Реорганизация и изменение типа учреждения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реорганизация и изменение типа учреждения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В результате реорганизации присоединенное учреждение перестает функционировать, а все свои права и обязанности оно передает присоединенному юрлицу. Таким образом, присоединяемая некоммерческая организация исключается из государственного реестра юридических лиц, а сведения о бюджетном учреждении, которое осталось функционировать после реорганизации, вносятся в ЕГРЮЛ.

Передаточный акт и разделительный баланс.

По завершении расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий составляется передаточный акт или разделительный баланс по реорганизуемому учреждению на установленную учредителем дату реорганизации.

Передаточный акт или разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого учреждения, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Судебная практика. При правовой оценке передаточного акта с недостоверными сведениями суд[13] указал следующее. Передаточный акт хотя и имеет важнейшее значение, поскольку по нему определяется состав прав и обязанностей, но не является правоустанавливающим документом в том смысле, что без этого документа (или при его неполноте) нет перехода соответствующего права или обязанности. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения влекут отказ в государственной регистрации учреждений, создаваемых в результате реорганизации.

Завершение реорганизации.

Момент, с которого учреждение считается реорганизованным, установлен п. 4 ст. 57 ГК РФ и п. 3 ст. 16 Закона об НКО и зависит от формы реорганизации:

Форма реорганизации

Момент, с которого реорганизация считается завершенной

Слияние

Государственная регистрация вновь возникшего учреждения

Разделение

Выделение

Преобразование

Присоединение

Внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации

  1. Составление итоговой бюджетной отчетности на дату исключения из ЕГРЮЛ присоединенных учреждений. Отчетность составляется в объеме форм годовой отчетности с подробной расшифровкой показателей дебиторской и кредиторской задолженности, а также с полной информацией о результатах проведенной инвентаризации.
  2. Составление итоговой налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц, персонифицированному учету по взносам в Пенсионный фонд, отчетов по страховым взносам, начисленным и уплаченным в ФСС, ФФОМС, ТФОМС.
  3. Составление передаточного баланса. По завершении всех расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий органом (комиссией), уполномоченным на реорганизацию, составляется передаточный или разделительный баланс по реорганизуемому органу или учреждению на установленную учредителем дату реорганизации в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, установленных Минфином (Письмо N 03-01-01/08-176). Передаточный баланс и акты приемки-передачи активов и обязательств реорганизуемого учреждения представляются органу, принявшему решение о реорганизации, и учреждению, которому переданы функции, права и обязанности реорганизуемого учреждения.

Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Слияние — это прекращение деятельности двух или нескольких юридических лиц и образование на их основе нового юридического лица — бюджетного учреждения.

Присоединение — прекращение деятельности двух или нескольких юридических лиц и переход их прав и обязанностей к иному существующему юридическому лицу — бюджетному учреждению.

Разделение — это прекращение деятельности юридического лица, когда все его права и обязанности переходят к вновь созданным бюджетным учреждениям.

Выделением признается создание одного или нескольких юридических лиц, к которым переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого бюджетного учреждения без прекращения деятельности юридического лица.

Преобразование — это изменение организационно-правовой формы юридического лица.

Процедура реорганизации бюджетного учреждения является весьма продолжительной во времени и занимает порой от шести месяцев до года и более. Бюджетное учреждение считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации бюджетного учреждения в форме присоединения к нему другого бюджетного учреждения согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного учреждения.

При присоединении, слиянии или преобразовании составляется передаточный акт. При выделении или разделении бюджетных учреждений составляется разделительный баланс.

В передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства. Перед составлением передаточного акта и разделительного баланса необходимо провести инвентаризацию имущества и обязательств, чтобы установить их наличие, состояние и оценку.

Важные процедурные вопросы, которые необходимо соблюсти, установлены Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Согласно ст. 13.1 данного Закона юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации реорганизуемое бюджетное учреждение дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации бюджетных учреждений тем учреждением, которое определено в решении о реорганизации.

В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами.

В настоящее время данные о государственной регистрации юридических лиц публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

Бюджетные учреждения, участвующие в реорганизации путем присоединения, в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме должны уведомить известных ему кредиторов о начале реорганизации.

Согласно ст. 14 Федерального закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган (инспекцию ФНС) представляются следующие документы:

— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным;

Читайте также:  Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

— учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

— решение о реорганизации юридического лица;

— договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

— передаточный акт или разделительный баланс;

— документ об уплате государственной пошлины;

— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда сведений, предусмотренных пенсионным законодательством.

Форма Заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001) утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.

На основании п. 3 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация прекращения деятельности присоединенного юридического лица производится регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение. Таким регистрирующим органом является инспекция ФНС по месту нахождения бюджетного учреждения, к которому присоединяется другое учреждение.

В связи с тем что при реорганизации юридических лиц в форме присоединения не создается новое юридическое лицо, бюджетному учреждению, прекращающему деятельность в результате реорганизации в форме присоединения, необходимо представить в регистрирующий орган Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (форма N Р16003 утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439).

Порядок заполнения форм заявлений содержится в Методических разъяснениях по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица (утв. Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@).

Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица подается с приложением следующих документов:

— решение о реорганизации бюджетного учреждения;

— передаточный акт;

— иной документ в соответствии с законодательством РФ.

При представлении документов для внесения записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица документ об уплате государственной пошлины в регистрирующий орган не представляется, а государственная пошлина не уплачивается.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Заявителем может являться руководитель бюджетного учреждения, как лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени бюджетного учреждения.

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Реорганизация учреждений: правовые основы и бухгалтерский учет

Форма уведомления о начале процедуры реорганизации (ф. Р12003, код 1111514 по КНД) установлена Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Состояние расчетов с контрагентами, отраженное в инвентаризационных описях, следует подтвердить актами сверок.

Передача показателей забалансовых счетов производится без применения двойной записи (п. 332 Инструкции № 157н[4]).

Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 177 Инструкции № 174н, п. 206 Инструкции № 183н)

Скорректированы принятые обязательства методом «красное сторно» (п. 167 Инструкции № 174н, п. 196 Инструкции № 183н)

Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 171 Инструкции № 174н, п. 203 Инструкции № 183н)

Порядком № 24н установлена процедура закрытия лицевых счетов реорганизуемых учреждений как участников, так и неучастников бюджетного процесса.

Приведем особенности показателей форм отчетности при реорганизации неучастников бюджетного процесса в виде таблицы.

Реорганизация бюджетного учреждения

— Услуги курьера при подаче документов в ИФНС Московской области (2000 p до 80 км., 3000 p более 80 км. От Москвы)

— Услуги курьера при подаче документов в ИФНС Московской области (2000 p до 80 км., 3000 p более 80 км. От Москвы)

— Услуги курьера при подаче документов в ИФНС Московской области (2000 p до 80 км., 3000 p более 80 км. От Москвы)

Компания предпринимает все разумные меры по защите полученных персональных данных Субъекта от уничтожения, искажения или разглашения.

персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

3) Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместных между собой;

3.7. Компания уничтожает либо обезличивает персональные данные по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости достижения цели обработки.

5.1.6. На защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и/или компенсацию морального вреда в судебном порядке.

Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения

Статья 75 ТК РФ «Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации, изменении типа государственного или муниципального учреждения»

[1]

При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

В случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

[2]

При реорганизации учреждения необходимо четко и слаженно провести большую работу по передаче активов, первичных документов, отчетности, обязательств, а также сформировать новые документы, необходимые для дальнейшей работы . Частью этой работы является процедура передачи обязательств учреждения.

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант;

А.Ю. Шихов,
редактор-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

Указом Президента России от 07.05.2012 № 599 был дан зеленый свет реформированию сети государственных учреждений путем слияния и объединения вузов. В течение последующего времени органами исполнительной власти проводились мониторинги сети подведомственных учреждений, выявлялись учреждения-лидеры и учреждения-аутсайдеры. При этом при проведении реорганизации учреждений необходимо учитывать опыт предыдущих этапов реформирования государственного сектора экономики.
Крайне важно, чтобы в период реорганизации учреждения имели возможность эффективно реализовывать доведенное до них государственное (муниципальное) задание.
Подробнее о «майских» Указах Президента читайте в статье Н.И. Лейман в журнале «Советник в сфере образования» № 3 за 2012 год.

Государство принимает решение о реорганизации отдельных учреждений, финансируемых из бюджета для оптимизации своих затрат, удаления лишних подразделений, оптимизации управления.

Необоснованно большое число филиалов, раздутый аппарат управления, удаление непрофильных департаментов – все эти вопросы в рамках бюджетных учреждений способна решить реорганизация.

Читайте также:  4 риска потерять деньги при заключении сделки с недвижимостью

Ее применение обусловлено двумя главными причинами:

Ныне российские власти серьезно занимаются вопросом повышения эффективности деятельности бюджетных организаций.

Они проводят их функциональный анализ на основании, которого нередко принимают решение о реорганизации всего учреждения или его части.

Мероприятия по реорганизации затрагивают учреждения образования, культуры, здравоохранения, преследуя при этом сокращение затрат и оптимизацию выполнения возложенных на структуру функций.

В общем виде процесс присоединения бюджетной организации предполагает:

  • укрупнение одного подразделения;
  • ликвидация других, путем их вливания в более крупную структуру.

Он напоминает аналогичного характера процедуру, происходящую на уровне коммерческих фирм, но имеет и свои специфические особенности.

Регистрация учреждений, созданных путем реорганизации

В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация, в частности казенное учреждение, считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).

При реорганизации некоммерческой организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций) и внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляются в порядке, установленном федеральными законами. В настоящее время такой порядок предусмотрен гл. V Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон N 129-ФЗ).

Процесс регистрации учреждений при проведении реорганизации можно условно разделить на четыре этапа:

  1. уведомление о начале реорганизации. Учреждение, в отношении которого принято решение о его реорганизации, обязано:
  • уведомить регистрирующий орган в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения в письменной форме о начале процедуры регистрации. На основании этого уведомления регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что учреждение находится в процессе реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ);
  • поместить в СМИ, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. Такое уведомление публикуется дважды с периодичностью один раз в месяц после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ);
  • сообщить о начале реорганизации известным ему кредиторам в письменной форме в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ). Важно, что при реорганизации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (п. 2.2 ст. 16 Закона о некоммерческих организациях);
  1. представление документов для регистрации. При государственной регистрации учреждения, создаваемого путем реорганизации (слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы (ст. 14 Федерального закона N 129-ФЗ):
  • подписанное заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего учреждения, создаваемого путем реорганизации;
  • учредительные документы учреждения в двух экземплярах;
  • передаточный акт или разделительный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР индивидуальных сведений в соответствии с пп. 1 — 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ и сведений о суммах перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию;
  1. регистрация учреждения. Государственная регистрация учреждения, создаваемого путем реорганизации, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого учреждения в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган;
  2. завершение регистрации. В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 129-ФЗ реорганизация учреждений считается завершенной при:
  • слиянии — с момента государственной регистрации вновь возникшего учреждения;
  • разделении (выделении) — с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших учреждений;
  • присоединении — с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных учреждений.

Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Особенности составления бюджетной отчетности реорганизуемым учреждением

В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации, то есть до даты внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица). При этом последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица) (п. п. 3, 4 ст. 16 Закона о бухгалтерском учете).

Пунктом 8 ст. 16 Закона о бухгалтерском учете предусмотрено, что порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации государственного сектора, возникшей в результате реорганизации, устанавливается уполномоченным федеральным органом.

В настоящее время порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее — Инструкция N 191н). Особенности формирования бюджетной отчетности при реорганизации получателя бюджетных средств (казенного учреждения) определены в п. п. 275 — 287 Инструкции N 191н.

Согласно п. 275 Инструкции N 191н в случае проведения реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) получателя бюджетных средств (далее — реорганизуемое учреждение), производимой в соответствии с законодательством РФ, бюджетная отчетность формируется и представляется на дату проведения реорганизации в следующем составе:

  • разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230) (далее — разделительный баланс);
  • справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) (далее — справка (ф. 0503125));
  • справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) (далее — справка (ф. 0503110));
  • отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) (далее — отчет (ф. 0503127));
  • отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) (далее — отчет (ф. 0503121));
  • пояснительная записка (ф. 0503160).

Бюджетная отчетность представляется главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, главному администратору доходов бюджета, в ведении которого находилось реорганизуемое учреждение до принятия решения о его реорганизации, или органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации (ликвидации). Впоследствии утвержденная бюджетная отчетность представляется (п. п. 277, 278 Инструкции N 191н):

  • главному распорядителю бюджетных средств, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, главному администратору доходов бюджета по новой ведомственной подчиненности в результате реорганизации учреждения;
  • финансовому органу соответствующего бюджета, органу, осуществляющему кассовое обслуживание исполнения соответствующего бюджета, в установленном ими порядке.

Обратите внимание! Перед составлением бюджетной отчетности реорганизуемое учреждение обязательно производит инвентаризацию активов и обязательств в определенном законодательством РФ порядке (п. 279 Инструкции N 191н). Кроме того, согласно Письму от 22.08.2013 N 03-01-11/34511 Минфин России считает, что при проведении инвентаризации в случае реорганизации в форме присоединения в состав инвентаризационной комиссии целесообразно включать представителей учреждения-правопреемника.

Читайте также:  Пенсии, ЕДВ и пособия инвалидам с 1 февраля 2023 года

Вышеперечисленные формы отчетности, представляемые реорганизуемым казенным учреждением, составляются в общем порядке, установленном в разд. II Инструкции N 191н, с учетом следующих особенностей.

Разделительный баланс. В соответствии с п. 283 Инструкции N 191н разделительный баланс формируется реорганизуемым учреждением по состоянию на дату реорганизации.

Показатели в таком балансе отражаются в разрезе бюджетной деятельности (графы 3, 6), средств во временном распоряжении (графы 4, 7) и итогового показателя (графы 5, 8) на начало года (графы 3, 4, 5) и дату реорганизации (графы 6, 7, 8).

В группе граф «На начало года» показываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным граф «На конец отчетного периода» предыдущего года (заключительный баланс) с учетом на начало отчетного года данных по реорганизации (в случае ее проведения) или иных данных, изменивших показатели вступительного баланса в установленных законодательством РФ случаях.

В группе граф «На дату реорганизации (ликвидации)» показываются данные о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на дату реорганизации (ликвидации), без учета заключительных оборотов по счетам бюджетного учета, предусмотренных при завершении финансового года.

Показатели по строкам разделительного баланса формируются в следующем порядке (п. 284 Инструкции N 191н):

Номер строки

Порядок формирования показателей

Строки раздела «Нефинансовые активы»

Показатели формируются в порядке, предусмотренном п. 16 Инструкции N 191н

Строки раздела «Финансовые активы»

Показатели формируются в порядке, предусмотренном п. 17 Инструкции N 191н

Указывается остаток по счету 0 210 00 000

Отражается остаток по счету 0 210 10 000

Заносится остаток по счету 0 210 02 000

Фиксируется остаток по счету 0 210 03 000

Указывается остаток по счету 0 210 05 000

Отражается дебетовый остаток по счету 0 303 00 000

Строки раздела «Обязательства»

Заполняются в порядке, предусмотренном п. 18 Инструкции N 191н

Показывается сумма строк 531 — 535

Отражается остаток по счету 0 304 01 000

Указывается остаток по счету 0 304 02 000

Записывается остаток по счету 0 304 03 000

Отражается остаток по счету 0 304 04 000

Заносится остаток по счету 0 304 05 000

Указывается кредитовый остаток по счету 0 208 00 000

Отражается кредитовый остаток по счету 0 205 00 000

Фиксируется кредитовый остаток по счету 0 209 00 000

Показывается сумма строк 470, 490, 510, 530, 570, 580, 590

Строки раздела «Финансовый результат»

Заполняются в порядке, предусмотренном п. 19 Инструкции N 191н

Отражается остаток по счету 0 401 10 000

Указывается остаток по счету 0 401 20 000

Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, включаемая в состав разделительного баланса, формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных по забалансовым счетам реорганизуемого учреждения на начало года (графа 4) и конец отчетного периода (графа 5) в порядке, предусмотренном п. 20 Инструкции N 191н.

Справка (ф. 0503125) формируется реорганизуемым учреждением на дату реорганизации в порядке, установленном п. п. 23 — 34 Инструкции N 191н. При этом показатели по консолидируемым расчетам отражаются в справках (ф. 0503125) раздельно в части операций по консолидируемым расчетам до принятия решения о реорганизации учреждения и в части расчетов по передаче активов и обязательств, числящихся на балансе учреждения, по исполнению решения о его реорганизации (п. 286 Инструкции N 191н).

Передаточный акт и разделительный баланс.

По завершении расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий составляется передаточный акт или разделительный баланс по реорганизуемому учреждению на установленную учредителем дату реорганизации.

Передаточный акт или разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого учреждения, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Судебная практика. При правовой оценке передаточного акта с недостоверными сведениями суд[13] указал следующее. Передаточный акт хотя и имеет важнейшее значение, поскольку по нему определяется состав прав и обязанностей, но не является правоустанавливающим документом в том смысле, что без этого документа (или при его неполноте) нет перехода соответствующего права или обязанности. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения влекут отказ в государственной регистрации учреждений, создаваемых в результате реорганизации.

В другой ситуации слияние двух учреждений едва не закончилось признанием недействительной государственной регистрации реорганизованного БУ. Поводом для обжалования слияния стало неотражение в передаточном акте задолженности одного из кредиторов (Постановление ФАС МО от 14.06.2005 № КГ-А40/4978-05-1,2).

Реорганизация казенного учреждения путем присоединения ↑

Ныне российские власти серьезно занимаются вопросом повышения эффективности деятельности бюджетных организаций.

Они проводят их функциональный анализ на основании, которого нередко принимают решение о реорганизации всего учреждения или его части.

Мероприятия по реорганизации затрагивают учреждения образования, культуры, здравоохранения, преследуя при этом сокращение затрат и оптимизацию выполнения возложенных на структуру функций.

В общем виде процесс присоединения бюджетной организации предполагает:

  • укрупнение одного подразделения;
  • ликвидация других, путем их вливания в более крупную структуру.

Он напоминает аналогичного характера процедуру, происходящую на уровне коммерческих фирм, но имеет и свои специфические особенности.

Порядок реорганизации бюджетного учреждения в форме присоединения

  1. Правительство РФ или высшим исполнительным органом государственной власти принимается решение о реорганизации путем присоединения. Составляются проекты решений о присоединении федеральными органами исполнительной власти, которые координируют, а также регулируют деятельность некоммерческой организации в соответствующей отрасли.
  2. Уведомляется Минюст о реорганизации. Срок подачи уведомления по форме № Р12003 отсчитывается с момента принятия решения, но он не должен быть более 3 рабочих дней.
  3. Регистратор не позднее 3-х дней вносит в ЕГРЮЛ информацию о том, что НКО претерпевает изменения.
  4. Подготавливается договор о присоединении.
  5. О процедуре присоединения бюджетного учреждения уведомляются кредиторы, которые вправе настаивать на досрочном выполнении обязательств или переоформлении договора.
  6. В специальном печатном издании − «Вестник государственной регистрации», с периодичностью 1 раз в месяц размещаются 2 публикации с уведомлением о проводимой процедуре реорганизации путем присоединения, описанием условий и порядка заявления кредиторами своих притязаний.
  7. Проводится инвентаризация передаваемых активов и обязательств.
  8. В соответствии со статьями74-75 ТК РФ уведомляются работники учреждения лично или путем отправления заказного письма не позднее 2-х месяцев до начала реорганизации. Вносятся изменения в документы сотрудников (личные карточки, трудовые договоры и книжки).
  9. Составляется передаточный акт. В нем прописывается переход всех обязательств в ходе реорганизации относительно всех должников и кредиторов, в том числе оспариваемые сторонами обязательства.
  10. Подготавливается заявление о внесении записи о прекращении хозяйственной деятельности присоединенного юридического лица по форме № Р16003 (необходимо 2 экземпляра для подачи в орган регистрации).
  11. Обращение в Министерство юстиций РФ в целях регистрации реорганизованного бюджетного учреждения. Процедура считается завершенной внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *