свободу, социальную справедливость, равенство, владение частной собственностью. Такие права принадлежат человеку от природы, а государство или иные общественные структуры ни у кого не вправе их отнимать. Естественные права ставятся выше законов.
Данная теория имеет много общего с теологической. Она несет идеи социальной справедливости и гуманизма. Вопросы, связанные с происхождением права, естественно-правовая теория не рассматривает, поскольку предполагается, что определенными правами люди всегда обладали с рождения.
Эти взгляды разделяли Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк. Начиная с XVII в. под лозунгами, провозглашавшими необходимость построения новых государств, в которых естественные права человека будут приоритетными, прошли многие акции революционеров.
Вопрос 39. Социологические теории права (Е.Эрлих, Р.Паунд, «реалисты»)
Ее авторами являются К. Маркс и Ф. Энгельс, а позже она была принята** В. Лениным** и его последователями.
В соответствии с этой теорией право возникает одновременно с государством. Его необходимость обусловлена появлением частной собственности, разделением труда и расслоением общества на классы с противоположными интересами.
В таком обществе право рассматривается сторонниками теории как государственный инструмент, применяемый для урегулирования общественных отношений. При этом правящий класс использует правовые нормы для принуждения представителей угнетенных классов. Так, по мнению марксистов, с помощью права закрепляется общественное неравенство.
Существенным недостатком марксистской теории можно считать значительное преувеличение связи права с государственным аппаратом, экономикой, классовым делением общества и мерами принуждения. Такая связь, безусловно, имела место в действительности, но была не столь всеобъемлющей. Кроме этого, сторонники теории были убеждены, что право не может существовать без особого аппарата принуждения. Ему приписывались репрессивные и карательные функции. Другие же факторы учитывались в недостаточной степени.
Сильными сторонами марксистской теории следует признать использование исторического подхода, рассмотрение права как социального института, учет его связи с материальной жизнью общества и его классовыми структурами. На момент своего появления марксистская теория способствовала значительному продвижению теории государства и права как науки.
Под влиянием идей марксизма произошел Октябрьский переворот 1917 г.
Социологический подход к пониманию права
Социологический подход к пониманию права
Законодательные акты, которые не реализуются, не применяются в реальной жизни, перестают быть правом, они отмирают и становятся «мертвым правом». Живое право — это такие нормы, которые закреплены в законодательных актах, осознанны населением и действуют, реализуются в конкретных правоотношениях. Без реализации законы остаются «куском макулатуры» или историческими памятниками права. Право есть антипод правонарушений, а правонарушения не сводятся к повреждению того или иного кодекса или закона.
Правонарушения наносят ущерб и имеют социальную опасность для реальных материальных и духовных ценностей общества, государства и людей. Кроме того, нужно подчеркнуть, что в обществе бывают случаи, когда законы не приняты, а правоотношения сформировались на основании морали, соглашений, договоров, сознания и т.п.
Таким образом, в обществе могут существовать правоотношения без законодательных актов. Эти правоотношения могут существовать также на основании обычного права, прецедентного права, договорного права, религиозного права (там, где существует система религиозного права).
Можно подчеркнуть, что право может иметь также естественный характер, как совокупность субъективных прав, свобод и обязанностей людей и организаций, которые возникают в результате вступления людей в экономические, политические, торговые, семейные и другие социальные отношения. Естественное право может быть оформлено и закреплено в законодательных актах по деятельности правотворческих органов. Право, созданное государством, иногда называют положительным, объективным правом, поскольку оно не зависит от воли конкретного лица.
Право, которое сводится к конкретным правам, свободам и обязанностям гражданина, предприятия, организации и государства, называют субъективным правом. Таким образом, может существовать естественное право, объективное позитивное право и субъективное право. В западных странах ставят вопрос и о существовании права социальных групп, коллективов и т.д. законодательный правоотношение государственный юридический
Таким образом, право — сложное явление, поскольку оно отражает очень сложные экономические, политические и другие социальные отношения. Право, законодательство должно отражать экономические, политические закономерности развития общества, тогда законы будут иметь правовой характер. На основании анализа этих концепций можно дать много определений права. Оно сводится к нормативной концепции плюс моральный, социологический, генетический (природный) подходы.
Право — это система или совокупность формально выраженных норм (правил поведения), которые отражают и регулируют наиболее важные экономические, политические и другие социальные отношения (закономерности их развития), установленные или санкционированные государством, имеют общеобязательный характер, выражают меру справедливости, равноправия, свободы и ответственности участников общественных отношений, охраняемых государственной властью от нарушений, закрепляют юридические права и обязанности субъектов правоотношений, охраняют социальные ценности общества, государства и граждан и направлены на развитие демократии, укрепление законности и правопорядка.
Социологический подход к трактовке права тесно переплетается с этическим, поскольку право выступает не только как мера справедливости, но и как оценка взаимоотношений между людьми, между личностью и государством, государством и обществом. Право регулирует общественные отношения. При помощи государства и права общество определяет, какие отношения требуют правового оформления и государственной защиты. Право устанавливает пределы свободы личности и государства (других субъектов) в этих взаимоотношениях, а также юридическую ответственность за нарушение этих границ.
Право, по сути, ограничивает абсолютную свободу своих субъектов, потому что жить в обществе и быть свободным от него невозможно (по Марксу). По выражению Маркса: «Свобода — это право делать все и заниматься всем тем, что не вредит другому. Границы, в пределах которых каждый может двигаться без вреда для других, определяются законом подобно тому, как граница двух полей определяется межевым столбом. Практическое применение права человека на свободу есть право человека на частную собственность». Свобода человека является одной из высших социальных ценностей гражданского общества, как и жизнь, честь и достоинство личности. Иногда свобода ценится выше, чем сама жизнь человека. Проблема свободы человека — это очень большая и сложная проблема.
Сравнительная характеристика основных теорий происхождения права
Согласно ее положениям человек нуждается в праве потому, что так легче контролировать внутренние переживания.
Сторонники теории убеждены, что каждый народ обладает собственным интуитивным правом. Оно развивается в течение многих веков и не зависит от внешних влияний. Правовая система определенного народа определяется его правосознанием и правовой культурой.
Такой точки зрения придерживались З. Фрейд и Л. Петражицкий.
Источником права считается воля государства, зафиксированная в нормативном акте.
Ее исполнение обеспечивается государственными мерами принуждения. Правовая система должна иметь иерархическую структуру в виде пирамиды, вершиной которой является «основная норма». Низшие нормы (договора, решения судов) законны только в случае соответствия высшим.
Сильными сторонами теории являются нормативный подход, иерархичность правовой системы, нацеленность на обеспечение законности. Но она преувеличивает влияние государства и не рассматривает содержательную часть права (определяющую права и свободы человека). Представители нормативисткой теории: Кельзен, Новгородцев, Штаммлер.
Каждая из рассмотренных теорий была актуальна в свое время и соответствовала уровню развития цивилизации в определенную эпоху. Многие теории верно отражают отдельные аспекты возникновения права, но не учитывают иные важные обстоятельства. В разных регионах Земли появление права имело свои особенности. По многим вопросам, касающихся его возникновения, ученые так и не пришли к общему мнению. Поэтому единой теории появления права на сегодняшней день не существует. Но в любом случае есть основания считать, что право – это продукт развития человеческой цивилизации.
Социологический подход к праву представляет собой способ трактовки (правопонимания) сущности права как реального выражения действия нормативных правовых актах в рамках общественных отношений. Иными словами, право – это то, как реально применяются нормативные акты и то правовое положение общества, которое получилось в результате применения норм права.
В рамках социологического подхода, право не отождествляется с законом, а представляет лишь его часть, а само право представляет собой правоотношения и установленный правопорядок.
Социологическая теория и её значение
Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями. Основные идеи заключаются в следующем: 1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов.
Убеждение и принуждение — универсальные методы социальн го управления, которые присущи различным регуляторам, в особе ности праву.
В определенных случаях интересы получают реализацию прежде всего в праве и лишь затем претворяются в других сферах социальных связей. Здесь можно говорить о приоритете права перед экономикой (например, в эпоху буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формировались новыеэкономические отношения).
С помощью понятия функции права можно познать предназна-чение права в обществе, его динамику, действие. Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости того, освещаются ли они в рамках специально-юридических узких) или в обшесоциальных (более широких).
Нормативистская теория права
Теория, родоначальником которой был австрийский юрист Г. Кельзен, наиболее широко была распространена в XIX веке и способствовала упрочению законности и ограничению судейского усмотрения.
Правовое государство в смысле самоограничения власти законом – эта идея впервые была выдвинута нормативистами.
Кельзен считал, что только правом определяется право и только в нем самом содержится его сила.
По его мнению, право – это совокупность норм, осуществление которых происходит в принудительном порядке. Право при нормативном подходе представляет собой систему правил, регулирующих поведение человека.
Эти правила исходят от государства и охраняются государством. Основой нормативного правопонимания является теория позитивного права, отождествляющего право и закон.
Вершиной нормы законов является конституция.
Нормативистский подход позволял создавать и совершенствовать систему законодательства и обеспечивал определенный режим законности.
Нормативистская теория, как и другие, имеет свои достоинства и недостатки.
К достоинствам относится то, что она доказывает связь права и государства, а также его обязательное исполнение всеми субъектами.
Недостаток заключается в отрицании естественных прав человека.
Кроме этого, теория служит обоснованием всевластия государства.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 05 03 2021
Валентина Николаевна Норина
Автор24 — это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
Познакомимся поближе с трудами яркого теоретика социологической школы права Роско Паунда (1870-1964). Ученый был деканом Гарвардской правовой школы, президентом Международной академии сравнительного правоведения.
Основой для его теории стала философия прагматизма. Суть ее состоит в том, что научная истина достигается только опытным путем, а ценность заключается в прикладной полезности. Отсюда Паунд считал, что право — это субъективный опыт, который не складывается в общие законы. Дальше — больше: цель и задачу права невозможно познать, отчего и все данные ему оценки противоречивы.
При этом ученый выделял один объективный критерий — его полезность для общества. Поэтому юрист должен изучать именно жизнь, применение права, где практическое воплощение последнего наиболее заметное, где оно близко пододвигается к общественной практике.
Учение школы «реалистов»
Взгляды Паунда в рамках социологической школы права развили «реалисты» – Джером Фрэнк, Карл Ллевеллин, основываясь не только на прагматизм, но и на бихевиоризм. Приведем некоторые тезисы их учения:
- Юридическая практика и право тождественны.
- Ценность права измеряется в эффективности его применения.
- На вынесение решения по конкретному судебному делу большей частью влияют не правовые нормы, а участники процесса, особенности и мотивы их поведения.
- Судья – главный субъект правотворчества. Отсюда им может быть только юрист, который может как критически оценить закон, так и имеет способность сам сотворить право.
- Социальная ценность права в том, что оно является чем-то неопределенным, что и позволяет социуму свободно развиваться.
- Право не должно быть догматичным, оно должно изменяться вместе с реалиями общественной жизни.
Концепции социологической школы права не кажутся лишенными смысла. Но вместе с тем они довольно противоречивы. Данная теория уводит право от догматизма к «живому» правотворчеству, закрывая глаза на то, что такой путь может привести к расцвету анархии и произвола.
Одно из течений в юриспруденции, которое выражало интересы феодальной аристократии и получило широкое распространение прежде всего в Германии.
Основные положения, которые выдвигали представители исторической школы:
1) историческая школа права отрицала вероятность существования единого для всех народов права, при этом опиралась на то, что у каждого государства, как и любого другого народа, есть свое, характерное ему право, отличающееся от права какой-либо другой страны и устанавливаемое исторически свойственным ему народным духом;
2) право каждого народа является проявлением народного духа, которое выражает его «общее убеждение», «общее сознание». Оно вырабатывается как результат исторического процесса; передается как традиция от поколения к поколению, способно к саморазвитию и складывается постепенно, так же, как язык и нравы.
Как положительную сторону анализируемой школы многие ученые отмечают то, что она обратила внимание на необходимость изучения истории права, прежде всего его источников, и сама собрала связанный с этим богатый материал, главным образом по истории римского права.
Историческая школа права возникла после падения империи Наполеона I, когда феодальная аристократия была вынуждена пойти на уступки буржуазии. Она являлась одним из выражений аристократической реакции против французской буржуазной революции конца XVIII в. Считают, что историческая школа права только по своему названию была исторической. В действительности у ее представителей не было подлинно исторического отношения к исследованию права. Представители школы ссылались на историю главным образом для того, чтобы оправдать наличие уже отживших феодальных обычаев и учреждений, что соответствовало интересам остатков феодальных классов и притязаниям королей на абсолютную власть.
Основными представителями исторической школы права были германские юристы: Гуго, Савиньи и Пухта. Представители школы так же, как и другие идеологи феодальной реакции, являлись противниками буржуазно-демократических идей школы естественного права. Идеям исторической школы свойствен реакционный характер и стремление рассматривать право в качестве продукта мистического «народного духа», зачастую вопреки историческим фактам (в частности, рецепция (заимствование) римского права рядом западно-европейских стран, с xii и в xv—xvi вв.).
Ими утверждалась полная замкнутость национального права и невозможность взаимодействия правовых систем разных народов. Само развитие права, считали идеологи школы, могло происходить мирно, стихийно, сходно тому, как развивается язык народа. Поэтому они отрицали основное утверждение школы естественного права о том, что нормы позитивного права учреждаются сознательной волей народа или правителями. Идеологи исторической школы права противопоставляли этому идею о стихийном и при этом спокойном, безболезненном процессе развития права.
Сфера распространения концепции
Психологическая теория возникновения права, разработанная Петражицким, имела ряд недостатков. Автор считал правовыми все эмоциональные переживания, обусловленные представлениями о взаимных обязанностях и возможностях. Он относил к нормам правила игр, в том числе и детских, требования этикета, правила вежливости и так далее.
В сочинениях по психологической теории происхождения права автор специально оговаривал, что нормы формируются не через согласование эмоций субъектов, участвующих в общественных отношениях, а каждым человеком в отдельности. Он утверждал, что переживания, имеющие место в психике одного индивида и не признанные другими людьми, не перестают являться правом. В соответствии с этим, автор допускал вступление в правоотношения с неодушевленными предметами, нереальными субъектами, животными.