Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Программы проведения занятий в области дорожной безопасности разрабатываются с учетом требований и норм законодательства, специфики деятельности организации, маршрутов движения, типов перевозимых грузов и сложившейся ситуации на дороге.
Как организовать ИБДД
Специалист, проводящий инструктажи с водительским составом по безопасности движения, может быть назначен на усмотрение директора, но важно помнить, что он должен иметь соответствующее образование и пройти аттестацию в УГАДН в установленном законом порядке. Его рабочие обязанности включают в себя:
- разработку и участие в реализации плана работы в области дорожной безопасности;
- подготовку программы занятий с персоналом;
- инструктаж водителей по безопасности дорожного движения, периодичность которого определяется с учетом требований законодательства, специфики деятельности предприятия и дорожной ситуации.
Перед выездом в рейс водителю следует знать следующие моменты, которые действуют:
- Материалы и сведения предстоящего маршрута: километраж, опасные зоны, посты ДПС, особенности дорожного движения.
- Порядок езды при загруженности на дороге.
- Наличие по трассе медицинских учреждений, автозаправочных станций, стоянок отдыха, гостиничных комплексов, станций технического обслуживания.
- Особенности езды во время школьных каникул, соблюдение особой осторожности.
- Порядок поведения при пересечении государственных границ, список необходимой для этого документации.
- Алгоритм действий при нарушении заявленного компанией графика перевозки.
Если автоводитель занимается перевозкой группы людей, важно напомнить ему о следующих пунктах:
- правилах этикета;
- соответствующем обращении с ЛОВЗ и их сопровождающими;
- правилах подъезда к остановкам;
- безопасной посадке и высадке пассажиров.
Специальный инструктаж по безопасности дорожного движения
Специальный инструктаж проводят, чтобы сообщить водителям срочную информацию, когда:
- вступили в силу нормативные правовые акты, которые влияют на профессиональную деятельность водителей;
- изменился маршрут и условия движения, влияющие на безопасность дорожного движения;
- произошло ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;
- совершен или есть угроза совершения террористического акта.
Кто проводит
Непосредственный руководитель водителя (начальник автоколонны) в сроки, установленные работодателем.
О чем инструктировать
- Оценка ситуации, в связи с которой проводят инструктаж.
- Руководство к действию для водителя в определенной ситуации.
Это указано в пункте 21 Правил от 15 января 2014 г. № 7.
Сотрудники, которые не желают проходить специальный инструктаж должны быть отстранены от выполнения своих профессиональных обязанностей с последующими материальными и дисциплинарными взысканиями до тех пор, пока они не изменят свое отношение к занятиям по безопасному вождению. Период отстранения от работы не оплачивается.
Если же компания выпускает на линию водителя, не прошедшего специального инструктирования, то собственника транспортного средства наказывают в соответствии с пунктом №5 статьи 12.31.1 Административного Кодекса Федерации. Причем, даже в том случае, когда поездка не привела к возникновению аварийных ситуаций.
В соответствии с пунктом № 22 Приказа № 7, при непроведении обучения, а также его нерпохождении, владельцам автомобилей запрещено допускать своих сотрудников к работе на транспортных средствах.
Общие требования при предрейсовом инструктаже
Общие требования к автоперевозкам и графику труда/отдыха, которые должны быть озвучены во время предрейсового инструктажа:
- перед выездом на линию водитель в обязательном порядке должен пройти медосмотр и получить отметку о нем в путевом листе;
- при недомогании или наличии в крови алкоголя выезд на маршрут исключен;
- водитель должен соблюдать режим труда и отдыха (если в машине один), что должно быть отмечено по тахометру;
- во время отдыха в кабине, двигатель должен быть заглушен;
- автомобилю необходимо провести предрейсовый техосмотр (отметка в путевом листе);
- в кабине должен находиться полный пакет документов на водителя, автомобиль и груз;
- в машине обязательно должны быть исправный огнетушитель и укомплектованная аптечка первой медицинской помощи.
Отметка о проведенном инструктаже также должна быть внесена в путевой лист, иначе сотрудники ГИБДД могут отстранить водителя от выполнения должностных обязанностей, а автомобиль отправлен на штрафстоянку.
Документы по предрейсовому инструктажу
Проведение предрейсовых инструктажей всех видов законодательно регламентируется:
- ФЗ №196 «О правилах безопасности дорожного движения»;
- Приказами Минтруда и Минтранспорта о безопасности пассажироперевозок и транспортировки грузов, а также об обязательных мероприятиях по снижению аварийности на транспорте;
- Внутренними приказами и инструкциями самой организации по проведению инструктажей по БДД.
Кроме того, специалист организации по БДД обязан разработать и утвердить Положение (цели и задачи, порядок, время и место инструктажа, план лекций) и Инструкцию по предрейсовым инструктажам водителей с перечнем основных правил и тем для информирования рабочего персонала, порядком проведения медосмотров водителей и техосмотров транспорта, правилами поведения при общении с сотрудниками ГИБДД.
Ответственный по БДД также ведет журналы по предрейсовым инструктажам, где отмечает дату и тему лекций, а также данные водителя, прослушавшего его. Водитель расписывается в журнале и получает отметку в путевом листе.
- Что служит подтверждением того, что водитель прошел предрейсовый инструктаж?
Основные данные о прослушанных инструктажах вносятся в журнал проведения инструктажей, который находится на рабочем месте специалиста по БДД. На руках же у водителя есть для этого путевой лист. Там помимо даты, рабочего задания и общей информации о маршруте и грузе, должны быть отметки о пройденном медосмотре и техосмотре транспортного средства, а также отметка о прохождении инструктажа по БДД.
Без путевого листа выезжать на линии запрещено. Без отметки специалиста по БДД, путевой лист недействителен.
- Зачем водитель должен расписываться в журнале инструктажей?
Подпись водителя в журнале – это доказательство того, что он лично присутствовал на лекции по БДД и прослушал необходимую информацию по безопасности. Если в путевом листе будет стоять отметка, а в журнале подписи нет, водитель будет отстранен от управления автомобилем, ответственный по БДД наказан, а руководство компании оштрафовано.
- Кто может проверить подлинность того, что водитель прослушал предрейсовый инструктаж?
Проверить соблюдение требований законодательства по БДД у водителя коммерческого транспорта может инспектор ГИБДД (достаточно проверить отметку в путевом листе), проверку документов и совпадение отметок об инструктажах служба Минтранса. Для компаний-автоперевозчиков (доставка грузов и перевозка пассажиров) главным контролером является УГАДН РФ.
- Если водитель перевозит детей в пределах города и на регулярной основе, нужно ли ему проходить предрейсовый инструктаж?
Да, в обязательном порядке, при выполнении перевозки детей, все водители, независимо от опыта, стажа и порядка работы, проходят предрейсовый инструктаж. Этот вид пассажироперевозок опасен и подвергается наиболее жесткому контролю со стороны государства.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ вопросы ДЛЯ предрейсового ИНСТРУКТАЖА
Действующее законодательство не ограничивает право субъектов транспортной деятельности на организацию и проведение дополнительных мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетенции и профессионального мастерства водителей. Юридические лица и ИП вправе самостоятельно определить для себя дополнительные вопросы и темы предрейсового инструктажа, в зависимости от своих индивидуальных потребностей и финансовых возможностей.
Речь идет о доведении дополнительной информации до водителей при проведении предрейсовых инструктажей.
При выборе дополнительных вопросов может быть использован руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 «Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом», утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20 января 1986 года. Нужно учитывать, что указанный документ не был зарегистрирован в Минюсте России, поэтому он носит рекомендательный характер и может быть использован в части, не противоречащей законодательству РФ, а именно Приказу № 145.
Например, «Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом» дополнительно предлагает проводить предрейсовый инструктаж и в других случаях с водителями: обеспечивающими междугородные и международные перевозки, перевозку детей, перевозку опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов; с водителями, направляемыми на сельхозперевозки и в командировку; с водителями автобусов (туристско-экскурсионных); при переводе водителей на другую марку автомобилей.
Вместе с тем, Положение (РД-200-РСФСР-12-0071-86-09) предлагает и дополнительные вопросы для проведения предрейсового инструктажа, которые могут использоваться субъектом транспортной деятельности. Например:
- охрана транспортных средств на стоянках при организации отдыха
- особенности перевозки детей и учащихся
- порядок проезда железнодорожных переездов и путепроводов, мест скопления людей
- обзор приказа 59н;
- сравнительный анализ приказа 59н и ПОТ Р М-027-2003 (с инструкциями по охране труда и бланком наряда-допуска).
- НПА в сфере обеспечения БДД и перевозки пассажиров и грузов;
- правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности, санитарные правила, правила дорожного движения;
- назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
- методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
- организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
- порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности организации;
- методы анализа причин возникновения ДТП и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями компании, отчетность о ДТП и принятых мерах по их предупреждению.
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Вводный инструктаж по БДД
Проводят сразу после приема на работу. Инструктируемый водитель должен получить в доступной форме всю необходимую информацию о порядке обеспечения БДД на предприятии. Инструктирующий рассказывает об особенностях предприятия, о специфике перевозимых грузов, о требованиях к перевозке пассажиров и к загрузке-выгрузке транспортных средств, дает пояснения по транспортной схеме предприятия, знакомит с планом расстановки техники в гараже и т.п.
О действующих в организации правилах внутреннего трудового распорядка также нужно сообщить водителю во время вводного инструктажа, разъяснить порядок прохождения медосмотра перед и после рейса, рассказать о порядке прохождения контроля ТС перед выездом. По окончании вносят отметку в журнал регистрации.
Дата |
Вид инструктажа |
Ф. И. О. инструктируемого |
Марка, государственный номер транспортного средства |
Роструд Не Знает Как Проводить Инструктаж Водителям, а Вы Знаете?
Приветствую, друзья! Можно сказать это коллективная заметка, в которой предлагается обсудить сложный вопрос об инструктажах по охране труда для водителей в соответствии с новыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте. Читавший правила верно догадывается, о каких именно инструктажах пойдёт речь. Роструд нам помочь не может, поэтому разбираемся сами.
Для тех, кто ещё не в теме, напомним, что 27 сентября 2018 года вступили в законную силу Правила по охране труда на автомобильном транспорте, утверждённые приказом Минтруда России от 06.02.2018 № 59н (далее — приказ 59н) и одновременно утратили силу Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — ПОТ Р М-027-2003, Межотраслевые правила), утверждённые постановлением Минтруда России от 12.05.2003 г. № 28.
На сайте этой теме посвящены:
Кто обязан проводить инструктажи по БДД с 1 сентября
С 1 сентября 2021 года вступает в силу приказ Минтранса от 30.04.2021 № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Правила будут обязательными для всех работодателей и водителей организаций, которые осуществляют перевозку грузов и перемещение лиц (пассажиров, работников организации), как в коммерческих целях, так и для собственных нужд предприятия.
Важно! Если в организации или у индивидуального предпринимателя есть хотя бы один водитель, в том числе персональный, потребуется проводить обязательные мероприятия, указанные в правилах № 145, и в том числе – инструктажи по безопасности дорожного движения.
Сразу оговоримся, что проведение инструктажей по БДД не является должностной обязанностью специалиста по охране труда. Такую обязанность должен нести ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, назначенный приказом работодателя, и отвечающий квалификационным характеристикам.
Если инструктажи по БДД будут проводить работники, не отвечающие квалификационным требованиям, работодателя привлекут к административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности.
Какие же требования установлены к должностным лицам, которые будут проводить инструктажи по БДД? У такого работника должно быть профильное образование, а если такого образования нет – нужна профпереподготовка.
Ситуация 1. У работника есть профильное «транспортное» образование
Образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».
Если высшего образования нет, то стаж работы в области обеспечения безопасности дорожного движения должен быть не менее трех лет. Также обязательным является прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность.
Обязательной аттестация в УГАДН является для организаций-перевозчиков грузов и (или) пассажиров (автобусы и грузовые автомобили). Если транспорт используют для собственных нужд, аттестация в УГАДН не обязательна. А вот инструктажи, стажировка и другие виды обеспечения БДД являются обязательными для всех без исключения.
Ситуация 2. У работника нет профильного образования
Образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». Профессиональная переподготовка с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, подтвержденной документом о квалификации.
Прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Обратите внимание! Назначить ответственным за проведение инструктажей водителя не получится. Водитель, при всей ответственности труда и высокой квалификации, является рабочей профессией. Поэтому водитель не является должностным лицом и не может проводить инструктажи. Цена ошибки – штраф в 100 000 рублей на организацию (статья 12.31.1 КоАП) и отдельные санкции для должностного лица.
Поэтому, чтобы не быть крайним, подскажите работодателю, нужно подумать о профпереподготовке вашего ответственного за БДД (если такой работник уже есть), или о том, что нужно искать такого ответственного за БДД с уже имеющимся профессиональным образованием.
В противном случае придется переобучать такого сотрудника уже за счет организации (ч. 1-2 ст. 196 ТК РФ). Думаем, что руководитель оценит вашу подкованность в знании законодательства и заинтересованность в том, чтобы работодателя не оштрафовали.
Для того, чтобы грамотно проводить инструктажи, ответственный за обеспечение БДД обязан знать и уметь применять:
Также ответственный за обеспечение БДД обязан знать правила допуска водителей к управлению транспортных средств, проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктажи, знать правила и контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха.
Инструктажи для водителей автомобилей
Инструктажи для водителей транспортных средств являются неотъемлемой частью работы по обеспечению безопасности дорожного движения.
Инструктажи по охране труда
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить:
Инструктажи по охране труда проводятся с абсолютно всеми сотрудниками организации, в том числе и с водителями, и предназначены для предупреждения травматизма и улучшения условий пребывания на рабочих местах.
Руководителям, специалистам в области охраны труда и ответственным за обеспечение БДД, в своей деятельности следует руководствоваться следующим документом:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;
- Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2020 г. № 871н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте»;
- ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» утвержденного Приказом Росстандарта РФ от 09.06.2016 № 600-ст.
Разберем эти документы более подробно.
Согласно пункту 2.1.1 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»:
- Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.
Виды инструктажей по охране труда определены пунктами 2.1.2. и 2.1.3. Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»:
- Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.
- Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).
- Кроме вводного инструктажа по охране труда, проводится первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности. Вводный инструктаж проходят:
- все принимаемые на работу лица;
- командированные в организацию работники выполняющие работы на выделенном участке;
- работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке;
- обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику;
- другие лица, участвующие в производственной деятельности организации.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель, прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы:
- со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет;
- с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;
- с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.
Обязательные инструктажи по бдд с водителями с 1 сентября 2021 года
➤ Вводный инструктаж по БДД
Вводный инструктаж по БДД проводят при приеме на работу. Включите в программу вводного инструктажа по БДД сведения о видах осуществляемых перевозок, особенностях перевозимых грузов. Расскажите, какие в вашей организации установлены требования по безопасной эксплуатации.
Обязательным является инструктирование работника по действиям в аварийной ситуации, в том числе по оформлению ДТП и заполнению протокола, взаимодействия со страховой компанией по ОСАГО. Расскажите, что в вашей организации существует порядок прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров.
Если на автомобиле не перевозят пассажиров, или опасные грузы, то достаточно провести только предрейсовый медосмотр. Обязательно сообщите, что без медосмотра допуск к управлению ТС получен не будет.
На вводном инструктаже сообщают нормы загрузки транспортных средств, основные данные об аварийности на пути следования, обстоятельствах и типичных причинах дорожно-транспортных происшествий.
➤ Предрейсовый инструктаж по БДД
Предрейсовый инструктаж проводят перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту). На предрейсовом инструктаже рассказывают, какова протяженность предстоящего маршрута, насколько сложны дорожные условия с точки зрения времени года и климата, какие опасные участки требуют особого внимания.
➤ Сезонный инструктаж по БДД
Сезонные инструктажи проводят минимум два раза в год — перед весенне-летним и осенне-зимним периодами. Это связано с переходом работы ТС сезоны снегопада, гололеда, распутицы и других сезонных особенностей.
Сезонные инструктажи включают вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.
➤ Специальный инструктаж по БДД
Специальный инструктаж проводят при необходимости незамедлительного доведения до водителя информации (о вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей, об изменении условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения, о совершении и (или) об угрозах совершения террористических актов) должен проводиться инструктаж.
При проведении специального инструктажа дается оценка сложившейся ситуации, послужившей основанием для проведения данного инструктажа, и определяется порядок необходимых действий водителя.
Обратите внимание! Специальный инструктаж можно объединить и с предрейсовым, но возникают ситуации, когда информацию до водителей необходимо довести немедленно. Например, на одном из участков дорог разлились нефтепродукты или произошла авария с газовыми баллонами. Следовательно, об этом необходимо сообщить срочно.
Общие обязанности водителей.
Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе:
Удостоверение на право управления транспортным средством данной категории;
Регистрационные документы на транспортное средство (техталон, техпаспорт и т.д.);
Путевой или маршрутный лист, документы на перевозимый груз, а также лицензионную карточку;
Водитель обязан:
Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.
Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), не горящих фарах и задних габаритных огнях (на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях недостаточной видимости), недействующем со стороны водителя стеклоочистителе (во время дождя или снегопада).
Инженер по безопасности дорожного движения несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Ответственность за отказ от проведения
Непроведение инструктажа либо ошибки, совершённые при заполнении журнала (журнал предрейсового или другого инструктажа водителей) – признаются административным правонарушением. Согласно статьи 12.31.1 часть 5 Кодекса административных правонарушений организации – работодателю грозит штраф в размере 30000 рублей, и 10000 рублей – на должностное лицо, по вине которого произошло данное нарушение.
Лицо признаётся ответственным за проведение инструктажей и безопасность дорожного движения в фирме при выполнении следующих условий:
- На работника был составлен приказ директора/руководителя о возложении соответствующих обязанностей.
- Данный сотрудник является руководителем работников, управляющих транспортом компании.
- Ответственный прошёл аттестацию в аккредитованном заведении.
- Работник подтвердил свою компетентность, пройдя проверку в контрольных органах.