Как компаниям удается избежать уплаты пеней по налогам или снизить их размер

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как компаниям удается избежать уплаты пеней по налогам или снизить их размер». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Механизм начисления пени прописан в Налоговом кодексе (ст. 75 НК РФ) и предусматривает, что налогоплательщики обязаны выплачивать пени за каждый день просрочки любого налогового платежа, начиная с первого дня нарушения сроков выплат. При этом, согласно законодательству, компании должны самостоятельно рассчитывать размер пеней и включать их в платежные документы, если они понимают, что нарушили сроки оплаты. Если это сделано не было, то, скорее всего, налоговая обнаружит факт неуплаты пени и включит их в требования по доплате налогов после очередной проверки. К тому времени может собраться уже очень крупная сумма, потому подобные платежи лучше не затягивать.

Особенности списания задолженности по налоговой амнистии

Механизм списания налоговой задолженности по амнистии запускается на основании специального федерального закона (так, в 2018 году долги списывались по ФЗ-436 от 28.12.2017 г.). Налоговая амнистия предусматривает, что долги списываются в автоматическом режиме, т.е. налогоплательщикам не нужно совершать каких-либо действий (направлять заявления, посещать налоговую инспекцию и т. д.). При этом положения распространяют свое действие на те долги, которые признаются просроченными.

В 2018 году амнистия позволяла списать налоги, сформированные на 1.01.15 г. Для физических лиц списывались следующие категории долгов:

  • по налоговым платежам за транспорт;
  • по налоговым платежам за имущество;
  • по налоговым платежам за землю.

В 2019 году информации о планах по проведению налоговой амнистии не было. Поэтому, если у вас есть необходимость в том, чтобы списать налог, нужно или использовать другие способы, или ждать принятия решения о начале амнистии.

Штраф от налоговой — это наказание за нарушение закона — ст. 114 НК РФ.

Часто предприниматель узнает о штрафе от банка при блокировке счёта. Вот откуда такой штраф появляется.

Налоговая следит, чтобы предприниматели платили налоги и страховые взносы, правильно их считали и вовремя сдавали отчёты. Для этого предпринимателя проверяет районная инспекция, в которой он стоит на учёте. Проверки бывают такие:

  • Камеральные — когда инспектор у себя в кабинете проверяет отчёт за текущий период. Проверка происходит каждый раз, когда предприниматель сдаёт отчёт. Или наоборот, не сдаёт в срок, хотя обязан.
  • Выездные — когда инспектор приезжает в офис предпринимателя и смотрит документы по конкретному налогу за последние три года.

За каждое найденное нарушение налоговая выписывает штраф, он идёт плюсом к недоимке по налогу и пени. Точно так же действуют Пенсионный фонд и ФСС по своим вопросам.

Инспекторы не вправе начислить пени на сумму налоговой задолженности, по которой истек срок давности взыскания

Обязанность по уплате пеней в отличие от обязанности по уплате налога является, по сути, дополнительной. Исполнить ее необходимо одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней (п. 3 ст. 75 НК РФ).

В Постановлении от 20.01.2009 N 10707/08 Президиум ВАС РФ указал, что пени не начисляются на недоимку, которую нельзя взыскать из-за пропуска установленного срока. Ведь пени — обеспечительный платеж по отношению к недоимке. И исполнение обязанности по их уплате не может рассматриваться отдельно от исполнения обязанности по уплате налога. Таким образом, по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по его уплате и с этого момента не начисляются.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 06.11.2007 N 8241/07, ФАС Московского от 01.02.2012 N А41-5899/09, Северо-Западного от 26.04.2012 N А44-3985/2011, Северо-Кавказского от 11.11.2011 N А20-3766/2010 и Дальневосточного от 22.02.2011 N Ф03-202/2011 округов.

Минфин России в этом вопросе солидарен с арбитрами (Письма от 10.11.2011 N 03-11-11/279 и от 29.10.2008 N 03-02-07/2-192).

Пени не являются санкциями, поэтому уменьшить их размер удастся лишь в исключительных случаях

По сути, размер начисленных пеней уменьшить невозможно. Ведь пени не являются мерой ответственности за налоговые правонарушения. А значит, при начислении пеней за несвоевременную уплату налогов не учитываются смягчающие обстоятельства, предусмотренные ст. 112 НК РФ.

Кроме того, ФАС Уральского округа в Постановлении от 16.12.2008 N Ф09-9455/08-С3 указал, что по своей правовой природе пени не являются финансовой санкцией, а служат мерой компенсационного характера. Таким образом, на их начисление не влияет наличие или отсутствие вины компании в несвоевременной уплате налога. Аналогичные выводы содержат Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 N 07АП-4249/11, ФАС Дальневосточного от 04.10.2010 N Ф03-6690/2010, Центрального от 23.09.2008 N А14-1177/200844/28 и Северо-Кавказского от 12.02.2008 N Ф08-42/08-24А округов.

Что делать, если налог не уплачен в срок

Если по итогам совершения одного из вышеперечисленных действий вами выявлена неуплата налога в срок, в первую очередь следует выяснить ее причину.

Если ошибка допущена вашим сотрудником или непосредственно вами, необходимо уплатить недоимку и соответствующие пени. Если же по вашим данным расчеты произведены корректно, отражены в представленной в инспекцию налоговой декларации, а налог своевременно уплачен, то в вопросе целесообразно разбираться по следующему алгоритму:

Читайте также:  Как отложить судебное заседание по делу?

1) Телефонные переговоры с инспектором.

Тут нужно указать инспекции на выявленные расхождения и в устной форме аргументировать позицию, почему вы считаете сумму недоимки или пеней, штрафов неправомерной.

Выводы и рекомендации

  1. Неуплата налога в бюджет может привести к крайне неприятным последствиям как для самого налогоплательщика, так и для его должностных лиц, включая финансовые, репутационные потери, а также уголовную ответственность.
  2. Организациям и ИП следует регулярно (не реже одного раза в месяц) проводить сверку расчетов с налоговым органом, а также сохранять подтверждающий отсутствие расхождений документ, во избежание налоговых претензий к текущему периоду в последующих.
  3. Узнать, что налог не уплачен и определить сумму налога, возможно путем направления официального запроса в налоговый орган либо в личном кабинете налогоплательщика или на сайте «Госуслуг».
  4. Если вами все-таки выявлена налоговая задолженность, то следует в первую очередь разобраться, чья в этом вина (ваша или налоговиков), а затем либо уплатить налог и пени, либо обжаловать сложившуюся ситуацию.

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа

Требование об уплате штрафа (а равно и налога, сбора, пеней) направляется налогоплательщику независимо от того, привлечен он к ­ответственности или нет (ст. 69 НК РФ).

Когда у предпринимателя образуется задолженность по уплате налога (недоимка), налоговая инспекция посылает ему требование об уплате налога.

В последней редакции НК РФ в пункте 8 статьи 69 НК РФ указано, что данные правила применяются и в отношении требований об уплате штрафа. Поэтому сложившаяся к настоящему времени практика относительно требования об уплате налогов интересна и в случае получения ­предпринимателем от налоговиков требования об уплате штрафа.

Требование об уплате налога должно соответствовать порядку, установленному статьей 69 НК РФ. Налоговики должны указывать размер задолженности по налогу, в требовании об уплате налога необходимо указывать размер задолженности по налогу, размер пеней (пени указываются до момента выставления требования), срок, в который надо успеть уплатить налог (в зависимости от вида налога законодательством предусматриваются разные сроки), срок исполнения требования, а также меры, которые могут быть приняты, если требование не будет исполнено.

В любом случае налоговики должны указывать полную информацию об основаниях требования уплатить налог со ссылками на соответствующие статьи НК РФ, в которых установлена такая обязанность (абз. 2 п. 4 ст. 69 НК РФ).

Смысл направления требования об уплате налога (в нашем случае и штрафа) заключается в урегулировании спорной ситуации с предпринимателем в досудебном порядке. На это указывает пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Требование должно быть оформлено четко, ясно, в соответствии с законом, а не являться формальным шагом к последующему взысканию налогов и наложению штрафов.

Предприниматель может обжаловать требование об уплате налога (штрафа) вместе с решением о привлечении к налоговой ответственности. В некоторых случаях это полезно, потому что дает дополнительный довод в пользу удовлетворения судом ходатайства предпринимателя о применении обеспечительных мер.

Несоблюдение налоговыми органами правил оформления требований позволяет индивидуальному предпринимателю «положительно» обжаловать незаконность такого требования в судебном порядке.

Например, если налоговый орган в своем требовании указал размер начисленных пеней, но не указал размер недоимки по налогу, то суды признают такие требования незаконными, поскольку они не соответствуют статье 69 НК РФ (постановления ФАС Московского округа от 27 сентября 2006 г., 28 сентября 2006 г. по делу № КА-А40/9161-06, ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2005 г. по делу № А33-18459/04-С3-Ф02-1275/05-С1, ФАС Северо-Западного округа от 3 декабря 2003 г. по делу № А05-5785/03-323/9).

Зачастую требования об уплате налога (штрафа) не содержат сведений о размере недоимки, периоде формирования задолженности и пеней, о расчете пеней с учетом ставки рефинансирования Банка России, дейст­вовавшей в период их начисления, об основании взимания налогов. Суды не признают законными такие требования (постановления ФАС Поволжского округа от 13 июня 2006 г. по делу № А55-22137/05-3, ФАС Северо-Западного округа по делу № А66-9894-03 от 3 декабря 2004 г.).

Однако суды не всегда считают, что отсутствие в требовании сведений о размере задолженности, ставке пеней и периоде взимания является существенным нарушением. К примеру, ФАС Поволжского округа в своем постановлении по делу от 20 апреля 2006 г. № А12-28779/2005-С29 посчитал такие «неточности» формальностью, сославшись на справедливость фактических требований налоговиков, и признал требование об уплате налога законным. В данном деле сыграло свою роль то, что налоговым органом представлены данные и материалы, которые налогоплательщиком не оспорены. Следовательно, предприниматели должны активно выступать в суде и требовать исполнения закона в полной мере.

Порядок взыскания задолженности с физических лиц по налогам

Действия налогового органа при неуплате налога физлицом:

  1. Выставление требования.

Если размер задолженности не более 3 000 рублей, то налоговая служба направляет плательщику требование не позже трех месяцев после обнаружения неуплаты. При меньшей сумме срок направления уведомления не может превышать один год (п. 1 статьи 70 НК РФ). Допускается продление предельного срока направления требования на 6 месяцев.

  1. Уплата налога физическим лицом.

Человеку дается 8 рабочих дней на погашение задолженности. Срок начинает исчисляться с даты получения уведомления. Исключение: если другой срок добровольной уплаты налога не предусмотрен в тексте требования.

  1. Обращение за взысканием налоговой задолженности с физических лиц в суд.

Если в установленный срок физическое лицо не закрыло задолженности, то налоговая служба вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога (сбора), а также пени, штрафа за счет имущества физлица. Срок обращения определяется суммой всех долгов.

Читайте также:  Выплаты малоимущим семьям в 2023 году

Налоговый (таможенный) орган вправе подать заявление в суд на протяжении:

  • полугода с даты, когда общая сумма недоимки составила более 10 000 рублей;
  • полугода с даты истечения трехлетнего срока выполнения самого раннего требования о погашении задолженности, когда общая сумма (налогов, сборов, штрафов, пени) составляет менее 10 000 рублей.

Трехлетний срок давности начинает исчисляться со дня оплаты налога, указанной налоговым органом в самом первом требовании.

  1. Рассмотрение дела о взыскании задолженности с физлица по налогам и сборам

Судья рассматривает заявление в течение пяти дней с даты поступления и выносит судебный приказ без вызова сторон (ст. 123 КАС РФ). Затем он направляет налогоплательщику копию судебного приказа, который может предоставить свои возражения по поводу его исполнения в двадцатидневный срок с даты направления.

Чаще всего несогласие с судебным приказом выражают должники, с которых пытаются взыскать «старые» налоги. Так, безнадежной считается задолженность по налогу на имущество физлиц, транспортному, земельному налогам, которая числится за человеком по состоянию на 1 января 2015 года, незакрытая полностью или частично на протяжении 2015-2017 гг. Такие задолженности налоговые органы должны списывать сами, но это происходит не всегда.

Если физическое лицо успело выразить несогласие с судебным приказом должным образом, то он будет отменен. В дальнейшем налоговый орган сможет предъявить свои требования повторно в течение шести месяцев с даты вынесения судом определения об отмене судебного приказа, но уже в порядке искового производства. Такое дело будет рассматриваться дольше, чем в приказном порядке. Например, районный суд обязан рассмотреть дело не более, чем в течение трех месяцев с даты поступления заявления (ст. 289 КАС РФ, п. 1).

Если должник не предоставит возражения (это нужно сделать в установленный срок), то налоговая инспекция получит второй экземпляр судебного приказа, на котором будет гербовая печать суда.

  1. Выдача исполнительного листа.

Решение вынесено — готовьте деньги

После вынесения решения о взыскании инспекция оформляет поручение на списание и перечисление задолженности в бюджет и направляет его в банк. Поручения могут выставляться к нескольким счетам, но в пределах суммы взыскиваемой недоимки (п. 54 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Взыскание производят последовательно: с рублевых счетов, с валютных счетов, со счетов в драгметаллах, за счет электронных денежных средств. Каждый следующий вид счета подключается при недостаточности средств на предыдущем. Запрещено взыскание налога со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума.

Срок, в который должно быть направлено поручение, НК РФ не установлен. Но Президиум ВАС РФ разъяснял, что и с решением, и с поручением налоговики должны уложиться в двухмесячный срок, отведенный на вынесение решения (постановление от 04.02.2014 № 13114/13). Так что и здесь нужно следить за сроками.
Списать деньги банк должен в следующие сроки:

  • с рублевых счетов — не позднее следующего операционного дня после получения поручения;
  • с валютных и счетов в драгметаллах — не позднее двух операционных дней.

Компания не заплатила недоимку, указанную в требовании. Каков дальнейший порядок взыскания?

В этом случае у налоговой есть два месяца на вынесение решения о взыскании недоимки. В течение шести дней после принятия решения инспекция должна направить его компании.

Если инспекция в течение двух месяцев не приняла решение о принудительном взыскании, значит, срок на внесудебное взыскание — упущен. Теперь налоговики могут взыскать недоимку только через арбитражный суд.

Бывает и так, что одновременно с решением о взыскании налоговая блокирует счёт компании, чтобы деньги нельзя было вывести. Есть вариант и ареста имущества. Но для этого инспекция должна получить разрешение прокурора. А для его получения нужно иметь достаточные аргументы, доказывающие, что компания сможет скрыть имущество.

Решение о взыскании исполняется следующим образом. Сначала налоговая отправит в банк поручение на перечисление денег в счёт недоимки со счета компании в бюджет. Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего дня. Если средств на счету недостаточно, налоговики «трясут» компанию дальше (электронные, валютные счета и т. д)

Порядок и сроки взыскания недоимки по налогам и сборам

Если в ходе проверки выявлена недоимка, инспекция указывает это в решении о проверке. В течение 20-ти дней после вступления решения в законную силу налоговая направляет компании требование об уплате налога, сбора или страховых взносов, где указывает сумму недоимки, пеню, штраф и срок уплаты.

Если сумма недоимки позволяет привлечь по статье 199 УК РФ, инспекция уточняет в требовании, что в случае неуплаты недоимки в срок передаст информацию о ней в следственные органы. Возбуждение уголовного дела грозит, если сумма «чистой» недоимки (без штрафа и пеней) — более 15 млн рублей за 3 года.

Срок уплаты недоимки по требованию инспекции — 8 дней с момента получения требования. Но налоговая может указать и более длительный срок.

День получения требования зависит от способа его отправки:

  • седьмой день с даты отправки, если налоговая отправила требование заказным письмом по почте;
  • день получения, если требование направлено по ТКС, передано лично директору компании под роспись или передано через ЛК налогоплательщика.

Срок исковой давности по уплате пени юридическими лицами и ИП

В отношении юридического лица и ИП, проигнорировавших требование ИФНС об уплате, налоговики вправе вынести решение о взыскании средств в бесспорном порядке (ст. 46, 47 НК РФ):

  • за счет средств на счетах;
  • если средств на счетах недостаточно – за счет остального имущества налогоплательщика.

В некоторых случаях обратиться к банковским счетам плательщика не получится, например, если сумма взыскания больше 5 млн. руб. (п. 2 ст. 45 НК РФ). Поэтому сразу следует обращение налоговиков в суд.

Читайте также:  Кто такой иждивенец: понятие, как регулируется законодательством

Приведем сроки исковой давности по задолженности по налогам и пени с соблюдением бесспорного порядка взыскания средств с организаций и ИП (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ):

Наличие средств на счетах плательщика

Период вынесения решения о взыскании с момента истечения срока уплаты по требованию

За счет чего погашается задолженность

Период обращения в суд, если решение о взыскании не вынесено вовремя

Средств для погашения долга достаточно

2 месяца

За счет средств на счетах

6 месяцев (с момента истечения срока исполнения требования)

Средств для погашения долга недостаточно

1 год

За счет имущества

2 года (с момента истечения срока исполнения требования)

Как списать задолженности по пеням

До 2015 года задолженность предприятия по пеням, процентам и штрафам считалась безнадежной по причине завершения исполнительного производства, если с даты образования долга прошло 5 лет. При этом величина задолженности должна былы быть меньше требований к должнику, утвержденного для возбуждения разбирательства о признании его банкротом.

С 2015 года списание долга, взыскание которого считается невозможным в связи с вынесением приставом-исполнителем постановления о завершении исполнительного делопроизводства при возврате взыскателю исполнительного документа по 2 основаниям, если с момента обнаружения недоимки или долга по штрафам/пеням прошло больше 5 лет, возможно в следующих ситуациях:

  • Если величина задолженности оказывается в сумме не больше требования к должнику, утвержденного на законодательном уровне по причине отсутствия суммы денег, достаточной для компенсации судебных издержек на инициацию процессов, связанных с делом о банкротстве.
  • Если суд вернул ходатайство о признании должника банкротом или прекратил делопроизводство по вопросу о банкротстве из-за недостатка денежных средств, которых хватало бы для компенсации судебных издержек на проведение процедур, необходимых при рассмотрении дела о банкротстве.

Исполнительный документ подлежит возврату взыскателю после возбуждения делопроизводства в следующих случаях:

  1. Если у должника не имеется имущества, которое можно было бы взыскать в счет погашения долга. Либо все меры, которые пристав-исполнитель предпринял в рамках закона по поиску такого имущества, не увенчались успехом.
  2. Если местонахождение должника так и не удалось установить. Или не удалось обнаружить место нахождения его имущества. Не были найдены сведения о том, имеются ли у должника ценности и деньги на хранении в банке, во вкладах, на счетах (не имеются в виду ситуации, когда законом предусмотрен розыск имущества или самого должника).

Стоит также упомянуть о документах, которые являются доказательством признания задолженности по пеням, штрафам и процентам безнадежной к взысканию. До 2015 года перечень состоял всего из 2 документов — справки от ФНС и постановления пристава-исполнителя. Сегодня в список входят:

  • Копия постановления о завершении исполнительного делопроизводства при возврате взыскателю исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя.
  • Справка от ФНС о размере долга и недоимки по процентам, штрафам, пеням.
  • Определение суда о возврате заявления о признании должника банкротом (или о завершении делопроизводства в связи с отсутствием денег на компенсацию судебных издержек, связанных с процедурой в деле о банкротстве).

Пени по займам от МФО

Несколько другая ситуация касается тех, кто должен микрофинансовым организациям. Пеня на сумму долга начисляется точно такая же, как и в случае с банковским кредитом. То есть согласно ФЗ-353 это 20% годовых, плюс положенная по договору ставка.

Но именно сфера микрокредитования загоняла заемщиков в настоящую кабалу. Дело в том, что на сегодня предельная ставка по займам — 1% в день, ее чаще всего и назначают кредиторы, а это 365% годовых. То есть к 20% годовых добавляются 365%. В итоге долг увеличивается кардинально быстро.

Чтобы уберечь заемщиков от неоправданно высоких неустоек, законодательно ограничена сумма, которую могут требовать микрокредиторы в виде неустоек. В виде пеней и процентов МФО не правомочна требовать с заемщика более 1,5-кратной величины займа.

Проще говоря, если сумма микрозаймам на момент выдачи составляла 10 000 рублей, то в виде процентов и пеней при просрочке МФО может начислить максимум 15 000. То есть общая требуемая к возврату сумма не может быть больше 25 000 рублей.

Ошибки в каких реквизитах приводят к пеням

Как показывает практика, чаще других не замеченными плательщиком остаются ошибки в нижних полях платежки (104–109). И это не удивительно.

В собственных реквизитах вы ошибетесь вряд ли, а если да, то платеж просто не уйдет. Реквизиты налоговой более-менее стабильны, их вы, как правило, выбираете из справочника, а не прописываете заново при каждом новом платеже. Поэтому риск ошибиться в них тоже невысок.

А вот КБК (поле 104) периодически меняются. Ошибиться можно и в ОКТМО (поле 105). А налоговый период (поле 107) вообще каждый раз нужно писать новый. Вот эти три поля и могут завести платеж в невыясненные.

Что касается оставшихся трех реквизитов «подвала» платежки, они вряд ли могут стать причиной пеней. Если вы ошибетесь в основании налогового платежа (поле 106), налоговики, скорее всего, отправят платеж туда, куда нужно. Поля 108 и 109 — номер и дату налогового документа — заполняют в особых случаях. Например, при оплате по требованию или по акту налоговой. Поэтому выверяют каждую цифру. Значит, ищем потерявшийся платеж и проверяем поля 104, 105 и 107. Причина — в одном из них.

Проверить и найти верный КБК вам поможет наша горячая подборка.

ОКТМО смотрите в своих регистрационных документах. Кстати, в ОКТМО часто ошибаются при уплате НДФЛ за обособки.

А о поле 107 поговорим подробнее.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *