Как бороться с невнимательностью ребёнка в школе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как бороться с невнимательностью ребёнка в школе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Что такое внимание? В общем смысле – способность сосредотачиваться на объекте, действии, событии, внутренних переживаниях. При этом усиленно работают память, мышление, сенсорика. А концентрация внимания – способность длительно удерживать его на этом объекте, действии, событии, переживании, выделяя «объект» в сознании из всех остальных вокруг.

Соответственно, развитие концентрации у детей подразумевает развитие у них навыка удерживать на чем-то внимание, не отвлекаясь. Способность эта совершенствуется с возрастом.

До 3 лет у малышей в основном внимание непроизвольное, то есть не зависящее от их желания, а вызываемое внешними стимулами (показали яркую игрушку, сильно хлопнули дверью, включили музыку или любимый мультик, чирикнула пестрая птичка…). Малыш реагирует на эти раздражители, пока они ему интересны.

Произвольное внимание требует воли и целенаправленности, умения управлять умственной деятельностью. Навык сосредоточения на чем-либо по осознанному желанию вырабатывается у детей к 5–6 годам.

От того, насколько глубоко и всесторонне развито внимание дошкольника, во многом будет зависеть его успеваемость уже как школьника.

Что значит – всесторонне? Это значит, должны быть развиты все важные свойства внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость.

Наверное, нетрудно заметить, что деточка обещает убраться в своей комнате и забывает… Ну, что уж тут поделать… Стоит начать приучать ребенка к порядку не только в доме, но и в голове. Не нужно сразу ругать и наказывать. Это лишь вызовет чувство непонимания и агрессии. Забыл — и что тут такого, с кем не бывает. В этом деле нужен другой подход.

Следует постепенно и ненавязчиво приучать малыша к порядку. Выработать в нем привычку все складывать на свои места, готовить вещи и портфель к школе с вечера, чтобы впопыхах утром не забыть что-то очень нужное на занятиях. Наилучшим выходом в решении этого вопроса станет составление режима дня с подробным графиком всех его дел до самых мелочей — проверка домашнего задания родителями и подготовка ранца с тетрадями и учебниками.

Пример распорядка дня для школьника представлен в таблице ниже:

Время Действие

07:00 — 07:05 Ребёнок просыпается
07:05 — 07:20 Зарядка, гигиена
07:20 — 07:35 Завтрак
07:35 — 08:00 Сборы в школу
08:00 — 08:30 Дорога в школу
08:30 — 13:05 Уроки
13:05 — 13:30 Дорога домой
13:30 — 13:40 Переодевание, гигиена
13:40 — 14:00 Обед
14:00 — 16:00 Свободное время, секции
16:00 — 18:00 Выполнение домашнего задания
18:00 — 18:30 Ужин
18:30 — 20:00 Свободное время
20:00 — 21:00 Подготовка ко сну
21:00 — 07:00 Ночной сон

Первое время весь режим дня нужно будет проходить с ребенком вместе, постепенно приучать его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Потом он и сам начнет обдумывать план своих действий на завтра, выполняя все обязанности и дела вовремя и без посторонней помощи. Главное, помочь ему научиться воспринимать себя правильно в окружающем мире — будь то дом или школа.

Что мешает нам сконцентрироваться

«Сейчас концентрироваться на работе или учебе — это нелегкая задача ни для детей, ни для взрослых. Нас постоянно сбивают с ритма отключения света, сирены и, безусловно, тяжелое эмоциональное состояние. Мы написали несколько советов, которые помогут немного собрать мысли вместе и двигаться вперед удобными небольшими шагами. Эти советы подходят и взрослым, и детям», — говорится в сообщении.

Также отмечается, что проблемы с вниманием, памятью и другими когнитивными функциями могут быть тесно связаны с уровнем стресса, депрессивным состоянием, а еще в случае детей с такими расстройствами, как дефицит внимания и гиперактивность.

«Если вы подозреваете, что низкая работоспособность является следствием неурядиц со здоровьем — обязательно обратитесь за консультацией к специалистам», — советуют эксперты.

Техника: экспресс-концентрация

Продолжительность: 1 минута
Порядок действий:

  • Попросите ребенка закрыть глаза в том положении, в котором он находится.
  • Приложите свой указательный палец к его лбу, где-то в сантиметре над бровями.
  • Скажите ребенку, чтобы он представил, что его лоб прозрачен, и попросите его заглянуть как бы через ваш палец внутрь своей головы (вы заметите, как его глаза под веками немного смещаются вверх). Он должен представить палец и зафиксировать эту картинку на несколько секунд.
Читайте также:  Таблица выхода на пенсию с 2023 по годам

Различают пять свойств внимания:

  • Концентрация — это умение сосредотачиваться на одном объекте или деятельности.
  • Распределение — способность человека удерживать в центре внимания множество объектов.
  • Переключаемость — способность переключать внимание с одного объекта на другой.
  • Объём — измеряется количеством объектов, которые человек способен воспринимать одновременно.
  • Устойчивость — это длительность удержания внимания на предмете или какой — либо деятельности.

Почему это происходит?

Рассмотрим, из каких дисфункций нервной системы состоит дефицит внимания.

1. Ребенок плохо воспринимает информацию на слух

Нет, ребенок не глухой, но его мозг не умеет эффективно обрабатывать то, что слышат уши. Иногда кажется, что он плохо слышит, потому что такой ребенок:

  • часто переспрашивает;
  • не сразу отзывается, когда его зовут;
  • постоянно в ответ на ваш вопрос говорит: «Что?» (но, если вы сделаете паузу, отвечает правильно);
  • хуже воспринимает речь в шуме;
  • не может запомнить просьбу, состоящую из нескольких частей.

2. Не может спокойно сидеть на месте

Многие школьники с трудом высиживают 45 минут: ерзают, раскачиваются на стуле, крутятся. Как правило, эти особенности поведения — проявления дисфункций вестибулярной системы. Такой ребенок использует движение как компенсаторную стратегию, которая помогает ему думать. Необходимость сидеть спокойно буквально блокирует мыслительную деятельность. Нарушения вестибулярной системы часто сопровождаются низким мышечным тонусом, тогда ребенок:

  • «стекает» со стула;
  • постоянно наваливается всем телом на стол;
  • поддерживает руками голову;
  • обвивает свои ноги вокруг ножек стула.

Почему важно учить и учиться концентрации внимания

Есть люди с диагнозом умственной отсталости, которые становятся гениями в определенной сфере. Вспоминается Форрест Гамп – главный герой фильма Роберта Земекиса (кстати, у этого героя есть реальный прототип). Страдая лёгкой степенью умственной отсталости, он, тем не менее, смог добиться выдающихся успехов в разных сферах жизни. Помните, как у него это получалось? Просто он всё своё внимание без остатка отдавал тому, чем занимался в данный момент, ни о чём больше не думая и ни на что больше не отвлекаясь. И этого было достаточно!

Успех во всех наших делах зависит, в первую очередь, от того, насколько хорошо мы можем концентрировать своё внимание на решаемой задаче или проблеме: как долго и настолько чётко мы можем удерживать её в фокусе нашего сознания, ни на что больше не отвлекаясь.

Если человек не умеет концентрировать внимание на неинтересной задаче в 4 года или в 15 лет — это нормально. У него еще много времени научиться этому.

Как определить, есть ли у ребёнка трудности с вниманием?

Если родители не уверены, испытывает ли их ребенок трудности с концентрацией внимания в классе, можно попробовать ответить на следующие вопросы:

– Ваш ребенок часто поздно приходит в школу или из школы?

– Ваш ребенок часто испытывает нехватку времени, например, когда готовится к работе в классе или с домашним заданием?

– Ваш ребенок нервничает, когда говорит о школе?

– Ваш ребенок жалуется на несправедливое обращение в школе?

– Ваш ребенок жалуется на нехватку времени на уроках или во время проверочных работ?

– Ваш ребенок забывает домашнее задание?

– Ваш ребенок забывает заранее подготовиться к классной работе?

– Ваш ребенок часто забывает свои спортивные или учебные принадлежности?

– Ваш ребенок теряет тетради или книги?

Делать уроки по вечерам — плохая идея

К четвертому классу ребенок сможет себя где-то преодолеть, даже когда устал, не выспался, когда не хочется. А в пятом опять не сможет, потому что пубертат, гормональная буря и опять проблемы с организацией внимания, с контролем деятельности, с управляющими функциями. И так лет до 15–16, а потом взрослый.

Но, к сожалению, управляющие функции — это такая чуткая структура. Взрослый человек не выспался, и нет контроля деятельности. Расстроен чем-то — нет контроля деятельности. Да, взрослый человек может себя заставить, но какой ценой.

Цена, которой заставляет себя ребенок, чаще всего — это здоровье физическое и психическое.

Поэтому, когда родители говорят: «Он невнимательный», я обычно отвечаю: «Давайте искать причину». В семь часов вечера, когда вы приходите с работы и садитесь за уроки, ребенок не может быть внимательным. То есть вы можете его заставить, но помните всегда, какой ценой — ценой здоровья, потому что это будет чрезмерное напряжение. Он должен выполнить все задания, все уроки до шести часов вечера, потом работоспособность уже очень низкая или ниже нуля. Значит, будет сильное функциональное напряжение.

Читайте также:  Что такое эйджизм и как с ним бороться

Как стресс влияет на внимание

Каждый кейс индивидуален. А в случае с Машей оказалось вот что. Родители всегда своим примером давали понять, что учиться можно только на самые высокие отметки, и не тратили слишком много времени на разговоры по душам. Маша для них — как проект или объект. Когда возникли проблемы, ее не спросили, как она видит всю эту ситуацию, что ее беспокоит.

Но одного ответа на вопрос «почему?» недостаточно. Хочется понять, что же делать. Поговорить. Не оценивать, не требовать, а слушать и договариваться.

Ребенок в этом возрасте все еще рассчитывает на родителей, когда у него возникают вопросы о себе и о жизни. Но он очень болезненно воспринимает негативную оценку, распоряжения — ему кажется, что с ним обращаются как с вещью, а не как с человеком. Тогда его и кидает то в интернет, то в компанию таких же подростков.

Что такое внимание и каким оно бывает?

Внимание – это умение направлять восприятие на объекты и сосредотачиваться на них. Внимание можно уделять не только внешнему миру, но и собственным переживаниям и действиям. В это время задействованы память, мышление и сенсорика.

Навык задерживать внимание совершенствуется с возрастом. До 3 лет дети непроизвольно реагируют на внешние стимулы: движущаяся игрушка, яркие кадры в мультике, музыка из окна. Со временем ребёнок становится избирательным к раздражителям. В 4-5 лет ребёнок уже может фокусироваться на задаче 10-20 минут. С каждым годом эта цифра растёт. Произвольным внимание становится только к 5-6 годам. К 8-летнему возрасту ребёнок способен не просто концентрироваться, но и удерживать в поле внимания 3-7 объектов одновременно.

У внимания есть несколько важных характеристик:

  • произвольность – осознанная направленность внимания на нужный объект;
  • концентрация – намеренное удержание объекта в фокусе внимания;
  • устойчивость – способность не реагировать на отвлекающие факторы;
  • объём внимания – число объектов, на которых внимание одновременно задерживается;
  • распределение – навык многозадачности, т. е. параллельного выполнения действий;
  • переключаемость – способность переносить внимание с одного объекта на другой;
  • избирательность – умение выделять наиболее важные объекты или их отдельные части и свойства.

Все эти навыки помогают ребёнку слушать учителя и родителей, усваивать информацию, переключаться, например, с индивидуальной работы на групповую. Но развитое внимание, разумеется, нужно детям не только для школы. Внимание помогает разбираться в людях и ориентироваться в жизни, налаживать общение и создавать вокруг безопасное пространство. В дальнейшем карьера человека во многом зависит от того, как сильно он отдаётся любимому делу.

Полезные советы для развития внимания

Сложно спорить с тем, что современные технологии, открытый доступ у детей к гаджетам стали причиной того, что они легко отвлекаются. В 2012 году среди учителей был проведен интернет-опрос, в ходе которого выяснилось, что способность ребенка удержать внимание в течение 15 минут в современных условиях – отличный результат.

При этом по факту примерно раз в 30 секунд подросток отвлекается. Вопрос о том, что можно изучить на занятии по химии или алгебре за это время, можно считать риторическим. Поэтому тренировать мозг, чтобы развить внимание у ребенка необходимо. Психологи дают несколько действенных советов:

  • Уберите раздражители. Речь не только о гаджетах. Доказано, что дети хуже усваивают материал, если в комнате находится большое количество ярких плакатов, игрушек. Если ребенок разглядывает фото любимых героев комиксов, лекция об этикете скорее всего пройдет мимо его сознания.
  • Недостаток движения. Некоторым детям тяжело усидеть на месте. Вместо того чтобы учить предложенный материал, они все усилия направляют на то, чтобы не нарушать дисциплину. Занимаясь вместе дома, проще создать комфортные условия. Можно попробовать выполнять упражнения закопавшись в подушки или прерываться периодически на веселую зарядку.
  • Оптимальный канал восприятия. Важно для результативности обучения использовать тот вид подачи информации, который лучше всего воспринимается малышом. Одни дети легко запоминают услышанное, другим необходимо записать новый материал.
  • Ведите диалог. Во время занятий развивать внимание у ребенка, тренировать концентрацию гораздо проще, если проводить занятия в форме живого общения. Избегайте лекций, разговаривайте, интересуйтесь мнением малыша.
  • Чтение вслух. Ученые доказали, что такие занятия успокаивают дошкольников, вырабатывают навык самоконтроля. Регулярное чтение вслух, обсуждение материала создает платформу для формирования общих интересов.

Для объяснения этого термина можно провести аналогию, где внимание – это луч, испускаемый источником света – нашим сознанием. Этот луч может двигаться, освещая заинтересовавшую сознание область. А так как поток света является направленным, то в освещенной зоне оказываются лишь некоторые предметы. Именно их человек начинает замечать, не придавая значения тому, что остается за пределами освещенной области. Но у внимательных людей этот луч будет ярким и сконцентрированным. А невнимательный человек в тусклом и слабом освещении своего луча видит все размыто и неясно.

Читайте также:  Представительство в арбитражном процессе

Говоря научным языком, внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте. И характеризуется этот психический процесс особым состоянием мозга, когда человек приводит все свои познавательные системы – восприятие, воображение, мышление и память – к концентрации на предмете, который имеет для него значимость. Концентрация же – это одно из свойств внимания, наряду с объемом, распределением, устойчивостью и переключением.

Развитие концентрации внимания у школьников

Едва сев за парту, дети младшего школьного возраста сталкиваются с необходимостью долгой концентрации внимания на уроках и учебном процессе. В классе ученикам нужно в течение нескольких часов внимательно слушать учителя, письменно и устно обрабатывать информацию и держать дисциплину, ни на что не отвлекаясь.

В возрасте 6-10 лет непроизвольное внимание всё еще преобладает над произвольным. А утомляются дети достаточно быстро, поэтому для сохранения энергии и ресурсов организм может переключать сознание с предметной деятельности на другие объекты. Так что ребёнок может не запомнить материал, который сегодня проходили в школе, но в ярких красках рассказать о нюансах, которые вместо того завладели его интересом. Объем внимания в эти годы остаётся небольшим, а навык распределять его между задачами – несовершенным. Оттого школьники, занимаясь классной работой, регулярно забывают держать осанку и сидеть за партой ровно. Однако дети уже осознают, что рассеянность мешает им достигать результата, и стараются использовать силу воли, чтобы сосредоточиться на предмете урока.

Если на этом этапе не заниматься развитием концентрации и внимания у младших школьников, то впоследствии приучить их быть сосредоточеннее будет сложнее.

Что такое внимание? В общем смысле – способность сосредотачиваться на объекте, действии, событии, внутренних переживаниях. При этом усиленно работают память, мышление, сенсорика. А концентрация внимания – способность длительно удерживать его на этом объекте, действии, событии, переживании, выделяя «объект» в сознании из всех остальных вокруг.

Соответственно, развитие концентрации у детей подразумевает развитие у них навыка удерживать на чем-то внимание, не отвлекаясь. Способность эта совершенствуется с возрастом.

До 3 лет у малышей в основном внимание непроизвольное, то есть не зависящее от их желания, а вызываемое внешними стимулами (показали яркую игрушку, сильно хлопнули дверью, включили музыку или любимый мультик, чирикнула пестрая птичка…). Малыш реагирует на эти раздражители, пока они ему интересны.

Произвольное внимание требует воли и целенаправленности, умения управлять умственной деятельностью. Навык сосредоточения на чем-либо по осознанному желанию вырабатывается у детей к 5–6 годам.

От того, насколько глубоко и всесторонне развито внимание дошкольника, во многом будет зависеть его успеваемость уже как школьника.

Что значит – всесторонне? Это значит, должны быть развиты все важные свойства внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость.

Итак, какие же важные стороны внимания должны быть развиты, чтобы можно было назвать ребенка внимательным?

  • Произвольность – умение осознанно направлять внимание на нужный объект. Это один из важнейших навыков, позволяющих усваивать материал на уроках.
  • Концентрация – способность преднамеренного сосредоточения на чем-либо. Здесь важную роль играет мотивация. Концентрировать внимание ребенок учится посредством своего сознания. Считается, что в среднем человек может концентрироваться около 40 минут – это как раз время школьного урока.
  • Объем внимания – то есть количество одновременно удерживаемых сознанием предметов в поле зрения. Другими словами, способность длительно сосредотачиваться на нескольких объектах. Чем их больше и время дольше, тем выше объем внимания.
  • Устойчивость – умение длительно сосредотачиваться на одном предмете, не переключаясь на другой. Устойчивость дает возможность открывать в привычных вещах все новые свойства и качества. Если ребенок не концентрирует внимание на объекте, постоянно отвлекается от него, внимание считается лабильным.
  • Переключаемость – способность целенаправленно изменять фокус внимания. Переключаемость обусловлена внешними обстоятельствами, влиянием более значимого объекта и характеризуется преднамеренностью. В противном случае мы получаем не переключаемость, а обычную отвлекаемость. Переключаемость важна для смены деятельности.
  • Распределение – умение сконцентрировать внимание одновременно на нескольких примерно одинаковых по значимости объектах. Добиться этого бывает нелегко, человек быстро устает от необходимости постоянно удерживать в фокусе все предметы.
  • Избирательность – способность сознания выделять более значимую часть или свойство объекта, явления, поставленного вопроса. Избирательность особенно важна при решении математических задач.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *