Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление европротокола при дорожно-транспортном происшествии в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первым делом после аварии следует вызвать Госавтоинспекцию. Её сотрудники обязаны составить протокол. Автотранспортное средство до их приезда запрещается перемещать. Место аварии и все причинённые повреждения следует сфотографировать либо записать видео. У виновного водителя необходимо получить контактную информацию его страховщика. Пострадавший имеет право потребовать от инспектора ГИБДД направить виновного автомобилиста на медосвидетельствование с целью определения вероятного опьянения: алкогольного либо другого.
Что нужно получить в результате оформления ДТП?
1. Обратите внимание, что в 2023 году водители в большинстве случаев должны самостоятельно зафиксировать положение транспортных средств и освободить проезжую часть. Поэтому первая задача, которая стоит перед Вами сразу же после ДТП — зафиксировать на фото результаты ДТП.
При этом рассчитывайте на то, что в страховой компании могут вообще усомниться в том, что ДТП было, а также в том, что в ДТП участвовали именно указанные транспортные средства.
В связи с этим требуется сделать достаточное количество фотографий с разных ракурсов. Фотографии должны отражать:
- Взаимное расположение транспортных средств (общая картина ДТП);
- Регистрационные знаки каждого из автомобилей (чтобы доказать, что именно эти автомобили участвовали в аварии);
- Повреждения каждого из автомобилей крупным планом;
Вряд ли Вам удастся совместить все перечисленное на одной фотографии. Сделайте несколько фотографий. В данном случае лучше сделать много фотографий, чем мало. Это позволит перед обращением в страховую выбрать те кадры, которые наиболее выгодны для Вас.
Какие документы необходимо при обращении за выплатой по ОСАГО
При отсутствии согласия между участниками ДТП либо величина ущерба превышает 100000 рублей необходимо вызвать инспекторов ГИБДД. На их действия будет влиять то, был ли причинён вред здоровью физических лиц либо нет.
Для получения возмещения в общем порядке следует представить страховщику такой пакет документов:
- Справка об аварии на дороге либо европротокол
- Протокол об административном правонарушении
- Документ, который подтверждает право собственности на автомобиль
- Полис гражданского автострахования
- Извещение о дорожном инциденте
- Схема ДТП
- Водительское удостоверение
- Реквизиты банковского счёта (если требуется денежное возмещение)
- Доверенность на транспортное средство (в случае необходимости)
В случае проведения экспертной оценки необходимо предоставить заключение специалистов и квитанцию об оплате. Если автомобиль будет эвакуирован, необходимо подать документацию, которая это подтверждает.
При причинении вреда здоровью физическим лицам работники ГИБДД обязаны оформить такую документацию:
- Протокол осмотра и схема дорожно-транспортного происшествия
- Определение о возбуждения административного дела против виновного автомобилиста
- Пояснения каждой стороны
- Справки о дорожно-транспортном происшествии (должны быть предоставлены каждой стороне)
Чтобы страховая произвела возмещение вреда, важно, чтобы в документации дорожного полиции была чётко обозначена причина случившегося. В бумагах должно говориться, что страхователь был вменяемым и не нарушал правила дорожного движения. Для этого необходимо получить расширенную справку ГИБДД. Её в будущем необходимо приложить при обращении в свою страховую по ОСАГО.
Внимание! Не стоит подписывать пустые схемы дорожно-транспортных происшествий и бланки с пояснениями. Это нужно сделать даже в тех ситуациях, когда работник дорожной полиции убеждает в отсутствии необходимости и времени. Иногда инспекторы обещают, что в будущем они самостоятельно заполнят бумаги. Карта происшествия и все измерения следует выполнить в присутствии каждого водителя.
Заглушите мотор, выключите зажигание и включите аварийку. Машину нужно оставить в том месте, где она оказалась после столкновения. Также нельзя перемещать любые предметы, связанные с аварией (например, элементы кузова). По их расположению потом будут расследовать обстоятельства ДТП.
Уезжать с места ДТП тоже нельзя — за это могут быть серьезные последствия. Если в аварии никто не пострадал, скрывшемуся грозит лишение прав от года до полутора лет или арест до 15 суток. Если есть пострадавшие, водителю, оставившему место ДТП, назначается реальный срок:
-
от трех до семи лет (или пять лет принудительных работ) при нанесении тяжкого вреда здоровью;
-
от пяти до 12 лет — при гибели одного человека;
-
от восьми до 15 лет — при смерти двух и более людей.
В двух последних случаях к указанным мерам добавляется лишение прав на три года.
Покинуть ДТП можно, если нет пострадавших, вы не имеете претензий к другому участнику или нужно доставить в больницу сильно раненого пассажира, а попутного транспорта нет.
Как правильно оформить извещение при ДТП в 2023 году?
После того, как у вас оказался на руках бланк извещения европротокала, убедитесь в наличии у него оборотной и лицевой сторон. В 2023 году указанные на лицевой части данные обязательно должны быть отпечатаны на оборотной стороне. Заполнять поля европротокола надо простой ручкой. Гелевые чернила не подходят. Они будут размазываться. Карандаш тоже не годится, т. к. написанные с его помощью слова можно без особого труда стереть.
В бланке извещения при дорожно-транспортном происшествии каждый из водителей должен будет заполнить свою, отдельную колонку. Здесь должны присутствовать данные относительно их автомобилей. Соответствующая информация указывается на лицевой области бланка извещения, в специально выделенных полях.
Обратите внимание! Наличие повреждений на машине и их характер указывается в 14 пункте бланка. Надо заполнять его внимательно.
Действия виновника ДТП по европротоколу в 2023 году
Виновник дорожно-транспортного происшествия всегда рискует столкнуться с непредвиденными затратами. Вот почему ему надо проявлять внимательность при оформлении европротокола. Порой, сложно понять, во сколько обойдется ремонт отдельной детали чужого авто. Мнение о потерпевшем часто бывает субъективным и ошибочным. Чтобы получить примерное представление о стоимости восстановительных работ, имеет смысл связаться с дилером производителя автомашины.
Ежели вы, будучи виновником происшествия по европротоколу, подозреваете, что цена ремонта находится выше уровня максимальных выплат, в 2023 году лучше оформить аварию, воспользовавшись помощью сотрудников ДПС. Это потребует больше времени, но позволит избежать финансовых претензий.
Максимальные выплаты при оформлении ДТП с участием полицейских составляют 500 тыс руб. Виновника обязуют доплатить за ремонт автомобиля только тогда, когда цена восстановительных работ превышает эту сумму.
Если пострадавший по тем или иным причинам отказывается от обращения к работникам ГИБДД, виновник аварии должен запрашивать от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе он должен указать, что не имеет финансовых претензий в отношении вреда, нанесенного его автомобилю. Имеется в виду часть, превышающая уровень максимально возможной страховой выплаты по договору страхования, согласно европротоколу. В расписке потерпевший должен указать дату оформления этого документа и поставить свою подпись.
Желательно, чтобы потерпевшая сторона в ДТП указала дополнительные сведения:
- об автомобилях, выступивших участниками аварии;
- подробную информацию об участниках происшествия, в том числе номерах их водительских удостоверений.
Если не сдал европротокол
Иногда виновники ДТП не сдают собственные экземпляры европротокола в страховую компанию. Как в этом случае поступить потерпевшему?
В соответствии с действующим законодательством 2023 года, потерпевшая сторона имеет право подать заявление о выплате страховки и ожидать своевременной компенсации. Страховщик не может отказать ей на основании отсутствия экземпляра протокола со стороны виновника.
Если отмечаются задержки с выплатами, потерпевший может обратиться с жалобой в ФСФР. За каждый день просрочки начисляются пени.
Виновной стороне, задерживающей отправку извещения, следует учесть, что согласно федеральным законам, страховая компания имеет право потребовать у виновника ДТП возместить ту сумму, которую они выплатили пострадавшему клиенту. Если же у виновника имеется уважительная причина задержки, он может ходатайствовать в суде о восстановлении пропущенного срока.
Как оформить ДТП без пострадавших по новым правилам
Таким образом, согласно обновленному законодательству оформлять ДТП без участия уполномоченных органов можно, но в соответствие с представленными условиями. Водители должны прийти к общему решению по поводу виновника происшествия, обстоятельств и размера ущерба. Если другое имущество не пострадало, оба участника застрахованы по ОСАГО и нет получивших травмы, то можно составить протокол «евро». Других бумаг не требуется. Документ предъявляется страховщику для оформления компенсации.
Если авария обошлась без жертв, то регламент диктует следующий порядок действий:
- остановиться и не трогать транспорт или другие детали на дороге;
- включить сигнал, оповещающий о ДТП;
- на дорожной полосе выставить знак аварии на 15 метров от авто.
Стоит ли пользоваться услугами автоюристов
Многие теряются, когда попадают в аварию, боятся, что их обманут, они не смогут получить компенсацию и т. д. Конечно, воспользоваться советом опытного всегда хорошо. Но сегодня под многочисленными вывесками «автоюристов», которые всеми правдами и неправдами выбивают со страховщиков деньги, определенным процентом от которых они поделятся с вами.
На самом деле, получить компенсацию от СК в большинстве случаев совсем несложно, достаточно только соблюдать закон. Особенно после последних поправок в законодательство по «автогражданке», по которым авто вам полностью восстановят в сервисе без учета износа.
К юристам, но только к настоящим специалистам, можно и даже нужно обращаться в сложных, неординарных ситуациях, когда действительно необходима грамотная юридическая поддержка.
А чтобы знать, как отличить нечистоплотного дельца от настоящего профессионала своего дела, смотрите видео, в котором известные, пожалуй, каждому автолюбителю эксперты Игорь Моржаретто и Сергей Смирнов расскажут, как не попасться к недобросовестным автоюристам.
Заполняем европротокол
После того, как вышеуказанные действия произведены, можно убрать автотранспортные средства с проезжей части, чтобы не создавать пробку, и приступить к заполнению извещения для страховой компании.
Бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии включает в себя две части, заполняющиеся отдельно, но одинаковыми сведениями, и имеющие равнозначную юридическую силу. Обязательная форма протокола утверждена ЦБ РФ в октябре 2017 года.
Европротокол должен быть заполнен «от» и «до». Лишних граф в нем нет, водителям стоит помнить об этом. Заполненными считаются и графы с прочерками в виде латинской буквы «Z».
Несоблюдение данного правила повлечет правомерный отказ от компенсации в страховой компании по ОСАГО. Оспорить данный отказ в суде практически невозможно. Ведь незаполненные графы создают возможность для их последующего заполнения в не слишком законных целях. Правила по заполнению предусматривают внесение записей только лишь ручками обычного синего или фиолетового цвета чернил. Также нельзя заполнять одну часть извещения ручками с чернилами хоть и одного цвета, но разных оттенков.
Почерк должен быть максимально разборчив. Желательно даже заполнять все уведомление о ДТП печатными буквами.
ВАЖНО !!! Помарки и исправления недопустимы. Если же возникла существенная необходимость в корректировке, то исправленная запись заверяется подписями обоих участников аварийного происшествия.
Каким образом вести себя при различных видах дорожно-транспортных происшествий?
При любой аварийной ситуации паника – злейший враг водителя и пассажиров. Неумение контролировать свои эмоции может быть чревато увеличение ущерба. Поэтому важно сохранять самообладание даже в самой неприятной ситуации.
ВНИМАНИЕ !!! Нельзя перемещать предметы на месте аварийной ситуации, а также покидать его. Необходимо сфотографировать или зафиксировать на видео место ДТП. Не лишней будет и нарисованная схема расположения машин при аварии. Параллельно вызывают сотрудников ГИБДД (с мобильного телефона – 112).
Устанавливается знак, указывающий на аварийную остановку (расстояние 15 метров от ДТП), и запускается специальная сигнализация автомобиля.
ВАЖНО !!! Если есть свидетели, то надо постараться записать их контактные данные до того, как они попытаются покинуть место происшествия. Контактные данные другого участника ДТП тоже стоит зафиксировать.
Если есть возможность, то автомобили должны стоять в том же положении, что и при аварии, до приезда сотрудника полиции. Если нет такой возможности, то проезжую часть надо освободить.
В том случае, когда есть раненые, то сначала оказывают первую медицинскую помощь и вызывают карету скорой помощи, а уже потом сотрудников ГИББД.
При ДТП со смертельным исходом также сначала вызывается неотложка.
Как оформить ДТП с вызовом ГИБДД
Обязательное участие сотрудников Госавтоинспекции предусматривается, когда:
- Есть пострадавшие в аварии;
- Участвующие в происшествии лица не могут достигнут согласия в обстоятельствах произошедшего и не могут определить виновную сторону.
Если отсутствуют пострадавшие, но есть разногласия нужно придерживаться следующего порядка действий:
- Осуществить полную остановку транспорта.
- Включить соответствующий сигнал.
- Расставить знаки аварийной остановки и не касаться предметов, имеющих отношение к ДТП (куски металла, пластика, стекол и прочее). Расстояние между знаком и ТС должно составлять не менее 15 метров в населенном пункте, а вне его – 30.
- Произвести фото- или видеосъемку места происшествия (автомобили и их расположение по отношению друг к другу, повреждения осколки, части машин и т.д.)
- Освободить проезжую дорогу, если авария мешает проезду авто, но только после съемки ДТП.
- Вызвать сотрудников Госавтоинспекции.
- Поискать свидетелей произошедшего и собрать их данные.
- Подготовить необходимую документацию, включая полис ОСАГО, удостоверение водителя, свидетельство о регистрации ТС.
- Оказывать содействие инспекторам ГИБДД, в частности, предоставлять объяснения, уточнять детали, помочь составить схематичный набросок аварийной ситуации.
- Получить пакет документ, необходимый для оформления страховой выплаты для потерпевшего, либо при существовании КАСКО.
Когда водители смогут произвести оформление аварии без привлечения инспекторов ГАИ при наличии разногласий между ними
В соответствии с вступающими в силу изменениями в ФЗ «Об ОСАГО» с 01.06.2018г. появляется возможность оформлять дорожные происшествия по Европротоколу, когда причинен вред имуществу в размере, не меньшем чем 100 тыс. рублей, даже при отсутствии договоренности между сторонами столкновения. Но при этом стоит учитывать, что:
- В ДТП никто не пострадал.
- Сведения об аварии должны быть зафиксированы участвующими в процедуре лицами и переданы в информационную базу системы соответствующего страхования, которая создана:
- С применением средств экспертного контроля, обеспечивающих передачу готовящейся в некорректируемом виде информации, которая основана на использовании сигналов ГЛОНАСС в РФ, позволяющей однозначно определить факт дорожного происшествия и координаты расположения автомобилей в момент ДТП;
- С использованием программ, совместимых с информационной системой идентифицирующей и аутентифицирующей в инфраструктурном порядке, обеспечивающей взаимодействие таких систем и технологическую взаимосвязь, которые могут применяться при оказании услуг различного уровня. При этом такое обеспечение должно соответствовать требованиям, определяемымм профобъединением страховых организаций с одобрения Банка России и предусматривающего фотосъемку транспорта и его повреждений на месте происшествия.
Европротокол при ДТП 2023 года (бланк)
Взаимодействие водителей и страховых компаний регламентируется «Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденными Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П.
В 2023 году по прежнему действует редакция европротокола от 10 ноября 2019 года, утвердившая новый бланк европротокола, заполняемого водителями в случае ДТП.
Извещение о ДТП (приложение 5 к Правилам) может быть составлено его участниками только в случае самостоятельного оформления случившегося инцидента на дороге без привлечения уполномоченных сотрудников ГИБДД. Изменениями коснулся сам бланк европротокола, исключено несколько пунктов:
- пункт 4 — количество пострадавших и погибших людей;
- пункт 5 — информация об освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения участников ДТП;
- пункт 6 — сведения о нанесенном другим ТС материальном ущербе, а также повреждении иного имущества;
- пункт 8 — проводилось ли оформление аварии уполномоченным сотрудником полиции;
- при участии в аварии более двух транспортных средств, указание их данных;
- в обстоятельствах пункт 2 “Водитель отсутствовал на месте ДТП” исключен.
Все бланки европротоколов, которые были получены автовладельцами, оформившими полис ОСАГО до 10 ноября 2019 года, считаются действительными. Но при желании можно обратиться в свою страховую компанию и получить новые бланки. В случае ДТП и наличии только старого образца документа его можно использовать, но оставить незаполненными поля, которые отсутствуют в новой редакции.
Как рассчитывается размер ущерба
Оформление ОСАГО c экономией до 74%Огромным плюсом для пострадавшего будет наличие полиса ОСАГО, так как за нанесенный ущерб страховая компания выплатит компенсацию, если виновник аварии этого сделать не в состоянии. Есть ли изменения и как они отразились на выплатах по ОСАГО в 2023 году. По полису ОСАГО достаточно только отдать документы в компанию и подождать зачисления средств. Если же сумма выплаты окажется меньше реальных расходов, то опять же придется обращаться в суд. подача иска возможна в течение трех лет с момента получения суммы средств от компании.
Почему отменили справку и что вместо нее?
О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии. При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО. Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.
С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.
При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.
Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?
Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника». Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность — примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости. А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней — и формального повода для выплаты по ОСАГО. Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.
Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности — главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.
Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.